Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Часть 3. Задания части 3 оцениваются от двух до 4 баллов
Задания части 3 оцениваются от двух до 4 баллов. За правильное выполнение заданий С1, С4, С5 присваивается 2 балла; С2, С3, С6, С7 – 3 балла, С8 – 4 балла. Максимально возможный балл за всю работу – 62.
Перечислите любые три функции политической партии в демократическом государстве.
Ответ:
Содержание верного ответа и указания к оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
| Балл
| В ответе могут быть названы следующие функции политической партии:
- представление общественных интересов;
- участие в формировании политической элиты;
- разработка политических программ;
- распространение политической информации;
- участие в избирательных кампаниях;
- организация массовых политических действий.
Могут быть названы и другие функции.
|
| Правильно названы три функции при отсутствии неверных позиций
|
| Правильно названы одна - две функции
|
| Ответ неправильный
|
| Максимальный балл
| 2
|
С помощью трёх примеров проиллюстрируйте процесс социализации человека.
Ответ:
Содержание верного ответа и указания к оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
| Балл
| В ответе могут быть приведены следующие примеры социализации:
1) ребенок начинает соблюдать правила общения со старшими – происходит освоение человеком социальных норм;
2) ученик приобретает экономические знания – происходит приобщение к накопленному интеллектуальному потенциалу общества;
3) человек входит в социальную группу и становится ее участником – происходит его формирование как представителя группы, носителя её норм и ценностей.
Могут быть приведены и иные примеры.
|
| Приведены три примера
|
| Приведены два примера
|
| Приведён один пример
|
| Ответ неправильный
|
| Максимальный балл
| 3
|
Известный мореплаватель Магеллан искал кратчайший путь в Индию. Он пользовался картой, где был указан пролив, соединяющий Атлантический и Тихий океаны. Однако в отмеченном на карте месте Магеллан пролива не обнаружил. Тогда, изучив описания, оставленные его предшественниками, он предположил, что этот пролив должен быть южнее. Он исследовал каждую бухту, каждый залив – и обнаружил пролив (впоследствии названный его именем) между материком и архипелагом Огненная Земля.
Какие методы научного познания применил Магеллан? Укажите три метода.
Ответ:
Содержание верного ответа и указания к оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
| Балл
| В ответе должны быть названы следующие методы:
1) выдвижение гипотез (гипотеза);
2) теоретический анализ;
3) практическое исследование (наблюдение).
|
| Указаны три метода
|
| Указаны два метода
|
| Указан один метод
|
| Ответ неправильный
|
| Максимальный балл
| 3
|
Прочитайте текст и выполните задания С4 – С7.
|
Наукой принято называть теоретическое систематизированное представление о мире, воспроизводящее его существенные стороны в абстрактно-логической форме и основанное на данных научных исследований < …>
Наука, являясь частью культуры, представляет собой систему знаний и вид духовного производства.
Как вид духовного производства наука включает в себя специфическую деятельность человека по приращению существующего и получению нового знания. Результатом данной деятельности становится система научных знаний, образующих в совокупности научную картину мира.
Научная картина мира формируется под влиянием двух моделей развития научного знания. Согласно первой модели – эволюционной – наука представляет собой особый вид «социальной памяти человечества». Согласно второй модели – революционной – наука периодически переживает коренную смену господствующих в ней представлений < …>
Термин «наука» употребляется также для обозначения отдельных отраслей научного знания. Первоначально отрасли науки формировались в соответствии с теми сторонами действительности, которые были вовлечены в процесс познания. В современной науке новые области знания возникают в связи с выдвижением определённых теоретических или практических проблем. Проблемный характер развития современной науки привёл к появлению междисциплинарных и комплексных исследований, проводимых средствами нескольких различных дисциплин специальным научным сообществом < …>
В современном обществе наука является важнейшим социальным институтом, глубоко проникающим во все сферы общественной жизни. Наука превращается в непосредственную производительную силу общества, становится массовым видом деятельности < …>
(И. В. Безбородова, М. Б. Буланова и др.)
Укажите любые три из приводимых в тексте определений науки.
Ответ:
Содержание верного ответа и указания к оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
| Балл
| Могут быть приведены следующие определения науки:
1) «теоретическое систематизированное представление о мире…»;
2) «система знаний и вид духовного производства»;
3) «специфическая деятельность человека по приращению существующего и получению нового знания»;
4) «отдельные отрасли научного знания».
|
| Приведены три определения
|
| Приведены два определения
|
| Приведено одно определение,
ИЛИ ответ неправильный
|
| Максимальный балл
| 2
|
Как, по мнению авторов, изменилась структура наук? Какую причину этих изменений они указали?
Ответ:
Содержание верного ответа и указания к оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
| Балл
| Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
1) констатацию сущности изменений в системе наук: от чёткой отраслевой структуры к комплексной, междисциплинарной;
2) указание причины: переход к проблемному подходу в выборе предмета исследования.
|
| Дан ответ, и указана причина
|
| Дан ответ без указания причины
|
| Ответ неправильный
|
| Максимальный балл
| 2
|
Опираясь на знание курса, укажите любые три социальные проблемы, которые являются предметом междисциплинарных исследований, и науки, изучающие эти проблемы.
Ответ:
Содержание верного ответа и указания к оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
| Балл
| Могут быть указаны такие проблемы, например:
- проблема социальной сущности человека (изучают психология, социология, социальная антропология, философия, педагогика и др.);
- процесс социализации личности (изучают педагогика, психология, социология, культурология, политология, правоведение и др.);
- экологические проблемы (изучают биология, география, социальная антропология, экономика, политология и др.).
Могут быть указаны другие проблемы.
|
| Указаны три проблемы и науки, их изучающие
|
| Указаны две - три проблемы и науки, изучающие две из них
|
| Указаны от одной до трех проблем и наука, изучающая одну из них
|
| Ответ неправильный
|
| Максимальный балл
| 3
|
Авторы назвали науку важнейшим социальным институтом современного общества. Приведите три примера влияния современной науки на общество.
Ответ:
Содержание верного ответа и указания к оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл)
| Балл
| Могут быть приведены, допустим, такие примеры:
1) динамично развивающаяся наука требует притока квалифицированных кадров, т.е. активно развивается сфера образования;
2) изменение социальных реалий в связи с достижениями науки, в т.ч. применение кибернетических моделей;
3) происходит изменение экономической структуры общества, в т.ч. структуры занятости.
Могут быть приведены другие примеры.
|
| Приведены три примера
|
| Приведены два примера
|
| Приведён один пример
|
| Ответ неправильный
|
| Максимальный балл
| 3
|
Последнее задание работы (С8) – задание по выбору. Выполняя его, вы можете проявить свои знания и умения на том содержании, которое для вас более привлекательно. С этой целью выберите ОДНО из предложенных ниже высказываний.
Выберите одно из предложенных ниже высказываний и изложите свои мысли (свою точку зрения, отношение) по поводу поднятой проблемы.
Выполняя задание, следует использовать соответствующие понятия обществоведческого курса и, опираясь на знания, полученные в курсе обществоведения, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт, привести необходимые аргументы для обоснования своей позиции.
Философия
| «Полнота познания всегда означает некоторое непонимание глубины нашего неведения» (Р. Милликен).
|
Социальная психология
| «Семья является первичным лоном человеческой культуры» (И. Ильин).
|
Экономика
| «При обычном и повседневном положении дел спрос на любые товары предшествует их предложению» (Д. Рикардо).
|
Социология
| «Чем выше положение человека, тем более строгими должны быть рамки, которые сдерживают своеволие его характера» (Г. Фрейтаг).
|
Политология
| «Политика – это деловые решения, а не многословные речи по поводу решений» (Ф. Бурлацкий).
|
Правоведение
| «Законы должны для всех иметь одинаковый смысл» (Ш. Монтескье).
|
Ответ:
Содержание верного ответа и указания к оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)
| Балл
| При оценивании ответа необходимо выделить следующие элементы:
1) представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы;
2) раскрытие проблемы на теоретическом уровне (в связях и с обоснованиями) или на бытовом уровне, с корректным использованием или без использования обществоведческих понятий в контексте ответа;
3) аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни и / или собственный опыт.
|
| Представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы.
Проблема раскрыта на теоретическом уровне, в связях и с обоснованиями, с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа.
Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни и / или личный социальный опыт.
|
| Представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы.
Проблема раскрыта с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа (теоретические связи и обоснования не присутствуют или явно не прослеживаются).
Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни и / или личный социальный опыт.
|
| Представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы.
Проблема раскрыта при формальном использовании обществоведческих терминов.
Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни и / или личный социальный опыт.
|
| Представлена собственная позиция по поднятой проблеме на бытовом уровне без аргументации.
|
| Проблема не раскрыта.
ИЛИ
Дана информация (факты общественной жизни и / или личного опыта) не в контексте задания.
|
| Максимальный балл
|
|
|