Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Динамика налоговых поступлений в консолидированный бюджет РСО-Алания за 2012-2014 гг. по видам налогов.
Таблица 1.
Источник: данные Федеральной налоговой службы РСО-Алания, расчеты автора. Исследуя динамику налоговых поступлений за три года отметим, что объемы налоговых поступлений за рассматриваемый период сначала увеличились в 2014 году на 196, 8 млн. руб., а в 2015 году снизились на 58 млн. руб. Основной рост поступлений в 2015 г. приходится на следующие налоги: налог на игорный бизнес – 148, 6%, транспортный налог – 141, 8%, налог на имущество физ. лиц – 141, 7%. Также увеличились в 2015 году, но на меньшую долю, поступления от следующих налогов: налог на имущество организаций – 101, 2% и земельный налог -102, 8%. Существенное снижение поступлений в 2015 г. наблюдалось по следующим налогам: НДПИ – 66%, НПО – 83, 9%. Следует отметить, что снижение поступлений по налогу на прибыль отражает общую картину по большинству регионов РФ. В целом динамика налоговых поступлений за рассматриваемый период показывает, что после повышения налоговых доходов в 2014 году на 2, 2%., в 2015 году наблюдается их снижение на 0, 6%. Наибольшую долю в структуре налоговых поступлений занимает НДФЛ, который имеет тенденцию к повышению в указанном периоде. В 2014 году он увеличился на 15, 4%, а в 2015 году – на 3, 6%. Влияние НДФЛ на формирование доходов консолидированного бюджета РСО-Алания очень велико, поэтому рост поступлений по данному налогу существенно сказывается на объеме бюджетных доходов. Вторым по значению и степени влияния на величину налоговых доходов является налог на прибыль организаций. Налог на прибыль организаций занимает второе место по удельному весу в структуре налоговых доходов консолидированного бюджета РСО-Алания. Однако тот факт, что его поступления снижаются, а доля в доходах уменьшается, вызывает обеспокоенность относительно дальнейших прогнозов. Отметим, что в настоящее время в республике применяется максимально возможная ставка по налогу на прибыль — 18%, что, как видно, не способствует его активной собираемости. Минимальна ставка по налогу на прибыль организаций в размере 13, 5% установлена в республике только для общественных организаций инвалидов и организаций, использующих труд инвалидов, а также для организаций уголовно-исполнительной системы, расположенных на территории РСО-Алания. Основные причины снижения поступлений по данному налогу заключаются в снижении показателей эффективности хозяйствующих субъектов. Существенное значение в формировании налоговых доходов региона имеет налог на имущество организаций. Рост налога на имущество организаций в Управлении федеральной налоговой службы по РСО-Алания связывают с упорядочением соответствующей базы данных. Однако, по мнению специалистов, резервы еще не исчерпаны, поскольку в республике все еще велики объемы незавершенного строительства, а также среднегодовая стоимость оборудования, предназначенного к установке. Фактически, ввод объектов в эксплуатацию опережает данные бухгалтерского учета, в которых эти объекты не переведены в основные фонды, а, следовательно, выпали из под налогообложения. Итак, основная доля налоговых доходов консолидированного бюджета приходится на четыре основные налога: налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, акцизы и налог на имущество организаций. Именно эти налоги на протяжении последних лет наполняли республиканскую казну и демонстрировали рост. Проведенное исследование структуры и состава налоговых доходов РСО-Алания, а также удельного веса видов налогов в объеме общих собственных доходов демонстрирует немотивированно низкую роль имущественных и ресурсных налогов. Заметим, что именно имущественные и ресурсные налоги, их величина, служат индикатором состояния важной составляющей экономического потенциала региона. Дотационные регионы, которых в настоящее время подавляющее большинство, ощущают очень плотную зависимость от федерального центра, что не создаёт условия для эффективного государственного управления на региональном уровне. Это, в свою очередь порождает множество проблем по обеспечению устойчивого экономического роста в регионах, выполнению социальных обязательств, повышению уровня и качества жизни населения. Особенно остро эти проблемы встают в таких регионах как Северная Осетия — Алания, где очень узкий масштаб экономики, не развита современная финансовая инфраструктура, сложное геополитическое и геоэкономическое положение. К числу таких регионов можно отнести практически все республики Северного Кавказа и не только. Обобщая вышеизложенное сформулируем ряд общих тенденций и проблем: - субъекты РФ в большей степени зависимы от федерального центра; - распределение налоговых источников в рамках межбюджетных отношений не создает условия укрепления собственной финансовой основы регионов; - основные доходообразующие налоги направляются в федеральный бюджет, лишая региональные бюджеты не только источников собственного финансирования, но также и стимулов по наращиванию налогового потенциала; - собственные доходы региональных бюджетов формируются за счет налоговых поступлений, доля которых имеет низкий показатель—менее 50% от общей величины доходов; - основу налоговых доходов региональных бюджетов составляет налог на доходы физических лиц, что само по себе не является негативным явлением. Однако не следует игнорировать роль и значение налога на прибыль, который является условным индикатором развития экономики, создающей условия для роста остальных показателей и налоговых поступлений; сохраняется очень низким уровень поступлений от имущественных налогов — основы региональных источников доходов, собираемость по которым хоть и стопроцентная, но по суммам не окупает даже затраты на сбор этих налогов. Очень высоким остается удельный вес и объемы финансовой помощи из федерального бюджета, что порождает эффект непостоянства и нестабильности доходной базы бюджета: Республики Северная Осетия-Алания, ведет к большей экономической зависимости республики от федерального центра и падению заинтересованности региональных органов власти и органов местного самоуправления в увеличении доходной базы местных бюджетов. Наши предложения по совершенствованию региональных налогов: 1) Транспортный налог: - Дифференциация ставок транспортного налога для физических и юридических лиц, а также в зависимости от страны происхождения автомобиля (т.е. увеличение должно коснуться иностранных автомобилей); - Предусмотреть возможность применения повышающего коэффициента к ставке данного налога при предельном сроке эксплуатации автомобиля (более 10 лет). 2) Налог на имущество организаций: - Формирование интегрального кадастра объектов недвижимости по различным категориям (государственная недвижимость; личная недвижимость; недвижимость организаций; объекты незавершенного строительства); - Установление дифференцированных ставок налога на недвижимость для юридических и физических лиц; - Введение «налоговых каникул» для вновь создаваемых производств; - Установление базовой ставки налога для физических лиц на уровне 0, 36- 0, 47 % от рыночной стоимости; - Использование повышающих коэффициентов по недвижимости, расположенной в пределах городской черты или вблизи ее (в пределах 15 км); - Использование повышающих коэффициентов при строительстве жилых домов повышенной этажности (выше 2-го этажа); - Введение необлагаемого минимума в 500 тыс. рублей для героев Советского Союза, Российской Федерации, инвалидов детства, инвалидов 1, 2 групп и др. категорий; - Использование повышающих коэффициентов при превышении норм жилой площади на семью (на семью из трех человек 50-60 кв.м). 3) Единый налог на вмененный доход: - Более обоснованное установление базовой доходности с предоставлением ее корректировки региональным властям с учетом уровня социально-экономического развития региона; - Перевод на уплату данного налога такого вида деятельности, как передача во временное владение или пользование другим хозяйствующим субъектам нежилых помещений общей площадью не более 150 кв.м.; - Оспариваемая возможность для налогоплательщиков перерасчета налоговых обязательств, если доход, рассчитанный по ЕНВД, окажется больше, нежели при традиционной системе налогообложения; - Разработка на федеральном уровне единой методики, позволяющей муниципальным образованиям при расчете коэффициента К2 учесть такие особенности ведения предпринимательской деятельности, как: территориальное расположение объекта хозяйствования, его доходность с учетом сезонного фактора (если это имеет место], времени работы, вида реализуемой продукции. 4) Единый сельскохозяйственный налог: 1.0боснование дополнительного перечня расходов при формировании налоговой базы, учитывая специфику сельскохозяйственного производства. 5) Упрощенная система налогообложения: - Ежегодная индексация суммы годового оборота, позволяющего перейти на упрощенную систему налогообложения; - Ввести для налогоплательщиков, использующих упрощенную систему налогообложения, начисление и уплату НДС; - Перевод субъектов, применяющих упрощенную систему налогообложения, с поквартального представления налоговых деклараций на годовую налоговую декларацию с уплатой ежеквартальных авансовых взносов налога исходя из объекта налогообложения. Развитие регионального налогообложения является одним из наиболее противоречивых аспектов российской бюджетной и налоговой практики. С одной стороны, это обусловливается ситуацией, возникающей в связи со значительным разрывом между степенью делегирования полномочий по осуществлению расходов нижестоящим органам управления и степенью их налоговой самостоятельности. С другой стороны, развитие регионального налогообложения должно быть неразрывно связано с тенденциями развития межбюджетных отношений между уровнями бюджетной системы.
|