Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Стационары и полустационары при детских больницах и психоневрологических диспансерах
В системе логопедических учреждений Министерства здравоохранения СССР ведущее место занимают так называемые речевые стационары или отделения при специализированных детских больницах. В них созданы необходимые условия для оказания квалифицированной помощи лечебно-оздоровительного и психолого-педагогического характера детям, имеющим, помимо речевых дефектов, сопутствующие отклонения в психическом развитии. Такие дети нуждаются в коррекционном воздействии на личность и поведение в целом. В дошкольный стационар дети принимаются с 4—5 лет с диагнозами «алалия», «дизартрия», «ринолалия», «заикание». Нередко туда направляются дети с неустановленным диагнозом. Это бывает в тех случаях, когда нужно отграничить речевую патологию от сходных состояний (при снижении слуха, умственной отсталости, аутизме, задержке психического развития). В условиях стационара осуществляется комплексное обследование медицинскими специалистами (педиатром, психиатром, невропатологом, генетиком, окулистом и т. д.), логопедом, дефектологом и психологом. В случае необходимости применяются объективные методы исследования (ЭЭГ, рентген черепа, аудиометрия и т. п.). Все это помогает определить причину дефекта, структуру и степень выраженности речевой патологии, выяснить интеллектуальные возможности ребенка, особенности его характера, поведения и эмоционально-волевой сферы На основании полученных результатов обследования намечаются направления коррекционной работы и соответствующий комплекс лечебных мероприятий. Детей со сходными речевыми дефектами объединяют в группы, за которыми закрепляются логопед и воспитатель. Занятия проводятся ежедневно в течение 3—6 мес. в утренние часы. Для детей, имеющих выраженные отклонения в поведении, комбинированные формы дефекта и т. п., организуются индивидуальные занятия. Большое значение придается преемственности в работе логопеда и воспитателя, который решает наряду с коррекционными и общеобразовательные задачи. В период пребывания ребенка в стационаре осуществляется систематическое наблюдение за его развитием, психическим состоянием и речевой динамикой. По истечении 3—5 мес. проводится повторное обследование ребенка, устанавливается окончательный диагноз, даются рекомендации по дальнейшему лечению и обучению в соответствующем типе педагогического или лечебного учреждения. Родителям даются советы по воспитанию ребенка в домашних условиях.
|