Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Этапы реализации программы
Первый этап – 2013 – 2015 годы. На данном этапе будут проведены энергоаудиты на промышленных предприятиях, включая энергетику, а также в бюджетном секторе, по итогам которых будут разработаны планы энергосбережения предприятий и формирование бюджета. Начнется масштабная модернизация промышленных и энергетических предприятий, которым необходимо будет соответствовать нормативам энергопотребления и иным требования в области энергосбережения и повышения энергоэффективности. Также будет проведена масштабная пропаганда среди населения, подготовка кадров в области энергосбережения и внедрение национального стандарта систем энергоменеджмента. Будут разработаны дополнительные нормативно-регулятивные меры. Второй этап – 2016 – 2020 годы. На данном этапе будет проведен в соответствии с результатами энергоаудита основной этап модернизации промышленности и энергетики, а также работы по термомодернизации домов и бюджетного сектора, обновлению автопарка, переходу на светодиодное освещение, обеспечению энергоэффективного строительства, привлечению частных инвестиций. Для решения поставленных задач по каждому направлению предлагается использовать механизмы и меры, реализация которых могут обеспечить достижения цели Программы.
1. Направление 1 – «Энергоэффективное промышленное предприятие». С функционированием главного механизма Закона – Государственного энергетического реестра, до июля 2015 года должны пройти энергоаудит свыше 2000 промышленных предприятий и субъектов квазигосударственного сектора. По итогам энергоаудита будут разработаны и реализовываться планы энергосбережения данных предприятий. Планы энергосбережения будут направлены на модернизацию оборудования, технологических процессов, зданий, а также внедрение управленческих решений на основе энергетического менеджмента. Будут реализованы также планы по модернизации предприятий, являющиеся частью региональных планов энергосбережения до 2015 года. Все вышеназванные меры требуют инвестиций и затрат, которые будут нести предприятия. В связи с этим необходимо реализовать дополнительные меры экономического стимулирования предприятий к повышению их энергоэффективности. Для поддержки малого и среднего предпринимательства предлагается со стороны государства предоставить льготные кредиты и лизинговые программы по покупке энергосберегающих технологий и оборудований. Кроме того, по итогам энергоаудитов необходимо пересмотреть нормативы энергопотребления для промышленных предприятий в сторону ужесточения, а также внедрить систему бенчмаркинга энергоэффективности. Система технического регулирования является ключевым инструментом государственного влияния на процессы, направленные на энергосбережение. В связи с этим необходимо пересмотреть действующие технические стандарты и утвердить новые стандарты по энергоэффективности для различных оборудований и технологий.
2. Направление 2 – «Инновационная энергетика». В секторе энергетики важно эффективно реализовать мероприятия в рамках инвестиционных соглашений с энергопроизводящими предприятиями. В данном случае весьма действенной стратегией являются меры по: 1) введению запрета на раздельное производство тепла и электроэнергии в проектируемых энергоисточниках без оценки возможности использования технологии когенерации. 2) требованию обязательного повышения энергоэффективности предприятий, что не только повысит эффективность инвестиционных программ по модернизации, но и положительно отразится на конечном результате по увеличению КПД станций и снижению потерь в сетях; 3) пересмотру технических стандартов по углю.
3. Направление 3 – «Энергоэффективное ЖКХ». По данному направлению главной задачей является осуществление успешной термомодернизации жилищного фонда страны и ремонт инженерно-коммунальных городских сетей. Для этого предлагается использовать механизм фонда развития ЖКХ для предоставления кредитов и лизинга с учетом новой финансово-экономической модели, задачами которого определены: 1) финансирование на возвратной основе коммунальных предприятий и жилищного сектора; 2) привлечение частных инвестиций; 3) финансовое оздоровление убыточных предприятий; 4) проведение финансового мониторинга инвестиционных проектов.
4. Направление 4 – «Энергоэффективное строительство». Для энергоэффективного строительства предлагается пересмотреть и ужесточить все строительные нормы и правила и ввести меры по зеленому строительству. Необходимо установить предельные нормы энергопотребления для строительства новых и эксплуатации действующих производственных, административных, социально-культурных, а также жилых зданий. Также необходимо предусматривать строительство зданий только с классом энергоэффективности «А» или «В». В целях применения энергоэффективной и энергосберегающей продукции на объектах ЖКХ предполагается создание реестра материалов, оборудования и их производителей по развитию инженерных сетей и сооружений, в том числе коммунальной инфраструктуры (водоснабжение, водоотведение и теплоснабжение). В целях применения качественных, энергоэффективных материалов, оборудования и технологий на объектах ЖКХ выработан особый порядок разработки и согласования предпроектной и проектной документации на строительство инженерных сетей и сооружений, в том числе коммунальной инфраструктуры (водоснабжение, водоотведение и теплоснабжение). Данный порядок предполагает создание и применение реестра материалов, оборудования и их производителей при проектировании объектов ЖКХ.
5. Направление 5 – «Энергоэффективный транспорт». В транспортном секторе главное внимание надо сконцентрировать на автомобильном транспорте. Почти 20 % энергоресурсов страны используется за счет потребления бензина автомобилями. В связи с этим предлагается: 1) адаптировать международные нормативы по повышению энергоэффективности автотранспорта; 2) включение в программы развития территорий мероприятий по развитию энергоэффективной транспортной инфраструктуры; 3) разработать механизмы по стимулированию покупки экономичных автомобилей; 4) обновлять парк воздушных судов и железнодорожных локомотивов, предусмотренных Планом энергосбережения Министерства транспорта и коммуникаций Республики Казахстан.
6. Направление 6 – «Энергоэффективный бюджетный сектор». В данном направлении важным является привлечение частных инвестиций за счет внедрения энергосервисных договоров. Однако, так как вложенные средства в бюджетные учреждения окупаются в кратчайшие сроки, местные исполнительные органы могут и за счет местного бюджета или привлеченных средств провести работу по повышению энергоэффективности бюджетного сектора. Для этого необходимо: поэтапное проведение энергоаудитов зданий государственных учреждений; реализация типовых решений по энергосбережению в бюджетных учреждениях; установление норм потребления электро- и теплоэнергии для государственных учреждений по типам постройки и видам деятельности. Также для финансирования внедрения энергосберегающих мероприятий предлагается использовать возвратный механизм фонда развития ЖКХ для предоставления кредитов и лизинга с учетом новой финансово-экономической модели.
7. Направление 7 – «Энергоэффективное освещение». В Казахстане расходуется почти 10 млрд. кВт ч электроэнергии на освещение. В соответствии с Законом Республики Казахстан «Об энергосбережении и повышении энергоэффективности» был введен поэтапный запрет на использование ламп накаливания. В то же время в связи с ценовыми изменениями на рынке световых устройств и нерешенными проблемами по утилизации ртутьсодержащих ламп предлагается принятие мер по поэтапному переходу с КЛЛ на светодиодные лампы. Кроме того, предлагается предусмотреть меры по: модернизации внутреннего освещения в зданиях и сооружениях бюджетной сферы; реконструкции уличного освещения в городах и населенных пунктах; проработке вопроса маркировки энергоэффективной осветительной продукции; реализации демонстрационных пилотных проектов по энергоэффективному освещению; проработке вопроса по принятию стандартов минимальной энергоэффективности для обеспечения доступности высокоэффективных и высококачественных осветительных изделий, в том числе стандартов по максимально допустимому содержанию ртути в лампах; разработке механизмов и мероприятий по ограничению поставок неэффективных осветительных изделий и по поддержке спроса на энергосберегающие изделия; проработке вопроса поэтапного ограничения на производство и продажу ртутьсодержащих ламп; изменению СНиП и СанПиН и введению новых технических регламентов; модернизации систем электроосвещения и электроснабжения в многоэтажных жилых помещениях с установкой автоматических приборов отключения сети; проведении мероприятий по организации утилизации ртутьсодержащих энергосберегающих ламп, бывших в употреблении у населения.
8. Направление 8 – «Энергоэффективное общество». Одной из самых основных ролей в Программе отведена работе с населением, пропаганде энергосбережения и подготовке кадров. В связи с чем, важно выстроить общественный контроль за реализацией политики энергосбережения предприятиями и акиматами. Для этого предлагается: создать при МИНТ общественный штаб по мониторингу реализации политики энергосбережения; проводить ежеквартальный мониторинг и заслушивание реализации планов мероприятий МИО и предприятий по энергосбережению.
9. Направление 9 – «Экономная оплата». Особо важно отметить, что для успешной реализации политики энергосбережения в ЖКХ необходимо обеспечить 100 % приборизацию всего населения. Население должно научиться экономить энергоресурсы и свои средства, использовать только энергоэффективные бытовые оборудования. Необходимо: внедрить меры по поощрению производства, продажи энергоэффективного бытового оборудования; проработать вопрос по 100 % оснащенности потребителей общедомовыми приборами учета тепловой энергии.
|