Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Процесс применения права. Стадии правоприменительного процесса
Применение права выступает как властная организующая деятельность профессионально подготовленных субъектов, наделенных компетенцией, которая направлена на обеспечение реализации права (соблюдение, исполнение, использование) другими субъектами права, протекает в определенных процессуальных формах и официально выражается в вынесении индивидуально-властного решения (правоприменительного акта). Как формально-логическая процедура применение права предстает в виде процесса в котором можно выделить.три основные стадии: установление фактической основы дела; 2) установление юридической основы дела; 3) решение дела и его документальное оформление. В качестве дополнительной стадии может выступать государственно-принудительное осуществление вынесенного решения. Первые две стадии правоприменительного процесса — это подготовка третьей стадии, а их разграничение имеет смысл только с точки зрения более точного определения характера осуществляемых действий. Иными словами, если первая стадия связана с фактическими обстоятельствами, то вторая — с правовыми нормами. Установление фактической основы дела рассчитано на профессиональное видение складывающихся фактических обстоятельств, поскольку, в первую очередь, связано с установлением юридических фактов (фактического состава), что непосредственно определено правовыми нормами. На этой стадии определяется система доказательств, которые обеспечивают основательность будущего решения. Устанавливаемые факты должны отвечать критериям достоверности, полноты и оформленности. Не случайно зачастую эта стадия правоприменительного процесса именуется формированием фактической основы дела. Здесь задача лица, осуществляющего применение права, состоит в выделении из всего многообразия фактических обстоятельств тех, которые позволят вынести обоснованное, законное и справедливое решение. Сложность деятельности но установлению фактической основы дела зачастую связана с тем, что фактические обстоятельства дела устанавливаются одними (следователь), а решение на основе этих фактов выносятся другими(судья), что, впрочем, не освобождает тех, кто принимает-решение, осуществлять оценку представленных фактов. При установлении фактической основы дела необходимо выделить те обстоятельства, которые не нуждаются в доказывании (общеизвестные факты, презумпции, аксиомы), которые доказываются строго определенными средствами (экспертизой) и те, которые доказываются непосредственно лицом, применяющим право. Установление юридической основы дела предполагает осуществление правовой (юридической) квалификации зафиксированных фактических обстоятельств, т. е. определяется, какая правовая норма распространяется на данные обстоятельства. Здесь, во-первых, определяется норма (нормы), подлежащая применению; во-вторых, осуществляется проверка подлинности текста нормативно-правового акта, в котором эта норма содержится; в-третьих, определяется действие нормы во времени, в пространстве и по кругу лиц; в-четвертых, происходит толкование правовой нормы. Если при осуществлении всех отмеченных операций не возникает осложнений, то перед нами ситуация типичного применения права.[^В том случае, если не можем обнаружить норму (пробел в праве), сталкиваемся с наличием нескольких норм, регулирующих однородные отношения (коллизия норм), либо норма связана со значительным усмотрением правоприменителя — перед нами ситуация нетипичного применения права, требующая более высокого уровня профессиональной подготовки от лица, применяющего право. Процесс применения права завершается решением дела и его документальным оформлением. При этом действие правовой нормы властно и официально распространяется на установленные факты, определяются субъективные права и юридические обязанности конкретных субъектов. Решение по делу сопровождается совершением лицом, применяющим право, формального его закрепления (правоприменительный акт). С помощью правоприменительного акта осуществляется поднормативное (индивидуальное) регулирование поведения субъектов права. По своей сути правоприменительный акт выступает обычно как письменный документ, исходящий от компетентного субъекта, который связан с возникновением, изменением или прекращением правоотношений, либо достижением других правовых последствий. 60. Правоприменительные акты: понятие и виды. Простые и сложные правоприменительные акты. Акт применения права — это правовой акт, который содержит индивидуальное властное предписание, вынесенное компетентным органом в результате решения конкретного юридического дела. Признаки акта применения права: 1) принимается на основе нормативно-правового акта или иной формы права и опирается на конкретную норму (нормы) права; 2) исходит от компетентных органов, уполномоченных на принятие такого рода решений; 3) носит индивидуальный (персонифицированный), а не нормативный характер, поскольку адресован конкретным субъектам, указывает на то, кто из них в данной ситуации обладает субъективными правами и юридическими обязанностями; 4) имеет определенную, установленную законом, форму. Виды актов применения права: 1) по форме внешнего выражения различают письменные, устные и конклюдентные (молчаливые) акты. Письменные акты именуются также актами-документами, а конклюдентные — актами-действиями. Иногда выделяют как самостоятельный вид акт-результат. Нередко эти виды актов связаны между собой. Например, проведение обыска является актом-действием, нахождение во время обыска вещественного доказательства является актом-результатом, а фиксация действия и результата в протоколе обыска представляет акт-документ; 2) по юридической форме актов-документов различают указы, приговоры, решения, приказы и т.п.; 3) по издающим акты субъектам различают акты государственных (парламент, глава государства, суд, прокурор и т.д.) и негосударственных (органы местного самоуправления) субъектов; 4) по функциям права различают регулятивные (приказ о повышении но службе) и охранительные (постановление о возбуждении уголовного дела) акты; 5) по юридической природе различают основные (выражают конечное решение юридического дела, например, приговор) и вспомогательные (подготавливают издание основных актов, например, постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого); 6) по предмету правового регулирования различают акты уголовно-правовые, административно-правовые, гражданско-правовые; 7) по юридическим последствиям различают правоустанавливающие, правоконстатирующие, правоизменяю-щие, правопрекращающие, правоотменяющие акты; 8) по характеру предписаний различают дозволяющие, обязывающие и запрещающие акты. Акты-документы имеют разные реквизиты (наименование, заголовок, дата издания, указание об органе или должностном лице, издавшем акт) и разную структуру, что обусловлено положением правоприменительного органа, содержанием дела или вопроса, по которому издан акт, юридической силой решения и процедурой его принятия. Обычно в структуре акта-документа выделяют четыре части: вводную, описательную, мотивировочную и резолютивную. Иногда вводная и описательная части объединяются под названием вводной части. Например, именно такая трехчастная структура законодательно установлена для приговора суда (ст.332 Уголовно-процессуального кодекса Украины). Вводная часть, по сути, представляет собой реквизиты дкта (наименование акта, место и дату издания акта, наименование органа или должностного лица, которое принимает решение, по какому делу). Описательная часть фиксирует юридические факты, являющиеся предметом рассмотрения, а также обстоятельства и способы их получения. Мотивировочная часть включает юридическую квалификацию представленных фактов и указание на нормы, которыми руководствовался правоприменитель, анализируя эти факты. Резолютивная часть содержит решение по делу, т.е. указание на права и обязанности его участников. Акт-документ может включать не все указанные части. Так, например, протоколы следственных действий содержат только вводную и описательную части. Наконец, существуют документы, которые имеют вид акта-резолюции. Таковы указания «в приказ», «к оплате», «разрешаю», которые налагаются должностным лицом на заявления, рапорты, заявки и т.д. 61. Понятие и значение толкования права. Приёмы толкования права. Толкование норм права — это интеллектуальная деятельность, направленная на раскрытие смыслового содержания правовых норм. Термин толкование в правовой сфере используется в нескольких значениях: 1) толкование выступает как мыслительный процесс понимания и познания правовой нормы, который выражается в совокупности способов (приемов) толкования; 2) толкование рассматривается как деятельность определенных субъектов (официальное и неофициальное толкование), имеющая различную обязательность для лиц, применяющих право; 3) толкование предстает в виде результата мыслительного процесса понимания и познания правовой нормы, выраженного в языковой форме, что именуется толкованием по объему (буквальное, распространительное и ограничительное). Более традиционным является разграничение толкования на уяснение права и разъяснение права. Уяснение представляет собой раскрытие содержания юридических норм «для себя». Разъяснение есть раскрытие содержания юридических норм «для других». Субъектами толкования норм права выступают органы государства, физические и юридические лица. Все они могут разъяснять содержание норм права, однако значение и юридическая обязательность разъяснений, сделанных разными субъектами, неодинаковы. Различают официальное и неофициальное толкование норм права. Официальное толкование норм права осуществляют уполномоченные на то органы государства. Его результат имеет обязательную силу для органа или должностного лица, применяющего истолкованную норму. Нормативное официальное толкование осуществляется безотносительно конкретного случая, имеет общий характер (распространяется на неопределенное число случаев). Таково, например, толкование Конституционным Судом Украины статьи Конституции Украины, данное по запросу Президента Украины. Казуальное официальное толкование дается и имеет силу применительно к отдельному случаю. Например, Верховный Суд Украины в порядке кассации пересматривает решение суда общей юрисдикции и параллельно дает толкование применительно к данному делу. В зависимости от субъекта официального толкования различают: 1) аутентическое толкование, исходящее от органа, издавшего толкуемую норму; 2) делегированное (легальное) толкование, осуществляемое компетентным органом в отношении нормы права, изданной другим органом (например, толкование Конституции Украины Конституционным Судом Украины). Неофициальное толкование норм права осуществляется субъектами, не имеющими на то формальных полномочий (ученые-юристы, адвокаты, юрисконсульты и даже непрофессионалы), и юридически необязательно. Значение неофициального толкования зависит от его правильности, а также от авторитета субъекта толкования. В зависимости от компетентности субъекта различают такие виды неофициального толкования: 1) доктриналъное толкование, исходящее от ученых-юристов; 2) профессиональное толкование, исходящее от юристов-практиков; 3) обыденное толкование, которое дают люди на основе житейского опыта и массового правосознания. Способ (прием) толкования права — это совокупность однородных правил толкования, базирующихся на единстве определенных средств и аргументов. Среди специалистов существует значительное разночтение в определении количества и разновидностей способов толкования. Большинство признает самостоятельность трех способов толкования: филологического (языкового), исторического (историко-политического) и систематического. Филологическое толкование связано с использованием достижений лингвистики, правил синтаксиса, морфологии, словоупотребления. Существенное значение здесь имеет четкость в определении понятий и терминов, устранение многозначности выражений, используемых в нормативном акте. Историческое (историко-политическое) толкование предполагает обращение к истокам правового предписания, выраженного в нормативном акте. Многое могут прояснить причины введения данной нормы в систему права, дискуссии между профессионалами в процессе обсуждения текста нормативно-правового акта. Историческое толкование связано с обращением к традициям и обычаям правовой культуры, к сложившейся практике применения правовых норм. Систематическое толкование отображает системный характер права и связано с определением места правовой нормы в системе права, отрасли, подотрасли права, в институте и субинституте права. В процессе толкования в первую очередь выделяются те нормативные положения, которые связаны с толкуемой правовой нормой. С их помощью выявляется смысл толкуемой нормы, уточняется используемая терминология, выделяются зависимости общих и специальных норм. Особое значение имеет установление смысловой связи между соответствующими нормами общей и особенной частей закона. В качестве самостоятельного способа толкования зачастую рассматривается функциональное толкование. При этом используется знание факторов и условий, в которых функционирует правовая норма. При функциональном толковании привлекаются оценки и положения, относящиеся к сфере политики, морали, религии. Часто функциональное толкование связано с раскрытием содержания так называемых оценочных понятий в праве: «значительный ущерб», «тяжкие последствия», «позорящие действия», «благоустроенное жилое помещение» и т.п. Порой утверждается в качестве самостоятельного способа логическое толкование (другое мнение на этот счет — логика необходима при осуществлении всех способов толкования). При телеологическом способе толкования во внимание в первую очередь принимаются цели, для достижения которых была принята исследуемая правовая норма. Толкование правовой нормы начинается с филологического толкования, а использование иных способов зависит от содержания толкуемого норматива и конкретной ситуации.
|