Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






ОСНОВАНИЕ. Рабочие учебные планы подготовки бакалавра по профессионально-образовательной программе направление 080100 «Экономика» профиль 08010001 «Бухгалтерский учет






Рабочие учебные планы подготовки бакалавра по профессионально-образовательной программе направление 080100 «Экономика» профиль 08010001 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», 08010003 «Планирование и прогнозирование», 08010004 «Мировая экономика», 08010005 «Налоги и налогообложение», 08010006 «Статистика», 08010007 «Финансы и кредит», 08010010 «Региональная экономика» одобрены Ученым Советом вуза 28.02.2011г., протокол №6 _____________________________

Нормативные документы и реквизиты (ФГОС, ПрООП, Учебный план, и др.)

АВТОР к.э.н., ст. преподаватель   Торопова Т.В.  
(ученая степень, звание, должность) (подпись) (Ф.И.О.) (дата)

ОБСУЖДАЛАСЬ И СОГЛАСОВАНА

Кафедрой МСЭиАР   Ниворожкина Л.И.  
(наименование) (подпись) (Ф.И.О.) (дата)
Методическим советом направления/ специальности      
       
       
       
       
(наименование) (подпись) (Ф.И.О.) (дата)
Учебно-методическим управлением   Иванова Е.А.  
(наименование) (подпись) (Ф.И.О.) (дата)

 

1. Цели и задачи дисциплины

1.1. Цель, задачи дисциплины, ее место в подготовке бакалавра, специалиста (с учетом требований ФГОС)

Целью изучения дисциплины является выработка у студентов представления о научных основах статистического исследования социально-экономических явлений и процессов. Основные задачи дисциплины заключаются в том, чтобы научить студентов применять инструментарий статистического оценивания в практической деятельности.

 

1.2. Требования к уровню усвоения дисциплины

Студент должен знать основные понятия и категории статистики; виды, формы и способы статистического наблюдения; способы организации выборочного обследования; сущность теории измерений; способы наглядного представления статистических данных.
Студент должен уметь определять возможности применения теоретических положений теории статистического оценивания для решения прикладных задач; осуществлять сбор, обработку и первичный анализ статистических данных.
Студент должен иметь представление об истории развития и современных направлениях в теории статистического оценивания
У студента должны быть сформированы следующие общекультурные компетенции (ОК) и профессиональные компетенции (ПК): способность собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1); способность на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов, (ПК-2); способность выполнять необходимые для составления экономических разделов планов расчеты, обосновывать их и представлять результаты работы в соответствии с принятыми в организации стандартами (ПК-3); способность использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-10);  

 

1.3. Связь с другими дисциплинами Учебного плана

Перечень действующих и предшествующих дисциплин Перечень последующих дисциплин, видов работ
  Основы статистики Математическая статистика с элементами теории вероятностей Статистика Эконометрика

 

2. Содержание дисциплины, способы и методы учебной деятельности преподавателя

Методы обучения – система последовательных, взаимосвязанных действий, обеспечивающих усвоение содержания образования, развитие способностей студентов, овладение ими средствами самообразования и самообучения; обеспечивают цель обучения, способ усвоения и характер взаимодействия преподавателя и студента; направлены на приобретение знаний, формирование умений, навыков, их закрепление и контроль.

Монологический (изложение теоретического материала в форме монолога) М
Показательный (изложение материала с приемами показа) П
Диалогический (изложение материала в форме беседы с вопросами и ответами) Д
Эвристический (частично поисковый) (под руководством преподавателя студенты рассуждают, решают возникающие вопросы, анализируют, обобщают, делают выводы и решают поставленную задачу) Э
Проблемное изложение (преподаватель ставит проблему и раскрывает доказательно пути ее решения) ПБ
Исследовательский (студенты самостоятельно добывают знания в процессе разрешения проблемы, сравнивая различные варианты ее решения) И
Программированный (организация аудиторной и самостоятельной работы студентов осуществляется в индивидуальном темпе и под контролем специальных технических средств) ПГ
Другой метод, используемый преподавателем (формируется самостоятельно), при этом в п.п. 2.1.-2.4. дается его наименование, необходимые пояснения  

Приведенные в таблице сокращения обозначения педагогических методов используются составителем Рабочей программы для заполнения п.п. 2.1., 2.2. и 2.3. в столбце «Методы».

 

2.1. Аудиторные занятия (лекции, лабораторные, практические, семинарские) – очная форма обучения

Неделя Кол. час в том числе в интерактивной форме, час. Вид занятия, модуль, тема и краткое содержание Методы Реализуемые компетенции
24-41     Лекции    
24-31     Модуль 1 «Основы сбора статистических данных»    
24-25     Тема «Предмет, метод и задачи дисциплины. Основы теории статистического оценивания». Определение статистики, основные категории статистики. Статистические признаки и показатели. М, П, Д, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-10
26-27     Тема «Статистическое наблюдение». Понятие статистического наблюдения. Формы, виды и способы статистического наблюдения. План и программа статистического наблюдения. Ошибки статистического наблюдения. М, П, Д, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-10
28-29     Тема «Организация выборочных обследований». Проектирование выборки. Способы формирования выборочной совокупности. Проведение выборочного обследования и разработка итогов М, П, Д, ПБ ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-10
30-31     Тема «Математико-статистические основы выборочного метода». Основные понятия и термины. Оценка ошибки репрезентативности. Предварительные расчеты при планировании выборочного обследования. М, П, Д, ПБ ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-10
32-41     Модуль 2 «Основы первичной обработки статистических данных. Статистическое оценивание параметров»    
32-33     Тема «Сводка и группировка статистических данных». Содержание статистической сводки. Метод группировки. Виды группировок. М, П, Д, ПБ ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-10
34-35     Тема «Способы представления статистических данных». Статистические таблицы. Графическое изображение статистических данных. М, П, Д, ПБ ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-10
36-37     Тема «Вариационные ряды». Понятие вариационного ряда. Дискретные и интервальные вариационные ряды. Графические методы изображения вариационных рядов. Эмпирическая функция распределения. М, П, Д, ПБ ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-10
38-39     Тема «Числовые характеристики вариационного ряда». Квантили вариационного ряда. Мода. Средняя арифметическая и ее свойства. Меры вариации. Дисперсия и ее свойства. Правило сложения дисперсий. М, П, Д, ПБ ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-10
40-41     Тема «Числовые характеристики вариационного ряда». Начальные и центральные моменты вариационного ряда. Коэффициенты асимметрии и эксцесса. М, П, Д, ПБ ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-10
24-41     Практические занятия /семинары    
24-31     Модуль 1 «Основы сбора статистических данных»    
      Тема «Предмет, метод и задачи статистики. Основы теории статистического оценивания». Определение статистики, объект и предмет статистики. Основные категории статистики. М, П, Д, Э, И ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-10
      Тема «Предмет, метод и задачи статистики. Основы теории статистического оценивания». Статистические признаки и показатели. Классификация статистических признаков. Виды статистических показателей. М, П, Д, Э, И ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-10
      Тема «Статистическое наблюдение». Понятие статистического наблюдения. Формы, виды и способы статистического наблюдения. Ошибки статистического наблюдения. М, П, Д, Э, И ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-10
      Тема «Статистическое наблюдение». Практическая организация статистического наблюдения. Составление плана и программы статистического наблюдения. М, П, Д, Э, И ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-10
      Тема «Организация выборочных обследований». Проектирование выборки. Способы формирования выборочной совокупности. Проведение выборочного обследования и разработка итогов. М, П, Д, Э, И ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-10
      Тема «Организация выборочных обследований». Математико-статистический инструментарий выборочного наблюдения. Решение задач. М, П, Д, Э, И ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-10
      Тема «Математико-статистические основы выборочного метода». Основные понятия и термины. Оценка ошибки репрезентативности. Предварительные расчеты при планировании выборочного обследования.   М, П, Д, Э, И ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-10
      Тема «Математико-статистические основы выборочного метода». Предварительные расчеты при планировании выборочного обследования. Характеристики точности выборочных данных и оценка параметров генеральной совокупности. М, П, Д, Э, И ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-10
32-41     Модуль 2 «Основы первичной обработки статистических данных. Статистическое оценивание параметров»    
      Тема «Сводка и группировка статистических данных». Содержание статистической сводки. Этапы статистической сводки. М, П, Д, Э, И ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-10
      Тема «Сводка и группировка статистических данных». Метод группировки. Виды группировок. Решение задач. М, П, Д, Э, И ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-10
      Тема «Способы представления статистических данных». Статистические таблицы. Приемы построения статистических таблиц М, П, Д, Э, И ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-10
      Тема «Способы представления статистических данных». Графическое изображение статистических данных. Виды статистических графиков. М, П, Д, Э, И ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-10
      Тема «Вариационные ряды». Понятие вариационного ряда. Дискретные и интервальные вариационные ряды. Приемы преобразования рядов. М, П, Д, Э, И ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-10
    0, 5 Тема «Вариационные ряды». Графические методы изображения вариационных рядов. Построение эмпирической функции распределения. М, П, Д, Э, И ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-10
    0, 5 Тема «Числовые характеристики вариационного ряда». Квантили вариационного ряда: квартили, децили, перцентили, медиана. Мода. Средняя арифметическая и ее свойства. М, П, Д, Э, И ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-10
    0, 5 Тема «Числовые характеристики вариационного ряда». Меры вариации. Дисперсия и ее свойства. Расчет показателей вариации для сгруппированных данных: межгрупповая, внутригрупповая и средняя из внутригрупповых дисперсии. Правило сложения дисперсий. М, П, Д, Э, И ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-10
    0, 5 Тема «Числовые характеристики вариационного ряда». Расчет начальных и центральных моментов различного порядка. Коэффициенты асимметрии и эксцесса. М, П, Д, Э, И ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-10
      Контрольная работа И ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-10

 

Аудиторные занятия (лекции, лабораторные, практические, семинарские) – заочная форма обучения, 5 г. 00 м.

 

Неделя Кол. час в том числе в интерактивной форме, час. Вид занятия, модуль, тема и краткое содержание Методы Реализуемые компетенции
      Лекции    
      Тема «Основы теории статистического оценивания. Статистическое наблюдение». Определение статистики, основные категории статистики. Статистические признаки и показатели. Понятие статистического наблюдения. Формы, виды и способы статистического наблюдения. План и программа статистического наблюдения. Ошибки статистического наблюдения. М, П, Д, Э, И ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-10
      Тема «Вариационные ряды. Числовые характеристики вариационного ряда». Понятие вариационного ряда. Дискретные и интервальные вариационные ряды. Графические методы изображения вариационных рядов. Эмпирическая функция распределения. Квантили вариационного ряда. Мода. Средняя арифметическая и ее свойства. Меры вариации. Дисперсия и ее свойства. Правило сложения дисперсий. М, П, Д, Э, И ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-10
      Практические занятия /семинары    
      Тема «Основы теории статистического оценивания. Статистическое наблюдение». Определение статистики, объект и предмет статистики. Основные категории статистики. Понятие статистического наблюдения. Формы, виды и способы статистического наблюдения. Ошибки статистического наблюдения. Практическая организация статистического наблюдения. Составление плана и программы статистического наблюдения. М, П, Д, Э, И ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-10
      Тема «Вариационные ряды». Понятие вариационного ряда. Дискретные и интервальные вариационные ряды. Приемы преобразования рядов. Графические методы изображения вариационных рядов. Построение эмпирической функции распределения. М, П, Д, Э, И ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-10
      Тема «Числовые характеристики вариационного ряда». Квантили вариационного ряда: квартили, децили, перцентили, медиана. Мода. Средняя арифметическая и ее свойства. М, П, Д, Э, И ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-10
      Тема «Числовые характеристики вариационного ряда». Меры вариации. Дисперсия и ее свойства. Расчет показателей вариации для сгруппированных данных: межгрупповая, внутригрупповая и средняя из внутригрупповых дисперсии. Правило сложения дисперсий. М, П, Д, Э, И ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-10

 

Аудиторные занятия (лекции, лабораторные, практические, семинарские) – заочная форма обучения, 3 г. 06 м.

 

Неделя Кол. час в том числе в интерактивной форме, час. Вид занятия, модуль, тема и краткое содержание Методы Реализуемые компетенции
      Лекции    
      Тема «Основы теории статистического оценивания. Статистическое наблюдение». Определение статистики, основные категории статистики. Статистические признаки и показатели. Понятие статистического наблюдения. Формы, виды и способы статистического наблюдения. План и программа статистического наблюдения. Ошибки статистического наблюдения. М, П, Д, Э, И ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-10
      Тема «Вариационные ряды. Числовые характеристики вариационного ряда». Понятие вариационного ряда. Дискретные и интервальные вариационные ряды. Графические методы изображения вариационных рядов. Эмпирическая функция распределения. Квантили вариационного ряда. Мода. Средняя арифметическая и ее свойства. Меры вариации. Дисперсия и ее свойства. Правило сложения дисперсий. М, П, Д, Э, И ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-10
      Практические занятия /семинары    
      Тема «Основы теории статистического оценивания. Статистическое наблюдение». Определение статистики, объект и предмет статистики. Основные категории статистики. Понятие статистического наблюдения. Формы, виды и способы статистического наблюдения. Ошибки статистического наблюдения. Практическая организация статистического наблюдения. Составление плана и программы статистического наблюдения. М, П, Д, Э, И ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-10
      Тема «Вариационные ряды». Понятие вариационного ряда. Дискретные и интервальные вариационные ряды. Приемы преобразования рядов. Графические методы изображения вариационных рядов. Построение эмпирической функции распределения. М, П, Д, Э, И ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-10
      Тема «Числовые характеристики вариационного ряда». Квантили вариационного ряда: квартили, децили, перцентили, медиана. Мода. Средняя арифметическая и ее свойства. М, П, Д, Э, И ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-10
      Тема «Числовые характеристики вариационного ряда». Меры вариации. Дисперсия и ее свойства. Расчет показателей вариации для сгруппированных данных: межгрупповая, внутригрупповая и средняя из внутригрупповых дисперсии. Правило сложения дисперсий. М, П, Д, Э, И ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-10

 

Аудиторные занятия (лекции, лабораторные, практические, семинарские) – заочная форма обучения, 2 г. 06 м.

 

Неделя Кол. час в том числе в интерактивной форме, час. Вид занятия, модуль, тема и краткое содержание Методы Реализуемые компетенции
      Лекции    
      Тема «Основы теории статистического оценивания. Статистическое наблюдение». Определение статистики, основные категории статистики. Статистические признаки и показатели. Понятие статистического наблюдения. Формы, виды и способы статистического наблюдения. План и программа статистического наблюдения. Ошибки статистического наблюдения. М, П, Д, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-10
      Тема «Вариационные ряды. Числовые характеристики вариационного ряда». Понятие вариационного ряда. Дискретные и интервальные вариационные ряды. Графические методы изображения вариационных рядов. Эмпирическая функция распределения. Квантили вариационного ряда. Мода. Средняя арифметическая и ее свойства. Меры вариации. Дисперсия и ее свойства. Правило сложения дисперсий. М, П, Д, ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-10
      Практические занятия /семинары    
      Тема «Основы теории статистического оценивания. Статистическое наблюдение». Определение статистики, объект и предмет статистики. Основные категории статистики. Понятие статистического наблюдения. Формы, виды и способы статистического наблюдения. Ошибки статистического наблюдения. Практическая организация статистического наблюдения. Составление плана и программы статистического наблюдения. М, П, Д, Э, И ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-10
      Тема «Вариационные ряды». Понятие вариационного ряда. Дискретные и интервальные вариационные ряды. Приемы преобразования рядов. Графические методы изображения вариационных рядов. Построение эмпирической функции распределения. М, П, Д, Э, И ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-10
      Тема «Числовые характеристики вариационного ряда». Квантили вариационного ряда: квартили, децили, перцентили, медиана. Мода. Средняя арифметическая и ее свойства. М, П, Д, Э, И ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-10
      Тема «Числовые характеристики вариационного ряда». Меры вариации. Дисперсия и ее свойства. Расчет показателей вариации для сгруппированных данных: межгрупповая, внутригрупповая и средняя из внутригрупповых дисперсии. Правило сложения дисперсий. М, П, Д, Э, И ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-10

 

2.2. Самостоятельная работа студента

Неделя Кол. час Темы, разделы, вынесенные на самостоятельную подготовку, вопросы к практическим и лабораторным занятиям; тематика рефератной работы, контрольных работ, рекомендации по использованию литературы и ЭВМ и др. Реализуемые компетенции
    Очная форма обучения  
    Темы, разделы, вынесенные на самостоятельную подготовку, вопросы к практическим и лабораторным занятиям  
24-25   Тема «Предмет, метод и задачи статистики. Основы теории статистического оценивания». Вопросы к практическим занятиям: 1. Что такое статистика? 2. Объект и предмет статистики. 3. Что такое статистическая оценка? 4. Что такое статистический признак, показатель? 5. Назовите виды статистических признаков. 6. Назовите виды статистических показателей. ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-10
26-27   Тема «Статистическое наблюдение». 1. Что такое статистическое наблюдение? 2. Что является целью статистического наблюдения? 3. Назовите и охарактеризуйте формы, виды и способы статистического наблюдения. 4. Перечислите ошибки статистического наблюдения. 5. Что такое план и программа статистического наблюдения? 6. Составьте план и программу статистического наблюдения для оценки успеваемости студентов. ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-10
28-31   Тема «Организация выборочных обследований». 1. Для чего проводится выборочное обследование? 2. Что такое выборка? 3. Назовите способы проектирования и формирования выборки. 4. Проведите выборочное обследования студентов вуза для решения конкретной практической задачи. 5. Оцените ошибки репрезентативности для проведенного выборочного обследования. 6. На основе выборочных данных оцените параметры генеральной совокупности. ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-10
32-33   Тема «Сводка и группировка статистических данных». 1. Что такое сводка? 2. Что такое группировка? 3. Назовите виды группировок? 4. Проведите сводку статистических данных, полученных при статистическом обследовании студентов вуза. ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-10
34-35   Тема «Способы представления статистических данных». 1. Перечислите способы представления статистических данных. 2. Каковы правила построения статистических таблиц. 3. Назовите виды статистических графиков. 4. Представьте данные полученные при обследовании студентов вуза с помощью статистических таблиц и графиков. ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-10
36-41   Тема «Вариационные ряды». 1. Что такое вариационный ряд? 2. Какие виды рядов вам известны? 3. Перечислите приемы преобразования вариационных рядов. 4. Назовите числовые характеристики вариационных рядов, способы их расчета. ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-10
    Контрольная работа №1 «Основы сбора статистических данных». Примерный вариант задания. Сформулируйте и обоснуйте статистическое определение объекта наблюдения, единицы наблюдения и статистической единицы при проведении обследований населения по проблемам занятости. Сформируйте список признаков для переписного листа и укажите возможный вид и способ наблюдения. Сделайте выводы. ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-10
    Контрольная работа №2 «Основы первичной обработки статистических данных. Статистическое оценивание параметров». При обследовании 50 членов семей рабочих и служащих установлено следующее количество членов семьи: 5; 3; 2; 1; 4; 6; 3; 7; 9; 1; 3; 2; 5; 6; 8; 2; 5; 2; 3; 6; 8; 3; 4; 4; 5; 6; 5; 4; 7; 5; 6; 4; 8; 7; 4; 5; 7; 8; 6; 5; 7; 5; 6; 6; 7; 3; 4; 6; 5; 4. а) Составьте вариационный ряд распределения частот; б) Постройте полигон распределения частот, кумуляту; в) Определите средний размер (среднее число членов) семьи; г) Охарактеризуйте колеблемость размера семьи с помощью показателей вариации (дисперсии, среднего квадратического отклонения, коэффициента вариации). Объясните полученные результаты, сделайте выводы. ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-10
24-41   Темы и вопросы, определяемые преподавателем с учетом интересов студента (рефератная работа). Примерный перечень рефератных работ. 1. Современные взгляды на предмет и содержание статистической науки. 2. Способы наглядного представления статистических данных. 3. Статистические методы в изучении деятельности предприятий. 4. Статистические методы анализа рынка жилья. 5. Статистические методы анализа товарного рынка. 6. Статистические методы выявления закономерности изменения курсов валют. 7. Статистические методы в оценке рисков в современном бизнесе. ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-10
    Подготовка к зачету ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-10
    Заочная форма обучения – 5 г. 00 мес.  
    Темы, разделы, вынесенные на самостоятельную подготовку, вопросы к практическим и лабораторным занятиям  
    Тема «Предмет, метод и задачи статистики. Основы теории статистического оценивания». Вопросы к практическим занятиям: 1. Что такое статистика? 2. Объект и предмет статистики. 3. Что такое статистическая оценка? 4. Что такое статистический признак, показатель? 5. Назовите виды статистических признаков. 6. Назовите виды статистических показателей. ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-10
    Тема «Статистическое наблюдение». 1. Что такое статистическое наблюдение? 2. Что является целью статистического наблюдения? 3. Назовите и охарактеризуйте формы, виды и способы статистического наблюдения. 4. Перечислите ошибки статистического наблюдения. 5. Что такое план и программа статистического наблюдения? 6. Составьте план и программу статистического наблюдения для оценки успеваемости студентов. ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-10
    Тема «Организация выборочных обследований». 1. Для чего проводится выборочное обследование? 2. Что такое выборка? 3. Назовите способы проектирования и формирования выборки. 4. Проведите выборочное обследования студентов вуза для решения конкретной практической задачи. 5. Оцените ошибки репрезентативности для проведенного выборочного обследования. 6. На основе выборочных данных оцените параметры генеральной совокупности. ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-10
    Тема «Сводка и группировка статистических данных». 1. Что такое сводка? 2. Что такое группировка? 3. Назовите виды группировок? 4. Проведите сводку статистических данных, полученных при статистическом обследовании студентов вуза. ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-10
    Тема «Способы представления статистических данных». 1. Перечислите способы представления статистических данных. 2. Каковы правила построения статистических таблиц. 3. Назовите виды статистических графиков. 4. Представьте данные полученные при обследовании студентов вуза с помощью статистических таблиц и графиков. ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-10
    Тема «Вариационные ряды». 1. Что такое вариационный ряд? 2. Какие виды рядов вам известны? 3. Перечислите приемы преобразования вариационных рядов. 4. Назовите числовые характеристики вариационных рядов, способы их расчета. ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-10
    Контрольная работа №1 «Основы сбора статистических данных». Примерный вариант задания. Сформулируйте и обоснуйте статистическое определение объекта наблюдения, единицы наблюдения и статистической единицы при проведении обследований населения по проблемам занятости. Сформируйте список признаков для переписного листа и укажите возможный вид и способ наблюдения. Сделайте выводы. ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-10
    Контрольная работа №2 «Основы первичной обработки статистических данных. Статистическое оценивание параметров». При обследовании 50 членов семей рабочих и служащих установлено следующее количество членов семьи: 5; 3; 2; 1; 4; 6; 3; 7; 9; 1; 3; 2; 5; 6; 8; 2; 5; 2; 3; 6; 8; 3; 4; 4; 5; 6; 5; 4; 7; 5; 6; 4; 8; 7; 4; 5; 7; 8; 6; 5; 7; 5; 6; 6; 7; 3; 4; 6; 5; 4. а) Составьте вариационный ряд распределения частот; б) Постройте полигон распределения частот, кумуляту; в) Определите средний размер (среднее число членов) семьи; г) Охарактеризуйте колеблемость размера семьи с помощью показателей вариации (дисперсии, среднего квадратического отклонения, коэффициента вариации). Объясните полученные результаты, сделайте выводы. ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-10
    Темы и вопросы, определяемые преподавателем с учетом интересов студента (рефератная работа). Примерный перечень рефератных работ. 1. Современные взгляды на предмет и содержание статистической науки. 2. Способы наглядного представления статистических данных. 3. Статистические методы в изучении деятельности предприятий. 4. Статистические методы анализа рынка жилья. 5. Статистические методы анализа товарного рынка. 6. Статистические методы выявления закономерности изменения курсов валют. 7. Статистические методы в оценке рисков в современном бизнесе. ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-10
    Подготовка к зачету ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-10
    Заочная форма обучения – 3 г. 06 мес.  
    Темы, разделы, вынесенные на самостоятельную подготовку, вопросы к практическим и лабораторным занятиям  
    Тема «Предмет, метод и задачи статистики. Основы теории статистического оценивания». Вопросы к практическим занятиям: 7. Что такое статистика? 8. Объект и предмет статистики. 9. Что такое статистическая оценка? 10. Что такое статистический признак, показатель? 11. Назовите виды статистических признаков. 12. Назовите виды статистических показателей. ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-10
    Тема «Статистическое наблюдение». 7. Что такое статистическое наблюдение? 8. Что является целью статистического наблюдения? 9. Назовите и охарактеризуйте формы, виды и способы статистического наблюдения. 10. Перечислите ошибки статистического наблюдения. 11. Что такое план и программа статистического наблюдения? 12. Составьте план и программу статистического наблюдения для оценки успеваемости студентов. ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-10
    Тема «Организация выборочных обследований». 7. Для чего проводится выборочное обследование? 8. Что такое выборка? 9. Назовите способы проектирования и формирования выборки. 10. Проведите выборочное обследования студентов вуза для решения конкретной практической задачи. 11. Оцените ошибки репрезентативности для проведенного выборочного обследования. 12. На основе выборочных данных оцените параметры генеральной совокупности. ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-10
    Тема «Сводка и группировка статистических данных». 5. Что такое сводка? 6. Что такое группировка? 7. Назовите виды группировок? 8. Проведите сводку статистических данных, полученных при статистическом обследовании студентов вуза. ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-10
    Тема «Способы представления статистических данных». 5. Перечислите способы представления статистических данных. 6. Каковы правила построения статистических таблиц. 7. Назовите виды статистических графиков. 8. Представьте данные полученные при обследовании студентов вуза с помощью статистических таблиц и графиков. ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-10
    Тема «Вариационные ряды». 5. Что такое вариационный ряд? 6. Какие виды рядов вам известны? 7. Перечислите приемы преобразования вариационных рядов. 8. Назовите числовые характеристики вариационных рядов, способы их расчета. ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-10
    Контрольная работа №1 «Основы сбора статистических данных». Примерный вариант задания. Сформулируйте и обоснуйте статистическое определение объекта наблюдения, единицы наблюдения и статистической единицы при проведении обследований населения по проблемам занятости. Сформируйте список признаков для переписного листа и укажите возможный вид и способ наблюдения. Сделайте выводы. ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-10
    Контрольная работа №2 «Основы первичной обработки статистических данных. Статистическое оценивание параметров». При обследовании 50 членов семей рабочих и служащих установлено следующее количество членов семьи: 5; 3; 2; 1; 4; 6; 3; 7; 9; 1; 3; 2; 5; 6; 8; 2; 5; 2; 3; 6; 8; 3; 4; 4; 5; 6; 5; 4; 7; 5; 6; 4; 8; 7; 4; 5; 7; 8; 6; 5; 7; 5; 6; 6; 7; 3; 4; 6; 5; 4. а) Составьте вариационный ряд распределения частот; б) Постройте полигон распределения частот, кумуляту; в) Определите средний размер (среднее число членов) семьи; г) Охарактеризуйте колеблемость размера семьи с помощью показателей вариации (дисперсии, среднего квадратического отклонения, коэффициента вариации). Объясните полученные результаты, сделайте выводы. ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-10
    Темы и вопросы, определяемые преподавателем с учетом интересов студента (рефератная работа). Примерный перечень рефератных работ. 1. Современные взгляды на предмет и содержание статистической науки. 2. Способы наглядного представления статистических данных. 3. Статистические методы в изучении деятельности предприятий. 4. Статистические методы анализа рынка жилья. 5. Статистические методы анализа товарного рынка. 6. Статистические методы выявления закономерности изменения курсов валют. 7. Статистические методы в оценке рисков в современном бизнесе. ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-10
    Подготовка к зачету ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-10
    Заочная форма обучения – 2 г. 06 мес.  
    Темы, разделы, вынесенные на самостоятельную подготовку, вопросы к практическим и лабораторным занятиям  
    Тема «Предмет, метод и задачи статистики. Основы теории статистического оценивания». Вопросы к практическим занятиям: 1. Что такое статистика? 2. Объект и предмет статистики. 3. Что такое статистическая оценка? 4. Что такое статистический признак, показатель? 5. Назовите виды статистических признаков. 6. Назовите виды статистических показателей. ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-10
    Тема «Статистическое наблюдение». 1. Что такое статистическое наблюдение? 2. Что является целью статистического наблюдения? 3. Назовите и охарактеризуйте формы, виды и способы статистического наблюдения. 4. Перечислите ошибки статистического наблюдения. 5. Что такое план и программа статистического наблюдения? 6. Составьте план и программу статистического наблюдения для оценки успеваемости студентов. ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-10
    Тема «Организация выборочных обследований». 1. Для чего проводится выборочное обследование? 2. Что такое выборка? 3. Назовите способы проектирования и формирования выборки. 4. Проведите выборочное обследования студентов вуза для решения конкретной практической задачи. 5. Оцените ошибки репрезентативности для проведенного выборочного обследования. 6. На основе выборочных данных оцените параметры генеральной совокупности. ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-10
    Тема «Сводка и группировка статистических данных». 1. Что такое сводка? 2. Что такое группировка? 3. Назовите виды группировок? 4. Проведите сводку статистических данных, полученных при статистическом обследовании студентов вуза. ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-10
    Тема «Способы представления статистических данных». 1. Перечислите способы представления статистических данных. 2. Каковы правила построения статистических таблиц. 3. Назовите виды статистических графиков. 4. Представьте данные полученные при обследовании студентов вуза с помощью статистических таблиц и графиков. ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-10
    Тема «Вариационные ряды». 1. Что такое вариационный ряд? 2. Какие виды рядов вам известны? 3. Перечислите приемы преобразования вариационных рядов. 4. Назовите числовые характеристики вариационных рядов, способы их расчета. ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-10
    Контрольная работа №1 «Основы сбора статистических данных». Примерный вариант задания. Сформулируйте и обоснуйте статистическое определение объекта наблюдения, единицы наблюдения и статистической единицы при проведении обследований населения по проблемам занятости. Сформируйте список признаков для переписного листа и укажите возможный вид и способ наблюдения. Сделайте выводы. ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-10
    Контрольная работа №2 «Основы первичной обработки статистических данных. Статистическое оценивание параметров». При обследовании 50 членов семей рабочих и служащих установлено следующее количество членов семьи: 5; 3; 2; 1; 4; 6; 3; 7; 9; 1; 3; 2; 5; 6; 8; 2; 5; 2; 3; 6; 8; 3; 4; 4; 5; 6; 5; 4; 7; 5; 6; 4; 8; 7; 4; 5; 7; 8; 6; 5; 7; 5; 6; 6; 7; 3; 4; 6; 5; 4. а) Составьте вариационный ряд распределения частот; б) Постройте полигон распределения частот, кумуляту; в) Определите средний размер (среднее число членов) семьи; г) Охарактеризуйте колеблемость размера семьи с помощью показателей вариации (дисперсии, среднего квадратического отклонения, коэффициента вариации). Объясните полученные результаты, сделайте выводы. ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-10
    Темы и вопросы, определяемые преподавателем с учетом интересов студента (рефератная работа). Примерный перечень рефератных работ. 1. Современные взгляды на предмет и содержание статистической науки. 2. Способы наглядного представления статистических данных. 3. Статистические методы в изучении деятельности предприятий. 4. Статистические методы анализа рынка жилья. 5. Статистические методы анализа товарного рынка. 6. Статистические методы выявления закономерности изменения курсов валют. 7. Статистические методы в оценке рисков в современном бизнесе. ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-10
    Подготовка к зачету ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-10

 

2.3. Интерактивные технологии и инновационные методы, используемые в образовательном процессе

Основаны на использовании современных достижений науки и информационных технологий. Направлены на повышение качества подготовки путем развития у студентов творческих способностей и самостоятельности (методы проблемного обучения, исследовательские методы, тренинговые формы, рейтинговые системы обучения и контроля знаний и др.). Нацелены на активизацию творческого потенциала и самостоятельности студентов и могут реализовываться на базе инновационных структур (научных лабораторий, центов, предприятий и организаций и др.).

Наименование основных форм Краткое описание и примеры, использования в модулях (темах), место проведения Часы
1. Деловые и ролевые игры Деловая игра. Проводится на практических занятиях как игровая форма защиты контрольных (домашних) работ с целью закрепления у студентов навыков практических статистических вычислений и формулировки выводов и рекомендаций для принятия решений, а также развития творческого подхода к исследованию социально-экономических процессов. Результатом игры является постановка и решение конкретной практической задачи статистического анализа с интерпретацией результатов и формулировкой выводов. Студенты разбиваются на группы по 5-6 человек, выбирают руководителей групп. Каждая группа получает собственное задание, суть которого определяется ролью группы в процессе решения поставленной задачи. В соответствии с заданием руководители групп распределяют работу между членами группы.  
2. Разбор конкретных ситуаций В ходе практических занятий рассматривается решение конкретных прикладных задач с использованием реальных данных.  
3. Использование информационных ресурсов и баз данных Для осуществления статистического анализа по реальным выборочным данным используются данные Интернет-ресурсов, содержащие статистическую информацию и аналитические обзоры: www.gks.ru- сайт Федеральной службы государственной статистики. www.socpol.ru- информационный массив Независимого института социальной политики. Сайт содержит архив социально-экономических данных, которые можно использовать для осуществления моделирования на реальных выборочных данных в учебных и научных целях. www.stat.hse.ru- банк статистических баз данных ГУ-ВШЭ. www.cbr.ru - Центральный банк Российской Федерации. www.minfin.ru- Министерство финансов Российской Федерации. www.rtsnet.ru -Фондовая биржа РТС.  
4. Применение электронных мультимедийных учебников и учебных пособий Применение следующих электронных мультимедийных учебников осуществляется при изучении всех тем дисциплины. https://window.edu.ru/window/library? p_rubr=2.2.76.3 - Учебно-методическая библиотека по Статистике Федерального Портала Российское Образование https://www.edu.ru/index.php? page_id=242 - библиотека Федерального Портала Российское Образование.  
5. Ориентация содержания на лучшие отечественные аналоги образовательных программ Содержание дисциплины ориентируется на образовательные программы Научно-исследовательского университета «Высшая школа экономики», Московского государственного университета экономики, статистики и информатики «МЭСИ», Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова (МГУ)  
6. Применение предпринимательских идей в содержании курса На базе научно-образовательного кружка кафедры Математической статистики, эконометрики и актуарных расчетов осуществляется решение предпринимательских задач, востребованных практикой, с применением статистических методов анализа. Работа в научно-образовательном кружке, осуществляемая в соответствии с индивидуальными научными интересами студентов существенно повышает мотивацию и навыки практического применения полученных теоретических знаний.  
7. Использование проблемно-ориентированного междисциплинарного подхода к изучению наук Для повышения мотивации к изучению дисциплины и закрепления полученных теоретических и практических знаний, в ходе лекций и практических занятий студенты рассматривают реальные примеры применения статистических методов анализа по направлению и профилю, специальности обучения, выявляют и подтверждают взаимосвязь изучаемой дисциплины с другими науками.  
8. Применение активных методов обучения, на основе опыта и др. Используются активные методы обучения: творческие задания; работа в малых группах; обучающие деловые игры; изучение и закрепление нового материала (работа с наглядными пособиями, видео- и аудиоматериалами); обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем.  
9. Использование методов, основанных на изучении практики (case studies) Рассматриваются в качестве кейсов конкретные примеры применения статистических методов в социально-экономических исследованиях.  
10. Использование проектно-организованных технологий обучения работе в команде над комплексным решением практических задач Организация студенческих исследовательских групп при их объединении в рамках написания комплексных творческих работ (по смежной тематике, объединенных одной проблемой)  

 

3. Средства обучения

3.3. Информационно-методические

Перечень основной и дополнительной литературы, методических разработок; с указанием наличия в библиотеке
Основная литература:
1. Елисеева И.И., Юзбашев М.М. Общая теория статистики: Учебник / под. ред. Чл.-корр. РАН И.И. Елисеевой. 6-е изд., перераб и дополн. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 556 с.  
2. Ефимова М. Р., Ганченко О. И., Петрова Е. В. Практикум по общей теории статистики: Учеб. пособие. 2-е изд., перераб. и допол. – М.: Финансы и статистика, 2006. – 280 с.  
3. Ефимова М. Р., Петрова Е. В., Румянцев В. Н. Общая теория статистики: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 416 с.  
4. Минашкин В. Г., Шмойлова Р. А., Садовникова Н. А. Теория статистики: Учебное пособие / Под ред. В. Г. Минашкина. – М.: Маркет ДС, 2006. – 200 с.  
5. Ниворожкина Л.И. Статистика: Учебник для бакалавров / Л.И. Ниворожкина, [и др.]; под общ. ред. д.э.н., проф. Л.И. Ниворожкиной – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2010. – 416 с.  
6. Ниворожкина Л. И. Теория статистики (с задачами и примерами по региональной экономике)/ Л. И. Ниворожкина, Т. В. Чернова. – Ростов н/Д: «Мини Тайп», «Феникс», 2005.– 220 с.  
7. Ниворожкина Л. И., Морозова З. А. Теория вероятностей и математическая статистика / Л.И. Ниворожкина, З А. Морозова. – М.: Эксмо, 2008. – 398 с.  
8. Ниворожкина Л. И., Морозова З. А. Математическая статистика с элементами теории вероятностей в задачах с решениями: Учебное пособие. – Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов-н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. – 608 с.  
9. Ниворожкина Л. И., Рудяга А. А., Федосова О. Н. Теория статистики. Практикум./ Рост. гос. эконом. универ. «РИНХ».– Ростов н/Д, 2005.– 185 с.  
10. Практикум по теории статистики: Учеб. пособие. / Под ред. проф. Р.А. Шмойловой. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 416 с.  
11. Теория статистики: Учебник / Под ред. проф. Р. А. Шмойловой. – 7-е изд., перераб. – М.: Финансы и статистика, 2007. – 560 с.  
12. Теория статистики с основами теории вероятностей: Учеб пособие для вузов / И. И. Елисеева, В. С. Князевский, Л. И. Ниворожкина, З. А. Морозова; Под ред. И. И. Елисеевой. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 446 с.  
Дополнительная литература:
1. Айвазян С.А., Мхитарян В.С. Прикладная статистика и основы эконометрики. – М.: ЮНИТИ, 1998. – 612 с.  
2. Гусаров В.М. Теория статистики: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям. 2-е изд., перераб. и допол. – М: АУДИТ ЮНИТИ, 2008. – 252 с.  
3. Ниворожкина Л. И., Рудяга А. А., Федосова О. Н. Теория статистики. Тесты / РГЭУ «РИНХ».– Ростов н/Д, 2005. – 39 с.  
4. Образцова О.И. Экономическая и социальная статистика. Курс лекций. – М.: ГУ ВШЭ, 2005. – 147 с.  
5. Томас Р. Количественные методы анализа хозяйственной деятельности / Пер. с англ. – М.: Издательство «Дело и сервис», 1999. – 432 с.  
6. Уотшем Т. Дж., Паррамоу К. Количественные методы в финансах: Учеб. пособие для вузов / Пер. с англ. под ред. М. Р. Ефимовой. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1999. 527 с.  

 

3.4. Материально-технические

№ ауд. Основное оборудование, стенды, макеты, компьютерная техника, наглядные пособия и другие дидактические материалы, обеспечивающие проведение лабораторных и практических занятий, научно-исследовательской работы студентов с указанием наличия Основное назначение (опытное, обучающее, контролирующее) и краткая характеристика использования при изучении явлений и процессов, выполнении расчетов.
209, 210, 213, 324, 328, 334, 501, 502, 503, 513, 514, 516, 532 Компьютерная техника, телевизионная техника для презентаций, интерактивная доска, стенды Обучающее, для проведения практических занятий, самостоятельной работы студентов, для демонстрации результатов научно-исследовательской работы

 

4. Текущий, промежуточный контроль знаний студентов

Тесты, темы курсовых работ/проектов, вопросы для текущего контроля, для подготовки к зачету, экзамену
1. Примерные тестовые задания по дисциплине. Модуль 1 «Основы сбора статистических данных» 1. Что изучает статистика? А) социальные явления; Б) массовые социально-экономические явления и процессы; В) экономические процессы; Г) общественно-политические процессы. 2. Сплошному статистическому наблюдению присущи ошибки: А) случайные ошибки репрезентативности; Б) случайные ошибки регистрации; В) систематические ошибки регистрации; Г) систематические ошибки репрезентативности. 3. Как называется множество элементов, обладающих массовостью, качественной однородностью, определенной целостностью, взаимозависимостью состояний отдельных единиц и наличием вариации? А) система статистических показателей; Б) группировка; В) статистическая совокупность; Г) предмет наблюдения. 4. К способам статистического наблюдения не относят: А) непосредственное наблюдение; Б) отчетность; В) опрос; Г) документальную запись. 5. Что является предметом статистики? А) изучение взаимосвязей; Б) определение структуры явлений; В) изучение динамики явлений; Г) изучение размеров и количественных соотношений массовых общественных явлений в конкретных условиях места и времени, а также закономерности их связи и развития. 6. К формам статистического наблюдения не относят: А) отчетность; Б) непосредственное наблюдение; В) специально организованное наблюдение; Г) регистры. 7. Что понимается под признаком в статистике? А) статистический показатель; Б) показатель динамики совокупности; В) показатель структуры совокупности; Г) свойство изучаемой единицы статистической совокупности. 8. К видам несплошного статистического наблюдения не относят: А) выборочное наблюдение; Б) обследование основного массива; В) монографическое; Г) текущее статистическое наблюдение. 9. Объектом изучения в статистике являются: А) массовые явления и процессы; Б) тенденции динамики экономических показателей; В) количественные закономерности; Г) качественные закономерности. 10. Статистическое наблюдение – это: А) сбор информации путем обращения к респондентам; Б) сбор данных, осуществляемый по единой программе, путем регистрации намеченных существенных признаков; В) сбор данных о явлениях и процессах общественной жизни; Г) непосредственное измерение, приписывание значений признаков единицам.   Модуль 2 «Основы первичной обработки статистических данных. Статистическое оценивание параметров». 1. Вторичная группировка может быть осуществлена в виде: А) долевой перегруппировки; Б) структурной группировки; В) объединения первоначальных интервалов; Г) аналитической группировки. 2. При увеличении всех значений признака в 2 раза средняя величина признака: А) не изменится; Б) увеличится в 2 раза; В) уменьшится в 2 раза; Г) увеличится более чем в 2 раза. 3. Средняя величина признака равна 20, а коэффициент вариации 25 %. Дисперсия признака равна.... При уменьшении значений частот в 2 раза средняя арифметическая взвешенная: А) не изменится; Б) увеличится в 2 раза; В) уменьшится в 2 раза; Г) уменьшится более чем в 2 раза. 4. Если группировки несопоставимы из-за различного числа выделенных групп или неодинаковости интервалов, то привести их к сопоставимому виду можно применив: А) метод вторичной группировки; Б) графический анализ; В) объединение нескольких совокупностей в одну; Г) корреляционный анализ. 5. Сумма отклонений индивидуальных значений признака от их средней величины: А) больше нуля; Б) меньше нуля; В) равна нулю; Г) больше или равна нулю. 6. Система показателей, которые характеризуют объект изучения называется: А) подлежащим статистической таблицы; Б) макетом статистической таблицы; В) сказуемым статистической таблицы; Г) бланком статистической таблицы. 7. Показателями структуры вариационного ряда являются: А) простая средняя арифметическая Б) средняя арифметическая взвешенная В) мода Г) медиана 8. Объект, характеризующийся в таблице цифрами называется: А) подлежащим статистической таблицы Б) макетом статистической таблицы В) сказуемым статистической таблицы Г) бланком статистической таблицы 9. Медианой называется: А) среднее значение признака в ряду распределения Б) наиболее часто встречающееся значение признака в данном ряду В) значение признака, делящее совокупность на две равные части Г) наиболее редко встречающееся значение признака в данном ряду 10. Формулы для расчета дисперсии признака: А) ; Б) ; В) ; Г)  
2. Вопросы для текущего контроля Модуль 1 «Основы сбора статистических данных» 1. Что такое статистика? 2. Объект и предмет статистики. 3. Что такое статистическая оценка? 4. Что такое статистический признак, показатель? 5. Назовите виды статистических признаков. 6. Назовите виды статистических показателей. 7. Что такое статистическое наблюдение? 8. Что является целью статистического наблюдения? 9. Назовите и охарактеризуйте формы, виды и способы статистического наблюдения. 10. Перечислите ошибки статистического наблюдения. 11. Что такое план и программа статистического наблюдения? 12. Составьте план и программу статистического наблюдения для оценки успеваемости студентов. 13. Для чего проводится выборочное обследование? 14. Что такое выборка? 15. Назовите способы проектирования и формирования выборки. 16. Проведите выборочное обследования студентов вуза для решения конкретной практической задачи. 17. Оцените ошибки репрезентативности для проведенного выборочного обследования. 18. На основе выборочных данных оцените параметры генеральной совокупности. Модуль 2 «Основы первичной обработки статистических данных. Статистическое оценивание параметров» 1. Что такое сводка? 2. Что такое группировка? 3. Назовите виды группировок? 4. Проведите сводку статистических данных, полученных при статистическом обследовании студентов вуза. 5. Перечислите способы представления статистических данных. 6. Каковы правила построения статистических таблиц. 7. Назовите виды статистических графиков. 8. Представьте данные полученные при обследовании студентов вуза с помощью статистических таблиц и графиков. 9. Что такое вариационный ряд? 10. Какие виды рядов вам известны? 11. Перечислите приемы преобразования вариационных рядов. 12. Назовите числовые характеристики вариационных рядов, способы их расчета.
3. Текущий контроль включает выполнение контрольной работы №1 по итогам модуля 1 и контрольной работы №2 по итогам модуля 2.
4. Вопросы для подготовки к зачету (примерные) 1. Предмет статистики как науки. Теоретические основы статистики. 2. Статистическая совокупность. Единица совокупности. 3. Статистические признаки. Их классификация. Отличие статистического признака от статистического показателя. 4. Статистическое наблюдение – первая стадия статистического исследования. Основные организационные формы статистического наблюдения. 5. Виды статистического наблюдения: по моменту регистрации наблюдаемых фактов, по охвату единиц изучаемого объекта, по способу получения статистических данных. 6. План статистического наблюдения. Программно-методологические вопросы статистического наблюдения. Программа наблюдения. 7. Организационные вопросы статистического наблюдения. 8. Ошибки наблюдения. Способы контроля данных статистического наблюдения. 9. Основные процедуры при организации выборочных обследований. 10. Проектирование выборочного обследования. 11. Способы формирования выборочной совокупности. 12. Средняя ошибка репрезентативности при случайной выборке. Ее сущность и способы вычисления. 13. Предварительные расчеты при планировании выборочного обследования. 14. Определение необходимого объема выборочной совокупности. 15. Сводка – вторая стадия статистического исследования. Основное содержание и задачи сводки. 16. Понятие и задачи группировок. Виды группировок. Группировочные признаки. Выбор интервалов групп. 17.

Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.013 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал