![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Интерактивные технологии и инновационные методы, используемые в образовательном процессе⇐ ПредыдущаяСтр 12 из 12
В ходе лекционных и практических занятий, а также при самостоятельной работе студентов активно используются различные интерактивные методы обучения. Деловые и ролевые игры проводятся на практических занятиях как игровые формы выполнения и защиты контрольных работ с целью закрепления у студентов навыков практических вычислений и формулировки выводов и рекомендаций для принятия решений, а также развития творческого (критического) подхода к исследованию экономических процессов. Результатом игры является постановка и решение конкретной практической задачи статистического анализа с интерпретацией результатов и формулировкой выводов. Студенты разбиваются на группы по 5-6 человек, выбирают руководителей групп. Каждая группа получает собственное задание, суть которого определяется ролью группы в процессе решения поставленной задачи. В соответствии с заданием руководители групп распределяют работу между членами группы. Разбор конкретных ситуаций. В ходе лекционных и практических занятий активно рассматриваются реальные ситуации, имеющие место в экономике, демографии, маркетинге, коммерции, логистике и других прикладных областях. Использование информационных ресурсов и баз данных. Для осуществления статистического анализа по реальным выборочным данным используются данные Интернет-ресурсов, содержащие статистическую информацию и аналитические обзоры: www.gks.ru - сайт Федеральной службы государственной статистики. www.socpol.ru - информационный массив Независимого института социальной политики. Сайт содержит архив социально-экономических данных, которые можно использовать для осуществления моделирования на реальных выборочных данных в учебных и научных целях. www.stat.hse.ru - банк статистических баз данных ГУ-ВШЭ. www.cbr.ru - Центральный банк Российской Федерации. www.minfin.ru - Министерство финансов Российской Федерации. www.rtsnet.ru -Фондовая биржа РТС. Применение электронных мультимедийных учебников и учебных пособий. Применение следующих электронных мультимедийных учебников осуществляется при изучении всех тем дисциплины. https://window.edu.ru/window/library? p_rubr=2.2.76.3 - Учебно-методическая библиотека по Статистике Федерального Портала Российское Образование https://www.edu.ru/index.php? page_id=242 - библиотека Федерального Портала Российское Образование. Применение предпринимательских идей в содержании курса. На базе научно-образовательного кружка кафедры Математической статистики, эконометрики и актуарных расчетов осуществляется решение предпринимательских задач, востребованных практикой, с применением статистических методов анализа. Работа в научно-образовательном кружке, осуществляемая в соответствии с индивидуальными научными интересами студентов существенно повышает мотивацию и навыки практического применения полученных теоретических знаний. Использование проблемно-ориентированного междисциплинарного подхода к изучению наук. Для повышения мотивации к изучению дисциплины и закрепления полученных теоретических и практических знаний, в ходе лекций и практических занятий студенты рассматривают реальные примеры применения статистических методов анализа по направлению и профилю, специальности обучения, выявляют и подтверждают взаимосвязь изучаемой дисциплины с другими науками. Применение активных методов обучения, на основе опыта и др. Используются активные методы обучения: творческие задания; работа в малых группах; обучающие деловые игры; изучение и закрепление нового материала (работа с наглядными пособиями, видео- и аудиоматериалами); обсуждение сложных и дискуссионных вопросов и проблем. Использование методов, основанных на изучении практики (case studies).Рассматриваются в качестве кейсов конкретные примеры применения статистических методов в социально-экономических исследованиях. Использование проектно-организованных технологий обучения работе в команде над комплексным решением практических задач. Организация студенческих исследовательских групп при их объединении в рамках написания комплексных творческих работ (по смежной тематике, объединенных одной проблемой) Ориентация содержания на лучшие отечественные аналоги образовательных программ. Содержание дисциплины ориентируется на образовательные программы Научно-исследовательского университета «Высшая школа экономики», Московского государственного университета экономики, статистики и информатики «МЭСИ», Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова (МГУ).
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ
Глоссарий АБСОЛЮТНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ – форма представления первичной информации в количественном выражении, характеризующая размеры (уровни, объемы) социально-экономических явлений и процессов. АЛЬТЕРНАТИВНЫЙ ПРИЗНАК – признак, принимающий только одно из двух возможных (противоположных) значений. АТРИБУТИВНЫЙ ПРИЗНАК – признак, не имеющий количественного выражения, являющийся чаще всего смысловым понятием.
ВАРИАНТА – это отдельное значение варьируемого признака, которое он принимает в ряду распределения. ВАРИАЦИЯ – колеблемость, изменение величины исследуемого признака у единиц одной совокупности, которое обусловлено перекрещивающимся влиянием действия на единицы совокупности различных факторов. ВЕСА – числа, в виде абсолютных величин или относительных величин, определяющие значимость (весомость, вес) того или иного варианта признака в данной статистической совокупности, используемые для вычисления обобщающих показателей – средних величин, индексов. ВЫБОРОЧНОЕ НАБЛЮДЕНИЕ – вид наблюдения, при котором характеристика всей совокупности фактов дается по некоторой их части, отобранной в случайном порядке. ВЫРАВНИВАНИЕ – это метод исследования динамических рядов, заключается в нахождении расчетных (теоретических) значений их показателей и замене ими фактических с целью выявления закономерностей развития процессов, отображаемых этими рядами
ГРУППИРОВКА – это разбиение совокупности на группы, однородные по какому-либо признаку или объединение отдельных единиц совокупности в группы, однородные по каким-либо признакам. ГРУППИРОВОЧНЫЙ ПРИЗНАК – признак, по которому производится распределение единиц наблюдаемой совокупности на группы.
ДИСКРЕТНЫЙ ПРИЗНАК – количественный признак, значения которого выражаются только целыми числами. ДИСПЕРСИЯ – мера вариации, измеряющая степень колеблемости признака, порождаемую всей совокупностью действующих на него факторов, определяется как средний квадрат отклонений вариантов (х) от средней арифметической.
ЕДИНИЦА НАБЛЮДЕНИЯ – составная часть объекта наблюдения, которая служит единицей счета и обладает признаками, подлежащими регистрации.
ИНТЕРВАЛ ГРУППИРОВКИ – промежуток между максимальными и минимальными значениями признака в группе, величина интервала очерчивает количественные границы групп.
КОЭФФИЦИЕНТ – термин, применяемый в статистике для обозначения некоторых относительных величин с специальной области, особенно часто тех, которые исчисляются как отношение разноименных величин.
МЕДИАНА – величина признака, которая делит упорядоченную последовательность его значений на две равные по численности части: одна часть имеет значения варьирующего признака меньшие, чем средний вариант, а другая – большие. МОДА – наиболее часто повторяющееся значение признака в совокупности. МОНОГРАФИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ – представляет собой детальное изучение и описание отдельных, характерных в каком-либо отношении единиц совокупности.
ОБЪЕКТ НАБЛЮДЕНИЯ – совокупность социально-экономических явлений и процессов, которые подлежат исследованию. ОТНОСИТЕЛЬНЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ – обобщающий показатель, который дает числовую меру соотношения двух сопоставляемых абсолютных величин. ОТЧЕТНОСТЬ – организационная форма наблюдения, при которой единицы наблюдения предоставляют сведения о своей деятельности в виде формуляров установленного образца, подтвержденные подписью руководителя. ОШИБКИ РЕПРЕЗЕНТАТИВНОСТИ - свойственны несплошному наблюдению, возникают в результате того, что отобранная для обследования часть совокупности, недостаточно полно отображает состав всей изучаемой совокупности.
ПЕРЕПИСЬ – специально организованное статистическое наблюдение, при котором осуществляется учет численности и характеристика состава изучаемого явления путем записи данных по обследуемым единицам статистической совокупности. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ В ЭКОНОМИКЕ – перенесение на будущее закономерностей, действовавших в прошлом. Производится на основе математической или математико-экономической модели действительности, при построении которой используются материалы статистических наблюдений и зависимости между экономическими факторами.
РАНЖИРОВАННЫЙ РЯД – ряд, в котором значения признака расположены либо в порядке убывания, либо в порядке возрастания.
СПОСОБ ОСНОВНОГО МАССИВА – при таком способе сбор данных осуществляется только по тем единицам совокупности, у которых величина изучаемого признака во всем объеме является преобладающей. СРЕДНЯЯ ВЕЛИЧИНА – это обобщающий показатель, характеризующий типический уровень явления и выражающий величину признака, отнесенную к единице совокупности. СТАТИСТИКА – отрасль практической деятельности, занимающаяся сбором, обработкой, анализом и публикацией массовых данных о различных явлениях и процессах общественной жизни; цифровой материал, служащий для характеристики какой-либо области общественных явлений или территориального распределения какого-либо показателя, публикуемый в открытой печати; наука, предметом изучения которой является количественная оценка массовых общественных явлений в неразрывной связи с их качественным содержанием. СТАТИСТИЧЕСКАЯ СВОДКА – научно организованная обработка собранных материалов, включающая в себя систематизацию и группировку единичных фактов статистического наблюдения, получение на их основе обобщающих показателей. СТАТИСТИЧЕСКАЯ СОВОКУПНОСТЬ – множество единиц изучаемого явления, объединенных в соответствии с задачей исследования, единой качественной основой, общим, для всех единиц, признаком. СТАТИСТИЧЕСКИЙ ПОКАЗАТЕЛЬ – количественно-качественная оценка свойства изучаемого явления или процесса. СТАТИСТИЧЕСКИЙ ПРИЗНАК – качественная особенность единицы совокупности, характерное свойство, отличающее одно явление от другого. СТАТИСТИЧЕСКИЙ РЯД РАСПРЕДЕЛЕНИЯ – это группировка, в которой для характеристики групп (упорядоченно расположенных по значению признака) применяется один показатель – численность группы. СТАТИСТИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ – научно организованный по единой программе учет и сбор фактов, характеризующих явления и процессы общественной жизни. СТРУКТУРА СОВОКУПНОСТИ – соотношение, удельные веса составных элементов совокупности в общем итоге.
ФАКТОРНЫЙ ПРИЗНАК – это признак, который влияет на величину другого признака (результативного). ФОРМУЛЯР – специальные учетные документы (блпнки), в которых осуществляется регистрация данных статистического наблюдения.
ЧАСТОТА – абсолютное число, показывающее, сколько раз (как часто) встречается в совокупности то или иное значение признака или, что то же самое, сколько единиц в совокупности обладают тем или иным значением признака.
ЭКСПЕДИЦИОННЫЙ СПОСОБ статистического наблюдения – способ, при котором специально подготовленный регистратор опрашивает людей и с их слов заполняет бланк обследования (формуляр).
СТАТИСТИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
Таблица функции
Критические точки распределения Стьюдента
[1]: Россия 2007: Стат. справочник/Росстат. – М., 2007. – С.14. [2] Россия 2007: Стат. справочник/Росстат. – М., 2007. – С.42. [3] Пример заимствован из: Образцова О.И. Экономическая и социальная статистика. Курс лекций. М.: ГУ ВШЭ, 2005. [4] Россия 2007: Стат. справочник/Росстат. – М., 2007. – С.23.
|