Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
II. Новая тема
Так же, как и в других ранних земледельческих цивилизациях, в Древнем Китае с переходом к земледелию стали возникать города и государства. Около 1700 г. до н.э. в среднем течении Хуанхэ (учитель показывает на карте) появилось государство Шан, где правила династия Инь. В обязанности верховного правителя (вана) входило руководство военными походами, строительство каналов и дамб, принесение жертв Небу от имени всего народа. В начале полевых работ ван выходил в поле с золотой мотыгой и пропахивал первую борозду. Этот труд считался священным, необходимым для обеспечения урожая и милости богов. * История Китая в эпоху Шан изучена мало, потому что от этих времен не осталось ни каменных построек, ин статуй, ни надписей (кроме гадальных костей, найденных археологами). Известно, что в конце II тыс. до н.э. государство Шан пришло в упадок, и около 1000 г. до н.э. его завоевали западные кочевники - чжоу. Традиция передает, что вождь этого племени У-ван разгромил в битве последнего иньского вана Шоу Синя, и тот покончил жизнь самоубийством. Чжоу были скотоводами и земледельцами вроде древних ариев. Они ездили на колесницах, запряженных лошадьми, и использовали их на войне; умели обрабатывать не только бронзу, но и железо. Захватив земли Шан, пришельцы основали свое государство Чжоу, просуществовавшее до III в. до н.э. К этому периоду относится становление рабовладельческого общества в Древнем Китае. В надписях на бронзовых сосудах говорится о дарении тем ли иным сановникам значительных участков земли, отнятых у сельских общин, и огромного количества рабов. Масштабы рабовладения увеличиваются за счет порабощения населения завоеванного царства Шан, войн с соседними кочевыми племенами. Контингент рабов пополняется и за счет осужденных преступников. Рабы стели цениться больше, прекращаются массовые жертвоприношения военнопленных. Рабы-чужеземцы не считались полноценными людьми. К ним употреблялось выражение «злые рабы». Владение долговыми рабами осуждалось. III. Групповая работа. Познакомьтесь с источниками, ответьте на вопросы к ним. I группа. В одном источнике говорится о рабовладении в Китае: «Ныне существуют рынки, где торгуют рабами, помещая их в одном загоне со скотом... Раб обязан беспрекословно выполнять все указанные виды работ... В случае ослушания раб может быть «наказан ста ударами...» О чем говорит этот документ? II группа. Китайский историк описывает богатое хозяйство Один из чиновников так характеризует положение китайского народа: «Ныне у людей не хватает средств ни для пропитания родителей, ни для содержания жены и детей». Сравните оба документа и сделайте не менее трех-четырех выводов. Как эти факты свидетельствуют о развитии рабовладения в Древнем Китае? III группа. В китайском документе сказано: «...Те, кто не полу- О каком источнике рабства здесь идет речь? Какие источники рабства вы еще знаете? IV группа. Из китайского трактата «Правдивое слово»: «Постройки знатных людей тянутся сотнями домов. Плодородные поля их занимают вс ю землю. Рабов и рабынь у них считают тысячами толп, а рабов из преступников - на десятки тысяч... Сколько мяса, коров, свиней и овец (у господ), что не успевают съесть... Безгранично наслаждение знатных...» Какие выводы можно сделать из этого трактата? Предположите, представителем какой категории населения является автор? V группа. Из сочинений древних китайских писателей: Ест вдоволь рис и просо богатей, А бедный ест бурду из отрубей. Чем плох бедняк иль раб господ глупей? Эй, господин, вы не сеяли хлеб, не убирали, Как же в вашем дворе быки оказались? Настоящий человек не ест никогда Хлеб праздности, как вы, господа! Подумайте, чьи мысли и чувства выражены в этих стихах. Кого народ считал «настоящим человеком»? Учитель: в IX в. до н.э. Ли-ван из династии Чжоу был свергнут народным восстанием. В VIII в. царство Чжоу ослабело и не могло сопротивляться набегам западных кочевников. Столицу пришлось перенести на восток, и вскоре государство распалось на несколько княжеств, которые воевали между собой и с соседними племенами. Новое объединение страны произошло в III в. до н.э. Задание: Прочитайте п. 1 §23. Как звали правителя единого государства? В каком году произошло объединение страны? Запись в тетради: 221 г до н.э. - объединение Китая под властью Цинь Ши-хуанди. Цинь Ши-хуанди обладал неограниченной властью; множество чиновников полностью зависели от него, прислушивались к каждому его слову. Царь опирался на сильное войско, состоявшее из лучников, копейщиков и конницы. Он был жесток и безжалостен ко всем, кто имел собственное мнение и не боялся высказывать мысли, не угодные царю. По преданию, Цинь Ши-хуанди приказал казнить 460 ученых, недовольных его правлением, и сжечь их книги. Царя не любили ни знатные люди, ни простонародье. Боясь покушений на свою жизнь, он повелел выстроить 37 дворцов, стоящих рядом и соединенных внутренними переходами. Это было сделано для того, чтобы никто не знал, где именно проводит владыка Китая данную ночь. Однако не только жестокими мерами этому правителю удалось сохранять государство единым. Давайте оценим его политику. Задание: Первый ряд читает п. 2 §23. Второй ряд - п. 3 §24, а третий ряд - п. 4 §23. (После прочтения учащиеся поочередно делают выводы, учитель - краткие записи на доске.) На доске: 1.Вел завоевательные войны. Присоединил южные земли, богатые рисом, слоновой костью, жемчугом и т.д. 2.Опорой царской власти на завоеванных территориях были военные поседения. 3.Одержал победу над гуннами на севере. 4.Строительство Великой Китайской стены. (Через каждые 100-120 м расположены сторожевые башни. Всего их 60 тыс.) 5.Построена роскошная столица Санъян. 6.Проведена перепись населения в стране, так что император зная, какие налоги можно собрать с крестьян и ремесленников. Вопрос к третьему ряду: В китайском документе рассказывается о народном восстании в I в. н.э. Одна женщина, мать чиновника Люя, подняла восстание, чтобы отомстить за своего, по ее мнению, невинно казненного сына. Она привлекла на свою сторону более сотни молодых бедняков и напала на ближайший город. По пути к ним присоединилось более 10 тыс. бедняков из деревни и города. Какова, по-вашему, была главная причина восстания? Предположите, чего добивались восставшие? Внутренняя и внешняя политика Цинь Ши-хуанди (постройки и войны) требовали больших средств, и налоги росли. Крестьян и ремесленников часто отрывали от родного дома" и посылали на строительство стены или каналов в дальних краях, где многие из них умирали, вскоре простые люди Китая поняли, что жить под властью Цинь еще тяжелее, чем раньше - в эпоху войн между княжествами. Как только умер Цинь Ши-хуанди, вспыхнуло восстание крестьян. (Цинь Ши-хуанди умер в 210 г до н.э. от нервного потрясения в возрасте 48 лет. В склепе, открытом китайскими археологами в 1974 г., были обнаружены многочисленные фигуры вооруженных воинов (см. стр.109 учебника), которые должны были охранять мертвого императора, как это они делали при его жизни) К восставшим присоединились все недовольные: солдаты, горожане, князья. Империя Цинь развалилась, ее столица была разграблена и сожжена. Никто из вождей повстанцев не хотел былой раздробленности и усобиц. Но можно ли восстановить единство страны, избежав таких жестокостей, какие творили правители Цинь? Это удалось крестьянскому воеводе Лю Вану. Победив князя Сян Юя, он основал новую династию Хань. Домашнее задание: 1)Прочитайте §23, ответьте на вопросы к параграфу. 2)Подготовьтесь к повторительно-обобщающему уроку по вопросам и заданиям на стр. 110 учебника. Приложение. I группа. В одном источнике говорится о рабовладении в Китае: «Ныне существуют рынки, где торгуют рабами, помещая их в одном загоне со скотом... Раб обязан беспрекословно выполнять все указанные виды работ... В случае ослушания раб может быть «наказан ста ударами...» О чем говорит этот документ? II группа. Китайский историк описывает богатое хозяйство фань Чжуна, который имея свыше 1300 га земли, владея рыбными промыслами, пастбищами, рисовыми и чайными плантациями, используя для работы рабов. По его же данным, некоторые богатые семьи использовали в производстве до 1000 рабов и свободных людей. Один из чиновников так характеризует положение китайского народа: «Ныне у людей не хватает средств ни для пропитания родителей, ни для содержания жены и детей». Сравните оба документа и сделайте не менее трех-четырех выводов. Как эти факты свидетельствуют о развитии рабовладения в Древнем Китае? III группа. В китайском документе сказано: «...Те, кто не получают выгоды и бледнеют от тени, отдаются в рабы вместе, с женами и детьми» О каком источнике рабства здесь идет речь? Какие источники рабства вы еще знаете? IV группа. Из китайского трактата «Правдивое слово»: «Постройки знатных людей тянутся сотнями домов. Плодородные поля их занимают вс ю землю. Рабов и рабынь у них считают тысячами толп, а рабов из преступников - на десятки тысяч... Сколько мяса, коров, свиней и овец (у господ), что не успевают съесть... Безгранично наслаждение знатных...» Какие выводы можно сделать из этого трактата? Предположите, представителем какой категории населения является автор? V группа. Из сочинений древних китайских писателей: Ест вдоволь рис и просо богатей, А бедный ест бурду из отрубей. Чем плох бедняк иль раб господ глупей? Эй, господин, вы не сеяли хлеб, не убирали, Как же в вашем дворе быки оказались? Настоящий человек не ест никогда Хлеб праздности, как вы, господа! Подумайте, чьи мысли и чувства выражены в этих стихах. Кого народ считал «настоящим человеком»? I группа. В одном источнике говорится о рабовладении в Китае: «Ныне существуют рынки, где торгуют рабами, помещая их в одном загоне со скотом... Раб обязан беспрекословно выполнять все указанные виды работ... В случае ослушания раб может быть «наказан ста ударами...» О чем говорит этот документ? II группа. Китайский историк описывает богатое хозяйство фань Чжуна, который имея свыше 1300 га земли, владея рыбными промыслами, пастбищами, рисовыми и чайными плантациями, используя для работы рабов. По его же данным, некоторые богатые семьи использовали в производстве до 1000 рабов и свободных людей. Один из чиновников так характеризует положение китайского народа: «Ныне у людей не хватает средств ни для пропитания родителей, ни для содержания жены и детей». Сравните оба документа и сделайте не менее трех-четырех выводов. Как эти факты свидетельствуют о развитии рабовладения в Древнем Китае? III группа. В китайском документе сказано: «...Те, кто не получают выгоды и бледнеют от тени, отдаются в рабы вместе, с женами и детьми» О каком источнике рабства здесь идет речь? Какие источники рабства вы еще знаете? IV группа. Из китайского трактата «Правдивое слово»: «Постройки знатных людей тянутся сотнями домов. Плодородные поля их занимают вс ю землю. Рабов и рабынь у них считают тысячами толп, а рабов из преступников - на десятки тысяч... Сколько мяса, коров, свиней и овец (у господ), что не успевают съесть... Безгранично наслаждение знатных...» Какие выводы можно сделать из этого трактата? Предположите, представителем какой категории населения является автор? V группа. Из сочинений древних китайских писателей: Ест вдоволь рис и просо богатей, А бедный ест бурду из отрубей. Чем плох бедняк иль раб господ глупей? Эй, господин, вы не сеяли хлеб, не убирали, Как же в вашем дворе быки оказались? Настоящий человек не ест никогда Хлеб праздности, как вы, господа! Подумайте, чьи мысли и чувства выражены в этих стихах. Кого народ считал «настоящим человеком»?
|