Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Законодательная власть и ее функции






Законодательная деятельность является определяющей в компетенции парламента, что дает основание называть это направление деятельности государства законодательной властью.

Легитимность парламента непосредственно вытекает из суверенитета народа. При этом законодательная власть отделена от других подсистем власти, но взаимодействует с ними. Содержание законодательной деятельности нормативно ограничено и гарантировано конституцией. Особенно значимо, что в парламенте партии ведут борьбу за государственную власть. Обратим внимание на то, что законодательная власть проявляется не только в осуществлении законодательной функции. Для нее характерны и такие функции как представительская функция, связанная с обеспечением партийного, территориального, корпоративного, этнического представительства, что создает условия различным социальным силам действовать через парламент; учредительная функция, которая состоит в утверждении и назначении различных лиц на государственные посты, создании организационных структур, специальных комиссий и т. п.; контрольная функция, выраженная в обсуждении основных направлении правительственной политики, бюджета и отчета о его выполнении, парламентских запросов депутатов правительству или министру, контрольной деятельности парламентских комиссий или должностных лиц, назначаемых парламентом, наконец, выражение доверия или недоверия правительству.

Демократически избранный парламент, осуществляющий свои функции — важнейший институт легитимации государственной власти, форма обеспечения политической гласности и открытой политической полемики. Действительно, законодательная функция парламента является определяющей. Она четко фиксирована стадиями законодательного процесса. Используется правило, в соответствии с которым законопроект принимается к рассмотрению только тогда, когда он внесен лицом или органом, обладающим правом законодательной инициативы. 11о субъектам этого права различают: 1) парламентскую инициативу _ (внесение законопроекта членами палат); ^У'народную инициативу (внесение законопроекта группами избирателей); 3) правительственную'инициативу (внесение законопроекта министрами от имени главы государства или правительства); 4) специальную инициативу (внесение законопроекта органами, специально указанными в конституции). Вносить в парламент проект государственного бюджета во всех государствах исключительное право (прерогатива) правительства.

Рассмотрение законопроектов в парламенте называют чтениями. Первым чтением является принятие к рассмотрению законопроекта и оглашение его наименования председателем палаты. После этого законопроект направляется в постоянную комиссию на заключение. На второе чтение лицо или представитель органа, внесшего законопроект делает доклад, а затем зачитывается заключение комиссии. После этого законопроект либо возвращается в ту же комиссию, либо передается другой комиссии парламента. Третье чтение представляет собой постатейное обсуждение законопроекта в палате парламента. За обычный законопроект должно быть подано п]з< > стое большинство голосов присутствующих депутатов, в то время как конституционный законопроект принимается, как правило, квалифицированным большинством. После принятия законопроекта одной палатой, он передается в другую, где рассматривается в том же порядке. При возникновении разногласий между палатами по поводу законопроекта используются различные формы преодоления такого рода противостояния палат: от отклонения поправок в нижней палате при повторном голосовании, до создания на паритетных началах смешанных комиссий палат. Принятый парламентом законопроект, направляется на утверждение главе государства. Подписанный главой государства закон публикуется в официальном издании. В случае отказа в подписании законопроект считается не принятым (право абсолютного вето) или возвращается на повторное рассмотрение (право отлагательного вето). Повторное принятие законопроекта при праве отлагательного вето обязывает главу государства подписать закон.

Законодательство современных государств исходит из того, что член парламента должен действовать независимо от своих избирателей (иметь свободный мандат). Конституции многих государств прямо указывают на недопустимость императивных мандатов.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.009 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал