Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Концепция социального государства. Украина как социальное государство
Социальное государство — это государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Социальным может быть только государство, имеющее высокий уровень экономического развития, причем в структуре экономики должна быть учтена социальная ориентация государства. В этой связи момент реального возникновения социальных государств следует отнести к 60-м гг. XX в., что связано с установлением ответственности государства за предоставление каждому гражданину прожиточного минимума. Проведение государством социально ориентированной политики представляет собой трудный процесс в силу необходимости учитывать противоречивые, почти исключающие друг друга цели: эффективное развитие экономики и достижение социальной справедливости, сглаживания социального неравенства. Признаки социального государства: 1) мощный экономический потенциал, позволяющий осуществлять меры по перераспределению доходов, не ущемляя существенно положения собственников; 2) социально ориентированная структура экономики, что проявляется в существовании различных форм собственности со значительной долей собственности государства в нужных областях хозяйства; 3) ярко выраженная социальная направленность политики государства, что проявляется в разработке разнообразных социальных программ и приоритетности их реализации; 4) наличие у государства целей установления всеобщего блага, утверждения в обществе социальной справедливости, обеспечения каждому гражданину достойных условий существования, социальной защищенности, равных стартовых возможностей для самореализации личности; 5) наличие развитого правового регулирования в социальной сфере (с выделением отраслей трудового права, права социального обеспечения, медицинского права и т.д.). Социальному государству присущи все традиционные функции, обусловленные его природой, государства как такового, но они как бы преломляются через призму целей и задач социального государства. В рамках социальной функции можно выделить следующие ее разновидности: 1) поддержка социально незащищенных категорий населения (через систему пенсий, социальных выплат и помощи); 2) создание возможностей для свободной реализации трудового и интеллектуального потенциала граждан государства; обеспечение трудовой занятости населения и борьба с безработицей; 3) охрана труда и здоровья людей; 4) поддержка семьи, материнства, отцовства и детства; 5) сглаживание социального неравенства путем перераспределения доходов между различными социальными слоями через налогообложение, государственный бюджет, специальные социальные программы; 6) поощрение благотворительной деятельности (в частности, путем предоставления налоговых льгот предпринимательским структурам, осуществляющим благотворительную деятельность); 7) забота о сохранении социального мира в обществе, в частности, через систему социального партнерства; 8) участие в реализации межгосударственных социальных программ, решении общечеловеческих проблем (например, помощь странам, страдающим от последствий засухи или военных конфликтов). Социальное государство вошло в полосу кризиса, во многом связанного с тем, что налоговая система, основной опорой которой является обложение доходов, все в меньшей степени соответствует характеру человеческого существования. Это имеет отношение к проблеме труда, рассматриваемого как основополагающий принцип существования социального государства. В этой связи характерны подходы к социальному государству завтрашнего дня, которое не есть простое продолжение общества, основанного на труде. Общая же тенденция такова, что, не исключаягосударственного вмешательства в социальную жизнь, в частности путем перераспределения доходов, нужно сделать вывод о движении к меньшему государству и большей децентрализации.
|