Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Как студенту заработать на маркетинге
Существует несколько вариантов заработать на маркетинге. Вариант первый: волка ноги кормят. В уютных гнездышках маркетинговых фирм стать штатной единицей невозможно. Зато подработать на вольных хлебах — пожалуйста. Ваш возраст и образование никого не волнуют. Единственное условие, чтобы вы были шустрыми, умели разговаривать с людьми и не боялись такого общения. Предпочтение отдается все же женскому полу. Но и мальчикам не стоит отчаиваться, им найдется место в политических опросах, а также в подборе респондентов на сигаретные опросы. Данные профессии называются рекрутер, интервьюер, кодировщик анкет. И особенной популярностью этот вид подработки пользуется у студентов, молодых мам и пенсионеров. Мы даем вам основ- ные позиции и расценки на такого вида работы. Это усредненные цифры — в данной области оплата труда зависит от сложности проекта и честности фирмы-работодателя. Самый тяжелый физически, но самый надежным и, что главное, быстрый способ подработки — холл-тест. Вы без комплексов и можете подойти с милой улыбкой к любому прохожему? Тогда эта работа для вас. Предметом опроса может быть чтс угодно — начиная от просьбы пожевать новук жвачку и до просмотра свежего рекламного ролика дезодоранта «Рексона». Огромным преимуществом здесь является то, что из десяти человек хотя бы один откликнется на ваше предложение И, как правило, людям за высказанное мнение v потраченные ими 15 минут дарится подарок — торт, коробочка шоколадных конфет или простс плитка шоколада. За 3—5 дней такой работы можно заработать примерно 2 тысячи рублей. Зимой холл-тесты проводятся крайне редко, так чтожди- " Freeman H.E., Rossi P.H. Furthering the applied side of sociology // Amer. Sociol. Rev., 1984. Vol. 49 No. 4. P. 577. 12 Commission on Applied and Clinical Sociology. June, 1999 (Rev. 2000): https://www.sociologycommission.org/ docs/BAStandards.htm 13 Freeman H.E., Rossi P.H. Furthering the applied side of sociology // Amer. Sociol. Rev., 1984. Vol. 49No. 4. P. 571-580. ную административную форму. Прогноз о рынке сбыта промышленных товаров всегда можно практически проверить и притом в короткое время. Цена ошибки выражается для компании в кругленькую сумму, а для прикладника—в разрыве контракта. 3) Готовность идти на риск. У прикладника нет возможности делать глубокий и всесторонний анализ ситуации. Делать выводы приходится на ограниченном круге данных, благодаря чему резко возрастает вероятность ошибки. Тем не менее заказчик идет на это, предпочитая иметь ограниченную информацию, чем никакую. Прикладник должен уметь убедить заказчика в правильности своих выводов даже в таких условиях. Многие социологи становятся специалистами по планированию, высокопоставленными администраторами, специалистами по компьютерам и статистиками и никогда не сталкиваются с практикой эмпирических исследований. При случае они могут подготовить документ или годовой отчет, в котором используют знание социологии, но обычно их обязанности не пересекаются с этой наукой. Они консультируют клиентов, занимаются в учреждениях бюрократической работой, присутствуют на бесчисленных заседаниях всевозможных комиссий, где обсуждаются финансовые вопросы, проблемы обучения персонала, общеуправленческие вопросы. В государственном секторе социологов привлекают в программы борьбы с преступностью, алкоголизмом, наркоманией, бедностью. Социологов нанимают некоторые отделения полиции, но большинство из них предпочитает проводить социологическую экспертизу самостоятельно, прибегая к услугам полицейских, прошедших дополнительные курсы обучения. Про- те весны и лета. Фирмы-работодатели оплачивают такую работу в течение двух недель после завершения проекта, что тоже приятно. К этому же виду подработки относятся и приглашения на различного рода выставки, а также просмотр телепередач. Здесь вы можете сидеть дома и по телефону приглашать своих знакомых. Но довольно сложно доказать потом, кто из ваших приглашенных был опрошен и за кого причитаются ваши кровные денежки. Надо постоянно бдить, иначе ваших респондентов перепишут на чье-то другое имя и кто-то другой (а может и сами сотрудники маркетинговой фирмы) получат вашу зарплату за вас. Фокус-группы. Это приглашение людей на беседу в офис маркетинговой фирмы в определен- ные день и час за денежное вознаграждение (от 80 рублей как в фирме «Аналитика» и до 350 как в институте МАСМИ). Дело это хлопотное и ненадежное. Вы оказываетесь в роли посредника между маркетинговой фирмой и предполагаемым респондентом. Поэтому вас могут обмануть дважды — фирма не заплатит, а человек откажется приходить на опрос. Вас могут ни за что оштрафовать. В данном случае вы бесправны, так как лишь немногие фирмы заключат с вами трудовое соглашение. В большинстве же своем вы просто расписываетесь в ведомости, и как начисляются деньги — остается гадать. Квартирные опросы. Самый рискованный вид подработки, который дается новичкам. Вам может открыть дверь, кто угодно. Вас могут забрать в милицию или просто послать... Вы идете в незнакомый дом, по маршрутному листу, без подарка, лишь с пустой анкетой и страстным желанием заработать денег. Легче всего работать в спальных районах и в «хрущевках» — здесь нет домофонов, и люди довольно приветливые и идут на контакт. Квартирные опросы предпочитают проводить бабушки-пенсионерки, молодежь же ходит парами (чтобы легче было отбиваться). Сокращено по источнику: Князева Т. Как поработать и чтобы не надули // https://www.gde-dengi.ru/01/33a.htm мышленные корпорации привлекают социологов к программам по сокращению воровства, предупреждению промышленного шпионажа и защиты компьютеров14. В медицине трудится от 100 до 150 исследователей со степенью доктора философии, из которых только 1/3 — социологи. Известные американские ассоциации по здравоохранению, например American Medical Association, American Hospital Association, платят прикладным социологам больше, чем платят в университетах их академическим коллегам. Так, в 1981 г. только что приступивший к работе доктор философии получал 32тыс. долл. и 10% годовой премии, а на руководящем посту социолог зарабатывал более 60 тыс. долл. В США от 200 до 300 госпиталей имели отделы по социальным наукам, руководители которых получали более 50 тыс. долл.15. Как показывают обследования прикладников, они редко используют свои социологические знания. По мнению Т. Лайсона и Дж. Сквайреса (неопубликованный отчет 1981 г.) большинство прикладников находят скорее применение своим умениям в области техники и методики исследования, нежели фундаментальным знаниям16. И чем лучше математически вооружен социолог, тем больше он сближается по уровню подготовки с психологом и экономистом и тем больше шансов найти работу. Различия в содержании деятельности в фундаментальной и прикладной социологии обобщены в табл. 3. Таблица 3 Особенности образования и практической деятельности в фундаментальной (академической) и прикладной сферах17
14 Applied sociology: roles and activities of sociologists in diverse settings / Ed. by H.E.Freeman, Dynes R.R.Rossi P.H. and Whyte W.F. San Francisco etc.: Jossey-Bass Publischers, 1983. P. 202-204. 15 Ibid. P. 220, 226. 16 Ibid. P. 302. 17 Источник: Applied sociology: roles and activities of sociologists in diverse settings / Ed. by H.E.FreemanDynes R.R., Rossi P.H. and Whyte W.F. San Francisco etc.: Jossey-Bass Publischers, 1983. P. 303. Возможно, считает Г. Маукш18, что в начале XX в. обучение прикладной социологии было лучше, чем в конце. Тогда академическая социология, благодаря неразвитости или неизощренности ее методолого-методического аппарата, не была строго отграничена от прикладной. То и другое именовалось социальными исследованиями. Но постепенно разрыв между двумя ветвями социологии увеличивался. Отчуждение нарастало по мере того, как академическая сфера пользовалась все большим, а прикладная все меньшим престижем. Однако в 1970-е гг. наметился поворот, многие академические социологи активно занялись прикладными проектами и начали обучать прикладной социологии своих студентов. Если раньше на прикладную социологию смотрели как на временную карьеру, то теперь — как на постоянное и перспективное занятие. Многие проблемы в обучении социологов объясняются тем, пишет Р. Берк, что мы имеем дело со студентами, у которых математические знания редко выходят за рамки школьной программы. Кроме того, не у многих департаментов есть достаточное число квалифицированных преподавателей, способных дать фундаментальные знания по математике19. Правда, подготовка фундаментальных и прикладных социологов в вузах различается направленностью подготовки студентов. В прикладной социологии не столь значительны требования к методической строгости исследования. Если информация, получаемая прикладником, не оказывает серьезного влияния на управленческие решения, а носит предварительный характер, то бывает достаточно метода «на скорую руку» («quick and dirty»)20. В академической социологии внимание сосредоточено на внутренней валид-ности, в прикладной — на внешней, т.е. работа должна приносить пользу заказчику. Распространение прикладной социологии в вузах продиктовано также меркантильными соображениями руководства. Дело в том, что в последнее время сокращается число абитуриентов, поступающих на фундаментальные специализации и появляется все больше желающих обучаться прикладным дисциплинам. В результате все больше социологических департаментов включают прикладные курсы в программу обучения. Американские социологи убеждены, что предел их мечтаний — университетская карьера и лишь не устроившиеся здесь идут в прикладники. Д. Спайн считает подобное мнение глубоким заблуждением. Вопреки распространенному мнению опрос показал, что далеко не все респонденты мечтают о профессорской должности. Те, кто испытал на себе судьбу прикладника, предпочитают ее университетской жизни. Первая считается более интригующей, творческой, интересной. Многие стали преподавателями недобровольно, им просто было некуда деваться, а знакомств вне стен университета у них нет. Стать академическим социологом иногда легче, поскольку в трудоустройстве бакалавру и магистру помогают коллеги-преподаватели и АСА. 18 Mauksch H.O. Teaching applied sociology: opportunities and obstacles // Applied sociology: roles and activitiesof sociologists in diverse settings / Ed. by H.E.Freeman, Dynes R.R., Rossi P.H. and Whyte W.F. SanFrancisco etc.: Jossey-Bass Publischers, 1983. P. 312-313. 19 Berk R.A. Training in qualitative methods // Applied sociology: roles and activities of sociologists in diversesettings / Ed. by H.E.Freeman, Dynes R.R., Rossi P.H. and Whyte W.F. San Francisco etc.: Jossey-BassPublischers, 1983. P. 382. 20 Freeman H.E., Rossi P.H. Furthering the applied side of sociology // Amer. Sociol. Rev., 1984. Vol. 49.No. 4. P. 573. Существует множество причин, объясняющих растущий интерес к прикладной социологии. Одна из них — необходимость расширения рынка труда для выпускников. «Этический кодекс» АСА (1982) обязывает департамент помогать выпускнику в трудоустройстве. В «Словаре наименований профессий» США можно найти несколько сотен занятий, для которых вполне подходит социологическая подготовка на уровне бакалавра. Интересы социологов-прикладников в США защищает Общество прикладной социологии (Society for Applied Sociology — SAS)21, образованное в 1978 г. как некоммерческая общественная организация. На 2002 г. в ней числилось 13 200 членов. Применяемые ими методы диагностики, тренинга, социологического вмешательства и нововведений призваны сблизить большую теорию и практику при решении конкретных социальных проблем. Кроме того, с 1971 г. в рамках Международной социологической ассоциации успешно действует Исследовательский комитет по социотехнике-со- Врезка
|