![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Характеристики клиентов
1. Типы клиентов * неуверенные в себе люди – хотят снять ответственность с себя за решение проблемы или разделить эту ответственность с консультантом. * очень уверенные в себе люди – немногочисленная группа, обычно приходят за подтверждением своего решения, * люди, которые не могут сформулировать свою проблему (обычно они говорят – что им все надоело, неинтересно, скучно, уныло и т.д., задача консультанта – понять причину), * чрезвычайно интровертированные клиенты, которые неохотно дают о себе информацию, задача – создать безопасное пространство, нельзя начинать работу с анализа проблемы, сначала разговариваем ни о чем, чтобы они поверили консультанту.
2. Ориентация клиентов I - деловая ориентация - адекватная (осознает проблему, замотивирован на решение, готов сотрудничать), - неадекватная (все т о же самое, но только клиент переоценивает возможности консультанта). II – клиенты с рентной ориентацией - обстоятельное рантье (считают, что все, что они рассказали, это вложение, а их проценты в виде готовых советов и рецептов), - требовательное рантье (хотят получать проценты путем угроз, требований). III – игровая ориентация клиента Создается впечатление, что клиент пришел со своими засекреченными целями, чтоб пообщаться, возможно рассказать о себе. Задача консультанта – переориентировать клиента в адекватную деловую ориентацию!
3. Возможные причины трудностей Выделяю две основные причины: - правила взаимодействия, - цели поведения. Любое наше поведение обусловлено правилами (принципами) и целями. Эти правила взаимодействия у ребенка формируются к 4-6 годам. Эти правила очень устойчивы с возрастом закрепляются и их трудно потом менять. У человека может быть 3-4 таких правила, и он их может даже не осознавать. Правила взаимодействия могут иметь как позитивные, так и негативные характеристики. Правила взаимодействия:
· Я ВСЕГДА ВЕЗДЕ ВСЕХ ДОЛЖЕН КОНТРОЛИРОВАТЬ + ответственные люди, +соответствуют требованию общества, + активные, инициативные, + успешные, - забирают ответственность у других, не позволяя им проявлять эту ответственность, - сложности с чувством юмора, - не любят непредсказуемых ситуаций. Речевые проявления: ü Часто использую местоимения «Я», ü Используют проверочные вопросы, ü Любят отдавать команды, ü Выступают с инициативой.
· Я МАЛЕНЬКИЙ, ПОЭТОМУ МЕНЯ ВСЕ ДОЛЖНЫ ПОНИМАТЬ И ПРОЩАТЬ + милые, обаятельные, + бесконфликтные. - не любят ответственности, - активно демонстрируют свою беспомощность, чтоб другие стали им помогать. Речевые проявления: ü Лучше ты сделай, ü У тебя лучше получится, ü Я не знаю как это делать. · Я ВСЕГДА И ВО ВСЕМ ПРАВ, Я НИКОГДА НЕ ОШИБАЮСЬ +делают так как положено, + активные, + педантичные, + успешные. - реально конфликтные люди, так как свою правильность они оценивают на фоне ошибок других людей, - у них либо хорошо, либо – плохо, - любят давать советы, даже когда их об этом не просят. Речевые проявления: ü Слушай меня, ü Я же тебе говорил
· Я ЖЕРТВА (абсолютно деструктивное правило) - никогда не берут ответственности, - создают вокруг себя массу проблем Речевые проявления ü Отсутствует местоимения «Я»
· Я ВСЕГДА ВСЕМ ДОЛЖЕН НРАВИТЬСЯ И УДОВЛЕТВОРЯТЬ + не конфликтные, + эмпатичные, + активные, успешные - подавляют свои собственные потребьности, -очень болезненно воспринимают критику, - редкостные конформисты. Речевые проявления: ü Редко говорят о себе, ü Всегда восторженно говорят о других, ü «Давай помогу».
· Я ОСОБЕННЫЙ (либо лучше, либо хуже) Постоянно позиционируют свое отличие от других + много анализируют, + люди бесконфликтные - отличаются плохим социальным интеллектом Речевые проявления: ü Много говорят о себе, ü Демонстрируют свою уникальность.
· Я ПЛОХОЙ, Я НЕУДАЧНИК Абсолютно деструктивное правило - сильное чувство вины, - неактивны, подавленные, - низкая самооценка, - неуверенность, - избегает говорить «Я»
· Я ДОЛЖЕН МНОГО И УПОРНО ТРУДИТЬСЯ, ЧТОБЫ ДОСТИЧЬ РЕЗУЛЬТАТА + трудолюбивые, + целеустремленные, + успешные, + исполнительные, - не умеют получать удовольствие от самого процесса, т.к ориентированы на результат, - им кажется, что они значимы только тогда, когда что-то делают, поэтому не умеют расслабляться. Речевые проявления: ü «Я должен»
· Я ВСЕГДА ДОЛЖЕН БЫТЬ В ОППОЗИЦИИ + активные, + целеустремленные, + могут быть успешными, но какой ценой - все время в оппозиции, - конфликтные, - от спора получают огромное удовольствие
· Я ХОЧУ ЧТОБЫ ВСЕГДА ВСЕ БЫЛО ПО-МОЕМУ + целеустремленные, + активные, + могут быть успешными, - люди реально конфликтные, так как идут по головам, - не переносят давления со стороны. ü Речевые проявления: ü «Я не люблю так», ü «Я так не привык».
· ПЕРФЕКЦИОНИСТ всегда стремятся к совершенству, важен внешний статус + трудолюбивые, + активные, + ответственные, - люди, которые все времы насилуют себя. Цели поведения: ü Привлечение внимания, ü Избегание неудач, ü Власть ü Месть
4. Понятие «сопротивление» и его проявление в ПК Сопротивление – это нормальная реакция клиента на вмешательство консультанта. Нельзя делать вид, что сопротивления нет. Нужно убрать это сопротивление. Формы сопротивления: · не приходит вообще, · пришел, но молчит, · слишком много говорит, · задает лобовые вопросы, · пытается управлять консультативной сессией, · сомневается в компетентности, · демонстрирует агрессию к консультанту или к той системе, где работает консультант, · клиент активно соглашается со всем, что говорит консультант, но ничего не делает. Причины сопротивления: - стыд, - страх, - незаинтересованность в решении проблемы, - разный статус. Как привести сопротивляющегося клиента: ü Попросить помощи, поддержки, ü Сам консультант звонит и приглашает, ü Установить контакт на невербальном уровне, ü Использовать эмпатическое слушание, ü Можно отвечать вопросом на вопрос. Примеры: - «Я не хочу это обсуждать, я не хочу об этом говорить» Ответ: «А если бы у Вас было желание, о чем бы Вы мне рассказали?» - «Зачем Вы копаетесь в моем прошлом, когда столько проблем в настоящем?» Ответ: «Такое впечатление, что Вам неприятно Ваше прошлое, с чем это связано?» - «Откуда Вы знаете, как воспитывать детей, когда у Вас их наверняка нет?» Ответ «А что самое трудное в воспитании детей?»
5. Понятие и критерии психологической нормы Вопрос нормы необходим для определения вида помощи: психологическая, психотерапевтическая или психиатрическая. ü Странное, неуместное поведение будет восприниматься как аномальное, ü Отсутствие явных галлюцинаций и бреда, ü Способность клиента объяснять, что ему кажется странным и неуместным в поведении других людей, ü Целостность «Я - концепции». Может быть использовано специальное диагностическое интервью: - Что побудило Вас обратиться за помощью? - В чем сущность Ваших затруднений? - Как Вы понимаете ситуацию, в которой находитесь в настоящее время? - Расскажите мне о себе, чтоб я понял, что вы за человек. - На какую помощь Вы рассчитываете? Важно наблюдать за реакцией человека!
|