Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Состав и классификация оборотных средств организаций. Принципы их организации






Признак группировки Оборотные средства
Функциональное назначение Оборотные производственные фонды Фонды обращения
Форма содержания Средства в запасах Средства в производстве Готовая продукция Деньги и дебиторская задолженность
Элементы состава Предметы труда Незавершенное производство Расходы будущих периодов Готовая продукция Товары Деньги Дебиторская задолженность
Степень планируемости Нормируемые Ненормируемые
               

 

Оборотные средства производственного запаса составляют большую часть оборотных производственных фондов. Они включают вещественные элементы производства, используемые в качестве предмета труда и частично орудий труда, ещё не вступивших в производственный процесс и находящихся в виде складских запасов. Фонды обращения обслуживают процесс обращения и формируются под влиянием характера деятельности, условий реализации, уровня организации, системы сбыта продукции, применяемых форм расчётов и состояния. Их основную часть составляет готовая продукция, которая подразделяется на готовую продукцию на складе и товары отгружены. Моментом перехода готовой продукции на склад завершается процесс производства.

17. Оборотные производственные фонды и фонды обращения, состав и назначение

Оборотные производственные фонды обслуживают сферу производства и материализуются в предметах труда (сырье, материалы) и частично в средствах труда и воплощаются в производственных запасах и полуфабрикатах собственного изготовления. Особенности ОБПФ:

1. полностью расходуются в производственном цикле;

2. претерпевают изменения своей натурально-вещественной формы и утрачивают потребительную стоимость;

3. переносить свою стоимость целиком и сразу на готовый продукт;

4. кругооборот зависит от производственного цикла (может быть несколько кругооборота в год).

Фонды обращения не участвуют в процессе производства, и их назначение состоит в обслуживание кругооборота средств предприятия и достижение единства производства и обращения. Фонды обращения состоят из готовой продукции и денежных средств.

18. Нормируемые и ненормируемые оборотные средства предприятия. Методы нормирования

Нормируемые оборотные средства – это собственные оборотные средства, авансируемые в оборотные производственные фонды и в отдельные элементы фондов обращения (сырьё, материалы, незавершённое производство, расходы будущих периодов и т.д.). Ненормируемые оборотные средства – товары отгружены, денежные средства, дебиторская задолженность.

Способы планирования потребности в оборотных средствах:

Аналитический метод (опытно-статистический) предполагает укрупненный расчёт оборотных средств в размере их средне фактических остатков.

Коэффициентный метод – основан на определение нового норматива на базе имеющегося с учётом поправок на изменение объёма продукции.

Метод прямого счёта является наиболее точным, но и самым трудоёмким. Он базируется на определении научно-обоснованных норм запаса по отдельным элементам оборотных средств и норматива оборотных средств.

19. Методы расчета нормативов оборотных средств

Норматив оборотных средств – минимально необходимая сумма денежных средств, обеспечивающая хозяйственную деятельность предприятия.

Алгоритм расчёта норматива по отдельным элементам оборотных средств следующий:

норма запаса (дни) * однодневный расход или выпуск по данному элементу
оборотных средств

В свою очередь однодневный расход рассчитывается как частное от деления затрат на число дней в периоде.

20. Нормирование оборотных средств, вложенных в производственные запасы

Нормирование представляет собой установление оптимальной величины средств, необходимых для нормального осуществления процесса производства и реализации продукции. Норма запаса в днях по производственным запасам устанавливается по каждому виду или группе и включает в себя: время нахождения материалов в пути (транспортный запас), выгрузки, приемки и складирования, нахождения на складе в виде текущего или страхового запаса, подготовительные операции (технологический запас). Основным является текущий складской запас, величина которого связана с частотой и ритмичностью поставок и запуска материала в производство. Страховой запас, как правило устанавливается в пределе ½ текущего запаса. Аналогичный размер обычно составляет транспортный запас. Общая норма складывается из перечисленных выше запасов.

21. Нормирование об. средств в незавершенном производстве и расходах будущих периодов

В незавершенном производстве норма зависит от производственного цикла и степени готовности изделия, которая выражается через коэффициент нарастания затрат, поскольку затраты на производство не осуществляются одновременно, а в течение всего производственного цикла, причём последующие затраты накладываются на предыдущие. Коэффициент нарастания затрат представляет собой частное от деления средней стоимости изделия в незавершённом производстве на затраты на производство данного вида продукции. Во втором случае учитываются остатки расходов будущих периодов на начало и конец планируемого периода, а также сумма, запланированная к списанию на издержки в планируемом периоде.

22. Показатели экономической эффективности использования оборотного капитала

Эффективность системы управления процессами формирования и воспроизводства оборотных средств предприятия находит своё выражение в уровне и динамике показателей, характеризующих результативность деятельности организации и показателей, отражающих использования оборотных средств. В систему показателей, характеризующих использование оборотных средств включается:

Показатель оборачиваемости оборотных средств, длительность одного полного кругооборота средств с момента превращения оборотных средств в денежной форме в производственные запасы до выпуска готовой продукции и её реализации. Критерием оценки эффективности управления оборотными средствами является фактор времени, используются показатели, отражающие:

длительность одного оборота в днях

О = Д / Коб, Коб = В / С

Д – длительность периода в днях,

В – выручка от реализации продукции,

С – средние остатки оборотных средств за период,

О – оборачиваемость.

Коэффициент оборачиваемости (Коб) отражает число кругооборотов, совершаемых оборотными средствами предприятий за определённый период времени. Фактически он показывает величину реализованной продукции приходящийся на 1 рубль оборотных средств.

количество оборотов за период. Показатель, обратной коэффициенту оборачиваемости, называется коэффициентом загрузки (закреплением):

КЗ = С / В

Показатель характеризует величину оборотных средств, затрачиваемых на каждый 1 рубль реализованной продукции.

23. Источники формирования оборотных средств организаций

Первоначальное формирование оборотных средств на предприятии осуществляется за счёт УК в момент его образования. Средства УК направляются на формирование производственных запасов и закупку других факторов производства вплоть до момента получения выручки от реализации продукции. Оборотные средства служат источником финансирования текущих производственных затрат. Величина потребностей их зависит от объёма производства, отраслевых особенностей, принятых форм расчёта и т.п. Главным источником пополнения оборотных средств, авансируемых на возобновление производственного цикла, являются:

1. собственные источники, важнейший из которых чистая прибыль предприятия. Предприятия также могут использовать средства, приравненные к собственным – устойчивые пассивы. Они не принадлежат предприятию, но постоянно находятся в обороте и используется на вполне законных основаниях. Устойчивые пассивы являются источником покрытия собственных оборотных средств только в сумме прироста (разницей фактических значений на начало и конец отчётного периода).

2. заёмные средства. Их привлечение позволяет покрыть временные дополнительные потребности в оборотных средствах. Основу заёмных средств составляет краткосрочные кредиты комбанков, а также других кредиторов. Так же источником финансирования дополнительных потребностей в оборотных средствах может служить кредиторская задолженность. Она означает фактическое использование в обороте предприятия средств, формально ему не принадлежащих.

24. Определение потребности в оборотном капитале

Эффективность деятельности предприятия в значительной мере зависит от правильного определения потребности в оборотных средствах. Это в свою очередь способствует минимизации затрат, улучшению финансового положения предприятия в целом и ритмичности производства. Конкретные размеры оборотных средств определяются многими факторами:

1. технологическая сложность производства;

2. длительность производственного цикла;

3. сезонность производства;

4. условия производства и сбыта продукции;

5. темпы изменения объёма производства и реализации;

6. порядок и формы расчётов и т.д.

По возможности управления оборотными средствами они классифицируются на нормируемые и ненормируемые. Нормируемые оборотные средства – это собственные оборотные средства, авансируемые в оборотные производственные фонды и в отдельные элементы фондов обращения (сырьё, материалы, незавершённое производство, расходы будущих периодов и т.д.) Ненормируемые оборотные средства – товары отгружены, денежные средства, дебиторская задолженность. Нормирование представляет собой установление оптимальной величины средств, необходимых для нормального осуществления процесса производства и реализации продукции. Существуют несколько способов планирования потребности в оборотных средствах:

1. Аналитический метод (опытно-статистический) предполагает укрупненный расчёт оборотных средств в размере их средне фактических остатков.

2. Коэффициентный метод – основан на определение нового норматива на базе имеющегося с учётом поправок на изменение объёма продукции.

3. Метод прямого счёта является наиболее точным, но и самым трудоёмким. Он базируется на определении научно-обоснованных норм запаса по отдельным элементам оборотных средств и норматива оборотных средств.

25. Классификация затрат по экономическим элементам

1) По способу отнесения на себестоимость продукции: прямые – расходы, которые связаны с производством отдельных видов продукции и могут быть непосредственно включены в себестоимость; косвенные – затраты, которые связаны с производством различных видов продукции, в связи с чем их нельзя прямо отнести на себестоимость конкретного вида продукции

2) По связи с объемом производства: Условно-постоянные – затраты, существенным образом не зависящие от объема производства (амортизационные отчисления). Условно-переменные – затраты, зависящие от объема производства, в связи с чем они растут (снижаются) пропорционально изменению его объема

3) По степени однородности: элементные – имеют единое экономическое содержание, не зависимо от их назначения. Цель такого рода затрат – выявление всех затрат на производство продукции по их видам. Комплексные – включают несколько элементов затрат, которые являются разнородными по своему составу и определяются по определенному экономическому назначению

В настоящее время классификация по элементам затрат включает 5 групп:

1. Материальные затраты. Отражается стоимость: сырья, материалов, покупных полуфабрикатов и комплектующих; работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями; топлива, энергии; затрат на приобретение тары и упаковки.

2. Затраты на оплату труда: все расходы по оплате труда основного производственного персонала предприятия; премии по итогам производственных результатов; выплаты стимулирующего и конституционного характера.

3. Отчисления на социальные нужды: отчисление в органы государственного пенсионного страхования, а также обязательное медицинское страхование; ЕСН и страхование от профессиональных заболеваний и несчастных случаев на производстве.

4. Амортизация основных фондов: сумма амортизации ОФ и НМА, рассчитывающие в соответствии с учредительными нормами в проценте первоначальной стоимости.

5. Прочие денежные затраты: включают затраты, которые по своему характеру не могут быть отнесены ни к одному из вышеназванных элементов (налоги и сборы – водный, на имущество организаций).

26. Классификация затрат на производство и реализацию продукции.

1. Материальные расходы включают затраты на приобретениесырья и материалов; инструментов, приспособлений, инвентаря и др. имущества, не являющегося амортизируемым имуществом; комплектующих изделий, подвергающихся монтажу и/или полуфабрикатов, подвергающихся дополнительной обработке; топлива, воды и энергии на технологические цели; работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями или индивид. предприятиями; др. материальных ресурсов, связанных с производством и реализацией.

2. Расходы на оплату труда: любые начисления работникам в денежной и/или натуральной формах, стимулирующих вычисления и надбавки; компенсационные начисления, связанные с режимом работы и условием труда; премии и единовременные поощрительные начисления; расходы, связанные с содержанием этих работников, предусматриваемые нормами законодательства РФ, трудовыми и коллективными договорами.

3. Сумма начисленной амортизации определяется ежемесячно как произведение стоимости объекта амортизируемого имущества и нормы амортизации, определенной для этого объекта.

4. Прочие расходы включают производственные затраты, не вошедшие в предыдущие элементы затрат (на НИОКР, обязательное и добровольное страхование и др.)

27. Понятие себестоимости продукции, ее виды и основные показатели

Совокупность затрат на производство и реализацию продукции (работ, услуг) составляет ее себестоимость. Виды себестоимости:

Цеховая (участковая) себестоимость продукции складывается из расходов на её изготовление в каждом цехе (участке). Рассчитывается на тех предприятиях, где цехи (участки) находятся на внутрихозяйственном расчете, имеют замкнутый цикл производства.

Производственная себестоимость включает затраты на выпуск готовой продукции от начальной стадии производства до сдачи её на склад. Величина этих издержек учитывает затраты всех участков и цехов предприятия по выпуску продукции, общепроизводственные и административно-управленческие расходы.

Полная себестоимость состоит из расходов на производство и реализацию продукции. Она больше производственной на величину внереализационных расходов, которые включают в основном затраты по сбыту готовой продукции.

Основные показатели:

Влияние производительности труда на уровень себестоимости продукции

Сз = (1 – Изп / Ипт) * Узп * 100%

Изп – индекс зарплаты в планируемом периоде,

Ипт – индекс роста производительности труда в планируемом периоде,

Узп – удельный вес зарплаты с отчислениями на социальное страхование себестоимости продукции.

Влияние увеличения объема выпуска продукции на снижение себестоимости:

Су = (1 – Иуп / Иу) * Идуп * 100%

Иуп – индекс изменения условно постоянных расходов,

Иу – индекс изменения объема производства,

Идуп – доля условно постоянных расходов в себестоимости продукции.

Влияние экономии материальных ресурсов на снижение себестоимости:

Снц = (1 – Ин * Иц) * Идм

Ин – индекс изменения норм расходов материальных ресурсов,

Иц – индекс изменения цен на материальные ресурсы,

Идм – доля материальных ресурсов в себестоимости продукции.

Влияние амортизации на снижение себестоимости продукции:

Са = (1 – Ио / Ид) * Уа * 100%

Ио – индекс изменения стоимости основных средств,

Ид – индекс изменения объема выпуска продукции,

Уа – доля амортизации в себестоимости продукции в отчетном периоде.

28. Планирование затрат на производство и реализацию продукции

Основными документами, по которым производится подсчет себестоимости, является смета затрат на производство и калькуляция себестоимости единицы продукции. Смета затрат на производство – это документ, фиксирующий суммарные издержки производства на выпуск продукции, производство работ и услуг промышленного характера за определенный промежуток времени. Калькуляция себестоимости определяет издержки производства на единицу конкретной продукции.

С точки зрения планирования и учета затрат различают:

§ нормативный метод;

§ метод калькулирования по фактическим затратам.

С точки зрения полноты включения затрат в себестоимость продукции различают:

§ метод полного включения затрат в себестоимость;

§ метод неполного ограниченного включения затрат в себестоимость.

Совокупность затрат составляет общий объем затрат на производство продукции. Полученная производственная себестоимость увеличивается на внепроизводственные расходы, т.е. расходы, связанные со сбытом и реализацией продукции.

Объем реализуемой продукции рассчитывается следующим образом:

РП = Он + ТП – Ок

РП – объем реализуемой продукции в натуральном выражении;

Он – остатки нереализованной продукции на начало планируемого периода;

ТП – товарная продукция, планируемая к выпуску в предстоящем году;

Ок – остатки нереализуемой продукции на конец планируемого периода.

Плановые затраты на реализуемую продукцию могут быть определены с помощью следующей формулы:

Зрп = Зн + Зтп + Зк

Зрп – затраты на реализуемую продукцию по полной плановой себестоимости на предстоящий период;

Зн – фактически произведенная себестоимость остатков готовой продукции не реализованных на начало панируемого периода;

Зтп – плановая полная себестоимость товарной продукции, планируемой к выпуску в предстоящем периоде;

Зк – плановая производственная себестоимость остатков готовой продукции, которые не будут реализованы на конец планируемого периода.

29. Источники финансирования затрат на предприятии.

Различают собственные и заемные финансовые ресурсы. К собственным относится: прибыль организации и амортизационные отчисления. Финансовую базу развития производства также составляют средства, поступающие на предприятие в виде выручки от реализации выбывшего имущества, устойчивые пассивы, различные целевые поступления. Если собственных средств предприятию оказывается недостаточно, то они прибегают к займам. Заемные средства привлекаются на условиях: срочности, платности, возвратности и обеспеченности.

Основным источником собственных средств любой организации является его УК, за счет которого формируются основные и оборотные фонды. УК организации определяет минимальный размер его имущества, который гарантирует интересы его кредиторов.

Добавочный капитал образуется за счет прироста стоимости имущества в результате переоценки ОФ, эмиссионного дохода (разница между рыночной и номинальной стоимостью), безвозмездно полученных денежных средств или материальных ценностей на производственные цели. Средства этого фонда могут быть использованы на увеличение УК, погашение убытка, выявленного по результатам работы за отчетный период и другие цели.

Резервный фонд (капитал) образуется на предприятии в соответствии с действующими законодательными и учредительными документами. Источником его формирования является отчисление от прибыли для АО в размере 5% от УК. Средства фонда предназначены для покрытия убытков отчетного периода, выплаты дивидендов в случае отсутствия или недостаточности прибыли отчетного года.

Фонд накопления – средства, предназначенные для развития производства. Формируется за счет чистой прибыли с учетом дивидендной политики организации. Фонд потребления – средства, направляемые на социальные нужды финансирования объектов непроизводственной сферы и т.п.

30. Сущность ценообразования на предприятии, виды цен

Цена представляет собой сумму денег, которую покупатель уплачивает продавцу в обмен на товар. Она выступает денежным выражением его стоимости. Задача ценовой политики предприятия состоит в нахождении оптимального соотношения возможно большого числа целей. Предприятию, прежде всего, необходимо решить, какие цели оно стремится достигнуть при реализации (продаже конкретного товара). Чаще всего предприятия с помощью ценовой стратегии может достигнуть следующих целей:

§ сохранение стабильного положения на рынке;

§ расширение доли рынка;

§ максимизация прибыли и повышение уровня рентабельности продаж;

§ поддержание и обеспечение платежеспособности предприятия;

§ завоевание лидерства на рынке;

§ расширение экспортных возможностей предприятия.

В зависимости от области применения различают следующие основные виды цен:

1. оптовые цены – используются при реализации продукции между юр лицами. Оптовая цена предприятия = себестоимость + прибыли.

2. закупочные цены – устанавливаются на сельскохозяйственную продукцию, приобретаемую у сельскохозяйственных товаропроизводителей.

3. розничные цены – цены, по которым товары реализуются населению. Состоит из оптовой цены и торговой надбавки.

4. сметные цены строительства – применяются при строительно-монтажных работах, их величина определяется на основе сметных расчетов и нормативной прибыли.

5. тарифы на услуги – как и оптовые цены, состоят из себестоимости и прибыли.

6..мировые цены – применяются во внешней торговле. Различают мировые цены на импортную и экспортную продукцию.

31. Планирование выручки от реализации продукции (работ, услуг)
Факторы, определяющие размер выручки предприятия

Выручка от реализации продукции – это денежные средства, поступающие на предприятие за отгруженную контрагентом продукцию, выполненной работы или предоставленной услуги. В процессе свой деятельности хозяйствующие субъекты могут осуществлять планирование выручки в расчете на год, квартал, месяц. Общая сумма выручки включает: выручку от реализации товарной продукции и полуфабрикатов собственного производства; выполнения работ промышленного и непромышленного характера. Выручка от реализации продукции рассчитывается на основе объема реализуемой продукции исходя из действующих цен без НДС и акцизов в торговых и сбытовых скидок. Выручка от выполненных работ и услуг определяется исходя их объема выполненных работ и услуг и соответствующих цен и тарифов. Существует 2 метода определения плановой выручки:

1. Метод прямого счета основан на гарантированном спросе и предполагает, что весь объем произведенной продукции обеспечен пакетом заказов. Основой расчетного метода является объем реализуемой продукции, корректируемый на входные и выходные остатки. Все составные части выручки выражены в ценах реализации: остатки на начало года – в действующих ценах периода, предшествующего планируемому; товарная продукция и остатки нереализованной продукции – в ценах планируемого периода. Нереализованной считается готовая продукция на складе.

2. Аналитический метод планирования может применяться в условиях стабильного развития экономики. С применением этого метода осуществляется оценка изменения объема выручки в зависимости от других факторов. Эластичность спроса: Э = Δ В / Δ Ц. В условиях, когда спрос эластичный – Э> 1 (т.е. повышение цены приведет к большему снижению выручки) предприятие не может без отрицательных для него последствий повышать цены и вынужденно увеличить выручку за счет повышения объема производства. Если спрос неэластичен – Э< 1, то имеется возможность увеличения цен на продукцию для максимизации выручки.

Факторы, оказывающие влияние на величину прибыли: снижение себестоимости; улучшение ассортимента; повышение качества; рост производительности труда.

32. Состав и содержание внереализационных доходов и расходов организаций

В состав внереализационных расходов, т.е. не связанных с производством и реализацией, включаются обоснованные затраты на осуществление деятельности, непосредственно не связанные с производством и реализацией. К ним относятся:

§ расходы на содержание переданного по договору аренды имущества (2 вида лизинга: оперативный и финансовый);

§ расходы в виде процентов по долговым обязательствам любого вида, в том числе процентов, начисленных по ценным бумагам и иным обязательствам, эмитированным организацией;

§ расходы на организацию выпуска собственных ценных бумаг, в частности на подготовку проспекта эмиссии ценных бумаг, изготовление и приобретение бланков, в том числе услуги посредников по их размещению;

§ расходы в виде отрицательной курсовой разницы, возникающей от переоценки имущества в виде валютных ценностей и требований (обязательств), стоимость которых выражена в иностранной валюте, в том числе по валютным счетам в банках;

§ расходы, связанные с консервацией и реконсервацией производственных мощностей и объектов, а также затраты на их содержание;

§ судебные расходы и арбитражные сборы;

§ расходы на услуги банка, в том числе связанные с установкой и эксплуатацией электронных систем документооборота между банком и клиентом и прочие внереализационные расходы.

Внереализационные доходы организации:

§ от долевого участия в других организациях за исключением дохода, направляемого на оплату дополнительных акций (долей), размещаемых среди акционеров;

§ в виде положительной курсовой разницы;

§ в виде признанных должником штрафов, пеней и иных санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумма возмещения убытков, ущерба;

§ от сдачи имущества в аренду;

§ в виде процента, полученного по договорам займа, кредита, банковского счета, а также по ценным бумагам и другим долговым обязательствам;

§ в виде безвозмездно полученного имущества и имущественных прав;

§ в виде стоимости полученных материалов или иного имущества при демонтаже или разборке выводимых из эксплуатации основных средств и прочие внереализационные доходы.

33. Экономическая сущность прибыли и условия ее формирования

Прибыль как экономическая категория отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства в процессе предпринимательской деятельности. С экономической точки зрения прибыль – это разность между денежными поступлениями и выплатами, с хозяйственной – это разность между имущественным состоянием предприятия на конец и начало периода. Увеличение прибыли в условиях стабильности оптовых цен свидетельствуют о снижении индивидуальных затрат предприятия на производство и реализацию продукции. Работа предприятия, в условиях перехода к рыночной экономике, связана с повышением стимулирующей роли прибыли.

34. Функции и основные виды прибыли. Факторы, оказывающие влияние на величину
прибыли

В экономической системе прибыль выполняет следующие функции:

§ является показателем эффективности предприятия;

§ обладает стимулирующей функцией, т.к. является основным элементом финансовых ресурсов предприятия;

§ является источником формирования бюджетов различного уровня.

Понятия (виды) прибыли:

Валовая прибыль – сумма прибыли (убытка) от реализации продукции (работ, услуг) и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.

Прибыль (убыток) от реализации продукции работ (услуг) определяется как разница между выручкой от реализации без НДС и акцизов и затратами на производство и реализацию, включенными в с/с. Взаимосвязь показателей:

В = П + Р; П = В – Р; Р = В – П

Прибыль до налогообложения (балансовая) – конечный финансовый результат, отражаемый в балансе предприятия и выявленный на основании бухучета всех хозяйственных операций предприятия и оценки статей баланса.

Налогооблагаемая прибыль – рассчитывается в рамках налогового учета (используется для определения налогооблагаемой базы).

Чистая прибыль (прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия; прибыль к распределению) – прибыль, остающаяся на предприятии после уплаты всех налогов и используемую на развитие производства и социальные нужды.

Факторы, оказывающие влияние на величину прибыли:

§ рост объёма производимой продукции в соответствии с договорными условиями;

§ снижение себестоимости продукции;

§ понижение качества продукции;

§ улучшение ассортимента продукции;

§ повышение эффективности использования производственных фондов;

§ рост производительности труда.

35. Распределение прибыли и основные направления ее использования

Объект использования – прибыль до налогообложения. Под её подразделением понимается направление прибыли в бюджет и по статьям использования на предприятия. Законодательно регулируется только часть прибыли организации, поступающая в бюджет. Основная ставка налога на прибыль – 24%. В то же время прибыль от внереализационных операций облагается по другим ставкам. На предприятиях распределению подлежит чистая прибыль. Государство напрямую не вмешивается в процесс распределения чистой прибыли, но посредством предоставления налоговых льгот может стимулировать распределение ресурсов на капитальные вложения, благотворительные цели, природоохранные мероприятия и т.п. Распределение прибыли регламентируется в уставных документах. В соответствии с уставом создаются фонды: потребления, накопления, социальной сферы. Если фонды не формируются, то в целях планового расходования средств составляются сметы: на развитие производства, социальные нужды, материальное поощрение работника, благотворительные цели.

36. Методы планирования прибыли

Планирование прибыли – составная часть финансового планирования. Оно проводится раздельно по всем видам деятельности предприятия. При планировании прибыли в основном используется следующие способы: метод прямого счёта, метод аналитический

Метод прямого счёта применяется, как правило, при небольшом ассортименте выпускаемой продукции. Сущность его заключается в том, что прибыль исчисляется как разница между выручкой от реализации продукции в соответствующих ценах за вычетом НДС и полной её себестоимостью, т.е.

П = (В – Ц) - (В – С)

П - плановая прибыль

В - выпуск товарной продукции в планируемом периоде в натуральном выражении

Ц - цена на одну продукцию без НДС

С – полная себестоимость единицы продукции.

Аналитический метод планирования применяется при большом ассортименте выпускаемой продукции, а также как дополнение к прямому методу в целях его проведения и контроля. Преимущество этого метода состоит в том, что он позволяет определить влияние отдельных факторов на главную прибыль. При аналитическом методе прибыль рассчитывается не по каждому виду выпускаемой в планируемом году продукции, а по всей сравниваемой продукции в целом. Исчисление прибыли аналитическим методом состоит из 3 последующих этапов:

§ определение базовой рентабельности как частного от деления ожидаемой прибыли за отчетный год на полную себестоимость сравнимой товарной продукции за этот же период

§ исчисление объёма товарной продукции в планируемом периоде по себестоимости отчётного года и определяется прибыль на товарную продукцию, исходя из базовой рентабельности

§ учёт влияния на плановую прибыль различных факторов. При этом методе прибыль по несравнимым видам продукции определяется отдельно методом прямого счёта.

37. Взаимосвязь выручки, расходов и прибыли от реализации продукции

Основное уравнение микроэкономики можно представить в виде:

 

Выручка = Постоянные затраты + Переменные затраты + Прибыль

 

Убыток - или формализовано:

S = F + V + P, S – V = F + P

Разность (S – V) между выручкой и суммарными переменными затратами называют маржинальным доходом или валовой маржой. Из формулы видно, что маржинальный доход численно равен сумме постоянных затрат и прибыли, поскольку маржинальный доход как бы покрывает постоянные затраты и прибыль. Его принято называть вкладом на покрытие постоянных затрат и прибыли, прибылью покрытия, а иногда для сокращения – вкладом на покрытие. Остальные составляющие приведенного выше уравнения являются функцией от объема реализации Q. В частности от объёма продаж зависит выручка (S), суммарные переменные затраты (V) и прибыль (P). Как видно из рисунка при нулевом объёме продаж выручка и переменные затраты равны нулю, а постоянные затраты всё равно есть. Двигаясь вдоль оси абсцисс (Q) можно заметить, что до точки Q = Qmin суммарные затраты больше суммарной выручки. Это означает, что предприятие реализуя продукцию в объёме меньше Qmin, несёт убытки. Правее точки Qmin суммарные затраты меньше суммарной выручки. Это означает, что предприятие, реализуя продукцию в объёме больше Qmin, начинает получать прибыль. Наконец, в точке Qmin выручка в точности равна затратам S = C. Это означает, что предприятия, реализуя продукцию в объёме равном Qmin, не имеет ни прибыли, ни убытков. Именно при таком значении объёма продаж, графики S и C пересекаются. Точка пересечения называется точкой безубыточности.

38. Система показателей рентабельности предприятий и способы их расчета

Показатели рентабельности являются важными элементами, отражающими факторы формирования прибыли. Кроме того, показатели рентабельности применяются при анализе эффективности управления предприятия для определения долгосрочного благополучия организации. Они используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования. Система показателей рентабельности объёдиняется в 3 группы:

1. рассчитываемые на основе прибыли от продаж (реализации);

2. рассчитываемые для оценки отдачи производственных активов;

3. рассчитываемые на основе потоков наличных денежных средств.

В экономической литературе различают уровни рентабельности и коэффициенты рентабельности. Уровень рентабельности выражается в %, коэффициент рентабельности – в долях.

Сюда входят следующие коэффициенты:

§ рентабельность продаж,

§ рентабельность активов,

§ рентабельность собственного капитала,

§ рентабельность заёмного капитала,

§ рентабельность совокупных вложений,

§ рентабельность ресурсов (трудовых и материальных)

Показатели рентабельности измеряют прибыльность с разных позиций.

Общая форма расчёта рентабельности:

P = П / V

П – прибыль организации,

V – показатель, по отношению к которому рассчитывается рентабельность.

В качестве числителя может выступать: валовая прибыль, прибыль от продажи продукции, до налогообложения, чистая прибыль. В знаменателе могут быть: активы или капитал организации, собственный капитал, перманентный капитал (собственный капитал + долгосрочные заёмные средства), текущие активы, ОПС, производственные средства (сумма ОПС и производственных оборотных фондов), выручка от реализации услуг, себестоимость.

39. Анализ безубыточности и запас финансовой прочности

Анализ безубыточности – расчет необходимого объема реализации продукции, при котором выручка равна валовым издержкам, а прибыль = 0; расчет прироста продаж, при котором влияние факторов, уменьшающих прибыль, компенсируется влиянием факторов, увеличивающих прибыль.

Безубыточность-результат деятельности компании, фирмы или частного лица, при котором доходы превосходят расходы или равны друг другу. Анализ безубыточности в настоящее время широко используется для определения:

§ критического объема производства для безубыточной работы;

§ зависимости финансового результата от изменений одного из элементов соотношения;

§ запаса финансовой прочности предприятия;

§ оценки производственного риска;

§ целесообразности собственного производства или закупки;

§ минимальной договорной цены на определенный период;

§ планирования прибыли и т.д.

Запас финансовой прочности - отношение разности между текущим объемом продаж и объемом продаж в точке безубыточности к текущему объему продаж, выраженное в процентах.

40. Производственный леверидж

Производственный леверидж – это степень влияния структуры затрат. Этот эффект производственного рычага проявляется в том, что любое изменение выручки порождает более сильное изменение прибыли. Из-за разного влияния на прибыль, постоянных и переменных затрат, прибыль и выручка всегда изменяется разными темпами.Если двигаться вправо от точки безубыточности, то прибыль всегда расчёт быстрей, чем растут затраты. Если двигаться влево от точки безубыточности то убытки растут быстрее, чем снижаются затраты. И происходит это только потому, что выручка прямо зависит от объёма продаж. А вот зависимость общих затрат от объёмов продаж носит не линейный характер, потому что постоянные затраты создают как бы ступеньку через которую надо переступить чтобы войти в зону прямой зависимости затрат от объёма продаж. Принято считать, что деловой риск организации напрямую зависит от доли постоянных затрат в суммарных затратах предприятия.

Если постоянные затраты высоки, то даже небольшой спад продажи может привести к сильному снижению прибыли => чем выше постоянные затраты организации, тем выше её деловой риск. Об организации имеющей постоянные расходы говорят, что они имеют высокий производственный рычаг и характеризуется высоким деловым риском.

41. Производственный и финансовый цикл

Производственный цикл предприятия характеризует период полного оборота материальных элементов оборотных активов, необходимых для обслуживания производственного процесса, начиная с момента поступления сырья, материалов и полуфабрикатов на склад предприятия и заканчивая моментом отгрузки изготовленной из них готовой продукции на склад предприятия. Определяется по следующей формуле:

Ппц = ПОсм + ПОнз + ПОгв

Ппц – продолжительность производственного цикла предприятия в днях;

ПОсм – период оборота среднего запаса сырья, материалов и полуфабрикатов в днях;

ПОнз – период оборота среднего объема незавершенного производства в днях;

ПОгв – период оборота среднего запаса готовой продукции в днях.

Финансовый цикл предприятия представляет собой период между началом оплаты поставщикам полученных от них сырья и материалов (погашение кредиторской задолженности) и началом поступления денежных средств от покупателей за поступившую продукцию. Продолжительность финансового цикла определяется по следующей формуле:

Пфц = Ппм + ПОдз + ПОКЗ

Пфц – продолжительность финансового цикла в днях;

ПОдз – средний период оборота в текущей дебиторской задолженности в днях;

ПОкз – средний период оборота текущей кредиторской задолженности в днях. Также существует операционный цикл.

42. Основы организации расчетов между хозяйствующими субъектами

Между предприятиями, учреждениями и организациями расчеты в основном производятся на безналичной основе. Безналичные расчеты ведутся путем перечисления (перевода) денежных средств со счета плательщика на счет получателя с помощью различных банковских операций (кредитных и расчетных), замещающих наличные деньги в обороте. Отношения между хозяйствующими субъектами и клиентами имеют договорной характер. Клиенты самостоятельно выбирают банки для кредитно-расчетного обслуживания и могут производить все виды банковских операций в одном или нескольких банках. Порядок и размер наличных денежных средств, которые хозяйствующие субъекты могут применять в расчетах между собой, регулируется банком России (60000 р.). Определены следующие основные формы безналичных расчетов:

§ расчеты платежными поручениями (письменное распоряжение владельца счета в банке о перечислении определенной денежной суммы с его счета на счет другой организации);

§ расчеты платежными требованиями-поручениями (требование поставщика к покупателю);

§ расчеты с применением аккредитивов (условное денежное обязательство банка);

§ расчеты с использованием чеков (письменное распоряжение плательщика своему банку уплатить с его счета держателю чека определенную денежную сумму);

§ расчеты с помощью пластиковых карточек (персонифицированный платежный инструмент).

43. Финансовые причины возникновения несостоятельности организаций

Несостоятельность (банкротство) – это признания арбитражным судом или объявленная должником, неспособность должника в полном объёме удовлетворять требования кредиторов по денежным обязательствам по уплате обязательных платежей. Банкротство предприятий является юридическим фактором (только арбитражный суд может признать факт банкротства предприятия). В его основе лежат преимущественно финансовые причины. К ним относятся:

1. серьёзное нарушение финансовой устойчивости предприятия препятствующее нормальному осуществлению его хозяйственной деятельности. Реализация этого риска характеризуется нарушение финансовых обязательств над его активами. Такое финансовое состояние предприятия отражается показателем " чистая отрицательная стоимость ", которая определяется по формуле Чос = ЗК – А, где Чос – сумма чистой отрицательной стоимости предприятия., ЗК – сумма заёмного капитала используемым предприятием, А – сумма активов предприятия.

2. существенная несбалансированность в рамках относительно положительного периода времени денежных потоков предприятий.

3. продолжительная неплатёжеспособность предприятия, вызванная низкой ликвидностью его активов.

44. Содержание, цели и задачи финансового планирования

Финансовое планирование на предприятии это планирование его доходов и направлений расходования финансовых средств для обеспечения функционирования предприятия. Основной целью планирования является согласование и синхронизация доходов и расходов предприятия в рамках намеченной производственной программы и перспектив развития. Значение финансового планирования:

1. оно воплощает выработанные стратегические цели, форму конкретных показателей;

2. оно обеспечивает финансовыми ресурсами заложенные в производственном плане экономические пропорции развития;

3. оно определяет возможности жизнеспособности предприятия в условиях конкуренции;

4. оно позволяет предотвратить ошибочные действия в области финансов.

Основными задачами финансового планирования предприятия являются:

1. обеспечение необходимыми финансовыми ресурсами в производственной инвестиционной и финансовой деятельности;

2. определение направлений эффективного вложения капитала, оценка его использования;

3. выявление внутрихозяйственных резервов, увеличение прибыли;

4. установление рациональных фин. отношений с бюджетом, банками и др. контрагентами;

5. соблюдение интересов акционеров и других инвесторов;

6. контроль за финансовым состоянием, платежеспособностью и кредитоспособностью.

Виды финансовых планов, их сущность и содержание

Финансовое планирование может быть долгосрочным, стратегическим (на срок свыше 2 лет), среднесрочным (1-2 года), краткосрочным, или текущим (на срок до одного года), и оперативным (менее 1 мес.). В силу специфики российской экономики наиболее распространены краткосрочное и оперативное планирование. Стратегические планы характеризуют основные параметры деятельности любой компании - ее цели, задачи, сферу деятельности, основные количественные и качественные ориентиры. Выделяют балансовые планы, т.е. планы динамики активов предприятия в целом, его структурных элементов, а также планы применяемых финансовых ресурсов. Балансовый план позволяет оптимизировать соотношения между оборотными и внеоборотными, собственными и заемными средствами, а также между другими элементами активов. Основными видами текущих финансовых планов являются баланс, а также план доходов и расходов предприятия, план поступления и расходования денежных средств, план формирования и распределения финансовых ресурсов, а также капитальный бюджет. Текущий финансовый план включает в себя: текущие затраты; доходы, получаемые от операционной деятельности; сальдо доходов и текущих затрат в виде валовой операционной прибыли. Платежный календарь является формой оперативного финансового планирования. Т.к. на предприятии существует масса потоков денежных средств, то каждый из них может составлять свой платежный календарь. Формами оперативного финансового планирования также является налоговый календарь, кассовый план, оперативный план капитальных вложений и др.

46. Перспективное и текущее финансовое планирование

Главной формой реализации целей организации является перспективное финансовое планирование. Традиционно перспективное планирование охватывает временной период от 1-3 лет. Результатом перспективного финансового планирования можно считать формирование 3-х основных финансовых документов:

§ прогнозного отчета (бюджета) о прибылях и убытках;

§ прогнозного отчета (бюджета) о движении денежных средств;

§ прогнозного бухгалтерского баланса.

Текущее финансовое планирование рассматривается как часть перспективного и представляет собой конкретизацию его целей. Осуществляется в разрезе 3-х вышеназванных документов. Текущий финансовый план составляется на год с поквартальной и помесячной разбивкой. Это объясняется тем, что за год выравниваются сезонные колебания конъюнктуры рынка, а разбивка позволяет отслеживать синхронность потоков средств.

47. Оперативное финансовое планирование и платежный календарь

Оперативное финансовое планирование как составной элемент текущего планирования призвано обеспечивать контроль за его выполнение, а также синхронизацию процессов поступления и расходования денежных средств предприятия в краткосрочном периоде (квартал, месяц, декада). В организационном плане оперативное планирование включает в себя составление и исполнение платежного календаря, кассового плана (план оборота наличных денежных средств, отражающий поступления и выплаты наличных денег через кассу организации) и расчет потребности в краткосрочном периоде (предполагает определение размера краткосрочной банковской ссуды). Важнейшим финансовым документом в управлении денежного оборота предприятий является план движения средств на счетах в банках и кассе предприятия или платежный баланс (платежный календарь). Он позволяет финансовым работникам обеспечивать оперативное финансирование, выполнение платежных обязательств, фиксировать происходящие изменения платежеспособности и ликвидности организации. Платежный баланс разрабатывается на предстоящий отчетный период с соответствующей разбивкой и отражает безденежный оборот предприятия без подразделения на виды деятельности. На основании этого документа руководство предприятия прогнозирует на предстоящий месяц (неделю, декаду) выполнение своих финансовых обязательств перед государством, партнерами, кредиторами и инвесторами.

48. Система финансовых планов (бюджетов)

В системе мер по стабилизации денежного хозяйства предприятий важное место занимает разработка ими финансовых планов (бюджетов). Во-первых, для того чтобы преуспеть в своей хозяйственной деятельности. Во-вторых, чтобы своевременно выполнять денежные обязательства перед бюджетом, внебюджетными фондами, акционерами, банками и др. партнерами. Для этого необходимо заранее рассчитывать доходы, расходы, прибыль, учитывать последствия инфляции, изменение рыночной конъюнктуры. Составляя свои финансовые планы, предприятие должно преследовать следующие цели:

1. обеспечение производственного, научно-технического и социального развития, прежде всего за счет собственных средств (чистой прибыли и амортизации);

2. увеличение прибыли, прежде всего, за счет роста объема производства, продаж и снижения себестоимости продукции (работ, услуг);

3. обеспечение финансовой устойчивости и ликвидности.

Назначение финансовых планов - прогноз среднесрочной и долгосрочной финансовой перспективы, а также определение текущих расходов и доходов предприятия. Важнейшими объектами финансового планирования являются:

§ выручка от реализации продукции (работ и услуг);

§ прибыль и ее использование по соответствующим направлениям;

§ фонды специального назначения и их использование;

§ объем платежей в бюджет и во внебюджетные фонды.

49. Методы финансового анализа их значение и роль в деятельности организаций.

Выделяют следующие основные методы финансового анализа:

1. анализ абсолютных показателей;

2. горизонтальный (временной анализ) – сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом;

3. вертикальный (структурный) анализ. Определение структуры итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом;

4. трендовый анализ – сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда.

5. пространственный анализ – сравнительный анализ сводных показателей отчетности по составляющим их элементам;

6. анализ относительных коэффициентов – расчет соотношений между отдельными позициями отчета или позициями разных форм отчетности. Определение взаимосвязи показателей.

7. факторный анализ – анализ влияния отдельных факторов на результирующий показатель с помощью детерминированных и стохастических приемов исследования.

50. Оценка финансового состояния организации

Неотъемлемой частью финансовой работы на предприятии является финансовый анализ и оценка финансового состояния предприятия. Финансовое состояние – это состояние финансов предприятия характеризуемое совокупностей показателей отражающих процесс формирования и использование его финансовых ресурсов. Назначением финансового анализа является оценка финансовых результатов деятельности предприятий по средствам абсолютным и относительным, оценка финансового состояния предприятия, а также экономическая диагностика будущего потенциала. Цели финансового анализа можно классифицировать следующим образом:

§ выявление изменений показателей финансового состояния;

§ определение факторов влияющих на финансовое состояние;

§ оценка количественных и качественных изменений финансового состояния;

§ оценка финансового положения на конкретную дату;

§ определения тенденций изменения финансового состояния организаций.

Выделяют следующие основные этапы финансового анализа:

1-й этап - определение цели анализа и подходы к нему; определяется подход к анализу, связанный с его целью;

2-й этап - оценка качества информации представлено для анализа; проводится оценка качества информации. Она должна быть объективной, достоверной, полной и достаточной для проведения анализа;

3-й этап - определение методов анализа, проведение самого анализа и обобщение полученных результатов. Представляет собой собственный анализ как совокупность метода и рабочих приёмов.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.064 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал