Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Виталий Кочетков

Дефлоратор древности Александр Филиппович

" Оно, конечно, Александр Македонский герой,
но зачем же стулья ломать? "
Гоголь " Ревизор"


Литература об Александре, дошедшая до нас и служащая нам источником, относится ко времени римских императоров. Это примерно на четыре сотни лет позже смерти Великого Дефлоратора.
Много мы знаем о жизни царя Ивана Грозного, жившего те же четыреста лет назад? Почти ничего. Даже об убийстве собственного сына судим по запискам одиозного Карамзина.
Они об Александре Филипповиче знали всё.
Они - это: Плутарх, Диодор Сицилийский, Юстин и этот… как его?.. Квинт Эссенций, кажется, иначе говоря, Квинт Курций Руф. Историки божьей милостью, фантазёры.
Вслед за ними мы и отправимся в поход, разыскивая следы легендарного Александра.
Помните: тяжело найти чёрную кошку в тёмной комнате, особенно если её там нет.
Но мы постараемся…

Инкогнито
Один из историков Александра пишет о себе: " Кто я таков, это я знаю сам и не нуждаюсь в том, чтобы сообщать своё имя, называть отечество и свой род"
И потому назовём его Аррианом – а что нам ещё остаётся?

И ещё об источниках.
Некоторые из сподвижников Александра оставили воспоминания, в частности, Птолемей, сын Лага и Аристобул, сын Аристобула, сам Аристобул. Записки об увиденном, пишут, оставили флотоводец Неарх, царский кормчий Онесикрит и распорядитель двора Харет из Метилены. Ни одна из этих книг, разумеется, не дошла до нашего времени, но именно из них черпали информацию все пять упомянутых историков. А ещё, уверяют нас, они опирались на эфемерные дневники, т.н. " эфемериды". Но и этого не дано…

Происхождение Александра, пишет Плутарх, не вызывает сомнений: он вёл свой род от Геракла. Не Рюрик, конечно, но всё-таки...

Об отце Александра древние историки пишут: " Обещал больше, чем выполнял. Был изобретателен и остроумен". Считал подкуп и ложь гуманной заменой кровопролитию, и был по-античному прав.
Все мы по-античному правы, вот только живём в другом времени.
" Осёл, нагруженный золотом, легко войдёт в любую крепость", - говорил Филипп. Сын его перемещал золото тысячами повозок. Что ему крепости?

Его называли полуварваром, и в едких эллинских устах это утверждение звучало похвалой. Филипп впитал греческую напасть ровно настолько, насколько надобно, чтобы не впасть в иноземщину, - редкое качество даже в его семье.

" Любил весёлое застолье и неумеренно потреблял неразбавленное вино" *.
Небезопасное, кстати, занятие. Древнегреческий философ Аркесилай покончил счёты с жизнью, выпив слишком много неразбавленного вина. Его примеру, уверившись, что истина в вине, последовал другой философ – Хрисипп.
Но самоубийство ли это – пить неразбавленное вино? Или ему подвержены только древние греки? Ни один из вышеназванных источников на этот примитивный вопрос не ответил. Вот тебе и источники.
*С этой точки зрения все мы - варвары и даже современные греки.

Нет худшего занятия, чем считать чужих женщин.
Историк Сатир насчитал у Филиппа семь жён*.
Пишут: " Он действительно был склонен к полигамии и не ограничивал себя слабым полом".
Безудержно предавался чувственным удовольствиям, но даже в постели не терял из виду высших целей.
*Вспомним Ивана Грозного.

Религиозная Олимпиада, мать Александра, проявляла рвение в священнодействиях, посвящённых Дионису, и неистово отдавалась таинствам с пренебрежением к умеренности. " Совсем уж по-варварски", пишет Плутарх.
Первой менадой Македонии слыла вакханистая Липа.

Плутарх
Раздался удар грома, и во чрево Олимпиады ударила молния. Семелу такое внимание Всевышнего испепелило, для жены Филиппа огонь оказался благодатным. Ему в это время снилось, что он запечатывает чрево супруги печатью - бедная Олимпиада! не сургучом ли? Да, чуть не забыл - на печати был изображён лев.
Зевс между тем продолжал свои божественные происки. Однажды Филипп увидел, что рядом с его женой лежит длинный змей. Откуда выполз аспид, Филипп не ведал, но догадывался, а, присмотревшись, убедился в своей догадке - Филипп был далеко не глуп. С тех пор царь спал отдельно от супруги. А окривел он от того, что подглядывал за любовными шашнями своей половины - вот бог его и наказал: а не смотри...

Я вот что думаю: бог ли вошёл в твою супругу или сосед - какая разница! Измена есть измена. Эдак всякая женщина будет называть соседа богом, а бога – соседом, моногамия превратится в полигамию - и прости-прощай наследственное право. Непорядок…
А вы думаете иначе?

Александр родился в тот самый день, когда Герострат спалил храм Афродиты в Эфесе. Один поджёг храм, второй - античный мир. От мира остались обломки и копии. От храма тоже.
По поводу пожара Гегесий произнёс остроту, от которой на Плутарха веяло холодом. " Храм сгорел, - сказал Гегесий, - потому что богиня была в это время занята: она помогала Александру появиться на свет".

Этот день, заявили малоазийские греки, предвещает великие бедствия.

У Александра был томный взгляд, изо рта исходило благовоние, а писал он водичкой, которую можно было сразу же разливать по флаконам – так свидетельствуют пристрастные писатели – нет им числа!
Но, если обратиться к иным, беспросветным анналам, выяснится, что Александр сильно косил, у него были разноцветные глаза, эпилепсия, да ещё и брат-идиёт. Впрочем, с кем не бывает?

Рождённая с именем Поликсена, в девичестве она носила имя Миртала, а после свадьбы Филипп присвоил ей имя Олимпиада, в конце жизни она стала Стратоникой. Непостоянство мужа, как и своё собственное, переносила равнодушно, но когда он женился на юной македонской аристократке Клеопатре, взбрыкнула и уехала на родину в Эпир. В Македонию она вернулась только после смерти Филиппа.

После битва при Херонее, когда эллины перестали быть эллинами, Филипп, вне себя от радости устроил пиршество прямо на поле брани среди неубранных тел. Пленные афиняне, отпущенные без выкупа, потребовали назад свои плащи и одеяла. Филипп насмешливо отмёл это требование: " Они воображают, что проиграли мне партию в кости! " - смеясь, заявил он соратникам.

Грек Исокрит прожил 100 лет и жил бы дольше, да Филипп, отец Александра Македонского, не оправдал его радужных надежд, разгромив соплеменников при Херонее.
Уморил себя голодом.
Вечная память.

Сын ревниво следил за успехами отца. И тяготился ролью наследника.

Филипп поработил Грецию, Александр - всего лишь варваров, сам, будучи варваром. Собственно говоря, ничего иного ему уже не оставалось.

Филиппа убил Павсаний - непонятно по какой причине, но абсолютно точно, что он был педиком. Мстил за лохов*?
*" Священный лох" состояла из 150 гомосексуальных пар. Пишут: " Их мужество была скреплена мужскою любовью". В знаменитой битве при Херонее " Священный Лох" противостоял Филиппу и был уничтожен им поголовно.

В Македонии что ни Павсаний, то педик.
Диодор во " Всемирной истории" пишет. Был у Филиппа телохранитель красивой наружности по имени Павсаний, и любил его царь как своих жён, может быть, даже больше. И заметил однажды Павсаний, что царь увлёкся другим Павсанием, его тёзкой, и, обругав его матом, назвал гермафродитом и проституткой. Не в силах снести обиду, другой Павсаний пожаловался своему другу, Атталу, сообщив ему, что решил покончить счёты с жизнью самым что ни на есть радикальным способом. Когда Филипп сражался с иллирийцами, он заслонил собою царя и принял смерть.
И тогда Аттал пригласил первого Павсания на обед. Напоил его неразбавленным вином и в бессознательном состоянии передал погонщикам мулов, чтобы те изнасиловали его, да позабористей.
После того как Павсаний пришёл в себя, он в глубокой ярости обвинил Аттала перед царём. Царь разделял его гнев, но не желал сориться с Атталом, так как нуждался в его услугах, поэтому постарался развеять справедливый гнев Павсания и одарил его, отличив перед другими телохранителями. Павсаний, тем не менее, поклялся отомстить обидчикам и первым, кого он выбрал в жертву, стал почему-то Филипп. В день свадьбы дочери царя, Павсаний, подстерёг момент, нанёс Филиппу смертельный удар кельтским кинжалом* и бросился бежать. Свита Филиппа догнала его и подняла на копья.
Юстин, правда, утверждал, что убийцу судили и приговорили к распятию.
А, может, труп убийцы прибили к кресту – кто знает?
*Разновидность финского ножа.

И всё же педерастическая версия убийства Филиппа не выдерживает критики. Все мало-мальски думающие историки без колебаний назовут заказчиками покушения Олимпиаду и Александра.

Надпись на саркофаге Филиппа гласит: " Он ценил радости жизни".

Клеопатра родила ещё при жизни Филиппа. Девочке дали звонкое имя - Европа. Вот эту самую Европу Олимпиада убила* прямо на коленях собственной матери.
Были уничтожены все потомки Филиппа по мужской линии. В живых остался слабоумный Арридей.
С мужчинами расправился Александр, с женщинами – Олимпиада.
*По некоторым сведениям сожжена заживо.

Пишут: трудно объяснить действия Александра в отношении собственных родственников.
И признают: Александр легко жертвовал семьёй во имя собственного " я".
Интересно, читал ли Сталин историю Александра?

Лангар, царь агриан, приехал к Александру и предложил свою помощь. " Если нужно ограбить кого, ты только сообщи – я мигом". Александр отметил Лангара великими почестями и пообещал выдать за него свою родную сестру Кину. " Вот приеду в Пеллу – и тут же выдам".
Лангар вернулся домой - и умер. От радости.

Сукин сын Диоген, собачник
Диоген из Синопа, сын фальшивомонетчика. Кормился подаянием. Киник по-нашему – это собачий философ. Платон называл его " взбесившимся Сократом". Первый гражданин мира – космополит, вот только мир был греческим.
Бродил средь бела дня с фонарём и, расталкивая прохожих, кричал: " Ищу человека! "
А в это время совсем в другом городе иной философ бегал по улицам голый и орал: " Эврика! эврика! - Нашёл! нашёл! "
*" Голь перекатная, киники, стояли выше национальных предрассудков. Аналог наших люмпен-пролетариев.

Он сидел на пороге безпафосного пифоса и прилюдно занимался рукоблудием. Подошёл царь Македонский, пригляделся и сказал: " Не будь я Александром, стал бы Диогеном".
А умер Диоген в один день с Александром. От переизбытка эмоций.

Подобно Гераклу, он вёл себя нечестиво: посетив Дельфы, схватил пифию и потащил к треножнику, требуя нужного ему пророчества. " С тобой не справиться! " - крикнула она. – Это я и хотел услышать! - заявил Великий Дефлоратор и был таков.
Геракл, кстати, унёс из святилища несколько треножников и не вернул до настоящего времени.

Арриан пишет: " Они так громко издавали боевой клич, что все враги разбегались". Это он об Александре и его дружинниках, которых в переводах частенько называют македонянами. Не по-русски как-то. Македонцы – они и в Азии македонцы, и нечего сариссы* ломать.
*Сарисса – это копьё длиной от Македонии до Персии.

Пока Александр укреплял северные граница Македонии, Фивы в союзе с афинянами подняли восстание против македонских захватчиков, как пишет Арриан, " прикрываясь прекрасным издревле именем свободы". Александр немедленно повёл свои войска через Фермопилы.
Где были в это время очередные триста спартанцев, никто из историков не знает, и сказать не может. И Голливуд молчит. Как в рот воды набрал.

" Эллины, узнав о том, какая опасность грозит фиванцам, - пишет Диодор, - скорбели о бедствиях, которые их ожидают, но не решились помочь городу".
Фивы были разграблены и стёрты с лица земли. И не было жалости у Александра ни к мужчинам, ни к женщинам: мужчины были убиты*, а женщины и дети в количестве тридцати тысяч проданы в рабство. Жестокий урок преподнёс царь эллинам - куда персам до Александра!
*Убитыми насчитали более шести тысяч человек.

Очень мне нравится выражение Арриана: " фокейцы, латейцы и прочие беотийцы". Мне всегда нравились прочие - они такие ртутные, когда дело касается наживы. Так вот, именно эти прочие настояли на том, чтобы краса и гордость Эллады, город воинской славы был уничтожен, а землю, на которой стояли Фивы, разделили между собой союзники. По-братски, поровну.
Страшная вещь – союзники! Ну, их всех на..!

В дом Тимоклеи ворвались фракийцы. Пока они грабили имущество, их предводитель насиловал женщину. За труды праведные насильник потребовал оплату, согласившись произвести расчёты в золоте и серебре. Тимоклея повела фракийца в сад и показала колодец, куда, по её словам, она спрятала деньги. Фракиец наклонился над колодцем, и Тимоклея столкнула его вниз, а потом закидала камнями.
Пишут: Александр проявил неслыханное благородство - изнасилованную женщину отпустили на свободу. Одну из тридцати тысяч.

" Спустя долгие годы понесли фиванцы наказание за измену эллинам в Персидскую войну" (Арриан).

Европейцев в то время ещё не было, кроме эллинов, разумеется. Так вот, будущие европейцы люто ненавидели Александра Филипповича.

Царь простил неразумных афинян и даже дал им некий наказ: приглядывать за Элладой во время его отсутствия. Готовясь к походу в Азию, он вернулся в Македонию. В это время ему сообщили, что статуя Орфея в одном из местных селений покрылась потом. И предсказатели тут же заявили, что борзописцам придётся изрядно попотеть, дабы прославить его дела.

Когда Александр перебрался в Азию, у него было всего лишь семьдесят талантов. Он был уверен в своих силах. Плутарх пишет об этом с гордостью, непонятной мне, варвару, ведь даже дураку ведомо: глупо набивать карманы золотом, отправляясь грабить банк.
Кстати, первая, разбойничая добыча Александра, составила 26 тысяч талантов*. Двенадцать тысяч дефлоратор истратил на подарки солдатам. Остальные были разворованы верными людьми.
*Годовой доход Македонии при Филиппе составлял 1000 талантов.

Он пересёк Геллеспонт и всадил копьё в азийскую землю. Остальное было делом техники.

Лучший македонский военачальник Парменион стоял во главе пехоты. Один из его сыновей, Филота, командовал гетайрами, другой, Никанор, - гипаспистами. Во главе кавалерии гарцевал брат Пармениона - Асандр. Под контролем Пармениона, как и при Филиппе, остались все командные посты.
И только кассу Александр поручил своему протеже - другу юности Гарпалу.
Официальную историю похода составлял Каллисфен, которого он потом убил, как Иван Грозный своего сына на картине неофициального историографа Репина.

Гетайры… Назовём-ка их лучше " друзья", а то проститутками попахивает…

Прибыв в Трою, он наведался к могиле Ахилла, принёс жертвы Афине, совершил возлияние, умастил тело и битый час, как оглашенный, носился голым вокруг холма на потеху местным жителям. Потом, говорят, возложил венки на могилу Ахилла, а Гефестион, соответственно, положил на могилу Патрокла*.
Лучшим другом Александра был Гефестион**, человек редкой красоты, склонный к восточным излишествам. " Сначала, пишут, он был дорог царю юношеской прелестью, а потом иными своими качествами".
*Ахилл был родом скиф. И друг его, Патрокл, тоже. И сожгли обоих по древнерусскому обычаю, как какого-нибудь Святослава в забытой богом деревне.
**" В юности он не признавал женской любви", - пишут историки. Состояние юношеского гомосексуализма рассматривалось греками как неизбежная стадия взросления.

На переправе через реку Граник Александр наконец-то встретился с передовыми отрядами персов.
Они закричали: " Алалала! ", что в переводе с македонского обозначает: " Аллах велик! " и бросились на врага.
Сражение сложилось для Александра удачно: персы сопротивлялись вяло и недолго, зато греческие наёмники*, как истовая любовница, держались до конца, и Александр уничтожил их всех без исключения. Некоторые историки, правда, пишут, что две тысячи греков, оставшихся в живых, заковали в цепи и отправили в качестве рабов в Македонию.
Как бы то ни было, битва была жаркой (Плутарх); варвары потеряли двадцать тысяч пехоты и две с половиной тысячи всадников, у македонцев погибло тридцать четыре человека. Из пулемётов разили врагов македонцы.
*На стороне персов бились десятки тысяч греков, недовольных порабощением Эллады северным варварам.

Командовал персидскими войсками Мемнон, и этот самый Мемнон* – грек! - советовал Дарию перенести военные действия в Элладу.
*Хуже Герцена был этот Мемнон.

Взяв город Гордий, Александр с интересом рассмотрел знаменитый узел*, который связывал дышло и ярмо ветхой колесницы**. Долго и напрасно провозившись с узлом, он разрубил его, произведя неизгладимое впечатление не только на варваров, но и на вполне цивилизованных европейцев, что очень и очень странно, можно сказать, подозрительно.
По преданию человек, развязавший узел, должен был стать царём Фригии. С легкой руки Каллисфена речь уже шла об Азии. Курций и Арриан говорят о мире, Плутарх - о Вселенной.
*Узел был завязан из лыка дикой вишни.
**Колесница, на которой ездил Гордий, отец золотодобытчика Мидаса.

Единственное сохранившееся произведение, посвящённое Александру Македонскому, написанное на латинском языке, принадлежит Квинту Курцию Руфу. До него об Александре писали исключительно на великоэллинском языке*, а этот, видите ли, решил осчастливить нас вульгарной латынью.
*Как русские аристократы на французском языке.

Какие замечательные географические названия - Пафлагония и Каппадокия! Такие же прелестные, как наши – Остоженка и Пречистенка, не правда ли?

Памятник Сарданапалу изображал его стоящим во весь рост, а руки он держал так, как держат их, когда хлопают в ладоши. К скульптуре прилагалась хиповая надпись: " Путник, пей и забавляйся. Всё остальное не стоит даже этого", то есть хлопка. Ассирийское " забавляйся" передано словом, которое на нашем языке имеет конкретное, не вызывающее разночтений матерное значение.

Дарий
Его родители были родными братом и сестрой. Сам Дарий тоже был женат на родной сестре и имел от неё детей. Такой брак в Персии считался почётным*.
*В 338 года в результате заговора придворного евнуха Бахоя был отравлен персидский царь Артаксеркс-Ох. Два года на троне просидел его младший сын Арсес, а потом он был убит в результате нового заговора. После смерти Арсеса Бахой возвёл на престол армянского сатрапа по прозвищу Кодомян, принявшего тронное имя Дарий III.

Вслед за армией Дария колесница везла мать царя, в другой колеснице ехала его жена. Толпа женщин на конях сопровождала цариц – куда до них амазонкам! Далее ехали 360 царских наложниц и евнухи* - это был т.н. административный ресурс.
*Евнухов было больше, чем невольниц.

Армяне прислали царю 40 тысяч пехотинцев и 7 тысяч всадников. Дарий с гордостью говорил, что если разделить число его воинов на число македонцев, то на десять армян едва ли придётся один неприятельский воин. Без сомнения, армян у Дария было больше, чем в советской армии времён её расцвета.

Перед самой битвой при Иссе друг юности Александра Гарпал бежал на Запад, прихватив кассу и любимую женщину. Превыше золота ценил Гарпал женщин и тратил на них огромные казённые суммы.

Знаменитая битва при Иссе.
Курций Руф пишет: персов было 130 тысяч. По Диодору в армии Дария было 410 тысяч воинов. Арриан сообщает, что численность персидского войска составляла 600 тысяч человек. Эту же цифру приводит Плутарх.
Время от времени македонцы выскакивали из гущи схватки и выпрямляли погнувшиеся мечи. Некоторые не успевали выскочить и погибали прямо среди боя. И, тем не менее, они одержали победу: мужества и выучки им было не занимать.

Честь и слава
Македонцы ворвались в лагерь Дария.
Диодор пишет: " Одни солдаты тащили несчастных женщин за волосы; другие, сорвав одежды, хватали обнаженных, подталкивали тупым концом копья и, пользуясь случаем, попирали то, что составляло их честь и славу".

В плен к Александру попали: мать Дария, его жена, две взрослые дочери и мальчик-сын.
Мать Дария носила прелестное имя Сисигамба, да и жена была не из сортира, звали её Статира, и она слыла самой красивой царицей античного мира. Странно, но ни её, ни дочерей никто не изнасиловал в отличие от фиванок.
Странно… очень странно…
Читая про Александра, я всё время ощущаю себя Станиславским…

До своей женитьбы, пишет Плутарх, Александр не знал женщин, кроме Барсины, взятой им в плен под Дамаском. Говорят, она получила греческое воспитание и была безотказна. Сблизиться с этой красивой женщиной ему предложил Парменион. Ну как тут не вспомнить Меньщикова и Петра Первого?
Барсина была вдовой Мемнона, того самого, что хуже Герцена, и Александр мстил ему примитивным способом – от пуза…

Вскоре Александр получил первое письмо Дария. Царь просил Александра вернуть ему мать, жену и детей, взятых в плен, а также предложил дружбу и высказал пожелание стать Александру союзником.
Александр, пишет Диодор, скрыл подлинное послание Дария и показал друзьям письмо, написанное им самим.
С этими эпистолами происходило что-то странное: кто-то из историков пишет, что было два письма Дария, кто-то утверждает, что три. Сколько из них написано рукой Александра* – неизвестно никому.
*Или Каллисфена.

Если верить Геродоту, персы очень восприимчивы и охотно перенимают чужие обычаи. Чему научились они у греков? Геродот уверяет: любви к мальчикам. Странное утверждение - кто у кого? Спросить бы у персов, но они вряд ли признаются: сегодня такая любовь называется педофилией. Спросим завтра.

Македонцы вкусили прелесть варварской жизни и научились ценить золото, серебро и красивых женщин.

Ему покорилась вся Финикия, и только Тир продолжил сопротивление*.
Александр осадил город и семь месяцев разорял окрестности.
Тир, разумеется, не Троя, и семь месяцев не десять лет, но бедствия финикийцев были ужасны: все защитники города были перебиты, их семьи проданы в рабство.
*Александр предал огню древнейшие греческие города Эфес, Галикарнас, Милет.

Другие завоеватели, пишут историки, стремились разрушить города и крепости, Александр поступал по-иному: на развалинах разрушенного он создавал новый мир.
Знакомая песенка: " Мы наш, мы новый мир построим…"

Игра слов: Тир – сатир.
Александру приснился сон: эрегированный сатир заигрывал с ним, но убежал, когда царь попытался им овладеть. Проснувшись, он долго не мог понять где сон и где явь.
И сейчас, пишет Плутарх, показывают источник, возле которого Александр гонялся за сатиром.
А ещё ему снилось, что он подошёл к стенам Тира, и Геракл, пожав ему руку, ввёл в город.
И тирийцы поступили со статуей Геракла, как с перебежчиком: прибили к постаменту табличку и написали: " Македонский прихвостень".

Дарий предложил ему мир и полцарства в придачу*, но Александр отказался. Для него, пишут современные историки, существовал только один вид внешнеполитических отношений - безоговорочная капитуляция.
*Полцарства за коня предлагают только глупые англичане, и то в русском переводе. В оригинале предлагается всё королевство.

Пишут: " Спорным остаётся вопрос, вошёл ли Александр в Иерусалим? " Или въехал на осле? Ни один античный источник не освещает этого важнейшего события. А вдруг?

Два месяца продолжалась осада Газы. Ворвавшись в город, победители по традиции убили пленных, у которых нечего было взять. Когда все женщины были изнасилованы (многие неоднократно), царь отдал приказ прекратить безобразия. " Сколько можно? " - возмутился он.
Через пятки едва живого Бетиса* продели ремни, привязали его к колеснице и потащили вокруг города. Александр во всём подражал Ахиллу, даже в мерзости.
Значительную часть захваченной добычи Александр отправил Олимпиаде и друзьям. В подарок воспитателю своему, Леониду, было послано 18 тонн пряностей, ладана и мирры.
*Арриан утверждает, что наместником Газы был евнух по имени Бат.

" Засирийские евреи" - неплохая эпиклеса Павсания.

В ноябре 332 года он пожаловал в Египет. Египетские жрецы тут же объявили его фараоном.
Сегодня каждый турист, приезжающий в Египет, объявляется фараоном. А куда денешься – кризис.

А больше всего он любил закладывать города, и закладывал множество: вдруг какой-нибудь, да и выживет! Как известно, эта тактика принесла успех.

Александр отправился к храму Амона.
Дорога туда была длинная, утомительная. Путников мучила жажда.
Птицы криками указывали дорогу, пишет Плутарх.
Арриан более реалистичен: " Две змеи, наделённые голосом, указали им путь".
- Скажи, наконец, кто мой настоящий отец? - вопросил Александр у оракула. – А то мать моя такая блядь, что я не в силах докопаться до истины.
Жрецы думали целый день, и нашли-таки ответ, устраивающий македонца. " Ты - сын Амона", - сказали они.

Культ богочеловека становится повсеместным с лёгкой руки Александра Македонского.
Несмотря на божественное происхождение, в жилах его текла обычная красная кровь.

Александр вернулся в Финикию…
И тут, вдруг, неожиданно жена Дария умерла родами. От кого она была беременна, так и осталось загадкой. Только не от мужа, потому как с момента пленения прошло полтора года. Сами прикиньте: семь месяцев – осада Тира, два месяца в Газе, зимнее пребывание в Египте…
Натужные попытки отвести подозрения от Александра, не выдерживают критики. Нынешние комментаторы пишут, что Плутарх*, как всегда, ошибся, и она умерла по другой причине.
А то, что Александр устроил ей пышные похороны, подтверждают все, без исключения, источники.
*Плутарху в данном случае вторит Юстин.

Плутарх уточняет: " Великая битва с Дарием произошла не под Арбелами, как пишут многие, а под Гавгамелами". Вот только слово Гавгамелы неприличное*, и потому битву перенесли под Арбелы.
Перед началом сражения Александр произнёс речь. Речи для Александра составлял Арриан. Правда жил он четыре века спустя, но историков это не смущает. " Некоторые из этих речей, пишут комментаторы, являются образцом ораторского искусства".
" Нет основания бояться пустых имён неизвестных народов, - якобы сказал Александр. - Раз они неизвестны, значит, недостойны славы".
Железный шлем Александра блестел, словно из чистого золота. А меч у него был китайский. Когда и кто подарил ему это холодное оружие, историки не ведают, но настаивают: китайский**.
Александр обратился с мольбой к богам, чтобы они помогли ему в предстоящем сражении, и прорицатель Аристандр тут же указал примету – двуглавого орла, летевшего в сторону неприятеля.
*Название Гавгамелы переводится как «верблюжий хлев».
** Ширпотреб, наверное.

Арриан пишет: " Сами скифы и лошади были тщательно защищены бронёй". Поверим?

Дарий бежал, вскочив на недавно ожеребившуюся кобылу. Мало, кто заметил в пылу битвы такую незначительную подробность, но только не Плутарх, который хоть и не был очевидцем (он жил на четыреста лет позже), знает всё - историк Божьей милостью*.
*Почти как Карамзин.

После битвы при Гавгамелах Александра провозгласили " царём Азии".
" Кто хочет, того судьба ведёт, кто не хочет, того тащит", - заповедь стоиков. Пауло Коэльо сколотил на этой тезе целое состояние, Александр – персидскую державу.

Нефть
В городе Керкуке македонцы впервые увидели нефть. Пытаясь изучить её свойства, предложили Александру испробовать это вещество на Стефане, мальчике случайно подвернувшемся, только что вылезшем из чьей-то постели.
Обмазали гомика и подожгли…
Хорошо горел, паршивец…

Вавилон. Город, пишет Курций Руф, основала Семирамида. Стены его построены из обожжённого кирпича. Окружность постройки составляет 365 стадиев. " Сохранилось предание, что каждый стадий стены возводился в течение одного дня".
Согласно Геродоту, длина оборонительных стен Вавилона составляла и того больше - 480 стадиев. Это примерно 90 км. Диодор и Страбон называют иные цифры - 71 км. На самом деле периметр стен Вавилона равнялся 8 км.

У Александра болели глаза, когда он смотрел на персиянок. Они такие девственные, уверял он друзей, что даже волосы на причинном месте не растут.
И потому он смотрел на мальчиков, хотя…
Плутарх пишет: военачальник Филоксен предложил Александру купить у него " двух мальчиков замечательной красоты". Александр был крайне возмущён этим предложением и спрашивал у Гефестиона: неужели Филоксен так плохо думает о нём, предлагая подобную мерзость? Не менее резко он выбранил другого военачальника, который собирался подарить ему знаменитого мальчика Кробила.

Александр признавался, что близость с женщиной более всего другого заставляет его ощущать себя смертным. Про мальчиков он ничего подобного не говорил.
И ведь какие люди были педерастами и педофилами в те далёкие и праздные времена - произнести страшно: Эсхил, Софокл, Сократ, Платон!
И носила любовь к мальчикам явно выраженный педагогический характер.
Свят… свят… свят... свят…

Когда Александр овладел Сузами, он нашёл в царских хранилищах сорок тысяч талантов в слитках и 9 тысяч талантов в чеканной монете — дариками, бесчисленные сокровища и пурпур весом в пять тысяч талантов. Судя по ценникам и этикеткам, ткани пролежали в царских закромах сто девяносто лет*, сохранив, тем не менее, первозданную красоту и отменное качество.
*Плут от истории – Плутарх.

Дариев стол
Царский трон, на который он сел, был слишком высок. Кто-то из прислужников, видя, что ноги царя не достают до подножия трона, подставил ему Дариев стол...

Теперь у него было два перстня: первым он по-прежнему запечатывал письма, отправляемые в Европу, второй - некогда принадлежал Дарию.
Строго говоря, он не расширил персидскую империю, но присовокупил к ней две глухие окраины: Македонию и Грецию, но шуму было – на весь мир, до сих пор шумят.

" По примеру Дария он окружил себя наложницами; их было не меньше, чем дней в году. Они отличались красотой, так как были выбраны из всех азийских народов. Каждую ночь они становились вокруг царского ложа, чтобы он мог выбрать ту, с которой проведёт ночь".

Александр был щедр. Таким щедрым может быть лишь человек, раздающий награбленное. Пармениону, например, он подарил дворец Бахоя, приближённого Дария, которому тот был обязан своим восхождением. Впоследствии Дарий казнил Бахоя, и Парменион, получая подарок, даже не предполагал, что его ждёт подобная, но уже македонская ласка.

Александр уговорил Гарпала вернуться назад и снова доверил ему финансы. На этот раз это действительно была казна, а не какая-то там войсковая касса.

Александр был глубоко верующим человеком: встав поутру, он, прежде всего, приносил жертвы богам, а потом уже садился завтракать. Именно садился, потому что обедал лёжа.

Он оставил мать Дария, его дочерей и сына в Сузах, приставил к ним учителей греческого языка – им предстояло выучить новый имперский язык, а сам выступил с войском и через 4 дня подошел к реке Тигр.

Тигр на персидском языке означает стрела.

Взяв Персеполис, Александр приказал казнить пленных, ибо, пишет Плутарх, " считал это полезным для себя". А денег в городе было найдено столько же, сколько в Сузах. Вывозили их десятками тысяч повозок.
" Провозглашённый царём Азии, Александр устраивал пышные жертвоприношения, раздаривал своим друзьям богатства, дворцы, отдавал им в управление целые области".
Четыре месяца Александр отдыхал, наслаждаясь великолепием восточной жизни. А потом в пьяном угаре по наущению пьяной проститутки* спалил город - взял факел и возглавил шествие поджигателей.
Почему сжёг? А не нравились ему персидские колонны и портики. Портиков, впрочем, у персов не было. Так Александр снискал себе славу Герострата. Он и родился-то, напомним, в зареве горящего храма**.
*" Таис, будучи во хмелю…" - пишет Курций Руф.
**20 июля - день рождения Александра.

Македонцам стало стыдно, что такой славный город был разрушен царём, упившимся на пиру, но, немного подумав, они заставили себя поверить, что так и следовало поступить. А, уверовав, приобщили к вере и Ивана Ефремова, который написал романтический опус о греческой проститутке наподобие " Ямы" Куприна только в античных декорациях. Эдак каждая проститутка будет называть себя гетерой.

В Персеполисе Александр получил печальную весть из Македонии о незавидной участи Зопириона.
Древняя Скифия была подобна Бермудскому треугольнику: вражеские полчища входили в неё - и исчезали бесследно. Дарию Первому немного повезло: с 700-тысячной армией (у Наполеона было меньше) он вошёл в Скифию и выбрался - с такими жалкими остатками, что и считать-то было стыдно.
Пишут: катастрофа подобного масштаба редко встречалась в древнем мире. Только через двадцать лет персы отважились начать новые военные действия – на этот раз в Греции. Численный состав этой компании, кстати, был в разы меньше, чем в Скифии, но оказался намного удачнее.
Пришло время, и сам Великий Дефлоратор решил проверить боеспособность скифского племени. В 332 г. до н.э. его полководец Зопирион с армией в тридцать тысяч человек выступил на север. Больше об этой армии неизвестно ничего, кроме того, что ни один воин не вернулся обратно.
Мысль о покорении Скифии не оставляла Александра Филипповича до самой смерти, Поход не состоялся. Только поэтому Александр слывёт непобедимым.

Античные историки стесняются этого поражения. Курций пишет, что войско погибло " от внезапно налетевшей грозы и бури". Другие утверждают, что Зопирион погиб в борьбе с гетами, хотя любому скифу известно, кто разбил македонца. Мне, например.
И лишь Юстин пишет правду: " Он погиб со всем своим войском и тем самим понес кару за войну, которую начал против народа, ни в чём не повинного".

" Они, в отличие от остальных варваров, имеют разум не грубый и не чуждый культуре. Некоторым из них доступна мудрость, в какой мере она может быть у племени, не расстающегося с оружием".
Так греки говорили о македонцах, а те, в свою очередь, о скифах. Кто у кого заимствовал этот афоризм историкам неизвестно.

Плутарх: " Македоняне впервые научились ценить золото, серебро, женщин, вкусили прелесть варварской жизни и, точно псы, почуявшие след, торопились разыскать и захватить все богатства персов".
Спутники Александра купались в роскоши, предпочитая благовония привычному оливковому маслу. Александр якобы пытался приструнить разомлевших в неге соотечественников. Нет ничего более рабского, чем роскошь, и ничего более царственного, чем труд, утверждал царь устами Плутарха. Разумеется, соратники его не слышали.

Сатрап Бактрии Бесс* взял Дария в плен. Чтобы не лишить царя должного уважения, Бесс заковал его в золотые кандалы.
*Почему в этом имени две буквы " с" непонятно.

Преследуя Дария, Александр настиг его, но не застал в живых: Дарий был убит собственным сатрапом. Александр пришёл в ярость и целый год (!) преследовал убийцу. Однажды он встретил каких-то македонцев, возивших воду из реки. Увидев Александра, страдавшего от жажды, они наполнили водой шлем и поднесли его царю. " Кому везёте воду? " - спросил Александр, и македонцы ответили: " Сыновьям, но, если ты будешь жить, мы родим других детей, пусть даже и потеряем этих", - ответили македонцы.
Курций Руф пишет, что это событие случилось у чёрта на куличках, т.е. в Согдиане, и македонцы были свои, из царского окружения. Не будем обращать внимание на разночтения – вшивой собаке и сотня стадий не крюк. Отнесём свидетельство Курция к вариантам.

Когда Александр добрался до Гиркании и увидел море, он плохо представлял себе что это - Меотида какая-нибудь или залив единого и неделимого Океана. Пытаясь определить истину, зачерпнул воду. Она показалась ему едва ли не пресной – не то, что в Эгейском море. Жаль, конечно, что он не добрался до Кара-Богаз-Гола, - истина открылась бы ему во всей своей наготе.
Курций Руф пишет, что в море водятся огромные змеи. Они действительно плавают в тёплой воде. В Красноводском заливе есть коса Кизыл-Су, где эти твари меняют кожу. Стоит только дунуть ветерку, и массы пустопорожней кожи начинают грозно шелестеть и шевелиться. А размер этих змей обычный, как и положено ядовитым особям.

Каспийское море Александр считал неполноценным. Варварским.

В Гиркании Александра познакомили с евнухом Бахоем, когда тот был " в расцвете юности и красоты". Этого юношу, пишет Курций Руф, " любил Дарий, а вскоре полюбил и Александр" *. Такие вот дела...
*Это был другой Бахой, не тот, который посадил на трон Дария.

В Гиркании у Александра украли любимого коня. Александр пришёл в ярость - привести его в ярость не составляло труда. Он пригрозил перебить всех местных жителей, если ему не вернут Букефала. И перебил бы, но коня ему вернули и все стороны остались довольны. Особенно местные жители. " Да ну его на … – говорили они, - энтого мыкедонца".
Мат, дорогие мои, возник задолго до появления русских. Когда-нибудь учёные докажут, что русские здесь ни при чём, и мат мы позаимствовали у кого-то из бывших соседей. Все соседи у нас почему-то бывшие.

На досуге Александр перлюстрировал письма своих воинов. Узнав из писем мнение о себе, он сводил недовольных в штрафные подразделении, либо отправлял в дальние гарнизоны*.
*Терминология - современная, не меняющая сути происходящего.

После путешествия на Кавказ Александр больше разговаривал, чем пил, и каждый кубок сопровождал длинными речами. Это были тосты, а не речи. Македонцы роптали…
" Его хвастливость становилась тягостной… Он жадно прислушивался к лести…" *
*Плутарх.

Вопрос о локализации Александрии Кавказской очень сложен, пишут поборники традиционной истории. Есть мнение, что она располагалась в районе современного Кабула.

Перед крепостью Нисой, пишет Плутарх, македоняне остановились в нерешительности, так как их отделяла от неё глубокая река.
Ниса – это сегодняшний Багир под Ашхабадом. Никакой реки там нет, если не считать Каракумского канала. Впрочем, в нескольких днях пути к северу лежит русло Узбоя. Сегодня это уже не река, а всего лишь система озёр, питаемых дождевыми потоками.
В Нисе растёт сладчайший виноград, и пасутся знаменитые ахалтекинцы. А высоко в горах обитают нухурцы, считающие себя потомками македонских завоевателей. В середине восьмидесятых годов прошлого столетия для них построили три посёлка в Бахарденском районе с замечательными названиями " Москва", " Победа" и " Пограничник", но они наотрез отказались спуститься вниз, на равнину. Так и живут, охраняя горные перевалы, в ожидании пришествия рогатого Искандера.

Филота, зная о заговоре против царя, медлил с доносом. Недонесение поставили ему в вину.
Думается, что все обвинения против Филоты были надуманные: Александру не терпелось расправиться со своенравными, знающими себе цену македонскими военачальниками.
Курций пишет: " Царь прочитал перехваченное письмо Пармениона к его сыну Филоте, не дававшее, впрочем, повода к серьезным подозрениям". Но читать надо было между строк, и этим чтением Александр владел в совершенстве.
Кен, женатый на сестре Филоты, обвинял его громче остальных. Кричал о предательстве и, схватив камень, собрался было раньше времени бросить в Филоту, но царь удержал его руку.
Почти все, пишет Курций Руф, предпочитали побить Филоту камнями по доброму македонскому обычаю, но…
Его пытали в угоду царю.
Филота молил: " Скажите, что вы желаете от меня услышать? Я скажу…"
Его не слышали.

Пармениона убили немедленно, пока до него не дошла весть о смерти сына.
Голову доставили Александру.
Обезглавленное тело похоронили без воинских почестей.
Таков был конец знаменитого македонского полководца.
" У него было много удач без царя, царю же без него не довелось совершить ни одного великого дела" *
*Курций Руф.

Родственники Пармениона кончили жизнь самоубийством или пустились в бега.
Пишут: " Недовольные попали в штрафные отряды. Часть из них была убита в боях, других поселили в крепости на крайнем востоке".

И перебил Александр своих военачальников подобно Иосифу Сталину...

Силой воображения*, пишет Арриан, македонцы переместили гору Кавказ в восточном направлении, к индам, и назвали Кавказом гору Парапамис.
А сделали они это для того, чтобы прославить Александра, будто бы Александр перешёл Кавказ, как Суворов Альпы.
А ещё они утверждали, что нашли пещеру, где долгие тяжкие годы** томился Прометей. Именно сюда с завидным постоянством прилетал орёл и клевал титанову печень. Сюда же пожаловал Геракл, чтобы освободить его из неволи.
*У македонцев очень сильное, воображение. Не воображение, а сплошной телекинез.
**У каждого народа есть долгие тяжкие годы. У нас, как известно, это царизм. Впрочем, сегодня это мнение неоднозначно.

Загадочная страна
" Лежит она на крайнем севере, вся завалена снегом и недоступна для других народов по причине чрезвычайных холодов. Большая часть её представляет собой безлесную равнину, покрытую деревнями".
И всё бы ничего, только вот " крыши на домах черепичные, с острыми коньками".
Расположена загадочная страна парапамисов на Кавказе, одна из вершин которого так и зовётся: Парапамис.

" Парапамисады, пишет Курций Руф, это дикое и наименее цивилизованное племя среди варваров".
Варвары, живущие под черепичной крышей? Оригинально! Но вот какие интересные агротехнические ухищрения применяют эти кудесники сада – парапамисады: " Виноградную лозу и деревья, не приспособленные к суровому климату, они на всю зиму засыпают землёй, а затем, когда земля выступит из-под тающего снега, открывают для доступа воздуха в солнца".
Я с успехом применяю этот метод для сохранения роз в открытом грунте средней полосы России.
Далее Курций Руф пишет: " Многие погибли от непривычно холодного снега, многие отморозили ноги, у большинства же людей пострадали глаза. Утомлённые воины в изнеможении опускались на снег, но морозы сковывали неподвижные тела, и они уже не могли подняться".
Зачем нужно было идти через эти суровые земли зимой, не знают даже историки, не говоря уже об Александре, верховном главнокомандующем всеми азийскими войсками.

Наконец Александр достиг Окса, и воины бросились к реке.
" Пили воду жадно и неумеренно, задыхались и умирали; число умерших намного превосходило потери Александра в любом сражении".

Вечно блуждающий Окс
А знаете ли вы, что в амударьинской воде содержится в три раза больше ила, чем в водах Нила, и этот ил плодороднее нильского?
Не будем забывать, что вся Каракумская пустыня - результат деятельности Амударьи.

В последние годы царь пристрастился к вину.
Беда только в том, что потомок Геракла, пить, как Геракл, не умел. Впрочем, и Геракла успешным пропойцей не назовёшь. Слабаки, да и только.

Где-то здесь затерялся в горах городок, населённый Бранхидами. Когда-то они сотрудничали с персидским царём Ксерксом и были изгнаны из Милета. Они ещё не забыли греческих обычаев, но говорили уже на двух языках, постепенно отвыкая от родного.
Александра встретили с радостью и с воодушевлением сдались на милость победителю. Царь призвал служивших у него жителей Милета и поручил им решить судьбу бывших земляков. Милетцы питали ненависть к Бранхидам, тем не менее, их мнения разделились. Тогда Александр самочинно решил участь изгнанников: по его сигналу македонцы ворвались в город и перебили всех жителей. А чтобы от города не осталось и следа, стены его разрушали до основания и не только вырубили, но даже выкорчевали деревья в священных рощах и лесах.
Нынешние комментаторы пишут: " Александр, не имевший на то юридических прав, никогда не судил греков. Сведения о кровавой расправе над Бранхидами преувеличены". Забывают комментаторы, что у него вообще не было юридического права врываться в Азию и чинить беззакония – ООН в то время ещё не существовала. Впрочем, поклонникам Александра плевать на ООН: они сами такие же.
Весь цинизм действий Александра становится очевидным, если вспомнить, что македонские войска входили в состав армии Ксеркса в том самом походе в Элладу.

Казнь по-царски
Наконец, он нагнал Бесса. Передал его родственникам Дария, и те, нашинковав предателя, из пращей разметали кровавые куски во все стороны.
Плутарх, правда, уверяет, что казнь была не столь жестокой: привязали, дескать, к соснам и разорвали надвое – цивилизованный способ, сродни электрическому стулу.

Восхищение
Плутарх пишет: " Страдая поносом (!), он перешёл реку Орексарт (Сырдарья), которую принял за Танаис (Дон), и обратил скифов в бегство".
Так вот: то ли на Дону, то ли на Сырдарье, а, может быть на Иртыше или Енисее, он обратил скифов в бегство, долго гнался за ними, но не догнал.
Там же, свидетельствуют очевидцы, к нему явилась какая-то иртышская амазонка. Другие очевидцы утверждают, что это выдумка, а самый главный очевидец, Александр, в письме, направленном то ли с Дона, то ли Сырдарьи, то ли Енисея, пишет, что царь скифов (тот, видимо, которого он не догнал) дал ему в жёны свою дочь, а об амазонке даже не упоминает. И достойнейший сказитель древности подводит итог, в котором сквозит вся европейская мудрость: " как бы мы не относились к этому рассказу - как правдивому или как вымышленному, - наше восхищение Александром не становится от этого ни меньшим, ни большим".

Задержка
Юстин пишет, что свидание Александра с царицей амазонок - факт несомненный. По этому случаю войску был дан отдых на тринадцать дней, в течение которых царь и царица исправно занимались любовью, и главная амазонка античного мира отправилась восвояси не иначе, как убедившись, что изрядно забеременела.

Курций Руф, в свою очередь, пишет об амазонках так, словно видел их собственными глазами: левая половина груди у них обнажена; все остальное тело закрыто, подол одежды завязан узлом; правую грудь они выжигают, чтобы было удобнее натягивать лук и бросать копьё*.
Амазонки, утверждает он, живут по соседству с Гирканией, на берегу Каспийского моря, где и состоялось свидание. Царицу звали Талестрис. На любовь он отвёл ей 13 дней. Затем она отправилась в своё царство, а Александр — в Парфию.
*Непонятно, почему современные лучницы и копьеметательницы не выжигают груди – ведь это так удобно. А то болтаются под мышкой, замахнуться не дадут.

Греки – великие фантазёры. Превращать окружающий мир в виртуальную реальность они научились задолго до Microsort’а.

Басмачами оказались местные царьки. Три года продолжались в Средней Азии партизанские баталии. Александр терпел поражение за поражением, но под страхом смерти запретил кому-либо об этом рассказывать.

Осадил Кирополь. город, основанный Киром. Или Кировым. Последнее - правдоподобнее: в тамошних местах было много населённых пунктов, носящих это славное имя.
Всех мужчин перебили, женщин, детей и прочую утварь забрали солдаты.
" Взять город, разграбить и уничтожить" - наиболее часто отдаваемый приказ Александра.

Не миротворец, но мародёр.

Самые верные слова об Александре сказал Николай Гоголь. А самое забавное заключается в том, что он вложил эти слова в уста Городничего – см. эпиграф.

Танаис древние отождествляли с Доном и считали естественной границей Европы и Азии. Поход Александра перевернул географию с ног на голову.
Поборники традиционной истории пишут: " В изложении Курция нет чёткого разделения между Танаисом-Доном и Танаисом-Яксартом".
Позвольте, а что тогда есть в изложении античных авторов?

Основанный на Сырдарье город назван был Александрией-на-Дону.

Не удивлюсь, если узнаю, что Амударья и Сырдарья – это реки, названные в честь Дария.
Об этом, однако, не пишут ни Птолемей, сын Лага, ни Аристобул, сын Аристобула, сам Аристобул, мать его за ногу.

Поход на север, в Согдиану, не принёс заметных результатов, если не считать таковыми сожжённые города и неисчислимые жертвы среди мирного населения.

Пишут: мировоззрение Александра сформировали Лисимах, Леонид и " Гомер в шкатулке". И что-то ещё про Аристотеля. Но это, конечно же, враки.
Александра вылепил Филипп: он дал ему власть, Пармениона и цель, которая оправдывает средства. Этого оказалось достаточно.
Такие слова (примерно) сказал ему Клит во время одной из попоек…
Клит, прозванный Чёрным*, был родным братом любимой няни Александра Ланики. Он спас жизнь Александра Македонского во время знаменитой битвы при Гранике.
*Как Саша Гликберг, не имевший, впрочем, никакого отношения к Ланике.

Что у греков застолье, то у македонцев – пиры. Они устраивались по всякому поводу и без повода, но особенно пышные - во время свадеб и похорон – чем не повод, чтобы напиться? Пиры нередко превращались в тризну по погибшим во время попоек друзьям. Так было и на этот раз…
Македонская знать предпочитала неразбавленное вино. Это только греки пили вино, разбавленное водой, - скупердяи! И чёрный Клит, выпив лишнее, сказал лишнее…
И пал, поражённый сариссой.
Его убил царь. Он и сам не понял, что произошло, а когда понял, бросился на землю и закричал окружающим: " Братцы, нет мне прощения! Зарубите, ради Амона! Смерти предайте! " (Шолохов-историограф).
Каллисфен вернул его к жизни, не дав ему засохнуть.
Чтобы царь не терзался убийством, друзья уверили его, что Клит убит законно, и даже вознамерились запретить похороны, но царь велел предать тело земле.

Мы во всех своих бедах виним собственное пьянство. Древние греки поступали мудрее: у них во всём был виноват Дионис. Его для того и придумали – чтоб отвечал.

Великодержавный шовинист Каллисфен был очень убедителен. Он говорил, что Александр и его дела зависят от него, Каллисфена. Македонец будет сопричастен богам, но не по лживым россказням его мамаши, а по книгам, которые он, Каллисфен*, подарит миру.
И злопамятный Александр запомнил его слова.
*Каким историографом был Каллисфен – Геродот позавидует! Говорят, что труды Геродота нашли после взятия Константинополя. Лучше б не брали.

Примерно в это же время юноша из знатного рода по имени Гермолай поразил стрелой вепря, предназначенного царю. Александр велел его выпороть.
Гермолай, затаив обиду, – Боже, сколько злобы генерировал Александр! - собрал юнцов (таких сегодня зовут скинхедами) и организовал заговор. Но кто-то из них сболтнул лишнее, и Александру тут же донесли.
Царь был вне себя, но не настолько, чтобы это заметили окружающие.
Призванный к ответу Гермолай был смел и красноречив. Он вспомнил всё: и нечестивую казнь Филоты, и совсем уже беззастенчивое уничтожение Пармениона, и убийство Клита, совершённое в пьяном угаре. Присутствующие слушали внимательно, а потом побили камнями и Гермолая, и всех, кто был с ним заодно.
Каллисфена притянули к заговору и в оковах потащили за собой в Индийский поход. Семь месяцев мучился племянник Аристотеля, а потом Александр велел его убить – в назидание грекам.
И новый историограф записал, что Калисфен скончался " от ожирения и вшей".

Когда Александр сидел в Мараканде (этот населённый пункт отождествляют с Самаркандом, по созвучию, наверное), к нему постоянно бегали скифы. " Мы – европейские", - говорили они, чтобы он не путал их с азиатами и назойливо что-нибудь предлагали – то скифскую царевну, то залётную амазонку, то мальчонку с томными глазами. А ведь Европа – не близкий свет, не набегаешься.
А тут ещё местный царёк Фарасман-хорасмиец пристал с ножом к горлу, предлагая ударить по соседям своим, колхам, жившим в районе сегодняшнего Сочи, и другим племенам, обитавшим возле нынешнего Новороссийска.
Александр, сидя в Мараканде, от скифских невест отказался, а Фарасмана поблагодарил. Мысли мои, сказал он, заняты теперь Индией, так что приходи попозже, лет через пять или шесть, сейчас - недосуг.
А вот от дочери другого местного царька Оксиарта не отказался - женился. Звали её Роксана, а, может быть, Роксалана – если возле Новороссийска. Эвксинская красавица Роксалана – звучит?
Утверждают, что после жены Дария не было женщины красивее её. Александр увидел Роксану и полюбил, да так, как никогда и никого, даже мальчиков, не любил.

" В представлении древних горный хребет Гиндукуш был продолжением Кавказского хребта", - пишут современные историки. Дескать, у них любая гора – Кавказ.
" Кавказ подо мною", - писал Пушкин, покорив один из хребтов Гиндукуша.
Многие географические ляпы они объясняют " пренебрежением к географии". К сожалению, нынешние исследователи столь же невежественны, как и античные.
" Во время походов Александра, пишут комментаторы Курция Руфа, город Маргиана размещался на месте древнего Мерва. Мерв находится на левом берегу Амударьи".
От Амударьи до Мерва - сотни километров. По этой логике Париж тоже лежит на левом берегу этой реки, а Пекин – на правом. Между тем, Мерв расположен на берегах собственной реки и называется она Мургаб.
А вот ещё шедевр: " Ox, пишут они, это - современная река Теджен, приток Амударьи". Река Теджен никуда и никогда не впадала и так же, как Мургаб, теряется в песках пустыни Кара-Кум. Об этой участи большинства азиатских рек хорошо написано у Арриана.

Но не всё так просто, как кажется. Необходимо помнить, что две с лишним тысячи лет назад мир был иным. Во времена Александра Македонского, считал Лев Гумилёв, воды Амударьи через Узбой протекали в Каспийское море.
Об этом писал сподвижник Александра Аристобул.
Страбон пишет об Амударье, как о большой судоходной реке, по которой индийские товары возят в Гирканское море.
Даже Пётр Первый не знал, куда впадает Амударья. Ответ на этот незамысловатый вопрос искала экспедиция Бековича. Выводы Бековича нашли отражение на русской и французской картах. В 1723 году, впервые в истории западноевропейской науки, Амударья была исключена из числа рек, впадающих в Каспийское море.

Плутарх уверяет нас, что брак с Роксаной сблизил Александра с варварами*.
Незаконному сыну Александра, рождённому Барсиной незадолго до брака царя с Роксаной, было дано гордое имя Геракл.
* Ни о чём так не мечтают европейцы, как сблизиться с варварами. Близость с теми местами, где Александр сблизился с Роксаной, сегодня достигла апогея.

Он отобрал тридцать тысяч мальчиков (некоторые писатели уверяют: сорок тысяч и все братья) и поручил наставникам выучить их греческим обычаям, т.е. содомии и македонскому обращению с оружием.

Перед набегом в Индию Александр произнёс речь, написанную спичрайтером Аррианом: " Что совершили бы мы великого и прекрасного, если бы сиднем сидели в Македонии и отгоняли соседей как назойливых мух? " Действительно!
И, угрожая, пообещал показать " Гирканское море, сливающееся с Индийским". Воистину страшное зрелище – врагу не пожелаю…
Солдаты взревели: " Ура! " и стали кричать, как всегда кричит ликующая толпа; многие, говорят, плакали.

" Границами индийской страны на востоке является Великое море", вторит Александру Филипповичу Арриан. Непонятно, правда, где живут те самые китайцы, которые подарили Александру меч.

Увидев Инд, он решил, что нашёл истоки Нила.

Индия* – страна чудес – встретила их безрадостно. Доставляли беспокойство многочисленные ядовитые змеи: они были везде. И скорпионы, которых тоже очень боялись.
Силы воинов иссякли, когда начались тропические дожди. Могущественная македонская армия превратилась в мокрую и грязную толпу.
До конца ойкумены оставалась целая жизнь.
*Река Инд сегодня протекает преимущественно по территории Пакистана, так что Александр, можно сказать, никогда и не был в Индии.

Букефал сдох от старости тридцати лет от роду, или сорока, а, может быть, пятидесяти - трудно сказать. В память о коне он основал город и назвал его Букефалия. Когда умерла собака царя македонского, он основал ещё один город, теперь уже в память о псине.

В Индии, оказывается, во время тропических дождей, сгорели все документы, относящиеся к походу Александра. И кто бы сомневался.

Курций Руф пишет: " Страна эта богата льном, из которого сделана одежда большинства индов*. На тонком древесном лыке можно писать, как на бумаге (!)".
Комментаторы пишут: " В северной Индии писали на бересте".
Это те самые берестяные грамоты, которые мы до сих пор находим в Великом Новгороде.
*" Одежду индийцы, носят льняную", и, как сообщает Неарх, " этот лён снимают с деревьев".

Признание Курция Руфа: " Я пишу больше того, во что верю, но не могу утверждать того, в чем сомневаюсь".

Воины отказались идти дальше*. Александр в отчаянии рвал на жопе волосы и, спрятавшись в палатке, рыдал как баба или как малое дитя.
А рядом с палаткой стояли и выли, размазывая сопли по лицу, верные воины. Им было жаль царя, очень жаль, но идти дальше они отказались.
И Александр смирился.
*" Нет, они не отказывались от службы, вот только не могли её больше нести" - дословное утверждение Курция Руфа.

Диодор пишет: тысячу кораблей реквизировали македонцы у индийцев. Арриан: две тысячи! Кто больше? Плутарх, ваша ставка?!
Куда Петру Первому до Александра Великого! Эх, Воронеж!..

Он медленно плыл по реке и " покорял всё вокруг" (Плутарх).
Странно, но он почему-то не стремился стать раджей.

Пишут: " Правителем Нижнего Инда был назначен Пифон". Змей, конечно, но не дракон. И то ладно.

В Таксилах он увидел голых индийских мудрецов. Один из них, нагой старец Дандамид, произнёс одну, но сакраментальную фразу: " Чего ради ты явился сюда, проделав такой огромный путь? "
Умным человеком был Дандамид, очень умным, не в пример некоторым…
Беда заключалась в том, что эти мудрецы призывали к восстанию. Многие из них, пишет Плутарх, по приказу Александра были повешены.

Бесплодные пески Гедрозии.
Редко какое войско пересекало эту пустыню.
" У Семирамиды выжило 20 воинов, у Кира, сына Камбиза, и того меньше – семь", - поведали местные жители.
Эти рассказы внушили Александру желание посостязаться с Семирамидой и Киром.
Два месяца мыкались они по пустыне.
Кое-кто, конечно, уцелел, но большинство погибло - утонуло в песках, точно в море. А те, которые выжили, умерли от того, что, выйдя из пустыни, пили воду без меры.

Александр превратит в ад обратный путь своих военных. Обиды он не прощал.

" В Гедрозии, рассказывает Аристобул, растёт много деревьев, дающих мирру. Финикийцы, сопровождавшие войско торговли ради, собирали смолу и взваливали тяжёлый груз на ослов и мулов. Много было в этой пустыне благовонного нарда; его тоже собирали финикийцы. Сладостный запах стоял над пустыней".
Финикийцы, надо полагать, выжили все.

Потеряв большую часть своего войска, Александр вернулся в Вавилон.
Он всё больше становился персом, по существу, в нём не осталось ничего македонского. И даже способ, каким его подсаживали на коня, был заимствован у персов.
" У него не было детей от Роксаны, и Александр, как персидский царь, считал себя вправе иметь несколько жён. Он выбрал дочь Оха и старшую дочь Дария*".
" Если б я был паша…" До трёх увеличилось число царских жён. Не гарем, конечно, но всё-таки…
И толпы мальчиков…
*Статира, дочь Дария, и Сирита, дочь Артаксеркса-Оха. У персов тоже был свой Долгорукий, и звали его Артаксеркс. А Дария именовали Ублюдком (Nothus).

Когда Александр прибыл в Персагаду, его встретил сатрап этой области богатый перс Орсин, воздавший почести всем сопровождавшим царя друзьям, кроме Бахоя, " который своей развратностью крепко привязал к себе Александра".
Александр приказал вскрыть гробницу Кира, уверенный в том, что она набита золотом и серебром, - такая ходила среди персов молва. Кир, однако, был погребён как простолюдин.
Три тысячи талантов когда-то лежало рядом с покойником, утверждал Бахой. И божился: " Сам слышал от Дария, бля буду! " Александр поверил ему, и прежде, чем Орсин почуял неладное, сатрапа взяли в оковы. " И евнух убил его собственной рукой", пишет Курций Руф латинскими виршами.
*Плутарх называет его Поламах.

И начал царь чистку сатрапов. Других способов кооптации у него не было.

Таланты и наёмники
А Гарпал опять сбежал, прихватив 6000 наёмников и 5000 талантов. Или наоборот: 5000 наёмников и 6000 талантов – источники путаются.

Тридцать тысяч персидских мальчиков (или сорок тысяч?) выросли в замечательных воинов*, и Александр решил, что пришло время для создания армии, независимой от Македонии. Десять тысяч ветеранов с почестями были отправлены домой.
Фриц Шахермайр пишет: " Они хотели вернуться домой, но возвращение должно было быть триумфальным, и вести их должен был царь-победитель. Оказалось, однако, что Александру эта идея чужда, он и не помышлял о возвращении на родину", в опостылевшую Европу.
Ещё десять тысяч по его приказу женились на персиянках. Сочетались они на персидский манер и под восточную музыку.
Даже охрану басилевс назначил из персов.
*Царь называл их эпигонами.

Конюх
Фриц Шахермайр написал: " Знаменитая свадьба в Сузах напоминает действия хозяина конного завода*".
* Большинство молодожёнов рассталось со своими половинками, едва только конюх отдал концы. Так что Стенька Разин не был первопроходцем.

Певкест, единственный из македонцев, надел мидийскую одежду, выучил местный язык и переродился на персидский лад. Македонцы возмущались, а персы радовались: всегда весело, когда твои обычаи копирует иностранец.

А Газу и Тир заселили семитами. Оказалось, " что семиты гораздо охотнее идут навстречу созданию всемирной империи, чем все остальные народы вместе взятые" (Шахермайр).

Умер Гефестион. Пишут: от неумеренного пьянства…
Александр упал на труп друга и пролежал на нём, рыдая, большую часть дня, ни за что не желая оторваться от умершего. Друзья увели его силой
В течение трёх последующих дней он ничего не ел и не пил, а только лежал и рыдал или скорбно молчал.
Потом велел приготовить костёр стоимостью 10 000 талантов, и приказал облечься в траур варварской, но такой близкой ему теперь земле.
Несчастного врача распяли, храм Асклепия разрушили. У коней и мулов остригли гривы, с крепостных стен сбили зубцы*.
" Утешением от скорби, - пишет Плутарх, - для Александра была война, которую он превратил в охоту на людей. Покорив косеев, он перебил всех способных носить оружие. Это называли заупокойной жертвой в честь Гефестиона".
*До этого даже наше Политбюро не додумалось. А ведь был повод.

Можно ли, спросил он Амона, приносить Гефестиону жертвы как богу? И Амон грубо ответил: " Нэт".

" Более чем всеми другими мастерами, Александр дорожил Стасикратом, замыслы которого отличались великолепием, дерзостью, блеском и новизной. Незадолго до того Стасикрат обратился к царю и сказал, что Афону скорее, чем какой-либо иной горе, можно придать вид человеческой фигуры и что по повелению Александра, он готов превратить Афон в самую величественную статую царя".
Монахи афонских монастырей и сегодня рассказывают эту историю шёпотом, с ужасом округляя свои прекрасные православные очи.

Однажды, когда Александр плавал на триере среди озёр и болот, сильный ветер сорвал с него шапку с диадемой, и она, улетев, застряла в камышах. Какой-то моряк поплыл за ней и, чтобы не замочить, надел на голову. Александр подарил ему талант за усердие и велел отрубить голову со словами " нельзя оставлять на свете голову, на котором была царская диадема".
Аристобул опровергает сие сообщение: да, моряка высекли, это так, но не убили, и этим моряком был Селевк, будущий диадох*, один из тех, кто членил единую и неделимую - наподобие советских диадохов, объявивших себя демократами.
*Помните: пока не сдохли диадохи?..

" Пожалуй, ему лучше было уйти во всём блеске славы, пишет Арриан, не дожив до какого-нибудь несчастья, свойственного обычным людям".
Так оно и случилось.
" Наступил июнь, знойным стал ветер пустыни, и царь заболел тяжёлой формой малярии (malaria tropica)".

Некоторые утве

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Позиционирование | Я дам две техники. .
Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.041 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал