Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Таможенный союз: за и против






На саммите межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества, состоявшемся в Минске, было решено, что 1 января официально родится Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана. В чем суть такого союза? Очень упрощенно - в отсутствии таможенных барьеров внутри стран-членов союза и одинаковый «таможенный подход» к любому внешнему товару, откуда бы и в какую бы страну союза он ни ввозился и где бы он ни пересек общую границу.

Затем интенсивно строится единое транспортное, энергетическое, информационное пространство, ускоряется интеграция, появляется полноценный общий рынок, национальные экономики объединяются в единый комплекс. Страны согласовывают цели социально-экономического развития, вырабатывают согласованную структурную, инновационную, внешнеэкономическую и социальную политику. Короче говоря, совсем как в Европе.

Аналитики и ученые, сторонники таможенного единения, активно рисуют благостную картину: к 2015-му, то есть всего за пять лет, суммарный интеграционный эффект составит около 400 миллиардов долларов. Россия получит от этого дополнительно прирост ВВП, равный почти 17 процентам его нынешнего объема, у Беларуси это показатель будет больше 16 процентов, а у Казахстана – почти пятнадцать. Заживем – хоть не помирай! И путь к этому, если верить властям, теперь проложен прямой и понятный.

По нему мы пойдем с первого января в полном соответствии с планом действий в рамках Евразийского экономического сообщества. ЕврАзЭС - международная экономическая организация, наделенная функциями по формированию общих внешних таможенных границ и выработке единой внешнеэкономической политики, тарифов, цен и других составляющих функционирования общего рынка входящих в нее государств: России, Беларуси, Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана. Три последние, по ряду обстоятельств, войдут в общую «зону» значительно позже.

Академик Сергей Глазьев, ответственный секретарь Комиссии Таможенного союза, уверяет: «Времени осталось мало, но Таможенный союз, без сомнения, состоится в запланированные сроки. Все будет нормально».

Работа, по его словам, сейчас буквально кипит.

Итак, что мы будем иметь в ближайшее время? С 1 января 2010-го - Единый таможенный тариф для трех стран, а с 1 июля следующего года - единый Таможенный кодекс с. С середины следующего года таможенный контроль товаров будет полностью перенесен на внешнюю границу Республики Беларусь, годом позже – на внешнюю границу Республики Казахстан. Контур замкнется, планы громадные, скорости захватывающие - ЕС такие и не снились. Начальник аналитического управления Федеральной таможенной службы России Владимир Ивин напоминает, что первые «примерки» к созданию полноценного ТС европейцы вообще сделали больше сорока лет назад, то есть четыре десятилетия все взвешивали, анализировали, проверяли, прежде чем решили: союзу - быть!

Нам на «примерки» и принятие решения хватило пятнадцати лет. В Европе само создание единого пространства с внешними таможенными границами заняло более 20 лет. «Строить свой союз двадцать лет мы не собираемся, - заявил Владимир Ивин, - мы не хотим тратить времени, все пройдет быстро». Может, из чиновных кабинетов оно и виднее, но вот бизнес пока подобная гонка смущает. Смущают его, например, слишком быстрые темпы, с которыми ведется подготовка основополагающих документов.

Сергей Катырин, вице-президент Торгово-промышленной палаты РФ, от имени делового сообщества заметил: бизнес волнует качество самого Таможенного кодекса Таможенного союза. Ему скоро начинать работать, а замечаний к документу высказано огромное количество. Другие немаловажные вопросы – это возможные изменения торговых режимов с третьими странами и предстоящие перемены в таможенном оформлении и контроле, а также весьма вероятная конкурентная схватка компаний трех стран-участниц Таможенного союза, производящих аналогичные товары. С. Катырин полагает, что многое все же можно решить даже на ходу, если дать возможность бизнесу вести диалог с органами Таможенного союза. Но возможность такая пока не появилась, а времени остается все меньше.

Вот вопрос вопросов: как будут зачисляться и распределяться таможенные платежи и разнообразные сборы? Как справедливо доходом поделиться, чтобы не получилось, как по Крылову: одному - вершки, другому - корешки? По словам Сергея Глазьева, «распределение доходов членов Таможенного союза от импорта будет осуществляться по макроэкономическим критериям. Сейчас обсуждается, какие это будут макроэкономические критерии - ВВП, объем товарооборота, экспорта и импорта?».

Практика показывает: пока совместные доходы в будущем, то теоретически распределяются они легко. Практика же раздела «живого», конкретного дохода – материя деликатная, чреватая конфликтами…

Что же касается экспортных пошлин, планируется, что они будут напрямую зачисляться в бюджет. У Беларуси и Казахстана вывозных пошлин практически нет, а вот в России ими облагается более 300 товарных позиций. Но кто должен эти пошлины взять, в каком порядке, по каким ставкам? И как уберечься от такой ситуации: скажем, казахстанский предприниматель в рамках единой таможенной территории, то есть без пошлин, покупает, завозит к себе в страну и даже перепродает партнеру партию сибирского леса, который, в конце концов, он выгодно «загоняет» в Китай - потому что у Казахстана, в отличие от России, нет пошлин на вывоз кругляка?

У Сергея Глазьева есть ответ: «Несмотря на перенос таможенного контроля на внешние границы Таможенного союза, проблемы с незаконным реэкспортом товаров не возникнут. Будут действовать четкие правила определения страны происхождения товаров. Необходимо создать информационную систему доступа к первичным документам таможенного оформления всех трех стран, позволяющую определить, есть ли реэкспорт. Таким образом, например, лес, и другие товары, которые нельзя экспортировать из России без вывозной пошлины, не должны стать предметом спекуляций».

Не должны, но – могут. Когда-то в светлом будущем предлагаемая система, допускаю, станет эффективной. А вот в ближайшие годы вероятна ситуация похуже, чем с возвратом НДС, учитывая возрастающие масштабы, рост документооборота, обязательное усложнение контроля за теми же фирмами-однодневками, ловкость рук и изощренность ума многих «передовиков» бизнеса. Да и единый тариф Таможенного союза на импорт чреват в будущем неприятностями. Возьмем те же автомобили. Как оценивают нечиновные граждане России усилия власти навязать им с помощью заградительных таможенных пошлин вместо нормальных автомобилей дорогущие ВАЗовские конструкторы «сделай сам» - пояснять не надо, известно. Так вот, ввозные пошлины предлагается у всех выровнять по российскому уровню. Несложно предсказать реакцию белорусов и казахов, у которых пошлины на ввоз легковушек, по сравнению с нашими, пока просто детские. Единственное утешение для наших будущих коллег по Таможенному союзу: «Жигули» мы будем поставлять им без пошлин. Кроме автомобильной проблемы, есть и другие подобные и весьма неприятные «загогулины», как образно когда-то высказался великий знаток русского языка Борис Ельцин, и их надо будет как-то решать. Именно – как-то…

Ах, да, вот еще «мелкая» проблема. Как утверждает сотрудник Центра сравнительных исследований трансформационных процессов Института экономики РАН Елена Кузьмина, сегодня нет детального анализа влияния Таможенного союза на экономику России. Не знаю, как в случае с остальными партнерами – там с этим тоже вряд ли лучше. А как согласованно и одновременно – в соответствии с планом - страны нашего тройственного союза смогут вступить во Всемирную торговую организацию, учитывая, что Россия на 90 процентов согласовала с ВТО условия вступления, Казахстан – на 60 с лишним, а Беларусь - на 50 процентов?

В нашем Отечестве, после распада СССР, многочисленные программы разрабатывались обычно достаточно быстро. Но столь же быстро они и проваливались – частично или чаще полностью, деньги уходили в песок, сроки корректировались. Не зря наши предки острили насчет того, что спешка нужна только при ловле блох.

В серьезном деле важны рассудительность и здоровый скепсис. Почему европейцы так долго запрягали? Да потому, что хотели ехать быстро и без проблем.

Таможенный союз, единый рынок – идея хорошая, но зачем планировать заведомо преждевременные роды и последующее искусственное вскармливание? Множество вопросов будет решаться, и этого никто не скрывает, уже после создания Таможенного союза. Вообще, складывается очень сложная и громоздкая система управления в рамках союза. Да, скорее всего, раньше или позже, что-то у нас получится. Но пока достаточно уверенно можно прогнозировать длительную неразбериху, переносы сроков, уточнение правил и так далее. Будут еще и нарушения, а у преступных группировок появится больше возможностей сплетаться в коррупционных объятиях с чиновниками, партнеры будут ссориться на предмет того, кто у кого больше денег забрал, кто больше льгот имеет, кто выиграл, а кто проиграл, «законодательные дыры» станут затыкать на ходу, что называется, рукавом… Но уже – в Таможенном союзе.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал