Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Контрольные задания. Прочитайте предложения и выполните задания.
Прочитайте предложения и выполните задания. А. (1)...(2) И всё же человек оставался диким, пока не изобрёл письмо. (3) Но и после этого он всё время придумывал для языка что-нибудь новое: он без устали искал пути к тому, чтобы его собратья как можно лучше и правильнее его понимали. (4) Люди создали надёжное орудие – язык – и с его помощью развили науку и технику, а потом заставили науку и машины улучшать это орудие. (5) Первая серьёзная помощь от механических приспособлений пришла к языку, когда изобрели книгопечатание. (6)... 1. Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте? 1) Люди стали людьми, когда они придумали слово, чтобы общаться друг с другом. 2) Язык возник в глубокой древности. 3) Животные, как и люди, тоже имеют свой язык. 4) Первые люди на земле не умели разговаривать. 2. Какое из приведённых ниже предложений должно быть шестым (6) в тексте? 1) Гуттенберг стал отливать в металле каждую букву по отдельности. 2) Это случилось около 1450 года, когда немец Иоганн Гуттенберг изобрёл наборные литеры. 3) Сразу же при помощи своего изобретения Гуттенберг стал печатать книгу о языке. 4) Прошло немного времени, и в обращении появились самые разные печатные книги. 3. Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста? 1) человек оставался (предложение 2); 2) люди создали (предложение 4); 3) люди заставили улучшать (предложение 4); 4) изобрели (предложение 5). 4. Укажите, в каком значении употреблено слово дикий в предложении 2. 1) находящийся в первобытном состоянии; 2) неприрученный; 3) грубый, необузданный; 4) чуждающийся людей, застенчивый. 5. Определите стиль текста: Сейчас этот налог берется со всех граждан, покупающих любой товар и услугу – от автомобиля до стрижки в парикмахерской. Эта накрутка уже забита в цену, и мы её не замечаем. А между тем переплачиваем за покупки, как подсчитали экономисты, в общей сложности до 60 миллиардов рублей в год. 1) разговорно-обиходный; 2) научный; 3) художественный; 4) публицистический; 5) официально-деловой. 6. Определите вид и средства связи предложений в тексте: Пушкина мне удалось видеть всего еще один раз – за несколько дней до его смерти, на утреннем концерте в зале Энгельгардт. Он стоял у двери, опираясь на косяк, и, скрестив руки на широкой груди, с недовольным видом посматривал кругом. Помню его смуглое небольшое лицо, его африканские губы, оскал белых крупных зубов, висячие бакенбарды, темные желчные глаза под высоким лбом почти без бровей... 1) параллельная; местоимения, союзы, лексический повтор; 2) цепная; одинаковый порядок слов; 3) цепная и параллельная; местоимения, одинаковый порядок; 4) цепная; местоимения 5) параллельная; одинаковый порядок слов 7. Определите тип речи текста из задания 6: 1) повествование; 2) рассуждение; 3) описание; 4) повествование с элементами описания; 5) рассуждение с элементами повествования. Б. (1)... (2) Если бы не это ограничительное правило, наука потонула бы в море суеверий, неминуемо погрязла бы в бесчисленном количестве шатких предположений. (3) Разумеется, это очень скучная должность – отрицать всё необычное, и зато в результате такого отбора яснее выступает не мнимое, а настоящее чудо. (4)... ставший сейчас широко известным «парадокс близнецов». (5) Из теории относительности следует вывод, что если один из близнецов отправится путешествовать на корабле, движущемся со скоростью, сравнимой со скоростью света, то вернувшись, он окажется моложе своего брата, не совершавшего путешествия. (6) И это удивительное утверждение доказано не только теоретически, но и экспериментально. 1. Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте? 1) Наука устанавливает границы возможного. 2) Наука основывается на доказанных утверждениях. 3) Наука не только устанавливает границы возможного, но и безжалостно отделяет догадки от доказанных утверждений. 4) Гипотезы и догадки всегда могут стать доказанными утверждениями. 2. Какое из приведённых ниже слов должно быть на месте пропуска в четвертом (4) предложении? 1) Кстати; 2) Видимо; 3) Например; 4) Между тем. 3. Какие слова являются грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста? 1) наука потонула бы (предложение 2); 2) должность (предложение 3); 3) он окажется (предложение 5); 4) утверждение доказано (предложение 6). 4. Укажите значение слова суеверие в предложении 2. 1) вера в приметы; 2) вера во что-нибудь сверхъестественное; 3) догадки; 4) сказки. 5. Определите стиль текста: Перевод дословный – это перевод иноязычного текста на другой язык путем механической подстановки на место слов языка-источника их эквивалентов в языке, на который делается перевод, при сохранении иноязычной конструкции. 1) художественный; 2) научный; 3) разговорно-обиходный; 4) официально-деловой; 5) публицистический. 6. Определите вид и средства связи предложений в тексте: Гости наполняли залу, где совершалось пиршество. Она распадалась на три придела, подобно базилике. Их разделяли колонны из алгуминного дерева с бронзовыми капителями, с изваянными украшениями. 1) параллельная связь; союзы; 2) цепная связь; местоимения; 3) параллельная связь; синтаксический параллелизм; 4) цепная связь; синонимические замены; 5) цепная связь; лексические повторы. 7. Определите тип речи текста из задания 6: 1) повествование4 2) описание; 3) рассуждение; 4) рассуждение с элементами описания; 5) описание с элементами повествовании. В. (1)...(2) Поэтому в старославянском и русском языках много слов с общими корнями, много слов похожих, но различающихся некоторыми фонетическими и морфологическими особенностями. (3) Буква е в начале слова – одна из таких особенностей, по которой мы узнаём заимствования из старославянского языка, – исконно русские слова того же корня начинались с о (сравните: единица, един – один). (4) 3нать это надо затем, например, чтобы вдруг открыть для себя внутреннюю форму какого-то непонятного современному человеку слова, т. е. увидеть, к какой «семье» это слово принадлежит, каков его исторический корень. (5) И тогда, встретив у Пушкина слово елень, вы и без словаря поймёте, что речь идёт об олене, и по-новому прозвучит для вас и родовое прозвище предков героя неоконченной поэмы Пушкина «Езерский» (ср.: езеро – озеро), и фамилия знаменитого поэта – Есенин (ср.: есень – осень). (6)... умение видеть связи между словами, общее и различное в них, ощущать их возраст – это и есть чувство языка, то языковое чутьё, которое необходимо каждому, кто хочет по-настоящему знать родной язык и уметь владеть им. 1. Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте? 1) Русский язык является древнейшим языком на планете. 2) Все славянские языки восходят к одной общей основе – праславянскому, общеславянскому языку. 3) Все религиозные книги на Руси писались на старославянском языке. 4) В русском языке есть много слов, заимствованных из старославянского. 2. Какое слово пропущено в шестом (6) предложении? 3. Какое слово или сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения? 1) много (предложение 2); 2) это надо (предложение 4); 3) каков корень (предложение 4); 4) кто хочет знать (предложение 6). 4. В каком значении используется слово форма в предложении 4? 1) способ существования содержания; 2) внешнее очертание; 3) совокупность приёмов и изобразительных средств; 4) установленный образец чего-нибудь. 5. Определите стиль текста: В конце ноября Дума приняла поправки к лесному законодательству, разрешающие переводить лесные земли в " нелесные" и позволяющие вести на них строительство. Люди, понимающие, что стоит за этой поправкой к закону, решительно воспротивились. 1) научный; 2) официально-деловой; 3) художественный; 4) публицистический; 5) разговорный. 6. Определите вид и средства связи предложений в тексте: Мою собаку, английского сеттера Ирэн, хорошо знали многие старые охотники. На выставках собак она неизменно получала почетные награды, а на полевых испытаниях – главном экзамене для охотничьих собак – вышла на первое место. За красоту и полевую работу ей прис уждено высшее для собак звание чемпиона. 1) цепная связь; местоимения; 2) параллельная связь; синтаксический параллелизм; 3) параллельная связь; лексический повтор; 4) цепная связь; синтаксический параллелизм; 5) цепная связь; союзы. 7. Определите тип речи фрагмента текста из задания 6: 1) повествование; 2) рассуждение; 3) описание; 4) рассуждение с элементами описания; 5) повествование с элементами рассуждения.
|