Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Контрольные задания. Прочитайте предложения и выполните задания.






Прочитайте предложения и выполните задания.

А. (1)...(2) И всё же человек оставался диким, пока не изобрёл пись­мо. (3) Но и после этого он всё время придумывал для языка что-нибудь новое: он без устали искал пути к тому, чтобы его собратья как можно лучше и правильнее его понимали. (4) Люди создали на­дёжное орудие – язык – и с его помощью развили науку и технику, а потом заставили науку и машины улучшать это орудие. (5) Первая серьёзная помощь от механических приспособлений пришла к язы­ку, когда изобрели книгопечатание. (6)...

1. Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?

1) Люди стали людьми, когда они придумали слово, чтобы общаться друг с другом.

2) Язык возник в глубокой древности.

3) Животные, как и люди, тоже имеют свой язык.

4) Первые люди на земле не умели разговаривать.

2. Какое из приведённых ниже предложений должно быть шестым (6) в тексте?

1) Гуттенберг стал отливать в металле каждую букву по отдельности.

2) Это случилось около 1450 года, когда немец Иоганн Гуттенберг изобрёл наборные литеры.

3) Сразу же при помощи своего изобретения Гуттенберг стал печа­тать книгу о языке.

4) Прошло немного времени, и в обращении появились самые разные печатные книги.

3. Какое сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста?

1) человек оставался (предложение 2);

2) люди создали (предложение 4);

3) люди заставили улучшать (предложение 4);

4) изобрели (предложение 5).

4. Укажите, в каком значении употреблено слово дикий в предложе­нии 2.

1) находящийся в первобытном состоянии;

2) неприрученный;

3) грубый, необузданный;

4) чуждающийся людей, застенчивый.

5. Определите стиль текста: Сейчас этот налог берется со всех граждан, покупающих любой товар и услугу – от автомобиля до стрижки в парикмахерской. Эта накрутка уже забита в цену, и мы её не замечаем. А между тем переплачиваем за покупки, как подсчитали экономисты, в общей сложности до 60 миллиардов рублей в год.

1) разговорно-обиходный;

2) научный;

3) художественный;

4) публицистический;

5) официально-деловой.

6. Определите вид и средства связи предложений в тексте:

Пушки­на мне удалось видеть всего еще один раз – за несколько дней до его смерти, на утреннем концерте в зале Энгельгардт. Он стоял у двери, опираясь на косяк, и, скрестив руки на ши­рокой груди, с недовольным видом посматривал кругом. Помню его смуглое небольшое лицо, его африканские губы, оскал белых крупных зубов, висячие бакенбарды, темные желчные глаза под высоким лбом почти без бровей...

1) параллельная; местоимения, союзы, лексический повтор;

2) цепная; одинаковый порядок слов;

3) цепная и параллельная; местоимения, одинаковый порядок;

4) цепная; местоимения

5) параллельная; одинаковый порядок слов

7. Определите тип речи текста из задания 6:

1) повествование;

2) рассуждение;

3) описание;

4) повествование с элементами описания;

5) рассуждение с элементами повествования.

Б. (1)... (2) Если бы не это ограничительное правило, наука потонула бы в море суеверий, неминуемо погрязла бы в бесчисленном ко­личестве шатких предположений. (3) Разумеется, это очень скучная должность – отрицать всё необычное, и зато в результате такого отбора яснее выступает не мнимое, а настоящее чудо. (4)... ставший сейчас широко известным «парадокс близнецов». (5) Из теории от­носительности следует вывод, что если один из близнецов отправит­ся путешествовать на корабле, движущемся со скоростью, сравни­мой со скоростью света, то вернувшись, он окажется моложе своего брата, не совершавшего путешествия. (6) И это удивительное утвер­ждение доказано не только теоретически, но и экспериментально.

1. Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?

1) Наука устанавливает границы возможного.

2) Наука основывается на доказанных утверждениях.

3) Наука не только устанавливает границы возможного, но и безжа­лостно отделяет догадки от доказанных утверждений.

4) Гипотезы и догадки всегда могут стать доказанными утверждения­ми.

2. Какое из приведённых ниже слов должно быть на месте пропуска в четвертом (4) предложении?

1) Кстати; 2) Видимо; 3) Например; 4) Между тем.

3. Какие слова являются грамматической основой в одном из предложе­ний или в одной из частей сложного предложения текста?

1) наука потонула бы (предложение 2);

2) должность (предложение 3);

3) он окажется (предложение 5);

4) утверждение доказано (предложение 6).

4. Укажите значение слова суеверие в предложении 2.

1) вера в приметы;

2) вера во что-нибудь сверхъестественное;

3) догадки;

4) сказки.

5. Определите стиль текста:

Перевод дословныйэто перевод иноязычного текста на другой язык путем механической подстановки на место слов языка-источника их эквива­лентов в языке, на который делается перевод, при сохра­нении иноязычной конструкции.

1) художественный;

2) научный;

3) разговорно-обиходный;

4) официально-деловой;

5) публицистический.

6. Определите вид и средства связи предложений в тексте: Гос­ти наполняли залу, где совершалось пиршество. Она рас­падалась на три придела, подобно базилике. Их разделя­ли колонны из алгуминного дерева с бронзовыми капите­лями, с изваянными украшениями.

1) параллельная связь; союзы;

2) цепная связь; местоимения;

3) параллельная связь; синтаксический параллелизм;

4) цепная связь; синонимические замены;

5) цепная связь; лексические повторы.

7. Определите тип речи текста из задания 6:

1) повествование4

2) описание;

3) рассуждение;

4) рассуждение с элементами описания;

5) описание с элементами повествовании.

В. (1)...(2) Поэтому в старославянском и русском языках много слов с общими корнями, много слов похожих, но различающихся некото­рыми фонетическими и морфологическими особенностями. (3) Буква е в начале слова – одна из таких особенностей, по которой мы узна­ём заимствования из старославянского языка, – исконно русские слова того же корня начинались с о (сравните: единица, един – один). (4) 3нать это надо затем, например, чтобы вдруг открыть для себя внутреннюю форму какого-то непонятного современному чело­веку слова, т. е. увидеть, к какой «семье» это слово принадлежит, ка­ков его исторический корень. (5) И тогда, встретив у Пушкина слово елень, вы и без словаря поймёте, что речь идёт об олене, и по-новому прозвучит для вас и родовое прозвище предков героя неоконченной поэмы Пушкина «Езерский» (ср.: езеро – озеро), и фамилия зна­менитого поэта – Есенин (ср.: есень – осень). (6)... умение видеть связи между словами, общее и различное в них, ощущать их воз­раст – это и есть чувство языка, то языковое чутьё, которое необхо­димо каждому, кто хочет по-настоящему знать родной язык и уметь владеть им.

1. Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?

1) Русский язык является древнейшим языком на планете.

2) Все славянские языки восходят к одной общей основе – праславянскому, общеславянскому языку.

3) Все религиозные книги на Руси писались на старославянском язы­ке.

4) В русском языке есть много слов, заимствованных из старосла­вянского.

2. Какое слово пропущено в шестом (6) предложении?
1) А; 2) Наверное; 3) Однако; 4) Поэтому.

3. Какое слово или сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения?

1) много (предложение 2);

2) это надо (предложение 4);

3) каков корень (предложение 4);

4) кто хочет знать (предложение 6).

4. В каком значении используется слово форма в предложении 4?

1) способ существования содержания;

2) внешнее очертание;

3) совокупность приёмов и изобразительных средств;

4) установленный образец чего-нибудь.

5. Определите стиль текста:

В конце ноября Дума приняла по­правки к лесному законодательству, разрешающие пере­водить лесные земли в " нелесные" и позволяющие вести на них строительство. Люди, понимающие, что стоит за этой поправкой к закону, решительно воспротивились.

1) научный;

2) официально-деловой;

3) художественный;

4) публицистический;

5) разговорный.

6. Определите вид и средства связи предложений в тексте:

Мою собаку, английского сеттера Ирэн, хорошо знали многие старые охотники. На выставках собак она неизменно по­лучала почетные награды, а на полевых испытаниях – главном экзамене для охотничьих собак – вышла на пер­вое место. За красоту и полевую работу ей прис уждено высшее для собак звание чемпиона.

1) цепная связь; местоимения;

2) параллельная связь; синтаксический параллелизм;

3) параллельная связь; лексический повтор;

4) цепная связь; синтаксический параллелизм;

5) цепная связь; союзы.

7. Определите тип речи фрагмента текста из задания 6:

1) повествование;

2) рассуждение;

3) описание;

4) рассуждение с элементами описания;

5) повествование с элементами рассуждения.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.011 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал