Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
требования к целям».Стр 1 из 2Следующая ⇒
В менеджменте цель управления определяется как желаемое поведение системы, генеральный императив действий, возможное и необходимое состояние управляемой систем, как результат, которого необходимо достичь. Цель в социально-экономических системах формируется на основе согласования интересов людей. В организациях разрабатывается система целей, включающая три уровня: цели организации; цели структурных подразделений организации; цели сотрудников организации. Цели подразделяются на: - стратегические цели – желаемое состояние предприятия, видимое во временном отрезке 10-15 лет, кот. показывает основное направление или наиболее значимый шаг в реализации миссии. - тактические цели – конкретные действия предпринимаемые предприятием для достижения стратегических целей. Временная протяженность 3-5 лет, их основная задача – конкретизация. - оперативные цели (1-3 лет) и операционные цели (до 1 месяца) – показывают основные инструменты, используемые при достижении тактических целей. Цели организации в целом закрепляются в политике фирмы, в ее миссии, планах и юридических нормативных документах, на базе которых действует организация. Политика организации — это внутренние нормативные требования к управлению фирмой. Она разрабатывается высшим менеджментом предприятия и включает: принципы предпринимательской деятельности; основные цели, объекты и сферы деятельности; требования к ее организации. Миссия организации — ее четко выраженная причина существования. Миссия детализирует статус фирмы и устанавливает направление и ориентиры для определения целей и стратегий различных структурных подразделений. С разработки миссии начинается процесс стратегического управления. И. Ансофф выделил следующие характеристики миссии, обеспечивающие ее правильную формулировку: она определяет будущий бизнес; помогает судить о степени прогресса; отличает компанию от конкурентов; волнует и воодушевляет. Цели структурных подразделений (производств, цехов, участков, отделов, бюро, групп) и сотрудников организации формируются для реализации общих целей предприятия и должны вносить конкретный вклад в осуществление последних. Цели управления занимают центральное место в системе категорий менеджмент. Чтобы внести вклад в успех организации, формулировки целей должны отвечать следующим требованиям: цели должны быть конкретными и измеримыми; цели должны быть достижимыми и эффективными; цели организации должны образовывать систему. Цели организации образуют систему, если они согласованы, взаимоувязаны, взаимодополняют и не противоречат друг другу. Согласование и взаимодополнение целей осуществляются в пространстве и во времени: - Согласование в пространстве включает: взаимодействие и взаимосвязь целей по уровням иерархии системы управления (вертикальная субординация); взаимодействие и взаимосвязь целей внутри одного уровня управления (горизонтальная координация); персональную привязку цели к конкретному работнику, структурному подразделению, организации в целом; соответствие целей организации, ее структурных подразделений и отдельных работников условиям внешней среды. Основным инструментом вертикальной субординации целей организации являете построение так называемого «дерева целей». «Дерево целей» — это графическое изображение связи между целями и средствами их достижения, построенное по принципу дедукционной логики и с применением некоторых эвристических процедур.
Принципиальная схема «дерева целей» представлена на рис.1.
«Дерево целей» состоит из целей нескольких иерархических уровней: генеральная цель (вершина «дерева целей») — подцели 1-го уровня — подцели 2-го уровня — подцели 3-го уровня и т.д. Степень дробления целей и соответственно выделения уровней зависят от объективных характеристик изучаемой системы и целей, которые ставит перед собой менеджер. В основе формирования системы целей организации лежит согласование интересов: собственников имущества организации; менеджеров различных уровней иерархии (высшего, среднего, низового); менеджеров одного уровня; трудового коллектива; субъектов внешней среды. Формулировка индивидуальной цели организации, структурного подразделения или сотрудника является результатом согласования интересов и должна иметь: - конкретное содержание, т.е. определять желаемый, необходимый и возможный результат, который должен быть достигнут; - размер, т.е. диапазон достигаемого результата должен быть задан количественно; - временные параметры, т.е. временной лаг, в течение которого будет достигнут ожидаемый результат; - персональную привязку, которая устанавливает исполнителя данной цели; - ранг, т.е. степень значимости в системе целей организации. Выводы по теме: В лекции рассмотрены - Понятие и функции цели, их классификация, требования к целям, способы разработки, выбор и реализация. Дано понятие «дерева целей», его роль в эффективной деятельности организации.
|