Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Вещные права учреждения в законодательстве и теории гражданского права.
Статья 123.21 ГК. Основные положения об учреждениях 1. Учреждением признается унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
Статья 65.1 ГК. Корпоративные и унитарные юридические лица Юридические лица, учредители которых не становятся их участниками и не приобретают в них прав членства, являются унитарными юридическими лицами.
Статья 50 ГК. Коммерческие и некоммерческие организации 1. Некоммерческие организации - организации не имеющие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности, и не распределяющие полученную прибыль между участниками.
Статья 50 ГК. Коммерческие и некоммерческие организации 3. Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в организационно-правовых формах: 8) учреждений, к которым относятся государственные учреждения (в т ч государственные академии наук), муниципальные учреждения и частные (в том числе общест венные) учреждения;
Статья 123.22 ГК. Государственное учреждение и муниципальное учреждение 1. Государственное или муниципальное учреждение может быть казенным, бюджетным или автономным учреждением.
Статья 123.21. Основные положения об учреждениях 2. Учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образование м (государственное учреждение, муниципальное учреждение).
Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ " О некоммерческих организациях " Статья 9.1. Государственные, муниципальные учреждения 1. Государственными, муниципальнымиучреждениями признаются учреждения, созданные Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием. 2. Типами государственных, муниципальных учреждений признаются автономные, бюджетные и казенные.
Таким образом, законодатель выделяет, во-первых, виды учреждений - частные, государственные, муниципальные, взяв за основу форму собственности; во-вторых, государственные и муниципальные учреждения подразделяет на типы - бюджетные, автономные и казенные.
Статья 48. Понятие юридического лица 3. К юридическим лицам, на имущество которых их учредители имеют вещные права, относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также учреждения. Статья 123.21. ГК Учредитель является собственником имущества созданного им учреждения. На имущество, закрепленное собственником за учреждением и приобретенное учреждением по иным основаниям, оно приобретает право оперативного управления в соответствии с настоящим Кодексом.
Такая организационно-правовая форма юридических лиц, как учреждение, является наиболее оптимальной для участников гражданского оборота, наделенных ограниченным объемом прав, необходимых им лишь для обеспечения основной своей деятельности.
При этом нормативное регулирование деятельности частных, бюджетных, автономных и казенных учреждений помимо ГК РФ осуществляется также Федеральным законом " О некоммерческих организациях ", казенных учреждений также еще и Бюджетным кодексом РФ, а автономных учреждений еще и ФЗ
Статья 296. Право оперативного управления 1. Учреждение 2. Собственник имущества вправе изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением Имуществом, изъятым у учреждения
Статья 298. Распоряжение имуществом учреждения 1. Частное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным этим учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества. Частное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе, при этом доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение частного учреждения. 2. Автономное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ним собственником или приобретенными автономным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом.
(Согласно п. 8 ст. 3 Федерального закона " Об автономных учреждениях" – Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации, культурные ценности, природные ресурсы (за исключением земельных участков), ограниченные для использования в гражданском обороте или изъятые из гражданского оборота, закрепляются за автономным учреждением на условиях и в порядке, которые определяются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.)
Автономное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение автономного учреждения. 3. Бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иноене установлено законом. Бюджетное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения. 4. Казенное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества. Казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность в соответствии со своими учредительными документами. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Статья 299. Приобретение и прекращение права хозяйственного ведения и права оперативного управления
1. Право оперативного управления имуществом, в отношении которого собственником принято решение о закреплении за учреждением, возникает у этого учреждения с момента передачи имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или решением собственника. 2. Плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в оперативном управлении учреждения, а также имущество, приобретенное учреждением по договору или иным основаниям, поступают в оперативное управление учреждения в порядке, установленном настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для приобретения права собственности. 3. Право оперативного управления имуществом, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности (при гибели или уничтожении имущества, при утрате данного вещного права на имущество в специально предусмотренных законом случаях и др.)., а также в случаях правомерного изъятия имущества у учреждения по решению собственника.
Статья 300. Сохранение прав на имущество при переходе предприятия или учреждения к другому собственнику 2. При переходе права собственности на учреждение к другому лицу это учреждение сохраняет право оперативного управления на принадлежащее ему имущество.
Вещные права учреждения в законодательстве и ТЕОРИИ гражданского права ( Ахметьянова Замира Асраровна ) Одни ученые считают, что право самостоятельного распоряжения полученными доходами и приобретенным за счет них имуществом - это особое вещное право учреждения, но сами эти доходы и приобретенное за счет них имущество при этом по-прежнему принадлежат учреждению на праве оперативного управления (напр. Хатунцев). В данном случае они склонны считать, что право самостоятельного распоряжения является разновидностью права оперативного управления, при котором у учреждения появляются некоторые дополнительные правомочия в отношении части закрепленного за ним имущества. Также есть авторы, которые полагают, что полученные учреждением доходы и приобретенное за счет них имущество поступают в хозяйственное ведение учреждения. В частности, по мнению Е.А. Суханова, " смысл данного права, его назначение состоит не в определении характера принадлежности имущества, а в некотором расширении содержания правомочия распоряжения конкретным видом имущества ". Более того, Е.А. Суханов приравниваетправо учреждения на самостоятельное распоряжение полученными доходами к праву хозяйственного ведения. По его мнению, имущество находится в режиме " особого вещного права, прямо не названного законодателем, однако характер этого права не оставляет сомнений в том, что оно - право хозяйственного ведени я". Однако позже Е.А. Суханов предлагает рассматривать право самостоятельного распоряжения имуществом в качестве разновидности одного из уже имеющихся прав такого типа: " суженного" права хозяйственного ведения или " расширенного" права оперативного управления. Такого же мнения придерживается и О.Б. Леонтьева. По мнению третьих, полученные доходы и приобретенное за счет них имущество принадлежат учреждению на праве собственности. Объясняют свою позицию они тем, что самостоятельное распоряжение есть одно из важнейших правомочий, составляющих право собственности, а значит, и само право следует расценивать именно как право собственности. С.В. Прокофьев считал, что фактически по объему правомочий право самостоятельного распоряжения ничем не отличается от права собственности. По мнению В.А. Дозорцева, право самостоятельного распоряжения учреждения - право " более широкое, чем даже при праве хозяйственного ведения Наиболее распространенное мнение состоит в том что ст. 298 ГК РФ не оставляет сомнений в том, что право учреждения самостоятельно распоряжаться доходами от собственной приносящей доходы деятельности является самостоятельным вещным правом, которое отличается при этом и от права собственности, и от права хозяйственного ведения, и от права оперативного управления имущество м. Такой позиции по данному вопросу придерживаются также А.И. Карномазов, А.В. Коновалов, Г.А. Кудрявцева, Ю.К. Толстой, В.В. Чубаров, Л.В. Щенникова и др
|