![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
В чем суть процесса тренировки в спортеСтр 1 из 8Следующая ⇒
Горизонты научной теории и методологии спортивной тренировки Доктор педагогических наук, профессор Ю.В. Верхошанский 22.04.1998 Ключевые слова: спортивная тренировка, теория, методология, принципиальная модель. Подготовка спортсмена - это многосторонний процесс, имеющий специфическое содержание и форму организации, превращающие ее в сложное системное воздействие на личность, физическое состояние и здоровье спортсмена, направленное на его всестороннее воспитание, в том числе на приобретение широкого круга специальных знаний, навыков и умений, повышение физической работоспособности организма, овладение техникой спортивных упражнений и искусством соревновательной борьбы [32, 43, 57, 70, 72-74, 77, 88, 92]. Спортивное мастерство - это прежде всего искусство движения, и воспитание (подготовка) спортсмена осуществляется в процессе и на основе специализированной двигательной активности. Поэтому рост спортивного мастерства обеспечивается и вместе с тем лимитируется физическими возможностями организма, т.е. его способностью достигать требуемого уровня физической мощности и выдерживать ту тренировочную нагрузку, которая необходима для совершенствования этой способности. Следовательно, методические принципы тренировки наряду с воспитательной направленностью должны выражать и биологическую сущность процесса становления мастерства [10-13, 94-97, 102, 106, 107]. Это отнюдь не означает призыва к биологизации теории и методики спортивной тренировки, но подчеркивает специфику спорта, заключающуюся в том, что процесс воспитания ведется на уровне высоких и предельных физических и психических напряжений, которые неведомы никакому другому педагогическому процессу. И здесь нельзя мириться с дилетантством и допускать ошибки, ибо цена им - здоровье человека. Именно поэтому биологический аспект должен иметь приоритет в научном поиске, направленном на решение проблем рационального построения тренировки [10, 12, 13, 18, 67, 84-86, 93, 104]. В статье формулируется содержательно-логическая основа современной научной теории и методологии спортивной тренировки (ТиМ СТ). В связи с лимитом места рассматриваются лишь ее общие контуры и та ее часть, которая непосредственно связана с принципами и технологией построения системы тренировки. Более подробное изложение всех этих вопросов имеется в работах автора, приведенных в библиографическом разделе статьи. В чем суть процесса тренировки в спорте Прежде чем говорить о ТиМ СТ как научной дисциплине прикладного характера, необходимо хорошо представить физическую сущность тренировочного процесса в спорте, установить причинные факторы, механизмы и закономерности становления спортивного мастерства в ходе многолетней тренировки, четко сформулировать принципиальные требования к содержанию и организации тренировочного процесса, иначе говоря, представить, как ТиМ СТ должна работать и что обеспечивать. Данные отечественной [6, 18, 35, 58, 64, 81, 82] и зарубежной [4-86, 89, 90] физиологии и собственные многолетние исследования [10, 11, 91, 94-101] свидетельствуют о том, что рост спортивного мастерства связан преимущественно с двумя факторами (рис. I): повышением моторного потенциала спортсмена (Р) и его умением эффективно использовать этот потенциал в тренировке и соревнованиях (Т). И поскольку с ростом мастерства (S) спортсмен все полнее реализует свои растущие возможности (о чем свидетельствует неуклонное приближение кривой Т к графику Р), то естественно, что его дальнейший прогресс все в большей мере обеспечивается преимущественно их повышением [10, 11, 94-97]. Рис. 1. Тенденции в повышении моторного потенциала (Р) и умения его эффективно использовать (Т) с ростом мастерства (S) спортсмена. R -динамика прироста силы тренирующих воздействий на организм. Таким образом, неуклонное повышение моторного потенциала и совершенствование способнос-ти к целенаправленному и эффективному его исполь-зованию представляются как ведущий инвариант тренировочного процесса, а степень полноты использования моторных возможностей - как один из критериев его эффективности [10, 48, 69]. Все другие многочисленные и важные задачи и состав Следующая схема (рис. 2) демонстрирует, что моторный потенциал спортсмена и умение эффективно его использовать преимущественно определяют, так сказать, " выходную" мощность (в физическом смысле) работы организма в специфических условиях конкретной спортивной деятельности и в итоге - спортивный результат. Его прогресс - следствие повышения " выходной" мощности работы организма, что в тренировке практически обеспечивается совершенствованием соревновательного мастерства, а также технико-тактической, психологической и специальной физической подготовкой спортсмена. Причем следует обратить внимание, что последняя лежит в основе схемы и является фактором, преимущественно обеспечивающим прирост силы тренирующих воздействий на организм, необходимый для повышения его моторного потенциала и создания благоприятных условий для решения задач технико-тактической подготовки с ростом спортивного результата [ 11, 99, 100]. Рис. 2. Факторы, преимущественно определяющие и лимитирующие спортивный результат Рис. 3. Схема, иллюстрирующая связь теории и методологии спортивной тренировки с практикой спорта (объяснение в тексте) Теперь перейдем к следующей схеме (рис. 3), содержащей кривую, характеризующую мощность работы организма спортсмена (N) в условиях спортивной деятельности в зависимости от ее продолжительности (t). Каждому виду спорта соответствует конкретная точка на этой кривой. Чем выше требуемая мощ-ность (например, тяжелая атлетика), тем ближе к нача-лукоординат расположена эта точка, и, наоборот, чем длительнее работа (например, стайерские дистанции), тем ниже мощность работы, тем дальше от начала координат находится соответствующая точка. Таким образом, подготовка организма к работе в том или ином режиме мощности и является одной из главных целевых задач тренировки. Причем при современных научных достижениях в области спорта все эргометрические, биомеханические и физиологические характеристики соответствующего режима работы организма определяются довольно легко [10, 12, 19, 57, 64, 81, 82, 84-86, 90, 105].
|