Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






В чем суть процесса тренировки в спорте






Горизонты научной теории и методологии спортивной тренировки

Доктор педагогических наук, профессор Ю.В. Верхошанский

22.04.1998

Ключевые слова: спортивная тренировка, теория, методология, принципиальная модель.

Подготовка спортсмена - это многосторонний процесс, имеющий специфическое содержание и форму организации, превращающие ее в сложное системное воздействие на личность, физическое состояние и здоровье спортсмена, направленное на его всестороннее воспитание, в том числе на приобретение широкого круга специальных знаний, навыков и умений, повышение физической работоспособности организма, овладение техникой спортивных упражнений и искусством соревновательной борьбы [32, 43, 57, 70, 72-74, 77, 88, 92].

Спортивное мастерство - это прежде всего искусство движения, и воспитание (подготовка) спортсмена осуществляется в процессе и на основе специализированной двигательной активности. Поэтому рост спортивного мастерства обеспечивается и вместе с тем лимитируется физическими возможностями организма, т.е. его способностью достигать требуемого уровня физической мощности и выдерживать ту тренировочную нагрузку, которая необходима для совершенствования этой способности. Следовательно, методические принципы тренировки наряду с воспитательной направленностью должны выражать и биологическую сущность процесса становления мастерства [10-13, 94-97, 102, 106, 107].

Это отнюдь не означает призыва к биологизации теории и методики спортивной тренировки, но подчеркивает специфику спорта, заключающуюся в том, что процесс воспитания ведется на уровне высоких и предельных физических и психических напряжений, которые неведомы никакому другому педагогическому процессу. И здесь нельзя мириться с дилетантством и допускать ошибки, ибо цена им - здоровье человека. Именно поэтому биологический аспект должен иметь приоритет в научном поиске, направленном на решение проблем рационального построения тренировки [10, 12, 13, 18, 67, 84-86, 93, 104].

В статье формулируется содержательно-логическая основа современной научной теории и методологии спортивной тренировки (ТиМ СТ). В связи с лимитом места рассматриваются лишь ее общие контуры и та ее часть, которая непосредственно связана с принципами и технологией построения системы тренировки. Более подробное изложение всех этих вопросов имеется в работах автора, приведенных в библиографическом разделе статьи.

В чем суть процесса тренировки в спорте

Прежде чем говорить о ТиМ СТ как научной дисциплине прикладного характера, необходимо хорошо представить физическую сущность тренировочного процесса в спорте, установить причинные факторы, механизмы и закономерности становления спортивного мастерства в ходе многолетней тренировки, четко сформулировать принципиальные требования к содержанию и организации тренировочного процесса, иначе говоря, представить, как ТиМ СТ должна работать и что обеспечивать.

Данные отечественной [6, 18, 35, 58, 64, 81, 82] и зарубежной [4-86, 89, 90] физиологии и собственные многолетние исследования [10, 11, 91, 94-101] свидетельствуют о том, что рост спортивного мастерства связан преимущественно с двумя факторами (рис. I): повышением моторного потенциала спортсмена (Р) и его умением эффективно использовать этот потенциал в тренировке и соревнованиях (Т). И поскольку с ростом мастерства (S) спортсмен все полнее реализует свои растущие возможности (о чем свидетельствует неуклонное приближение кривой Т к графику Р), то естественно, что его дальнейший прогресс все в большей мере обеспечивается преимущественно их повышением [10, 11, 94-97].

Рис. 1. Тенденции в повышении моторного потенциала (Р) и умения его эффективно использовать (Т) с ростом мастерства (S) спортсмена. R -динамика прироста силы тренирующих воздействий на организм.

Таким образом, неуклонное повышение моторного потенциала и совершенствование способнос-ти к целенаправленному и эффективному его исполь-зованию представляются как ведущий инвариант тренировочного процесса, а степень полноты использования моторных возможностей - как один из критериев его эффективности [10, 48, 69]. Все другие многочисленные и важные задачи и состав
ляющие тренировочного процесса являются условиями и факторами, способствующими реализации его ведущего инварианта. В частности, один из таких факторов - повышение силы тренирующих воздействий на организм (см. рис. 1), описываемое экспоненциально возрастающей кривой (R). Это означает, что повышение моторного потенциала организма (Р) по мере роста спортивного результата (S) требует все возрастающего прироста силы тренирующих воздействий (R).

Следующая схема (рис. 2) демонстрирует, что моторный потенциал спортсмена и умение эффективно его использовать преимущественно определяют, так сказать, " выходную" мощность (в физическом смысле) работы организма в специфических условиях конкретной спортивной деятельности и в итоге - спортивный результат. Его прогресс - следствие повышения " выходной" мощности работы организма, что в тренировке практически обеспечивается совершенствованием соревновательного мастерства, а также технико-тактической, психологической и специальной физической подготовкой спортсмена. Причем следует обратить внимание, что последняя лежит в основе схемы и является фактором, преимущественно обеспечивающим прирост силы тренирующих воздействий на организм, необходимый для повышения его моторного потенциала и создания благоприятных условий для решения задач технико-тактической подготовки с ростом спортивного результата [ 11, 99, 100].

Рис. 2. Факторы, преимущественно определяющие и лимитирующие спортивный результат

Рис. 3. Схема, иллюстрирующая связь теории и методологии спортивной тренировки с практикой спорта (объяснение в тексте)

Теперь перейдем к следующей схеме (рис. 3), содержащей кривую, характеризующую мощность работы организма спортсмена (N) в условиях спортивной деятельности в зависимости от ее продолжительности (t). Каждому виду спорта соответствует конкретная точка на этой кривой. Чем выше требуемая мощ-ность (например, тяжелая атлетика), тем ближе к нача-лукоординат расположена эта точка, и, наоборот, чем длительнее работа (например, стайерские дистанции), тем ниже мощность работы, тем дальше от начала координат находится соответствующая точка.

Таким образом, подготовка организма к работе в том или ином режиме мощности и является одной из главных целевых задач тренировки. Причем при современных научных достижениях в области спорта все эргометрические, биомеханические и физиологические характеристики соответствующего режима работы организма определяются довольно легко [10, 12, 19, 57, 64, 81, 82, 84-86, 90, 105].


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал