Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социальная политика. 2.4.1. Поначалу в социальной сфере продолжались позитивные сдвиги






2.4.1. Поначалу в социальной сфере продолжались позитивные сдвиги. Улучшалось материальное положение населения, росли общественные фонды потребления. К 1960 г. был закончен перевод рабочих и служащих на 7-часовой рабочий день. Готовилось введение пенсионного обеспечения колхозников. Вырос жилой фонд (за 1959-1965 гг. - на 40%).

2.4.2. В условиях сокращения темпов развития и нарастания кризисных экономических явлений социальная политика не была последовательной. Правительство заморозило на двадцать лет выплаты по внутренним займам, выпущенным до 1957 г.(с целью снижения бюджетного дефицита).К концу 50-х годов обострилась продовольственная проблема, по населению больно ударило снижение производственных тарифов и одновременный рост цен (в среднем на 28%).

2.4.3. Это вызвало стихийные выступления рабочих. В 1959 г. с помощью войск было подавлено полуторатысячное выступление рабочих - строителей Казахстанской магнитки (г. Темиртау). В 1962 г. в Новочеркасске состоялась 7-тысячная рабочая демонстрация, также разогнанная войсками с применением танков (погибло 24 человека, 105 участников волнений были осуждены). Рабочие выступления прошли во многих промышленных районах - в Москве, Ленинграде, Донбассе, Кемерово, Иваново.

ИТОГИ

3.1. В период хрущевской оттепели была предпринята серьезная попытка модернизации. Н.С. Хрущев задал импульс развитию политических процессов, встав на путь либерализации.

3.2. Однако использование старого политического и экономического механизма в ходе проведения преобразований предопределило их неудачу. Курс Н.С. Хрущева характеризовался абсолютизацией организационных факторов, решением хозяйственных задач административно-политическими методами. Положение усугублялось отсутствием каких бы то ни было научно-управленческих основ административных реформ, случайностью и субъективностью преобразований, проводимых в административно-хозяйственной системе.

3.3. Н.С.Хрущев и руководство партии, оставаясь на позициях коммунистической идеологии и сохраняя многие традиции сталинского руководства, не только оказались не готовы, но и не стремились к радикальным переменам.

3.4. После неудач противоречивой преобразовательной деятельности Н.С.Хрущева в обществе возник синдром усталости, стремление к устойчивым формам социальной и личной жизни. В этот период на первое место в иерархии власти вышла жаждавшая стабильности партийно-государственная бюрократия, или номенклатура, которая сыграла решающую роль в смещении Н.С.Хрущева в октябре 1964 г.

 

 

Билет

Н.С. Хрущеву досталось тяжелое наследие во внешнеполитической области. СССР находился в мире, расколотом на два противоборствующих лагеря, и пребывал в состоянии «холодной войны». Необходимость перемен во внешней политике, была декларирована принятой 20-м съездом КПСС концепцией о необходимости мирного сосуществования государств, с различным общественным строем и многовариантностью путей построения социализма.КПСС отказалась от жесткого идеологического диктата в отношениях со странами «народной демократии». В тоже время увеличились объем материальной помощи и координация планов экономического развития участников СЭВ.Для осуществления военного сотрудничества социалистических стран и в противовес НАТО, в мае 1955 г. была создана Организация Варшавского Договора. В нее вошли: СССР, Польша, Чехословакия, ГДР, Венгрия, Румыния, Болгария, Албания.Несмотря на усилия по консолидации социалистического лагеря, в нем имелись серьезные противоречия. Подтверждением этому стали события 1953 года в Германии и 1956 года в Венгрии, где произошли попытки ликвидации социализма. Мятежи подавили силами советских войск.В 1953 г. СССР начал сближение с Китаем. С этой целью было заключено торговое соглашение, выделены значительные кредиты, взято обязательство о выводе советских войск из Порт-Артура. СССР отказался от экономических интересов в Маньчжурии и передал все совместные торговые компании в собственность Китаю.Однако, в конце 50-х годов взаимоотношения обострились. Причиной этому стал отказ КНР в размещении военных баз СССР на своей территории.В ответ, СССР отозвал из Китая военных специалистов, сократил материально-техническую помощь и свернул программы по сотрудничеству в области ядерной физики.Несмотря на провозглашенный курс мирного сосуществования, началось противостояние с капиталистическими странами. Одной из главных причин противоречии, был вопрос о статусе Германии. СССР препятствовал вступлению ФРГ в НАТО, был не отрегулирован вопрос о границах. Запад отказывался признавать самостоятельность ГДР и призывал к объединению Германии под эгидой ФРГ.Переговоры по урегулированию конфликта результатов не дали, и в условиях его обострения, 13 августа 1961 г. за одну ночь была построена бетонная стена, которая отделила Западную часть Берлина от остальной ГДР.Наиболее острым стал «Карибский кризис» (октябрь 1962 г.), приведший мир на грань атомной катастрофы. Он был вызван попыткой размещения СССР ядерных ракет на Кубе. Благодаря переговорам руководителей СССР и США - возобладал разум, войны удалось избежать.Новый виток напряженности между великими державами, начался в результате вооруженного вмешательства США во Вьетнаме. СССР оказал поддержку вооруженным силам ВНР.Необходимость производства вооружения, лежала тяжелым бременем на бюджете страны. СССР неоднократно выступал с инициативами по сокращению численности армии, наступательных видов оружия, пытался ввести мораторий на ядерные испытания.В 1955 г. СССР предложил созвать Всемирную конференцию по вопросу разоружения. Инициативу о всеобщем разоружении внес Н.С. Хрущев на Ассамблее ООН в сентябре 1959 г. В результате, в начале 60-х годов были заключены договоры о нераспространении ядерного оружия и запрещении его испытаний.СССР проявлял активность в распространении «социалистической ориентации» на развивающиеся страны. С этой целью наносились визиты в Египет, Сирию, Ирак, Бирму, Афганистан. Эти страны получали от СССР политическую, военную и экономическую помощь. Несмотря на проявленную активность и материальные затраты, эта политика не принесла ощутимых результатов.

 

 

Билет

Более чем двадцатилетие жизни советского общества — 1964 — 1985 гг. — приходится на эру «развитого социализма», в ходе которой социалистический строй в СССР достиг максимальной политической и экономической стабильности, был достигнут наивысший в истории СССР уровень жизни большинства населения. (В годы горбачевской перестройки 1985 — 1991 гг. данно­му историческому периоду было дано не совсем справедливое и конъюнктурное наименование «годы застоя». Это имело своей целью представить негативно предшествующую эпоху и обосновать необходимость перестройки. Однако, на фоне краха перестройки и последующих кризисов, название «развитой социализм» (данное указанному периоду его современниками) выглядит более точным и уместным). В народе чаще всего этот период именуется брежневской эпохой — по имени Л.И. Брежнева — нового лидера СССР, сменившего Н.С. Хрущева. Брежневская эра, в свою очередь, была неоднозначна. Можно выделить ее следующие основные периоды:

— 1964 — 1968 гг. — ранняя;

— 1968 — 1977 гг. — средняя;

— 1977 — 1985 гг. — поздняя.

Если ранняя и средняя брежневская эра — 1964 — 1977 гг. — в целом была успешна для страны и оставила большой позитивный след в памяти народа, то период после 1977 г. вплоть до начала перестройки в 1985 г. был временем разрастания кризиса социализма и иных негативных явлений. Главными событиями раннего и среднего брежневского периода 1964 — 1977 гг. были:

— попытки экономических реформ;

— укрепление новой системы власти;

— отход от критики сталинизма.

2. Первым крупным шагом нового советского руководства, пришедшего после 1964 г., было провозглашение так называемой косыгинской экономической реформы в 1965 г. и начало ее прове­дения.

Целью косыгинской реформы было нахождение новых резервов социализма, замена административных методов поощрения (соцсоревнование и т. д.), уже не дававших результатов, новыми, экономическими. Для этого началось предоставление большей свободы предприятиям, введение хозрасчета. Был ослаблен диктат министерств и ведомств; предприятия получили свободу в выборе форм хозяйствования, деловых партнеров, зарабатывании денег и их расходовании. Началось строительство «самоуправляемой советской экономики».

Косыгинская реформа, по мере ее проведения, дала взаимоисключающие результаты — положение отдельных предприятий действительно улучшилось, но ухудшилась ситуация в экономике в целом, началась дезорганизация налаженных годами административных связей. Например, отдельный завод получил свободу хозяйствования (хозрасчет); стал выпускать ту продукцию, которая выгодна только ему, успешно ее продавать, зарабатывать деньги, повышать зарплату работникам, получать прибыль, но перестал делать то, что он делал раньше по плану — в другой отрасли начинало чего-то не хватать и т. д. В итоге в стране, несмотря на улучшения на отдельных предприятиях, стал возникать дефицит, нарушались прежние связи, возникала неразбериха.

Плановую систему не удалось совместить с отдельными приемами рынка. В результате, к концу 1960-х гг., косыгинская экономическая реформа была свернута. Государство вновь перешло к диктату в экономике, предприятия жестко подчинены плану, а отраслевые министерства вновь стали всесильными.

3. Возвращение к жесткой административно-командной системе

к 1970 г. улучшило ситуацию в экономике. Девятая пятилетка (1971 — 1975) стала самой успешной в экономике СССР. После провала косыгинской реформы руководство СССР нашло новый выход из положения — улучшать ситуацию не путем реформ экономики, а путем использования природных ресурсов СССР. В результате:

— административно-командная система, работающая на пределе возможностей, была оставлена без изменения;

— дополнительный рост стал обеспечиваться путем значительно увеличившейся в 1970-е гг. продажи за границу советской нефти и газа.

Данная политика первоначально приносила успех — «нефте­доллары» помогали оживлять экономику, строить новые объекты, улучшать жизнь людей. Однако через 10 лет это привело к глу­бокому кризису:

— в начале 1980-х гг. резко увеличили добычу нефти и газа страны Персидского залива;

— цены на нефть и газ в мире резко упали;

— Советский Союз уже не смог обеспечить такой доход, как в 1970-е гг.;

— экономика привыкла к «нефтедолларам», которые иссякли, а внутренних резервов развития у административно-командной системы уже не было.

Начался кризис, тотальный дефицит необходимых товаров, нехватка продовольствия, что также ускорило начало перестройки. Однако в 1970-е гг. данная политика считалась долговременной и правительство считало, что экономика развивается хорошо.

4. В брежневскую эпоху произошли существенные изменения в системе власти:

— фактически в стране правило трио Брежнев — Подгорный — Косыгин;

— но постепенно началось укрепление статуса Л. И. Брежнева;

— в 1966 г. на XXIII съезде партии пост Первого секретаря ЦК КПСС преобразовывается в должность Генерального секретаря ЦК КПСС; Л.И. Брежнев становится вторым человеком после Сталина, занявшим эту должность спустя 32 года;

— тем не менее, внутри партии устанавливаются товарищеские демократические отношения; особое влияние приобретает корпус первых секретарей обкомов партии, которые при Брежневе становятся самостоятельной силой внутри страны и получают большую самостоятельность в управлении своими областями. В конце 1960-х — начале 1970-х гг. складывается брежневское окружение — группа высших руководителей, которая реально управляла страной как единый коллектив, от которого Л.И. Брежнев зависел. Руководители, не вписавшиеся в брежневскую систему (А. Шелепин, В. Семичастный, Н. Егорычев и др.) были удалены со своих постов. При этом Л. Брежневым был создан прецедент гуманного отношения к бывшим противникам (если при Сталине побежденных соперников расстреливали, при Хрущеве — предавали забвению, то при Брежневе их стали назначать послами за границу или переводить на высокие, но не ключевые должности).

Ключевыми соратниками Л.И. Брежнева становятся:

— Ю.В. Андропов — в 1967 — 1982 гг. председатель КГБ СССР;

— В.В. Щербицкий — в 1972 — 1989 гг. первый секретарь ЦК Компартии Украины;

— Д.А. Кунаев — в 1964 — 1986 гг. первый секретарь ЦК Компартии Казахстана;

— В.В. Гришин — в 1967 — 1985 гг. первый секретарь Московского горкома партии;

— А А. Громыко — в 1957 — 1985 гг. министр иностранных дел СССР;

— Д.Ф. Устинов — в 1976 — 1984 гг. министр обороны СССР;

— К. У. Черненко —. секретарь ЦК КПСС;

— М.А. Суслов — секретарь ЦК КПСС;

— иные.

Особенностью отношений Л.И. Брежнева с соратниками было то, что каждый из них был полным хозяином в своей «вотчине» (например, Андропов — в делах КГБ; Устинов — в оборонных вопросах; Кунаев — в Казахстане и т. д.). Это выгодно отлича­ло его от Н.С. Хрущева, который пытался руководить всем и всеми и постоянно вмешивался в работу соратников, мешал им работать. Подобная кадровая политика стала одним из секретов политического долголетия Л.И. Брежнева, руководившего страной 18 лет. Его соратники, а также многочисленные первые секретари обкомов и союзных республик, почувствовав самостоятельность в работе и стабильность своего положения, сами были заинтересованы в сохранении Л. И. Брежнева у власти. Через 13 лет после его образования, в 1977 г., начал рушиться триумвират Брежнев — Подгорный — Косыгин.

В 1977 г. шла подготовка проекта новой Конституции, по которой пост Председателя Президиума Верховного Совета приобретал более весомое значение — главы государства. Л.И. Брежнев постоянно испытывал неудобства, особенно при переговорах с руководителями других государств, поскольку фактическим руководителем страны был он, а официально вся деятельность шла через Подгорного. Кроме того, сам Н. Подгорный начал предпринимать попытки подготовить смещение больного Брежнева. В 1977 г. Н. Подгорный был освобожден от своей должности, а Л.И. Брежнев одновременно стал Генеральным секретарем ЦК КПСС и Председателем Президиума Верховного Совета СССР, что стало первым в истории СССР случаем объединения высшего партийного и официального президентского поста. В 1980 г. в связи с тяжелой болезнью находящийся при смерти А.Н. Косыгин был освобожден от должности Председателя Совета Министров СССР, которую он занимал 16 лет.

5. Завершающим шагом преобразований в партии и государстве стало принятие новой Конституции СССР 7 октября 1977 г. Данная Конституция:

— как документ была усовершенствованной редакцией «сталинской» Конституции 1936 г.;

— однако ее важнейшим достижением и отличием от всех прежних советских Конституций стал отказ от диктатуры пролетариата, которая была конституционно закреплена в 1918 — 1977 гг.;

— СССР конституционно объявлялся общенародным государством;

— в 6-й статье конституционно закреплялась руководящая роль Коммунистической партии.

6. В международной политике для брежневской эпохи было характерно достижение кратковременного улучшения международной обстановки:

— улучшились советско-американские отношения, регулярными стали встречи руководителей СССР и США; состоялись первый в истории визит президента США (Р. Никсона) в Советский Союз; подписан ряд важных договоров по ограничению вооружений;

— в 1975 г. состоялся советско-американский космический полет — стыковка в космосе кораблей «Союз» и «Аполлон»;

— августа 1975 г. в Хельсинки руководителями 33 стран Европы, включая СССР, а также США и Канады, был подписан заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, согласно которому были подтверждены принципы мирного существования и нерушимость послевоенных границ в Европе.

 

Билет

Процессы изменений в общественно-политической жизни страны, оказали значительное влияние на культурную жизнь советского общества. Обретенная свобода дала толчок развитию инициативы, творческой мысли.Однако в наследие от «сталинского режима» остался и продолжал действовать надзор со стороны административных и партийных органов. Личное влияние на развитие культуры, старался оказывать и сам Хрущев. Культуру пытались поставить на службу административно-командной идеологии.Особенно яркие результаты «оттепели» проявились в литературе и искусстве. Вновь начали издаваться произведения реабилитированных писателей. Оживлению культурной жизни способствовало появление большого количества новой литературы.Особую популярность снискал журнал «Новый мир», издаваемый под редакцией А.Т. Твардовского. Журнал «Юность», возглавляемый В.П. Катаевым, а впоследствии Б.Н. Полевым, предоставлял возможность публиковать свои произведения молодым авторам. В журнале «Октябрь» (прозаик и публицист В.А. Кочетов) печатались авторы, не одобряющие антисталинские настроения.В литературе, кино, изобразительном искусстве появились молодые талантливые авторы, не боявшиеся говорить правду.Поэты Р. Рождественский, А. Вознесенский Е. Евтушенко, Б. Окуджава, Б. Ахмадулина, кинорежиссеры А. Тарковский, Г. Чухрай, скульптор Э. Неизвестный получили признание и мировую известность.Значительным событием, стала публикация в журнале «Новый мир» произведения Д. Дудинцева «Не хлебом единым» и повести А. Солженицына «Один день Ивана Денисовича», посвященных теме сталинских репрессий.Со второй половины 60-х гг. стали расширяться международные связи советской науки и культуры. Ученные получили возможность участия в международных конференциях.Советские, творческие коллективы стали совершать гастрольные поездки по всему миру. При Совете министров был создан Госкомитет по культурным связям с зарубежными странами. СССР вступил в ЮНЕСКО. В 1958 г. организуется Международный конкурс исполнителей им. Чайковского. Возобновляется работа Московского кинофестиваля.

В хрущевское десятилетие успешно развивалась наука. На исследования и строительство научных центров выделялись огромные средства. Примером этому может служить формирование крупнейшего научного центра - Сибирского отделения Академии наук СССР. Общепризнанными в мире стали достижения в области фундаментальных исследований в различных областях науки.Особенно успешными стали достижения в освоении космоса. 4 октября 1957 г. СССР осуществил запуск первого искусственного спутника земли. 12 апреля 1961 г. в космос полетел первый человек - Ю.А. Гагарин. Однако противоречия в проведении культурной политики, все чаще приводили к конфликтам с деятелями культуры. Хрущев и его советники из числа деятелей культуры, занимали консервативно-охранительные позиции.Драматичным событием культурной жизни страны, стало гонение на поэта и прозаика Б.Л. Пастернака, за публикацию романа «Доктор Живаго». За рубежом он был исключен из союза писателей. Подвергся жестокой критике и В. Гроссман, чей роман «Жизнь и судьба» был арестован КГБ.На выставке в Манеже. Хрущев лично устроил «разнос» художникам-авангардистам. Он продемонстрировал некомпетентность и непоследовательность в вопросах идеологии и культуры.Идеологический диктат сохранился во многих областях духовной жизни. Особенно наглядно это проявилось в исторической науке. Даже робкие попытки пересмотреть некоторые проблемы истории КПСС, вызывали яростное осуждение и начало борьбы с «буржуазной идеологией».В период хрущевской «оттепели» началось движение диссидентов, которое положило начало неформальной культуры в обществе.

Билет

Внешняя политика СССР в начальный период “оттепели” велась в условиях “холодной войны”. Для ее ослабления требовались новые, более дипломатические, гибкие подходы к решению мировых проблем. ХХ съездом КПСС (1956 г.) был определен принцип мирового сосуществования государств с различным социально-политическим строем, что позволило СССР направить усилия на разрядку международной напряженности. Политика мирного сосуществования, чередуя давление с компромиссами и не доводя дело до войны, объясняет сложное на первый взгляд переплетение противоречивых инициатив советской дипломатии, в период 1956 — 1964 гг. сочетавшей угрозы с предложениями разрядки мировой напряженности.Принятая в отношении Запада политика предполагала в первую очередь полное признание им итогов второй мировой войны и завоевания “социалистического лагеря”.После ХХ съезда КПСС началось преодоление наиболее острых проявлений “холодной войны”, стали налаживаться экономические, политические и культурные связи СССР с капиталистическими странами. В январе 1954 г. в Берлине состоялось совещание министров иностранных дел США, Великобритании, Франции и СССР, обсуждавших вопросы, связанные с Индокитаем, Кореей, германскую проблему, коллективную безопасность в Европе.

В июле 1955 г., десять лет спустя после Постдама, в Женеве вновь встретились главы великих держав — СССР, Великобритании и Франции. В центре внимания совещания находились связанные между собой германский вопрос и вопрос о европейской безопасности. В 1955 г. советское правительство приняло решение о возвращении на родину всех находившихся в СССР немецких военнопленных. Были установлены дипломатические отношения между СССР и ФРГ. Крупным достижением в международной сфере стало подписание в мае 1955 г. представителями СССР, США, Англии, Франции и Австрии Договора о восстановлении независимости Австрии.

В июне 1961 г. в Вене состоялась первая встреча Н.С. Хрущева с новым Президентом США Д. Кеннеди. Не ней было решено установить прямую телефонную связь между Кремлем и Белым Домом. Однако обстановка в Берлине вновь обострилась. В результате 12 августа 1961 г. в одну ночь была воздвигнута бетонная стена вокруг Западного Берлина и установлены контрольно-пропускные пункты на границе. Это вызвало еще большую напряженность как в самом Берлине, так и в международной обстановке в целом.Не менее напряженной оставалась обстановка и на Ближнем Востоке, особенно после того, как в Египте пришло к власти в 1952 г. национально-демократическое правительство Г.А. Насера.Первостепенной задачей во внешнеполитической сфере являлась борьба за разоружение. Стремясь переломить опасный ход событий, СССР за период 1956 — 1960 гг. в одностороннем порядке сократил свои Вооруженные Силы на 4 млн. человек. В марте 1958 г. Советский Союз в одностороннем порядке прекратил испытания всех видов ядерного оружия, выразив тем самым надежду, что его примеру последуют и другие страны. Однако эта акция не нашла тогда отклика у США и их союзников по НАТО. Концепция всеобщего и полного разоружения была вынесена СССР в 1959 и 1960 гг. на обсуждение XIV и XV сессий Генеральной Ассамблеи ООН.Но США и их союзники заблокировали и эти советские предложения.Политический союз стран Варшавского договора — СССР, Польша, Румыния, Болгария, Албания, Венгрия, ГДР и Чехословакия — ставил своей задачей поддержание мира в Европе и обеспечение безопасности государств ОВД. Основными направлениями взаимного сотрудничества стран ОВД были: внешняя торговля, координация народно-хозяйственных планов, научно-техническая политика, культурные связи. Росла помощь СССР социалистическим странам в строительстве промышленных объектов.Однако политика по отношению к социалистическим странам носила не только характер сотрудничества, но и открытого вмешательства, когда дело касалось угрозы “социалистическому лагерю” со стороны антисоветских сил. Так, в 1956 г. произошли антисталинские и антисоветские выступление в Польше. Хрущев вначале приказал вести танки в Варшаве, но в итоге решил договориться с представителями польского сопротивления. Но в Венгрии в 1956 г. разразился более тяжелый кризис, и вспыхнувшее в Будапеште восстание было подавлено объединенными вооруженными силами стран-участников ОВД.В 1962 г. назрел кризис на Кубе, когда советским руководством было принято решение установить там ядерные ракеты средней дальности. Правительство США потребовало демонтировать установленные ракеты, угрожая в ответ нанести по ним ракетно-бомбовые удары. Предотвратить международный конфликт помогли лишь прямые переговоры Президента США Д. Кеннеди и Н.С. Хрущева.Кубинский кризис во многом повлиял на падение политического авторитета советского лидера на международной арене. Тем более, у этому времени упали его политические акции и внутри страны, что было связано с ошибками, просчетами и перегибами его волюнтаристического курса в экономике. Отставка Н.С. Хрущева в 1964 г. была итогом внутри- и внешнеполитических неудач человека, занимавшего первый пост в партии и правительстве.

 

Билет

После смерти в 1985 г. Черненко к власти пришел Михаил Горбачев. К тому времени СССР уже находился на грани глубокого кризиса, как в экономике, так и в социальной сфере. Эффективность общественного производства неуклонно снижалась, тяжким бременем на экономике страны лежала гонка вооружений. Фактически в обновлении нуждались все сферы жизни общества. Сложное положение СССР явилось причиной перестройки, а так же, изменения внешней политики страны. Современные историки выделяют следующие этапы перестройки:

  • 1985 – 1986 гг.
  • 1987 – 1988 гг.
  • 1989 – 1991 гг.

В период начала перестройки с 1985 по 1986 гг. существенных изменений в организации управления страной не было. В регионах власть, по крайней мере, формально, принадлежала Советам, а на высшем уровне – Верховному Совету СССР. Но, в этот период уже слышались заявления о гласности и борьбе с бюрократией. Постепенно начался процесс переосмысления международных отношений. Значительно уменьшилась напряженность в отношениях СССР – США.

Масштабные изменения начались несколько позднее – с конца 1987 года. Этот период характеризуется небывалой свободой творчества, развитием искусства. На телевидении выходят авторские публицистические программы, журналы печатают материалы, пропагандирующие идеи реформ. В тот же время, явно обостряется политическая борьба. Начинаются серьезные преобразования в сфере государственной власти. Так, в декабре 1988 г., на 11 внеочередной сессии Верховного Совета принимается закон «Об изменениях и дополнениях к Конституции». Закон внес изменения в избирательную систему, введя принцип альтернативности.Однако наиболее бурным оказался третий период перестройки в СССР. В 1989 г. полностью выводятся из Афганистана советские войска. Фактически СССР перестает поддерживать социалистические режимы на территории других государств. Лагерь социалистических стран рушится. Важнейшим, знаковым, событием того периода является падение Берлинской стены и объединение Германии.Партия постепенно утрачивает реальную власть и свое единство. Начинается ожесточенная борьба фракций. Критике подвергается не только сложившаяся в СССР ситуация, но и сами основы идеологии марксизма, а так же октябрьская революция 1917 г. Формируется множество оппозиционных партий и движений.На фоне жесткой политической борьбы в этот период перестройки Горбачева начинается раскол и в сфере интеллигенции, среди деятелей искусства. Если часть их была критически настроена по отношению к происходящим в стране процессам, то другая часть оказывает всестороннюю поддержку Горбачеву. На фоне невиданной то этого времени политической и социальной свободы значительно уменьшаются объемы финансирования, как искусства, так и науки, образования, многих отраслей производства. Талантливые ученые в подобных условиях уезжают работать за рубеж, или же превращаются в бизнесменов. Множество НИИ и КБ прекращают свое существование. Развитие наукоемких отраслей замедляется, а позже и совсем останавливается. Пожалуй, ярчайшим примером этого может стать проект «Энергия – Буран», в рамках которого был создан уникальный космический челнок многоразового использования «Буран», совершивший единственный полет.Материальное положение большинства граждан постепенно ухудшается. Так же, происходит обострение межнациональных отношений. Многие культурные и политические деятели начинают говорить о том, что перестройка изжила себя.Последствия перестройки крайне неоднозначны и многоплановы. Безусловно, получение обществом социальных и политических свобод, гласность и реформирование планово-распределительной экономики являются положительными моментами. Однако, процессы, происходившие в период перестройки в СССР 1985 – 1991 гг., привели к распаду СССР и обострению тлевших долгое время межнациональных конфликтов. Ослаблению власти, как в центре, так и на местах, резкому снижению уровня жизни населения, подрыву научной базы и так деле. Несомненно, итоги перестройки и ее значение еще не раз будут переосмыслены будущими поколениями.Основные участницы конфликта – СССР и США в военные действия не вступали, но проводимая ими политика приводила к появлению множества локальных конфликтов во многих регионах мира.
Холодная война сопровождалась усиленной милитаризацией, гонкой вооружений и идеологической войной. Насколько хрупок мир в таких условиях, показал Карибский кризис, произошедший в 1962 году. Настоящую войну удалось с трудом предотвратить. После него СССР пришли к пониманию необходимости разоружения. Михаил Горбачев, начиная с 1985 года, проводил политику установления более доверительных отношений с западными странами. Конец холодной войне положил распад Советского Союза в 1991 году. Варшавский договор в этих условиях прекратил существование, коммунистические режимы во многих странах без поддержки СССР были смещеныК 1990 году идеяперестройки исчерпала себя. Верховный Совет СССР принял постановление «О концепции перехода к регулируемой рыночной экономике», затем последовало постановление «Основные направления по стабилизации народного хозяйства и переходу к рыночной экономике». Предусматривались разгосударствление собственности, учреждение акционерных обществ, развитие частного предпринимательства. Идея реформирования социализма было похоронена.В 1991 году была отменена 6-я статья Конституции СССР о руководящей роли КПСС.Начался процесс формирования новых партий, в основном антикоммунистического толка. Кризис, охвативший КПСС в 1989-1990 гг., и ослабление ее влияния позволил отделиться компартиям Литвы, Латвии и Эстонии.

С весны 1990 года идет процесс потери власти центра над регионами и союзными республиками.

Горбачевская администрация, как факт принимает произошедшие изменения, и ей остается только законодательно фиксировать свои фактические провалы. В марте 1990 года состоялся 3-й съезд народных депутатов СССР, на котором президентом СССР избрали М.С. Горбачева.Горбачев поднял вопрос перед руководителями республик о необходимости заключения нового Союзного договора. В марте 1991 года был проведен референдум о сохранении СССР, на котором 76% граждан высказались за его сохранение. В апреле 1991 года в Ново-Огареве состоялись переговоры Президента СССР с главами союзных республик. Однако из 15 республик, участие приняли лишь 9, из которых почти все отвергли инициативу Горбачева о сохранении многонационального государства на основе федерации субъектов.К августу 1991 года благодаря усилиям Горбачева, удалось подготовить проект договора об образовании Содружества Суверенных Государств. ССГ представлялось конфедерацией с ограниченной президентской властью. Это была последняя попытка сохранить СССР хоть в каком-либо виде.Перспектива утраты власти над республиками не устраивала многих функционеров.19 августа 1991 года группа высокопоставленных чиновников (вице-президент СССР Г.И. Янаев, премьер-министр В. Павлов, министр обороны Д. Язов), воспользовавшись пребыванием Горбачева на отдыхе, учредили Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП). В Москву были введены войска. Однако путчистам был дан отпор, прошли митинги протеста, у здания Верховного Совета РСФСР были построены баррикады.Председатель Верховного Совета РСФСР Б.Н. Ельцин и его команда охарактеризовали действия ГКЧП как антиконституционный переворот, а его указы - не имеющими юридической силы на территории РСФСР. Ельцина поддержала созванная 21 августа Чрезвычайная сессия Верховного Совета республики.Путчисты не получили поддержки со стороны ряда военачальников и воинских частей. Члены ГКЧП были арестованы по обвинению в попытке государственного переворота. Горбачев вернулся в Москву.В ноябре 1991 года Ельцин подписал указ о приостановлении деятельности КПСС на территории РСФСР.Эти события ускорили процесс распада СССР. В августе из его состава вышли Латвия, Литва и Эстония. Горбачев вынужден был законодательно признать решение прибалтийских республик.В сентябре 5-й внеочередной съезд народных депутатов принял решение о прекращении своих полномочий и самороспуске.

8 декабря 1991 года в Беловежской Пуще лидеры трех славянских республик - России (Б.Н. Ельцин), Украины (Л.М. Кравчук) и Белоруссии (С.С. Шушкевич) заявили о прекращении действия договора об образовании СССР.

Этими государствами было сделано предложение о создании Содружества Независимых Государств - СНГ. Во второй половине декабря, к трем славянским республикам присоединились другие союзные республики, кроме прибалтийских республик и Грузии.21 декабря в Алма-Ате стороны признали нерушимость границ и гарантировали выполнение международных обязательств СССР.

Билет

Неудавшийся «путч» ГКЧП и завершение перестройки означали не только конец социалистического реформаторства в СССР, но и победу тех политических сил, которые видели в смене модели общественного развития единственный выход страны из затяжного кризиса. Это был осознанный выбор не только власти, но и большинства общества.«Революция сверху» в России в 90-х гг. привела к формированию рынка труда, товаров, жилья, фондового рынка. Однако эти перемены были лишь началом переходного периода экономики.В ходе политических преобразований была демонтирована советская система организации власти. Вместо нее началось формирование политической системы, основанной на разделении властей.Из-за передела властных полномочий между ослабленным федеральным Центром и набирающими силу регионами (в первую очередь национальными) усилились центробежные тенденции. В этой ситуации сохранение государственного единства страны явилось важнейшей задачей.Многие проблемы духовной жизни были связаны со сменой модели общественного развития, переходом от господства единственной в прежние годы коммунистической идеологии к идейному плюрализму, отказом от ряда традиционных нравственных ценностей, заимствованием массовой западной культуры. Распад СССР радикально изменил геостратегическое положение России. Была разрушена единая система безопасности и обороны страны. НАТО вплотную придвинулось к границам России. В то же время сама Россия, преодолев прежнюю изолированность от западных стран, оказалась, как никогда прежде, интегрированной во многие международные структуры.

Билет

К началу XXI в. Россия утратила статус великой мировой державы. Занимая 12 % мировой суши, она к концу XX в. производила лишь 1 % мирового валового продукта. Налицо был кризис федеративных отношений, социальной сферы. До минимума упал жизненный уровень населения. Необходимо было принять срочные меры для исправления положения.Новый стратегический курс был предложен В. В. Путиным, сделавшим ставку на укрепление государственности и достижение через это возрождения и расцвета страны, с учетом всего положительного опыта, накопленного на всех этапах отечественной истории XX в.
Реализуя его, в короткий исторический срок стране удалось:

  • в экономике вступить в завершающую стадию построения государственного социально ориентированного рынка;
  • в политике создать модель политической системы, избавленной от вмешательства в дела власти как отечественных олигархов, так и иностранных государств и международных организаций;
  • в духовной жизни обеспечить соблюдение конституционных прав и свобод граждан, развитие глобальной сети коммуникаций, вовлеченность России в мировое культурное и информационное пространство;
  • во внешней политике сформулировать суть национальных интересов на новом этапе развития и приступить к их решению.

 

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.018 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал