![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Рассказывает Кармен.
Дети поют песню «Солнечный круг» 1. Какие чувства вдохновляли писателей на создание подлинно великих произведений? (Любовь к сражающейся Родине и ненависть к врагу.) 2. Почему Великая Отечественная война рождала тысячи героев, готовых на любой подвиг? (Это была справедливая, освободительная война ради мира и созидания, ради благородных целей.) 3. Какие литературные жанры заняли главенствующее положение в современной литературе в годы войны? (Публицистика, песня, лирические стихотворения, басни, короткие рассказы, репортажи, фельетоны) 4. Почему в годы войны наблюдался особый подъем отечественной поэзии? (Литературе необходимо было немедленно откликнуться на нужды фронта и воюющего народа. Стихотворения способны гораздо быстрее, оперативнее реагировать на постоянно изменявшиеся события военного времени)
Учитель: Пора дать название газете. На столах у вас лежат возможные варианты. Вам необходимо выбрать и обосновать этот выбор. Можете предложить и свой вариант.
(Отрывок из стихотворения Ольги Бергольц)
Сквозь года, и радость, и невзгоды вечно будет мне сиять одна - та весна сорок второго года, в осажденном городе весна.
Маленькую ласточку из жести я носила на груди сама. Это было знаком доброй вести, это означало: " Жду письма".
Этот знак придумала блокада. Знали мы, что только самолет, только птица к нам, до Ленинграда, с милой-милой родины дойдет.
...Сколько писем с той поры мне было. Отчего же кажется самой, что доныне я не получила самое желанное письмо?!
Ученики ___ класса задали два вопроса учителям: «9 мая – это день…? Какие фильмы о Великой Отечественной войне Вы посоветовали бы детям посмотреть и какие книги и стихотворения о ВОв - почитать?»
(Просмотр видео)
Валентина Федоровна: (о выставке книг)
Учитель: Сегодня, ребята, мы лишь прикоснулись к теме “Поэзия и песни войны”, так как поэтов и композиторов, выразивших боль происходящего в 1941-1945 годах, более тысячи. Я советую вам дополнительно почитать стихи Ольги Бергольц, Булата Окуджава, Владимира Высоцкого, Муссы Джалиля, Эдуарда Асадова, Расула Гамзатова.
По данным энциклопедии “Великая Отечественная война” 471 писатель с войны не вернулся. (Слайд 12).
Муса Джалиль в 1941 году казнён фашистами в концлагере. Алексей Лебедев погиб в 1941 году при выполнении боевого задания. Юрий Инге погиб в 1942 году на корабле, торпедированном фашистами. Борис Котов погиб в 1943 году при форсировании Днепра. После войны, оставив большой след в поэзии о Великой Отечественной войне, ушли от нас поэты:
Юлия Друнина, Николай Старшинов, Эдуард Асадов, Александр Твардовский, Расул Гамзатов, Владимир Высоцкий и другие.
Помните –
через века, через года. Помните о тех, Кто уже не придёт никогда, Пожалуйста, Помните…
Минута молчания… (На экране идут титры погибших поэтов… См.: https://thefireofthewar.ru/lirika/? page_id=2
Дом.зад.: Классное сочинение «Великая Отечественная война в литературе XX века» (произведение по выбору учащегося).
И ходит по Земле
1-й ведущий Лиза Б.: Мы, молодое поколение России, всегда будем помнить героические подвиги нашего народа в годы Великой Отечественной войны.
2-й ведущий Настя: Пусть навечно останутся в наших сердцах имена героев, отдавших свою жизнь за наше будущее.
3-й ведущий Лиза И: Никогда не забудем мы тех, кто, не жалея своей жизни, завоевал свободу и счастье для грядущих поколений.
Приложение Владимир Аврущенко Александр Ясный Какое слово, близкое по смыслу, употребили в тексте вместо выделенного слова? Тянет теплым ветерком.
Выпиши из 1 абзаца текста 4 слова, в которых все согласные звуки мягкие (недели, иней, зиме, еще) Напиши весенний месяц, в названии которого только один мягкий согласный звук (май)
Первые недели марта ещё принадлежат зиме. При луне и звёздах блестят снега. Густой иней одевает полевой бурьян. Изморозь, одновременно пушистая и колкая, возникает из ничего - из лунного света и пустоты полей. К утру она сгущается в туман, который долго стоит и после восхода солнца. Днём - настоящая весна. Веет теплым ветерком. Яркое солнце съедает тонкий лед. Трещат льдины, двигаясь мутным потоком. К вечеру туман исчезает. Румянится верба. Набирает цвет ольха... Любое дерево или куст всего краше весной. Заливаются жаворонки над бархатом зелени. Как только стает снег, и под лучами солнца обсохнет земля, начинаются весенние работы. Люди спиливают засохшие стволы деревьев, удобряют землю. Три весенних месяца природа пробуждается ото сна. По И.Д. Полуянову
1.Приложение 1.СМУГЛЯНКА Автор текста (слов):
Композитор (музыка):
Как-то летом на рассвете Заглянул в соседний сад. Там смуглянка-молдаванка Собирала виноград. Я краснею, я бледнею, Захотелось вдруг сказать: Станем над рекою Зорьки летние встречать!
Припев: Раскудрявый клен зеленый, лист резной, Я влюбленный и смущенный пред тобой. Клен зеленый, да клен кудрявый, Да раскудрявый, резной!
А смуглянка-молдаванка Отвечала парню в лад: - Партизанский, молдаванский Собираем мы отряд. Нынче рано партизаны Дом покинули родной. Ждет тебя дорога К партизанам в лес густой.
Припев тот же
И смуглянка-молдаванка По тропинке в лес ушла. В том обиду я увидел, Что с собой не позвала. О смуглянке-молдаванке Часто думал по ночам… Вскоре вновь смуглянку Я в отряде повстречал.
Раскудрявый клен зеленый, лист резной, - Здравствуй, парень, забубенный, мой родной, - Клен зеленый, да клен кудрявый, Да раскудрявый. Резной!
2. В ЗЕМЛЯНКЕ Автор текста (слов): Сурков В. Композитор (музыка): Листов К.
Бьётся в тесной печурке огонь, На поленях смола – как слеза, И поёт мне в землянке гармонь Про улыбку твою и глаза.
Про тебя мне шептали кусты В белоснежных полях под Москвой. Я хочу, чтоб услышала ты Как тоскует мой голос живой.
Ты теперь далеко-далеко, Между нами снега и снега… До тебя мне дойти нелегко, А до смерти – четыре шага…
Пой гармоника вьюге на зло, Заплутавшее счастье зови. Мне в холодной землянке тепло От твоей негасимой любви.
3.СИНИЙ ПЛАТОЧЕК Автор текста (слов): Е. Петербургский Композитор (музыка): Я. Галицкий и М. Максимов
Синенький скромный платочек Падал с опущенных плеч. Ты говорила, что не забудешь Ласковых, радостных встреч.
Порой ночной Мы распрощались с тобой... Нет больше ночек! Где ты платочек, Милый, желанный, родной?
Помню, как в памятный вечер Падал платочек твой с плеч, Как провожала и обещала Синий платочек сберечь.
И пусть со мной Нет сегодня любимой, родной, Знаю, с любовью ты к изголовью Прячешь платок голубой.
Письма твои получая, Слышу я голос живой. И между строчек синий платочек Снова встает предо мной.
И часто в бой Провожает меня облик твой, Чувствую, рядом с любящим взглядом Ты постоянно со мной.
Сколько заветных платочков Носим в шинелях с собой! Нежные речи, девичьи плечи Помним в страде боевой.
За них, родных, Желанных, любимых таких, Строчит пулеметчик за синий платочек, Что был на плечах дорогих.
4. ТРИ ТАНКИСТА Автор текста (слов): Братья Покрасс Композитор (музыка): Б. Ласкин
На границе тучи ходят хмуро, Край суровый тишиной объят. У высоких берегов Амура Часовые родины стоят.
Там врагу заслон поставлен прочный, Там стоит, отважен и силен, У границ земли дальневосточной Броневой ударный батальон.
Там живут — и песня в том порука – Нерушимой, крепкою семьей Три танкиста, три веселых друга — Экипаж машины боевой.
На траву легла роса густая, Полегли туманы широки. В эту ночь решила вражья стая Перейти границу у реки.
Мчались танки, ветер подымая, Наступала грозная броня. И летели наземь самураи Под напором стали и огня.
И добили — песня в том порука Всех врагов в атаке огневой Три танкиста, три веселых друга Экипаж машины боевой.
4. ЖУРАВЛИ Автор текста (слов): Р. Гамзатов Композитор (музыка): Я. Френкель Мне кажется порою, что солдаты, С кровавых не пришедшие полей, Не в землю нашу полегли когда-то, А превратились в белых журавлей.
Они до сей поры с времен тех дальних Летят и подают нам голоса. Не потому ль так часто и печально Мы замолкаем, глядя в небеса?
Летит, летит по небу клин усталый, Летит в тумане на исходе дня, И в том строю есть промежуток малый, Быть может, это место для меня.
Настанет день, и с журавлиной стаей Я поплыву в такой же сизой мгле, Из-под небес по-птичьи окликая Всех вас, кого оставил на земле.
Мне кажется порою, что солдаты, С кровавых не пришедшие полей, Не в землю нашу полегли когда-то, А превратились в белых журавлей...
2. Приложение 1. Смуглянка История песни «Смуглянка» Осенью 1940 года поэт Яков Шведов и композитор Анатолий Новиков написали песенную сюиту о молдавских партизанах. Сюита была написана по просьбе политуправления Киевского военного округа для окружного ансамбля песни и пляски. В нее входило семь песен, в том числе «Смуглянка» — песня о девушке-партизанке. Написанная на основе молдавского фольклора, она была по своему складу лирической, игровой. Когда началась Великая Отечественная война, ноты этого цикла у Новикова пропали. Сохранились лишь черновые наброски. Восстановив некоторые песни, композитор решил показать «Смуглянку» на радио. Но там ее забраковали. — Что это за песня про любовь, свидание, расставание, про какую-то смуглянку-молдаванку? Ведь сейчас идет такая тяжелая война... Вы же автор героических песен, — говорили Новикову. Эти доводы звучали очень убедительно, и «Смуглянка» была заброшена в самый дальний ящик письменного стола. Вероятно, так бы она и осталась там, если бы не один случай. — Как-то в 1944 году мне позвонил художественный руководитель Краснознаменного ансамбля А. В. Александров, — вспоминал Новиков, — и спросил, нет ли у меня новых песен. Я принес ему несколько новинок, в том числе и «Смуглянку». К великому моему удивлению, именно эта веселая, лирическая песенка про любовь молдавской девушки больше всего понравилась прославленному музыканту.
2. В землянке История песни " В землянке"
Стихотворение «В землянке» написано Алексеем Сурковым, тогда фронтовым корреспондентом, 27 ноября 1941 года на Западном фронте. В феврале 1942 года Сурков передал текст композитору Константину Листову, который сразу же написал музыку. В начале войны песню пытались запретить за строки " до тебя мне дойти нелегко, а до смерти 4 шага" посчитав их упадническими. Но песня быстро получила признание в частях красной армии разносясь из уст в уста по всем фронтам. Она была первой лирической песней, рожденной из пламени Великой Отечественной войны, принятой и сердцем солдата, и сердцем тех, кто его ждал с войны. Эта песня сразу же, безоговорочно была принята — и сердцем солдата, и сердцами тех, кто его ждал. А ведь стихотворение, из которого она родилась, появилось в общем-то случайно, даже в печать не предназначалось. Просто поэт Алексей Сурков написал жене с фронта шестнадцать «домашних» строк. Написал в сорок первом, в конце ноября, под Истрой, после очень трудного дня, когда пришлось пробиваться из окружения со штабом одного из гвардейских полков. Так бы и остались эти стихи частью письма, если бы в феврале сорок второго не пришел во фронтовую редакцию композитор Константин Листов и не стал просить «чего-нибудь, на что можно написать песню». «Чего-нибудь» не оказалось. И тут Сурков, на счастье, вспомнил о стихах, отправленных домой, разыскал их в блокноте и, переписав начисто, отдал Листову, будучи вполне уверенным в том, что, хотя свою товарищескую совесть он и очистил, но песни из этого абсолютно лирического стихотворения не выйдет. Листов пробежал глазами по строчкам, промычал под нос что-то неопределенное и ушел. Через неделю он вновь появился в редакции, попросил у фотографа Миши Савина гитару и запел: Бьется в тесной печурке огонь, Поэтесса Ольга Бертгольц рассказала мне еще во время войны такой случай. Пришла она в Ленинграде на крейсер " Киров". В кают-компании собрались офицеры крейсера и слушали радиопередачу. Когда по радио была исполнена песня " В землянке" с " улучшенным" вариантом текста, раздались возгласы гневного протеста, и люди, выключив репродукторы, демонстративно спели трижды песню в ее подлинном тексте.
Вот коротко о том, как сложилась песня " В землянке".
3. Синий платочек История создания песни «Синий платочек» Необычна судьба песни с двойным рождением – «Синий платочек». Мы часто удивляемся, когда читаем имя одного из создателей песни Ежи Петербургского. Случилось так, что в довоенном 1939 году популярный польский эстрадный коллектив «Голубой джаз», спасаясь от фашистского преследования, приехал в Советский Союз. На одном из концертов в саду «Эрмитаж» поэт и драматург Я.М. Галицкий отметил одну, особенно ему понравившуюся, мелодическую импровизацию. Её играл композитор и пианист джаз-оркестра Ежи Петербургский. Мелодия так понравилась Галицкому, что прямо во время концерта он стал рифмовать знаменитые строки. Стихи понравились и композитору, а на последующих концертах «Синий платочек» уже звучал в исполнении солиста оркестра Станислава Лендау. Песне предстояла долгая жизнь. В те годы её пела популярная певица Е. Юровская, которая и записала эту песню на пластинку. Наряду с военными песнями, довоенная лирика обрела второй смысл. Она стала теми дорогими воспоминаниями о мирной жизни, которые каждый солдат свято хранил в глубине своего сердца. Песня-символ имела в военное время несколько вариантов. Например, в начале войны пели: 22-го июля, Ровно в четыре часа, Киев бомбили, нам объявили, Что началася война. Но самым популярным стал вариант фронтового «Синего платочка» в исполнении народной артистки СССР Клавдии Ивановны Шульженко. Это и считается вторым рождением песни. Автор стихов возрождённого варианта «Синего платочка» - литсотрудник газеты «В решающий бой» 54-й армии Волховского фронта лейтенант Михаил Александрович Максимов. Написать новый текст песни Максимову предложила К. Шульженко, а напечатаны эти стихи были в газете «За Родину». И она появилась. Песня особенно пришлась по душе пулемётчикам из-за строки: «Строчит пулемётчик за синий платочек…». https://1001material.ru/25693.html 4. Три танкиста История песни «Три танкиста» Летом 1938 года японские милитаристы атаковали советскую землю в районе бухты Посьет, сопки Заозёрной и озера Хасан. В истории эти события остались под именем Хасанских, хотя само по себе озеро Хасан не очень заметное. Противник напал на нас с территории Кореи и Манчжурии, в то время оккупированных им. С нашей стороны в бой вступили среди других родов войск танки. Двумя годами раньше советские танкисты маленькими группками добровольцев стали уезжать в Испанию. В рядах республиканцев они показали чудеса храбрости и мужества, но всему народу эти подвиги оставались неизвестными - о советских добровольцах в Испании писали скупо и мало. Хасан стал в сознании советских людей тем полем боя, на котором впервые широко проявило себя бронированное подвижное оружие. Романтические песни о конях, клинках, эскадронах, тачанках звучали на полную мощность, юноши и мальчишки пели их, но бой уже представляли себе по-иному. Должны были появиться песни о танкистах. И они появились. Интересно, что первую, ставшую знаменитой, песню о танкистах сочинил композитор, судьба которого и творческое рождение были связаны с Первой Конной армией, - автор лихих кавалерийских песен Дмитрий Покрасс. В кинофильме «Трактористы» есть такой эпизод. Возвращаются с Дальнего Востока демобилизованные красноармейцы. В вагоне поют они песню - три товарища, три героя - экипаж боевой машины. Слова этой песни написаны Борисом Ласкиным. Первая танкистская песня очень полюбилась в народе. Надо ли упоминать о том, что сами танкисты и, в частности, каждый экипаж уверены были, что эта песня именно о них. В фильм «Трактористы» была включена ещё одна песня тех же авторов, написанная уже как марш танкистов и тоже широко распространившаяся. В Монгольской Народной Республике на берегах реки Халха я видел танк - памятник. Он возвышается на месте боёв 1939 года. На пьедестале приварены сталью строки из песни: «Броня крепка, и танки наши быстры». Пусть читатель не посетует на то, что я ставлю в один ряд историю песни и историю наших Вооруженных Сил. Ни для песни, ни для армии - это не зазорно. Песня «Три танкиста» отражала большие перемены и приход танков на смену кавалерии. Если говорить о судьбе кавалерии, то с ней произошло постепенно тоже, что и с лихими кавалерийскими песнями: она отошла в область истории, постепенно исчезла, как в сказке приобретя иное обличье - танковую броню. Покрасс был одним из первых конников, «изменивших коню». А в дальнейшем это стало традицией, и почти все старые танковые начальники - это бывшие кавалеристы. «Три танкиста» - это песня об экипаже танка, типичного для 1938 года. Потом распространились тяжелые танки с большим боевым расчетом. Но песня закрепила в сознании людей цифру «три»: при огромном количестве переделок этой песни (особенно в годы Великой Отечественной войны) цифра «три» оставалась неизменной. В переделках песня изменила направление - её действие происходило уже на востоке, потом в снегах, потом уже не «у высоких берегов Амура», а у берегов иных рек. Несколько раз в газетах печатались фотографии и биографии трёх танкистов, якобы тех, о которых сложена песня. Никого не желая обидеть, я должен всё - таки сказать, что песня была написана просто о танковом экипаже, а в каждом экипаже тогда было по три танкиста. И каждый экипаж вправе был считать, что песня - о нём.
5. Журавли История песни «Журавли» Журавли — песня -реквием, песня-молитва, песня, с которой каждый вспоминает свою войну. История этой песни особенная, о ней стоит рассказать. В августе 1965 года советская делегация деятелей культуры приехала в японский город Хиросима. Прошло ровно двадцать лет после страшной трагедии, унесшей жизни сотен тысяч людей. В составе делегации был дагестанский поэт Расул Гамзатов. Один из памятников, установленных в центре Хиросимы — девочка с журавлем в руках. Девочка, которая верила старинной японской легенде, что если она создаст тысячу журавликов из бумаги, то страшная болезнь, последствия той страшной бомбардировки, отступит. Девочка умерла. Поэта поразила эта история и он написал стихотворение «Журавли» на родном аварском языке, сразу после возвращения из Японии. История японской девочки осталась за кадром. Расул Гамзатов писал о своих земляках и друзьях, не вернувшихся с кровавых полей. Через три года друг Расула Гамзатова поэт Наум Гребнев перевел это стихотворение на русский язык и опубликовал его в журнале «Новый мир». Именно в этом журнале стихотворение и увидел Марк Бернес, который услышал в нем что-то свое. Бернес в то время уже был безнадежно болен и он почувствовал, что эта песня может стать его прощанием, его личным реквиемом. Убедив Гребнева и Гамзатова изменить несколько слов в русском тексте, Марк Бернес обратился у своему другу Яну Френкелю с просьбой написать музыку. 8 июля 1969 года Марк Бернес приехал в студию. Он уже знал, что дни его сочтены в буквальном смысле слова, поэтому очень торопился записать песню, ставшую последней песней в его жизни. Во время записи у Бернеса в глазах стояли слезы. Через месяц 16 августа 1969 года Марк Бенрнес ушел из жизни. По его завещанию, на похоронах звучали его любимые песни, среди них и Журавли. Друзья прощались с ним, слушая его голос. Через много лет Журавли в исполнении Ансамбля им. А. В. Александрова прозвучала в Японии. Так белые журавли из древней легенды возвратились в страну, где Расул Гамзатов увидел памятник маленькой девочки с журавлем в руках, ставшей жертвой самого страшного с мире оружия. Сегодня Журавли — песня, близкая нам всем, песня, которая берет за душу и которую всегда слушают стоя. Образ летящих журавлей одинаково близок тем, кто вспоминает бои под Сталинградом и тем, кто шел на штурм Грозного. За прошедшие годы Журавли исполняли многие артисты, но все же лучшим исполнением остается исполнение Марка Бернеса.
3.Приложение
|