Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Каргопольская глиняная игрушкаСтр 1 из 3Следующая ⇒
Каргополь — древний город в Архангельской области. Раньше это был широко известный большой торговый и культурный центр Русского Севера. От тех времен остались величественные храмы и соборы. Сейчас это заповедные места, где до сих пор сохранилась самобытная русская культура, искусство и ремесла. И окрестных деревнях издревле изготавливали глиняные игрушки, которые в далеком прошлом имели какое-то отношение к первобытным обычаям, связанным с культом плодородия. Игрушки каргопольских мастеров в большинстве своем - одиночные фигурки, иногда два-три персонажа, связанных единым сюжетом и каким-то несложным действием. Самыми распространенными и любимыми детворой на Каргополе были свистульки-утушки. Лепили их к шумным ярмаркам. Звонкоголосые утушки зазывали покупателей на Соборную площадь к колокольне, где обычно раскладывали свой незатейливый товар каргопольские гончары. Как и все северные крестьяне, они растили хлеб, держали скот. В свободное же от сельскохозяйственных работ время садились за гончарный крут. Изготовление гончарных изделий давало дополнительные средства к жизни, и лишь попутно они лепили маленькие забавные фигурки. Судить об этих игрушках практически невозможно, так как век их был недолог. В XX веке промысел почти угас Так бы мы ничего о нем не узнали, если бы не жил в деревне Гринево Иван Васильевич Дружинин (1887-1949). Во многом благодаря усилиям этого потомственною гончара в 30-е годы прошлого столетия промысел возродился Игрушки попали в различные музеи и до сих пор известны как «классические» каргопольские игрушки. Еще один яркий народный мастер, имя которого нельзя обойти при рассказе о возрождении промысла, — это Ульяна Ивановна Бабкина (1889-1977). Бабушка Ульяна тоже переняла ремесло от родителей, получив в наследство чуткое ощущение пластики малых форм. Сохранив до старости детское восприятие, она, как ребенок, радовалась своим игрушкам. В ее руках рождались из глины почти живые существа, с которыми старушка в работе разговаривала, пересмеивалась, шутила. Так же дети, создавая глиняную игрушку, одушевляют ее. Изделия бабушки Ульяны еще больше подогрели» интерес к каргопольскому промыслу, и было принято решение об организации гончарной мастерской в самом городе. Первым руководителем этой творческой мастерской стал Александр Петрович Шевелев (1910-1980). Сохранив традиционные каргопольские сюжеты, мастер начал разрабатывать новые. Появились многофигурные композиции. Все хранящиеся в музейных собраниях и созданные уже в наши дни глиняные фигурки можно условно разделить на две группы: произведения архаические (символические) и сюжетные игрушки нового времени, все больше тяготеющие к повторению натуры. Лучшие современные мастера стараются сохранять и развивать древние Традиции. Однако сейчас промысел переживает далеко не лучшие свои дни, ведь простота произведений народных мастеров — только кажущаяся на первый взгляд Ее нельзя придумать. Не каждому и не сразу открывается во всей полноте сказочный мир народной игрушки. За этой простотой — опыт многих поколении художников, их чуткость к материалу, форме, цвету. Постараемся и мы ощутить красоту народного искусства» почувствовать его силу и глубину.
|