Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Информационный материал. Лабораторное занятие 17






Лабораторное занятие 17

ОСНОВЫ БОТАНИЧЕСКОЙ ГЕОГРАФИИ.

Цель занятия: изучить основные понятия ботанической географии.

Целевые задачи:

1. Усвоить основные понятия фитоценологии.

2. Ознакомиться с методологией составления геоботанических описаний

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЮ

1. Жизненные формы растений как способ адаптации к окружающей среде. Классификации жизненных форм растений К. Раункиера и Г. Серебрякова.

2. Типы ареалов.

3. Понятие о флоре.

4. Понятие о растительности.

5. Фитоценозы. Количественные характеристики фитоценоза и методы их изучения: обилие, проективное покрытие, плотность.

6. Методология составления геоботанических описаний.

ЛИТЕРАТУРА

Основная:

1. Яковлев, Г.П. Ботаника: учебник для вузов / Г.П. Яковлев, В.А. Челомбитько, В.И. Дорофеев / под ред. Р.В. Камелина. – 3 изд., испр. и доп.- СПб.: СпецЛит, 2008. – С. 548-602.

2. Пособие для подготовки ко всем видам контроля по фармацевтической ботанике для студентов дневной формы обучения фармацевтического факультета: учеб.-метод. пособие / Н.П. Кузнецова, [и др.]; под общ. ред. Н. П.Кузнецовой. – Витебск: ВГМУ, 2012. – С. 182.

3. Определитель высших растений Беларуси / Под ред. В.И. Парфенова – Минск: изд-во ДизайнПРО, 1999. – 472 с.

4. Атлас ареалов и ресурсов лекарственных растений СССР / Под ред. А.И. Толмачева. – М., 1980. - 341 с.

 

Дополнительная:

4. Яковлев, Г.П. Ботаника: учебник для вузов / Г.П. Яковлев, В.А. Челомбитько; под ред. Р.В. Камелина. – СПб.: СпецЛит, Изд-во СПХФА, 2003. – С. 526-586.

5. Яковлев, Г.П. Ботаника: учебник для фармац. институтов и фармац. фак. мед. вузов / Г.П. Яковлев, В.А. Челомбитько; под ред. И.В. Грушвицкого. – М.: Высш. шк., 1990. – С. 316-349.

6. Фармацевтическая ботаника: учеб. пособие для студентов фармацевтического факультета / Н.С. Гурина [и др.]; под общей ред. Н.С. Гуриной. – Витебск: изд-во ВГМУ, 2003. – С. 142-155.

МАТЕРИАЛЬНОЕ ОСНАЩЕНИЕ

1. Гербарии лесных растений.

1. Определители растений.

ХРОНОКАРТА ЗАНЯТИЯ

№ п/п Этапы занятий Время (мин.)
1. Организационная часть (проверка посещаемости, заполнение журнала)  
2. Вводная часть (тема, цель, задачи занятия)  
3. Обсуждение основных вопросов темы занятия. Тест-контроль (входной контроль)  
4. Пояснение к лабораторному занятию  
5. Самостоятельная работа студентов  
6. Контроль выполнения и оформления работы (выходной контроль)  
7. Объявление задания к следующему занятию  

Итого 135

ИНФОРМАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ

Морфо-экологические адаптации, жизненные формы отражают приспособленность растений к условиям произрастания. К.Раункиер в качестве основы для их классификации выбрал положение почек возобновления по отношению к поверхности почвы в течение неблагоприятного времени года. В соответствии с этим все растения подразделены на пять типов (рис. 17.1).

 

Рис. 17.1 – Жизненные формы растений по Раункиеру:

1 - фанерофит 2 - хамефит, 3 - гемикриптофиты, 4 - геофиты,

5 - терофит

Процентное распределение видов растений по этим пяти основным группам жизненных форм в различных фитоценозах носит название спектра. Спектры жизненных форм - отражение климатических условий:

• для фитоценозов Средиземноморской области характерна высокая численность однолетников (30-35% видового состава),

• для тропических областей – деревьев, лиан, эпифитов,

• в Северной и Средней Европе, Сибири – резкое преобладание гемикриптофитов,

• в тундре – хамефитов.

Ареал – это часть земной поверхности (или акватории), в пределах которой встречается какой-либо вид или другая таксономическая группа (род, семейство).

• Если вид произрастает на площади, ограничиваемой одной замкнутой линией, то говорят о сплошном ареале.

• Иногда помимо главного ареала имеется несколько удаленных фрагментов, которые называют эксклавами, иногда и весь ареал распадается на несколько частей.

• Ареалы, не образующие единой ограниченной территории, называют дизъюнктивными.

 

Рис. 17.2 – Дизъюнктивный ареал земляники восточной.

Фитоценоз – растительное сообщество, существующее в пределах одного местообитания, характеризуется относительной однородностью видового состава, определённой структурой и системой взаимоотношений растений друг с другом и с внешней средой.

Термин предложен польским ботаником И.К.Пачоским в 1915 году. Фитоценозы изучает фитоценология (геоботаника). Фитоценоз – ведущий элемент биогеоценоза, так как трансформирует первичный экотоп в биотоп, создавая среду обитания для других организмов, а также является первым звеном в круговороте веществ и энергии. Элементы фитоценоза – ценопопуляции, совокупности особей одного вида в границах фитоценоза. Признаки фитоценоза:

1) видовой (флористический) состав;

2) количественные отношения между растениями, которые определяются разной степенью участия (обилием) различных видов;

3) вертикальное и горизонтальное расчленение фитоценоза;

4) характер местообитания (среда обитания фитоценоза).

Наиболее доступный метод изучения наземных фитоценозовметод пробных площадей, специально выделенных участков прямоугольной формы, которые закладываются в пределах фитоценоза таким образом, чтобы охватить наиболее типичный его участок. Размер пробной площади должен быть достаточен для выявления его флористического состава: 100м2, 200 м2 и больше.

На пробных площадяхпроводят геоботаническое описание – один из способов изучения растительности и изучают флористический состав, общую численность, массу растений и количественные соотношения между видами, состояние особей каждого вида («жизненность»), пространственное (вертикальное и горизонтальное) распределение растений и структурные части фитоценоза. Для оценки всех этих признаков пользуются количественными показателями, что облегчает сравнение фитоценозов между собой. Результаты описания заносят в специальный бланк, где отмечают:

географическое положение;

условия увлажнения (атмосферное, грунтовыми водами, проточное, застойное, наличие стока на склонах);

положение в рельефе (на водоразделе или на склоне);

экспозицию и крутизну склона (в градусах);

название растительной ассоциации. Название растительной ассоциации даётся по доминирующим видам каждого яруса (пример: ельник кисличный).

Разработаны специальные бланки описаний:


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал