![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Причины и виды аварий ГТС
Общее количество поднадзорных Ростехнадзору комплексов ГТС промышленности, энергетики и водохозяйственного комплекса составляет 29964, из них: 844 комплексов ГТС жидких промышленных отходов; 568 комплексов топливно-энергетического комплекса; 28 552 ГТС водохозяйственного комплекса. На ГТС постоянно воздействуют водный поток, колебания температур, льды, насосы, статические и гидродинамические нагрузки, происходят истирание поверхности, коррозия металлов, выщелачивание бетона, гниение деревянных конструкций (или их истачивание живыми организмами). Поэтому со временем растет вероятность разрушения того или иного сооружения и затопления водой прилегающей территории, т.е. возможно возникновение чрезвычайной ситуации. Размещение таких объектов повышенного риска в черте крупных населенных пунктов и их разрушение могут привести к катастрофическому затоплению обширных территорий, значительного числа населенных пунктов, массовой гибели людей, разрушению зданий и различных сооружений – гражданских и промышленных, военных объектов и др. Разрушение (прорыв) ГТС происходит в результате действия сил природы (землетрясений, ураганов, размывов плотин, износа и старения оборудования) или воздействия человека (нанесение ударов ядерным или обычным мощным оружием), а также из-за конструктивных дефектов или ошибок проектирования. В зависимости от масштабов и последствий затопления в результате разрушения ГТС различают: 1) катастрофическое затопление; 2) прорывной паводок; 3) затопление, повлекшее смыв плодородных почв или отложение наносов на обширных территориях. Прорыв гидротехнических сооружений происходит также при длительных ливневых дождях из-за заполнения водохранилищ выше критического уровня с прорывом защитных дамб (валов). При этом возникает чрезвычайная ситуация, связанная с угрозой затопления близлежащих населенных пунктов и нарушения условий безопасной жизнедеятельности. В таких ЧС оповещается население по всем каналам связи, теле- и радиовещания, мобилизуются подразделения РСЧС, проводится эвакуация из зоны ожидаемого затопления. Чрезвычайные ситуации на ГТС такого вида случаются нередко в Краснодарском крае, где имеются ирригационные системы и водохранилища, из которых вода используется для полива рисовых полей. Серьезный случай с чрезвычайной ситуацией на ГТС имел место летом 2003 г. в Краснодарском крае с весьма значительным экономическим ущербом. Последствиями гидродинамических аварий на ГТС являются: 1) повреждение и разрушение ГТС и гидроузлов и кратковременное или долговременное прекращение выполнения ими своих функций; 2) поражение людей и разрушение разного рода сооружений волной прорыва ГТС; 3) затопление обширных территорий с возникновением чрезвычайных ситуаций и развертыванием подразделений РСЧС, оснащенных спецтехникой. Основными поражающими факторами катастрофического затопления являются: 1) разрушительная волна прорыва; 2) водный поток и спокойные воды, затопляющие территорию суши и объекты. Вторичными последствиями гидродинамических аварий на ГТС являются загрязнение воды и местности веществами из разрушенных (затопленных) хранилищ, принадлежащих промышленным и сельскохозяйственным предприятиям, массовые заболевания людей и животных, аварии на транспортных магистралях, оползни и обвалы, утрата прочности зданиями и сооружениями. Долговременные последствия связаны с остаточными факторами затопления – наносами, загрязнениями, изменением ландшафта и других элементов природной среды. Меры по защите населения от неблагоприятных последствий аварий на ГТС: 1) уменьшение максимального расхода воды путем перераспределения стока воды во времени; 2) регулирование паводковых стоков с помощью водохранилищ; 3) укрепление и своевременный ремонт ГТС, ограждающих дамб (валов); 4) проведение берегоукрепительных и дноуглубительных работ с помощью земснарядов, подсыпка низких мест. К оперативным предупредительным мерам относятся: 1) оповещение населения об угрозе аварий; 2) заблаговременная эвакуация населения, сельскохозяйственных животных, материальных и культурных ценностей из потенциально затапливаемых зон; 3) частичное ограничение или прекращение работы предприятий, организаций, учреждений, расположенных в зонах возможного затопления; 4) защита материальных и культурных ценностей. Один из способов профилактики аварий на гидротехнических сооружениях состоит в том, чтобы не строить их там, где они принесут больше вреда, чем пользы.
|