Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Нарушение синтаксических норм может происходить на уровне словосочетания, предложения, текста.
Встречаются в текстах и ошибки, связанные с нарушением порядка следования частей сложноподчиненного предложения. Необходимо помнить, что порядок следования частей сложноподчиненного предложения разных типов различен: он может быть свободным и несвободным, строго закрепленным. Это зависит от структурно-семантических особенностей всего предложения. Так, например, придаточные части, прикрепляемые союзами ибо, потому что, благо, так что, могут стоять только после главной части. Нарушение этого правила приведет к ошибке: Потому что я знал о его приезде, я смог подготовиться к нему. Может возникнуть ошибка, связанная с неправильным расположением частей в сложноподчиненном предложении с определительным придаточным предложением. Определительное придаточное предложение следует помещать только после определяемого имени существительного. Нарушение этого порядка расположения частей может привести не только к грамматико-стилистическим ошибкам, но и к фактическим неточностям, к двусмысленности высказывания, которая возникла, например, в предложении: Каждый тракторист закреплен за определенным трактором, который следит за его состоянием. Следует написать: Каждый тракторист закреплен за определенным трактором и следит за его состоянием. Случается, что иногда ошибочно пропускают местоимения в главной части сложноподчиненного предложения в тех случаях, когда это местоимение конструктивно обязательно. Например, в предложении: Он недолюбливал, которые слишком бойко вели себя (пропущенное местоимение тех конструктивно обязательно). Другая распространенная ошибка — неправильный выбор подчинительного союза, не соответствующего смысловым значениям предикативных частей: Поезд приближался к перрону, как в дверь купе заглянула девушка (когда в дверь...). Нарушения синтаксических норм случается и при использовании прямой и косвенной речи. Назначение прямой речи - передавать чужие слова, а также свои слова, раннее сказанные, или невысказанные мысли. Прямая речь, как правило, используется в устных высказываниях (в разговорном стиле) и отличается эмоциональностью, живостью. Именно с учётом этого её и следует использовать в своей речи. При замене прямой речи косвенной отчасти теряются оттенки разговорности, индивидуальности речи говорящего. Чтобы избежать ошибки, следует изменять все личные и притяжательные местоимения с учетом того, что изменилось лицо говорящего. Вместо: Друг сказал, что я подожду; нужно: Друг сказал, что он подождет. Вместо: Он крикнул, чтобы все двигались в мою сторону; нужно: Он крикнул, чтобы все двигались в его сторону. Ошибка встречается также при использовании форм косвенного вопроса. Вместо неверного: Он спросил, что можно ли взять книгу; нужно опустить союз: Он спросил, можно ли взять книгу. Следует помнить, что междометия, обращения, частицы в косвенной речи опускаются. Вместо неверного: Он сказал, что, мол, вряд ли успеет к поезду, следует: Он сказал, что вряд ли успеет к поезду. Все рассмотренные случаи нарушения синтаксической нормы делаются в сфере словосочетания и предложения. К числу же нарушений синтаксических норм на уровне текста следует отнести: · ошибочное использование средств связи (союзов, местоимений, наречий, частиц), не соответствующих отношениям между предложениями или частями высказывания, которое может привести к нарушению его логики, например: Зима вызывает у человека усталость, раздражение. И(?) весной эти чувства притупляются. или Татьяне снится вещий сон. В облике всех тех (?) чудовищ предстают гости на именинах. или Лермонтов изобразил жизнь своего времени. Но (?) главным действующим лицом является Печорин; · неумение обоснованно пользоваться разнообразными синтаксическими конструкциями, что ведёт к появлению «монотона» (Н.И.Жинкин) – короткой, рубленой, однообразно повторяющейся фразы: Пришла весна. Пригрело солнышко. Вылезла зеленая травка. Прилетели птицы. Расцвели цветы и т. д.; · немотивированное присоединение предложений: Онегин, чтобы позлить Ленского, стал ухаживать за Ольгой. Ленский вызвал его на дуэль. Так друзья поссорились. (Последнее предложение лишнее.) Как мы видим, нарушение синтаксических норм портит нашу речь. Более того, оно затрудняет выражение и восприятие мыслей, то есть наше общение.
|