Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Нарушение синтаксических норм может происходить на уровне словосочетания, предложения, текста.






Встречаются в текстах и ошибки, связанные с на­рушением порядка следования частей сложноподчи­ненного предложения. Необходимо помнить, что поря­док следования частей сложноподчиненного предложе­ния разных типов различен: он может быть свободным и несвободным, строго закрепленным. Это зависит от структурно-семантических особенностей всего предло­жения. Так, например, придаточные части, прикреп­ляемые союзами ибо, потому что, благо, так что, могут стоять только после главной части. Нарушение этого правила приведет к ошибке: Потому что я знал о его приезде, я смог подготовиться к нему.

Может возникнуть ошибка, связанная с неправиль­ным расположением частей в сложноподчиненном пред­ложении с определительным придаточным предложе­нием. Определительное придаточное предложение сле­дует помещать только после определяемого имени су­ществительного. Нарушение этого порядка расположе­ния частей может привести не только к грамматико-стилистическим ошибкам, но и к фактическим неточ­ностям, к двусмысленности высказывания, которая воз­никла, например, в предложении: Каждый тракто­рист закреплен за определенным трактором, который следит за его состоянием. Следует написать: Каждый тракторист закреплен за определенным трактором и следит за его состоянием. Случается, что иногда оши­бочно пропускают местоимения в главной части слож­ноподчиненного предложения в тех случаях, когда это местоимение конструктивно обязательно. Например, в предложении: Он недолюбливал, которые слишком бой­ко вели себя (пропущенное местоимение тех конст­руктивно обязательно).

Другая распространенная ошибка — неправильный выбор подчинительного союза, не соответствующего смысловым значениям предикативных частей: Поезд приближался к перрону, как в дверь купе заглянула девушка (когда в дверь...).

Нарушения синтаксических норм случается и при использовании прямой и косвенной речи. Назначение прямой речи - передавать чужие слова, а также свои слова, раннее сказанные, или невысказанные мысли. Прямая речь, как правило, используется в устных высказываниях (в разговорном стиле) и отличается эмоциональностью, живостью. Именно с учётом этого её и следует использовать в своей речи. При замене прямой речи косвенной отчасти теряются оттенки разговорности, индивидуальности речи говорящего.

Чтобы избежать ошибки, следует изменять все личные и притяжательные местоимения с учетом того, что изменилось лицо говорящего. Вместо: Друг сказал, что я подожду; нужно: Друг сказал, что он подождет. Вместо: Он крикнул, чтобы все двигались в мою сторону; нужно: Он крикнул, чтобы все двигались в его сторону. Ошибка встречается также при использовании форм косвенного вопроса. Вместо неверного: Он спросил, что можно ли взять книгу; нужно опустить союз: Он спросил, можно ли взять книгу. Следует помнить, что междометия, обращения, частицы в косвенной речи опускаются. Вместо неверного: Он сказал, что, мол, вряд ли успеет к поезду, следует: Он сказал, что вряд ли успеет к поезду.

Все рассмотренные случаи нарушения синтаксической нормы делаются в сфере словосочетания и предложения.

К числу же нарушений синтаксических норм на уровне текста следует отнести:

· ошибочное использование средств связи (союзов, местоимений, наречий, частиц), не соответствующих отношениям между предложениями или частями высказывания, которое может привести к нарушению его логики, например: Зима вызывает у человека усталость, раздражение. И(?) весной эти чувства притупляются. или Татьяне снится вещий сон. В облике всех тех (?) чудовищ предстают гости на именинах. или Лермонтов изобразил жизнь своего времени. Но (?) главным действующим лицом является Печорин;

· неумение обоснованно пользоваться разнообразными синтаксическими конструкциями, что ведёт к появлению «монотона» (Н.И.Жинкин) – короткой, рубленой, однообразно повторяющейся фразы: Пришла весна. Пригрело солнышко. Вылезла зеленая травка. Прилетели птицы. Расцвели цветы и т. д.;

· немотивированное присоединение предложений: Онегин, чтобы позлить Ленского, стал ухаживать за Ольгой. Ленский вызвал его на дуэль. Так друзья поссорились. (Последнее предложение лишнее.)

Как мы видим, нарушение синтаксических норм портит нашу речь. Более того, оно затрудняет выражение и восприятие мыслей, то есть наше общение.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал