Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие органов чувств, выражающееся в проявлении зри­тельного и слухового сосредоточения на лице взрослого.






Суммируя все вышесказанное, можно выделить особеннос­ти развития ребенка в период новорожденности. К ним отно­сятся: отсутствие сложившихся форм поведения при наличии минимального количества врожденных рефлексов и наиболее бы­строе развитие органов чувств по сравнению с движениями, а главное — социальная опосредованность жизни с первых ее дней. Неразрывная связь ребенка и взрослого сохраняется на про­тяжении всего первого года жизни, поэтому социальную ситуа­цию психического развития в младенчестве Л.С.Выготский на­звал «Мы». Действительно, ребенок не может существовать без взрослого, который обеспечивает все его существование, выжи­вание и направление его активности. Ребенок не может само­стоятельно передвигаться, самостоятельно поддерживать свое существование. Младенец к тому же не имеет средств воздейст­вия на взрослого, кроме экспрессивно-мимических, таких, как плач, крик. Противоречие этой ситуации развития и состоит в том, что ребенок максимально нуждается во взрослом, но не имеет средств воздействия на него. Взрослый же обращается с малышом так, будто надеется на его ответные действия, будто ребенок понимает обращенные к нему слова, жесты, эмоцио­нальные реакции. Взрослый как бы приписывает младенцу пони­мание своих действий. И в результате такого поведения взрос­лого у ребенка появляется первая социальная потребность -потребность в общении со взрослым. Она знаменует собой воз­никновение первой деятельности ребенка - деятельности обще­ния, где предметом становится другой человек (М.И.Лисина). Теперь активность в установлении контактов переходит от взрослого к ребенку.

Малыш сам начинает воздействовать на взросло­го, чтобы вступить с ним в общение, побудить его к контакту.

Общение носит ситуативный и непосредственный характер, поскольку осуществляется только в данной конкретной ситуа­ции и по ее поводу. Малыш еще не владеет основным средством общения - речью, которая помогает выйти за пределы конкрет­ной ситуации. В зависимости от содержания общения на протя­жении младенчества выделяют два его вида - ситуативно-лич­ностное и ситуативно-деловое.

Общение является ведущей деятельностью в младенческом возрасте, поскольку обеспечивает главные линии психического развития.

Период младенчества делится на два этапа развития. Пер­вый - от рождения до 5-6 мес. - характеризуется становлением ситуативно-личностного общения и интенсивным развитием сенсорных систем, зрения, слуха.

Переход ко второму этапу связан с развитием хватания, установлением зрительно-двигательных координации (коорди­нации между рукой и глазом). Теперь ребенок может удержать предмет и поэтому интенсивно осваивает манипулирование с предметами. Пространство ребенка расширяется. Создаются предпосылки для развития манипуляций с предметами и пред­метного восприятия. Теперь общение протекает на фоне мани­пуляций по поводу предметов. Зарождаются предпосылки для развития речи. Причем сначала складываются основы понима­ния речи взрослого.

Таким образом, между ребенком и взрослым тесная ситуа­ция взаимодействия начинает постепенно разрываться за счет того, что «вклинивается» новая деятельность - предметная, сна­чала манипулирование предметами, а затем и освоение их функ­ции. Дальнейший разрыв ситуации «мы» обусловлен освоением ходьбы, стимулирующей рост самостоятельности малыша. Теперь он сам может выбирать объект, с которым будет действовать.

Выделим ведущие достижения в младенческом возрасте в сферах деятельности, познания и личности:

- складываются первые две формы общения со взрослым, начинается освоение манипулятивной деятельности с предме­тами;

- появляются первые социальные эмоции, направленные на взрослого, формируется потребность в общении с ним я первое «предличностное» новообразование - активность;

В сфере познавательной возникает представление о предме­те как о постоянном, существующем в пространстве и имеющем постоянные свойства; развитие памяти расширяет границы опыта ребенка и начинает его формировать; появляются зачатки мышления как установления первых простейших причинно-следственных связей, поиска ответа на вопрос «Что будет, если?..», возникают предпосылки для освоения речи как пассив­ной, так и активной, устанавливаются первые связи слова с пред­метом.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал