Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие самосознания в младенчестве






В первый год жизни складываются предпосылки для даль­нейшего развития личности - «предличностные образования» (Н.Н.Авдеева, С.Ю.Мещерякова). Младенец имеет собственную и достаточно разнообразную психическую жизнь. На протяже­нии первого года жизни он накапливает опыт взаимодействия с окружающим миром, в ходе которого складывается отноше­ние к себе, другим людям и предметам.

 

 

Главным условием развития личности выступает общение ребенка с другими людьми. Только в этой сфере младенец мо­жет проявить себя как человек и выразить свое отношение к другому человеку. И даже предметы вызывают интерес малы­ша, если они включены в контекст общения со взрослым. Ребенка привлекает прежде всего то, с чем увлеченно действует взрослый. С момента рождения взрослый заботливо ухаживает за ре­бенком, разговаривает с ним, дает нежные имена, с готовнос­тью откликается на любые реакции малыша (от крика до улыб­ки), чутко улавливает его состояние, настроение, нужды.

Взрослый с первых дней оценивает малыша. В любой оцен­ке главным для ребенка является доброжелательное внимание. Он не понимает обращенных к нему слов, не выделяет содержа­ние оценки, но очень чувствителен к отношению со стороны взрослых. Эта чувствительность ярко выражена уже к 3 мес. Таким образом, взрослый выделяет малыша из окружающего мира как нечто особенно ценное, важное, значимое для себя. Взрослый, отвечая на инициативу ребенка, позволяет ему воз­действовать на себя. Он авансом наделяет малыша личностным своеобразием, неповторимостью и уникальностью.

Такое отношение к ребенку формирует у него положитель­ное отношение к людям и положительное самоощущение, ког­да он переживает свою значимость для близких. Это пережива­ние создает условие для того, чтобы ребенок активно проявлял себя. Интерес к взрослому и ответная реакция на его инициа­тивные действия возникают у младенца к концу первого месяца жизни в виде улыбки. А к 2 мес. нарастает интерес к людям и предметам. В 3 мес. можно говорить о том, что сложилось предличиостпое образование — активность, отчасти врожденное ка­чество, но развивающееся в основном под влиянием социальных условий жизни и при решающем влиянии общения со взрослыми. В 4-5 мес. ребенок показывает себя как доверчивое, жизне­радостное, любознательное и требовательное существо. Его инициативность очень высока, разнообразно поведение.

Положительное самоощущение, складываясь в первом полу­годии жизни под влиянием доброжелательного внимания взрос­лого, после 6 мес. во многом зависит от успешности манипуля­ций малыша с предметами. Ребенок четко воспринимает резуль­таты своих действий. Малыш старается с помощью взрослого получить какой-то объект, потрогать недосягаемый предмет, обследовать его. При повторяющихся неудачах он ощущает себя неуверенным, неумелым. А успех побуждает его снова и снова совершать действие.

О складывающихся первых привязанностях можно судить по ярко выраженным положительным эмоциям младенца, ког­да возникает взаимообмен переживаниями со взрослым. С воз­растом растет и избирательность отношения ко взрослому. Если 3-месячный малыш примерно одинаково реагирует на любого взрослого, улыбаясь и радуясь, то во втором полугодии он чет­ко разделяет родных, знакомых и совершенно чужих людей. Общаясь с близкими, ребенок активен, инициативен, его пере­живания не только положительные, но и отрицательные очень яркие. Он выражает радость, удовольствие, огорчение, обиду, как бы стремясь поделиться своим эмоциональным состояни­ем. Дети как бы ищут поддержку у взрослых, предвосхищая положительные переживания. К знакомым людям ребенок про­являет интерес, но более сдержан в выражении эмоций.

Малыши, особенно после 8 мес., начинают бояться незна­комцев. Часто, если отсутствует близкий взрослый, они плачут, отворачиваются, отползают от чужого взрослого, проявляя робость и неуверенность. В то же время негативная реакция на чужих, в присутствии родных людей, сменяется интересом и стремлением привлечь к себе внимание. Сидя на руках у мамы, малыш смотрит на незнакомого человека, пытается поймать его взгляд, издает звуки и совершает другие инициативные действия.

К 12 мес. ребенок связывает знакомого взрослого с опреде­ленными действиями, ожидая их от него. Так, заглядывает в сумку, с которой пришла бабушка, если она все время приносит в ней подарки. Он просится на руки к папе, если тот постоянно играет с ним. Неодинаковое отношение к разным лицам гово­рит о том, что к концу первого года жизни у ребенка складыва­ются устойчивые образы взрослых. В это же время у малыша резко нарастают проявления упрямства, негативизма в ответ на замечание взрослого, настойчивость в осуществлении своих желаний и требований. В более младшем возрасте ребенка зна­чительно легче можно отвлечь от привлекательного, но запрет­ного предмета. Теперь же у него появляется некоторое проти­вопоставление себя взрослому, возрастает радость при успехе и огорчение при неудаче, которые выступают естественными при­знаками зарождающейся личности.

О развитии предпосылок в становлении образа себя говорит отношение ребёнка к своему отражению в зеркале. В 2-3 мес. младенец долго, сосредоточенно рассматривает свое отражение в зеркале. Положительное переживание себя выражается в ра­достном отношении к своему зеркальному отражению.

К 6 мес. у ребенка возникает исследовательское поведение, он обследует свое отражение руками, обводит контур лица, до­трагивается до отражения руки. После 6 мес. дети соотносят свои реальные действия с наблюдаемыми в зеркале. Они шевелят пальчиками, размахивают руками, прослеживают взглядом от­ражение своих действий. В возрасте 11-12 мес. малыши подо­лгу играют со своим отражением: гримасничают, кривляются, совершая ритмические и мимические действия. Наблюдаются действия, направленные на коррекцию своего внешнего вида. (Так, в 10 мес. малыш, которому на голову надели повязку и поднесли к зеркалу, проявил недоумение, изумление, а затем безошибочно точным движением начал ее стаскивать.) В пер­вом полугодии второго года жизни дети, пользуясь зеркалом, рассматривают пуговки, кармашки, шнурочки на своей одеж­де, с интересом наблюдают за меняющимся отражением. Разно­образнее становятся игры перед зеркалом. К двум годам малы­ши часто подпрыгивают перед зеркалом, весело при этом сме­ясь. Они уверенно узнают себя и с удовольствием меняют свой внешний облик: надевают платочек, причесываются и пр.

Особенности развития элементов самосознания в младен­ческом возрасте:

- под влиянием личностно-адресованного общения со взрос­лым у ребенка складывается ощущение своей важности для дру­гого, эмоционально-положительное отношение к себе; интерес и инициативность к окружающим;


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал