![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Психологические особенности детей 6-летнего возраста⇐ ПредыдущаяСтр 71 из 71
Социальная ситуация развития в переходный к младшему к школьному возрасту период. Кризис 7 лет. Основные достижения и противоречия периода. Формирование новой внутренней позиции. Развитие познавательных процессов 6-летнего ребенка. Развитие личности 6-летнего ребенка. Развитие деятельности. Основные понятия. Новая внутренняя позиция. Психологическая готовность к систематическому обучению Понятие психологической готовности к обучению в школе. Основные компоненты психологической готовности ребенка к школе. Интеллектуальная готовность: сформированность способов и средств познавательной деятельности. Социально-психологическая и коммуникативная готовность: сформированность форм общения со взрослыми и сверстниками, коммуникативных умений и навыков. Личностная готовность: произвольность поведения и волевая готовность, особенности мотивационной сферы и мотивов учения. Основные понятия. Готовность к школе, психологическая готовность к школе, обучаемость, морфофункциональная готовность, предметно-специфическая готовность, структура психологической готовности ребенка к обучению в школе, школьная зрелость.
СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ Абстрагирование - мыслительная операция, состоящая в отвлечении от несущественных признаков в объекте. Активность - стремление ребенка к поддержанию жизненно важных связей с окружающим миром или к его преобразованию. Акцентирование - операция воображения, состоящая в подчеркивании определенных частей, свойств, качеств, признаков i знакомом образе, в результате чего получается новый образ. Анализ - мыслительная операция, состоящая в мысленном расчленении объекта на составные части. Антропоморфизация - операция воображения, состоящая в одушевлении. Внимание - направленность и сосредоточенность психической деятельности на значимом объекте при отвлечении от незначимых. Волевое действие - преднамеренное, осознанное, связанное с преодолением трудностей действие. Его структуру составляют постановка цели, принятие решения, планирование исполнения, преодоление препятствий, сличение достигнутого результата с предполагаемым и его оценка. Волевое усилие - психическое напряжение, мобилизующее внутренние ресурсы человека для преодоления препятствий. Воля - способность человека действовать в направлении сознательно поставленной цели, преодолевая при этом внутренние и внешние препятствия. Воображение - психический познавательный процесс, заключающийся в создании новых образов путем переработки материала восприятий, представлений, понятий, полученных в предшествующем опыте. Воспитание - процесс целенаправленного и систематического Воспоминание - процесс непроизвольного восстановления прошлого опыта. Восприятие - психический познавательный процесс, состоящий в отражении объектов действительности в совокупности их сторон I при непосредственном их воздействии на органы чувств. Воспроизведение - процесс памяти, при котором актуализируются известные по прошлому опыту объекты. Воссоздающее воображение - вид воображения, предполагающий создание образа на основе описания: Гиперболизация - операция воображения, состоящая в преувеличении или преуменьшении определенных сторон знакомого объекта, в результате чего получается новый образ. Двигательная память - память на движения и действия. Деятельность - активное взаимодействие субъекта с окружающей действительностью, в ходе которого происходят изменения в психической деятельности субъекта и в объекте, на который она направлена. Забывание - утрата информации из памяти или невозможность ее восстановить. Запоминание- процесс памяти, состоящий в фиксации новой информации. Знаково - символяческая функция сознания - возможность использовать объект в качестве заместителя другого. Импульсивность- особенность поведения человека, состоящая в склонности действовать по первому побуждению, под влиянием внешних обстоятельств или эмоций. Интеллектуальная готовность к школьному обучению - один из компонентов готовности, предполагающий определенный уровень развития познавательных процессов. Интеллектуальные чувства - чувства, возникающие и развивающиеся в процессе познавательной деятельности (удивление, сомнение, радость познания). Интернорнзация - процесс перехода внешних действий во внутренние. Классификация - мыслительная операция, состоящая в разделении объектов на группы по определенным признакам. Коммуникативное умение - освоенный человеком способ установления взаимоотношений между людьми. К ним относятся умение входить в контакт с незнакомым человеком, понимать его личностные качества и намерения, предвидеть результаты его поведения и в соответствии с этим строить свое. Концентрация внимания - степень углубления в деятельность при отвлечении от всего остального. Культура наблюдения - качество восприятия, характеризующее возможность поставить цель, спланировать и руководить процессом восприятия. Латентный период запоминания - время, в течение которого информация удерживается в памяти. Личность - устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида со стороны его включенности в социальные отношения. Логическая память-вид памяти, предполагающий осмысление, т. е. сознательное усвоение материала. Манипулирование - нецеленаправленные действия с объектами, не учитывающие их специфику (назначение). Механическая память - вид памяти, предполагающий усвоение материала без его осмысления. Мнемическая память - сознательно принимаемая или поставленная самим человеком цель запомнить. Мнемические приемы - действия, которые применяются для управления своей памятью. Мнемические средства - идеальные или материальные объекты, предназначенные для облегчения протекания процессов памяти. Мотив - побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности. Мотивировка - словесное объяснение своего действия или поступка. Мышление - процесс обобщенного и опосредованного отражения существенных свойств, связей и отношений между объектами. Мышление неразрывно связано с речью. С его помощью происходит открытие существенно нового. Мышление начинается в практической деятельности из чувственного познания и выходит далеко за его пределы, Наблюдение - систематическое, целенаправленное и планомерное восприятие объектов. Наглядно-действенное мышление - вид мышления, осуществляемый с помощью внешних практических действий. Наглядно-образное мышление - вид мышления, осуществляемый во внутреннем плане с опорой на представления и образы. Непроизвольная память - вид памяти, не требующий волевых усилий и сознательной мнемической цели. Новая внутренняя позиция дошкольника- возникающая к концу дошкольного возраста новая система мотивов и потребностей, связанных с учением как новой, серьезной, общественно значимой деятельностью. Нравственнее развитие - процесс, предполагающий усвоение нравственных норм, формирование нравственного сознания и нравственного поведения. Нравственные качества -постоянные свойства личности, проявляющиеся во всех ситуациях, связанные со стремлением ребенка следовать нравственным нормам. Нравственные, моральные чувства - переживания, связанные с удовлетворением или неудовлетворением стремлений ребенка соблюдать требования общественной жизни, следовать нравственным нормам. Нравственные нормы - общественно выработанные правила поведения, которыми руководствуются люди в своей жизни и деятельности. Орудийные действия - действия, предполагающие воздействие предметом-орудием на предмет-цель. Ощущение - психический познавательный процесс отражения отдельных сторон объектов при их непосредственном воздействии на органы чувств. Память - психически и познавательный процесс, состоящий в отражении прошлого опыта.
Переключение внимания - переход от одного объекта (вида деятельности) к другому. Перцептивные действия - действия, сознательно направляемые ' на обследование объектов. Потребность - источник активности субъекта, нужда в материальных или духовных объектах, необходимых для его существования и развития. Предметные действия - общественно выработанные способы употребления предметов. Припоминание - сознательный поиск информации в памяти. Произвольная память - вид памяти, предполагающий наличие сознательно поставленной мнемической цели и сопровождающийся волевыми усилиями для ее достижения. Произвольное действие -действие, совершаемое в соответствии с заранее поставленной целью. выполнять несколько видов деятельности. Рассеянность внимания - неспособность к сосредоточению, что проявляется в частых и длительных отвлечениях от предмета или деятельности.
Речь - процесс использования языка в качестве средства общения и обобщения. Самооценка - оценка личностью себя (своей внешности, способностей, личностных качеств и др.), компонент самосознания. Самосознание - осознанное отношение человека к своим индивидуальным и личностным свойствам, переживаниям и мыслям. Сенсомоторный образ - зрительно-двигательный образ действия или предмета. Сенсорные эталоны - исторически сложившиеся представления о чувственных свойствах, качествах и признаках объектов. Синтез - мыслительная операция, состоящая в мысленном соединении различных частей или сторон объекта в единое целое. Ситуативные желания - желания, мотивы поведения, возникающие в данной конкретной наглядной ситуации «здесь и сейчас». Словесное мышление - вид мышления, протекающий во внутреннем плане с опорой на понятия. Словесно-логическая память - память на мысли. Соотносящие действия - действия, предполагающие приведение в пространственные взаимоотношения объектов или их частей. Соподчинение мотивов - определенное соотношение мотивов, устанавливающееся на основе выделения более важных мотивов, подчиняющих себе другие. Социальная перцепция - восприятие, понимание и оценка человеком других людей. Сравнение - мыслительная операция, состоящая в сопоставлении объектов с целью установления их сходства и различия. Суждение - логическая форма, которая содержит утверждение или отрицание чего-либо и отражает связи между объектами или их признаками, свойствами. Творческое воображение - вид воображения, предполагающий создание оригинального продукта. Творчество - деятельность, результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Узнавание - процесс памяти, состоящий в опознании воспринимаемого объекта как уже известного в прошлом опыте. Умозаключение - логическая форма мышления, вывод, получаемый путем сопоставления фактов или суждений. Устойчивость внимания -длительное удержание внимания на объекте или деятельности. Фантазия - синоним воображения или его продукт. Фрустрация - тяжелое психическое состояние, вызываемое ситуацией, когда человек хочет, но не может преодолеть барьер, переживает неудачу. Целеполагание - способность порождения новых целей в деятельности человека. Чувства высшие - отражения устойчивых эмоциональных отношений человека, связанных с его потребностями и мотивами, к явлениям действительности. Чувственное познание - познание, протекающее с помощью органов чувств. Эмоции - психическое отражение в форме непосредственного переживания значимости действующих на человека явлений и ситуаций. Эмоции проявляются в отношении человека к окружающему миру, в переживаниях по поводу проявления, удовлетворения или неудовлетворения потребностей. Эмоциональная память - память на эмоциональные переживания. Эмпатия - постижение эмоционального состояния другого человека, проникновение в его переживания.
ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие........................................................................................ 3 Раздел I. Общие вопросы детской психологии Глава I. Предмет детской психологии............................................ 7 § 1. Основные закономерности психического развития............... В § 2. Психическое развитие как усвоение общественно-исторического опыта.................................................................. Н Глава 2. Принципы и методы детской психологии........................ 16 § 1. Принципы изучения психики ребенка....................................... 16 § 2. Методы детской психологии...................................................... 18 § 3. Как воспитателю изучать психические особенности ребенка.......................................................................................... 25 Глава 3. Общая характеристика психического развития ребенка от рождения до 7 лет........................................................... 28 § 1. Особенности психического развития в раннем возрасте.... 28 § 2. Психическое развитие ребенка первого года жизни............ 30 § 3. Психическое развитие ребенка от 1 года до 3 лет................ 34 § 4. Психическое развитие ребенка от 3 до 7 лет......................... 35
|