Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Развитие форм землевладения






Территория и население страны

 

В результате монголо-татарского нашествия и последующих вторжений, а также возникновения на западных границах Руси в XIII-XIV вв. Великого княжества Литовского часть русских земель оказалась в его составе или под властью Польши, Венгрии, Молдавии. На этой территории возникает украинская и белорусская народности. Земли великорусской народности охватили огромную территорию от побережья морей Ледовитого океана на севере до среднего и нижнего течения Оки на юге, от района Пскова на западе до Нижнего Новгорода на востоке.

В XIII-XVI вв. русское население продолжает осваивать северо-восточную территорию. Продвижение происходит двумя потоками: из Новгородской земли и Ростово-Суздальской (позднее – Московской). Другие направления – восточное (в Поволжье) и на юг (от р. Оки). Проникновения сюда особенно усиливаются во второй половине XVI в.

В первой половине XVI в. территория Московского государства увеличивается с присоединением русских земель Литвы: Чернигово-Северских и Смоленских. Таким образом, к середине XVI в. складывается основная территория Русского государства.

 

Развитие форм землевладения

 

Конец XIII-XIV вв. – время роста крупного землевладения. Первые вотчины (княжеские, церковные, боярские) появляются еще в Киевской Руси. В последующее время этот процесс продолжается. Более быстро крупным землевладельцем становится церковь. Возможность ее развития, в частности, была связана с веротерпимостью ордынцев, поэтому церковные земли освобождались от даней. Многие исследователи считают, что основой для роста церковного землевладения стал переход монастырей с середины XIV в. с «келиотского» устава к «общежитийному».

«келиотского»

По келиотскому уставу монастырь состоял из ряда обособленных келий, а жившие в них монахи имели свое хозяйство; монастырь же в целом, таким образом, не являлся собственником земли.

 

«общежитийному»

Согласно общежитийному уставу монахи должны были отказаться от личной собственности, а монастырь становится общиной с коллективной собственностью, получает возможность широко приобретать имущество, в том числе земли. Монастырям начинают жаловать земли князья.

 

Однако, несмотря на свой рост, крупное частное землевладение в XIV-XV вв. не являлось господствующим. В Северо-Восточной Руси преобладало свободное общинное крестьянское землевладение.

 

С присоединением во второй половине XV в. новгородских и тверских земель у великого князя оказался обширный земельный фонд. Он воспользовался этим для наделения землей переселенных землевладельцев, «не помещенных» в центральных и восточных районах. Этих переселенцев стали называть помещиками, а их владения поместьями. Этим же решался вопрос поддержания обмельчавших вотчинников.

В отличие от вотчины поместья запрещалось продавать, дарить и наследовать (следовательно, устранялась угроза превращения этих земель в церковные). Вместе с тем помещики оказывались в зависимости от государства. Их обязанностью стала военная служба.

Формально поместье считалось лишь временным держанием, а не собственностью, как вотчина. Реально оно передавалось по наследству, так как обеспечивало службу сыновей помещика. Таблица.

 

Таблица

Вотчина Поместье
Предоставляется за службу Предоставляется за службу
Наследуется Фактически наследуется
Продается и покупается Не продается и не покупается
Вкладывается в монастырь Не вкладывается в монастырь

Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал