![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Развитие форм землевладенияСтр 1 из 2Следующая ⇒
Территория и население страны
В результате монголо-татарского нашествия и последующих вторжений, а также возникновения на западных границах Руси в XIII-XIV вв. Великого княжества Литовского часть русских земель оказалась в его составе или под властью Польши, Венгрии, Молдавии. На этой территории возникает украинская и белорусская народности. Земли великорусской народности охватили огромную территорию от побережья морей Ледовитого океана на севере до среднего и нижнего течения Оки на юге, от района Пскова на западе до Нижнего Новгорода на востоке. В XIII-XVI вв. русское население продолжает осваивать северо-восточную территорию. Продвижение происходит двумя потоками: из Новгородской земли и Ростово-Суздальской (позднее – Московской). Другие направления – восточное (в Поволжье) и на юг (от р. Оки). Проникновения сюда особенно усиливаются во второй половине XVI в. В первой половине XVI в. территория Московского государства увеличивается с присоединением русских земель Литвы: Чернигово-Северских и Смоленских. Таким образом, к середине XVI в. складывается основная территория Русского государства.
Развитие форм землевладения
Конец XIII-XIV вв. – время роста крупного землевладения. Первые вотчины (княжеские, церковные, боярские) появляются еще в Киевской Руси. В последующее время этот процесс продолжается. Более быстро крупным землевладельцем становится церковь. Возможность ее развития, в частности, была связана с веротерпимостью ордынцев, поэтому церковные земли освобождались от даней. Многие исследователи считают, что основой для роста церковного землевладения стал переход монастырей с середины XIV в. с «келиотского» устава к «общежитийному». «келиотского» По келиотскому уставу монастырь состоял из ряда обособленных келий, а жившие в них монахи имели свое хозяйство; монастырь же в целом, таким образом, не являлся собственником земли.
«общежитийному» Согласно общежитийному уставу монахи должны были отказаться от личной собственности, а монастырь становится общиной с коллективной собственностью, получает возможность широко приобретать имущество, в том числе земли. Монастырям начинают жаловать земли князья.
Однако, несмотря на свой рост, крупное частное землевладение в XIV-XV вв. не являлось господствующим. В Северо-Восточной Руси преобладало свободное общинное крестьянское землевладение.
С присоединением во второй половине XV в. новгородских и тверских земель у великого князя оказался обширный земельный фонд. Он воспользовался этим для наделения землей переселенных землевладельцев, «не помещенных» в центральных и восточных районах. Этих переселенцев стали называть помещиками, а их владения поместьями. Этим же решался вопрос поддержания обмельчавших вотчинников. В отличие от вотчины поместья запрещалось продавать, дарить и наследовать (следовательно, устранялась угроза превращения этих земель в церковные). Вместе с тем помещики оказывались в зависимости от государства. Их обязанностью стала военная служба. Формально поместье считалось лишь временным держанием, а не собственностью, как вотчина. Реально оно передавалось по наследству, так как обеспечивало службу сыновей помещика. Таблица.
Таблица
|