Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






III. Методы формирования ответственности и обязательности.






Про­цесс обучения опирается не только на эмоции и мотив познава­тельного интереса, но и на целый ряд других мотивов, среди ко­торых особенно значимыми являются мотивы ответственности и обязательности. Одним из основных мотивов выступает мотив чести, когда учащийся дорожит своим словом или обещанием и стремится его обязательно выполнить - «держать свое слово».

Методы и приемы формирования ответственности в учении опираются на методы воспитания школьников, что само по себе подчеркивает единство процессов обучения и воспитания.

Мотивы долга и ответственности формируются на основе при­менения целой группы методов:

- разъяснения школьникам лично­стной значимости учения;

- приучения их к выполнению требований оперативного контроля.

3.1.Формирование личностной значимости учения представляет собой метод формирования у учащегося осознания важности успешного обучения для его настоящей и будущей жизни.

При формировании у учащихся младших классов понимания личностной значимости успешного учения учитель испытывает особые затруднения. Понять всю важность успешного учения для будущей жизни младшим школьникам сложно. Тем более они еще не знают, кем будут, так как их фантазии меняются весьма часто. Степень значимости учения младшие школьники воспринимают через взрослых, через их отношение и эмоциональную реакцию. Чаще всего ребенок полностью полагается на мнение и интуицию взрослого. Его отношение к учебе часто становится отражением отношения его родителей к результатам обучения ребенка.

Понимание личностной значимости успешного учения во мно­гом зависит и от поведения учителя. Ведущую роль здесь играют приемы показа озабоченности и беспокойства неуспехом ребенка в учебе и специального акцентирования внимания на ощущении радости за результаты успешного обучения, попытка организовать совместное переживание всем классом радости за успехи каждого учащегося.

3.2.Предъявление учебных требований. Метод предъявления требований к учащимся определяется правилам и поведения, критериями оценки знаний по всем предметам, правилами внутреннего распорядка, Уставом общеобразовательного учреждения. Надо иметь в виду, что стимулирование ответственности в учении должно сочетаться с методами приучения школьников к выполнению учебной работы, учебных требований, так как отсутствие таких навыков может вызвать отставание школьников в учебе, а со­ответственно и нарушения дисциплины. Большую роль здесь играет пример других учеников и самих учителей.

3.3.0ператuвный контроль. Важную роль в формировании чувства ответственности играет оперативный контроль. Использование метода оперативного контроля не как метода жесткого наказания за нарушения, а как метода выявления сложных для учащихся тем, вопросов, упражнений с целью повторного обращения на них внимания учащихся для лучшего их выполнения.

IV. Методы развития психических функций, творческих способно­стей и личностных качеств учащихся.

В ходе обучения перед учителем стоит целый ряд задач, которые не относятся напрямую к обучению, но тем не менее являются необходимыми для достижения успеха в обучении и развитии учащихся. Основную долю в общее развитие ребенка вносит освоение учебного материала. Однако развитие ряда особенностей не предусматривается традиционной программой обучения. Речь идет о способности к рефлексии, воображении, способности идти на риск без страха перед возможной ошибкой, умении самостоятельно разрабатывать программу своих действий и реализовывать ее, о способности к творчеству и др.

Хотя совершенно очевидно, что задачи воспитания и развития индивидуальности учащихся по своей значимости находятся с за­дачей обучения на одном уровне и являются взаимосвязанными, тем не менее методы развития творческих способностей учащихся в общеобразовательных учреждениях почти не используются (исключением служит ряд психологических программ, применяемых в специальном образовании). Основная причина этого заклю­чается в том, что ранее перед школой стояла задача обучения в ка­честве главной и порой единственной. Именно поэтому психологические методы стали внедряться сравнительно недавно (в течение последних двух-трех десятилетий).

Наибольший эффект дают такие методы, как:

- творческое задание;

- постановка проблемы или создание проблемной ситуации;

- дискуссия (организация обсуждения материала);

- создание креативного поля;

- перевод игры на другой, более сложный, творческий уровень.

4.1.Творческое задание представляет собой учебное задание, содер­жащее творческий компонент, для решения которого учащемуся не­обходимо использовать знания, приемы или способы решения, никогда им ранее в школе не применяемые. Почти любое учебное задание можно представить в творческой форме, однако наибольшими твор­ческий потенциал содержат такие виды учебных задании, как сочи­нение, рисунок, придумывание заданий и упражнений, составление ребусов, головоломок, написание стихотворении. Частое проведе­ние таких заданий приучает учащихся постоянно думать и искать различные варианты выполнения учебных заданий. Воображение учащихся получает время и пространство для своего развития.

В начальной школе учащийся во многом продолжает оставать­ся ребенком-дошкольником, ждущим чуда, и поэтому сочинения лучше проводить в виде придумывания сказок, причем ребенок может отображать свои сочинения как в виде текста, так и в виде рисунка.

В дошкольном возрасте сказка не является предметом творче­ства. Дети запоминают сказки как готовые, не терпящие никаких изменений модели. Но по мере взросления ребенок глубже входит в реальный мир, замечает и осмысливает окружающие его связи и явления. Накопленный опыт начинает доминировать и все силь­нее сказываться на поведении ребенка. Уже не элементарные мо­ральные нормы, нашедшие свое отражение в сказках, а собствен­ный жизненный опыт ребенка начинает преобладать. в его созна­нии. Наступает время, когда ребенок преодолевает стереотипность сказок и начинает включать в них своих вымышленных героев, из­менять хорошо известные сюжетные линии, создавать свои собст­венные сказки с участием известных и «дополнительных» героев. Сказка начинает освобождаться от конкретных, образных момен­тов, в нее проникают элементы абстрактного мышления. Ребенок ищет опору уже не в реальных предметах, а в понятных (и поэто­му абстрагированных от действительности) воображаемых явле­ниях и предметах. Таким образом происходит развитие ребенка и освоение им окружающего мира в сказочной форме.

4.2.Постановка проблемы или создание проблемной ситуации. Этот метод организации учебной деятельности довольно хорошо описан в методической литературе. Суть его заключается в представлении учебного материал урока в виде доступно, образ­но и ярко излагаемой проблемы. Метод постановки проблемы близок к методу творческих заданий, но имеет значительное преимущество в том, что сразу создает у учащихся сильную мотивацию. Дети в силу своих возрастных особенностей отличают­ся высокой любознательностью, и поэтому любая ясно и дос­тупно представленная проблема сразу «зажигает» их. Они гото­вы преодолеть любые трудности, лишь бы увидеть, узнать, отгадать встретившуюся на их пути тайну.

4.3.Дискуссия (организация обсуждения материала) - метод обучения, основанный на обмене мнениями по определенной проблеме, Точка зрения, высказываемая учащимся в ходе дискуссии, может отражать как его собственное мнение, так и опираться на мнения других лиц. Хорошо проведенная дискуссия имеет большую обу­чающую и воспитательную ценность: учит более глубокому по­ниманию проблемы, умению защищать свою позицию, считаться с мнениями других.

Дискуссию целесообразно использовать в том случае, когда учащиеся уже обладают значительной степенью самостоятель­ности в мышлении, умеют аргументировать, доказывать и обос­новывать свою точку зрения. Однако начинать проводить мини­-дискуссии и создавать условия для осознания учащимися необ­ходимости соблюдения ее требований нужно уже в начальной школе. Именно здесь необходимо подготовить учащихся к ведению дискуссии, т. е. выработать два качества:

- не переносить негативное отношение сверстников к тому или иному способу решения обсуждаемых вопросов на себя, т. е. нау­чить не обижаться на замечания;

- доказывать правильность своего мнения не криком, оскорби­тельными интонациями и словами, а фактами и примерами.

4.4.Создание креативного поля. Сам термин «креативное поле» впервые использовался Д. Б. Богоявленской для описания прово­димых ею психологических экспериментов и обозначал собой пространство возможных творческих решений. Этот метод вы­ступает ключевым при создании творческой атмосферы в классе. Смысл его заключается в том, что учащимся предоставляется возможность (всячески стимулируемая со стороны учителя) на основе непосредственной учебной деятельности развернуть другую, более интересную - креативную деятельность. Вокруг выпол­няемых заданий как бы существует поле возможных иных, креативных решений, и каждый из учащихся может «шагнуть» туда и найти какие-то из этих вариантов, закономерностей и пр. Для нахождения каждого из возможных решений учащемуся необходимо проделать определенную творческую (креативную) работу.

Особенностью этого метода является его постоянное действие на учащихся. Однажды разрешив учащимся найти «свой» способ решения, рассказать о нем и доказать его правильность, учитель «включает» механизм постоянного поиска у учащихся. Теперь, решая любые задачи, примеры, обсуждая проблемы, учащиеся будут искать другие способы решения, пытаться рассмотреть но­вые закономерности. Каждая новая находка одного ученика, его рас­сказ или объяснение будет «подхлестывать» других, актуализировать задачу поиска.

Работа в креативном поле создает возможности для осущест­вления двух различных видов деятельности, обладающих раз­ным содержанием и ориентированных на противоположные сис­темы оценок. Одна - деятельность по выполнению собственно учебного задания, причем в максимально короткий срок и в со­ответствии с требованиями учителя - ориентирована на получе­ние отметки. Вторая - деятельность по анализу материала, об­наружению невыявленных еще закономерностей и вариантов решения - исходит из «внутренних», индивидуальных критериев оценки успешности решения.

4.5.Перевод игровой деятельности на творческий уровень представ­ляет собой введение в хорошо известную и привычную для учащихся игру новых элементов: дополнительного правила, нового внешнего обстоятельства, очередного задания с творческим компонентом или других условий. В качестве главного требования к выбору но­вого элемента выступает возникновение после его введения си­туации, способы выхода из которой в классе еще не изучались. К примеру, после решения представленных в игровой форме зада­ний можно предложить учащимся изобразить графически или в виде рисунка условия самих заданий или способы их решения.

 

12. Методы контроля и самоконтроля в обучении: опрос, письменные работы и др.

Методы контроля и самоконтроля в обучении – методы получения информации учителем и обучающмся о результативности процесса обучения.

Виды проверки:

• Текущая проверка прежде всего осуществляется путем постоянного наблюдения учителя за работой учащихся на каждом уроке, проверок домашнего задания, устного опроса, контрольных письменных заданий, проверки с помощью различ­ных перфокарт, выполнения проверочных заданий, сделанных на компьютере и др.

• Тематическая проверка — ее сущность раскрывается самим названием. Осуществляется она теми же методами и приемами, что и текущая, но носит эпизодический характер и проводится, например, по окончании изучения определенной темы или раз­дела, как межпредметная проверка по одной теме на разных учебных предметах. Может происходить в виде коллоквиума.

• Периодическая — проверка в конце четверти или какого-то другого установленного в классе или школе периода.

• Заключительная (итоговая) — это различные формы атте­стации за большой промежуток времени: семестр (полугодие), год, по окончании образовательного учреждения. Чаще всего осуществляется в виде зачетов и экзаменов.

Требования к данной группе методов:

— объективность;

— всесторонность;

— систематичность;

— гласность (сообщение отметки и оценочного суждения);

— индивидуализация;

— дифференциация;

— учет специфики учебного предмета;

— разнообразие форм и методов.

Учителю при подготовке к уроку необходимо помнить, что поиски подходящих форм и методов контроля и его организа­ция — это важнейшая задача педагога. Кого, когда, сколько учащихся, по каким вопросам, при помощи каких средств нуж­но спросить и оценить — все это должно быть запланировано учителем при подготовке к уроку. Наряду с этим следует проду­мать, чем должны заниматься учащиеся во время опроса их то­варища. У каждого учителя должна быть своя система провер­ки и включать разнообразные средства и приемы работы, чтобы учащиеся понимали, что их успехи, уровень и качество овладе­ния знаниями постоянно контролируются.

Методы контроля и самоконтроля: устные — индивидуаль­ный, фронтальный, уплотненный опрос; письменные — письменные работы, диктанты, изложения, сочинения, рефераты и т.п.; практические — практические работы, опыты; графиче­ские — графики, схемы, таблицы; программированные — ма­шинные и безмашинные; наблюдение и самоконтроль.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал