![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Урок как основная модель орг-ции обучения, проблема классификации уроков
Урок - коллективнаяй форма обуч-я, кот. имеет след. особенности: постоянный состав уч-ся; устойчивые временные рамки занятий; заранее составленное расписание и орг-цию учебной работы над одним и тем же материалом. Основными типами уроков, хар-щимися опр. метод. особенностями, явл-ся:
Широко исп-ся также нестандартные, инновационные формы занятий: уроки-семинары; конференции; ролевые игры; интегрированные уроки. Смешанные, или комбинированные, уроки сочетают в себе различные цели и виды учебной работы:
В соотв. с этим в смешанном уроке обычно выделяют след. структурные компоненты (этапы):
Уроки изложения нового материала учителем посвящены работе над новым материалом и проводятся преимущ. в ср. и ст. классах при изучении объемного и сложного материала. Стр-ра данного урока: орг-ция учащихся к занятиям, постановка целей занятия; краткий опрос; задания на дом. Уроки закрепления изученного материала и выработки пр. знаний и умений проводятся во всех кл.после изучения отдельных тем или разделов уч. программы и направлены на повторение пройденного материала с целью его более глубокого осмысления и усвоения, на выработку пр. умений и навыков. Уроки повторения, систематизации и обобщения изученного материала связаны с повторением крупных разделов учебной программы и проводятся сразу после изучения темы или в конце учебного года. Спецификой таких уроков явл. след.: - учитель д/повторения, систематизации и обобщения знаний уч-ся выделяет узловые вопросы программы, усвоение кот. имеет решающее значение для овладения предметом; -в кач-ве методов обучения м/выступать обзорные лекции, беседы и устный опрос, упр-я по повторению и углублению пр. умений и навыков. Уроки-семинары и уроки-конференции проводят обычно в ст. классах и имеют ряд особенностей: -учитель заранее разрабатывает вопр. для уч-ся по опред. теме семинарского урока и опр. необх. время на его подготовку; - работа по подготовке семинарского занятия ведется учениками самостоятельно с пом.указанной учителем лит-ры; в отличие от уроков-семинаров, уроки-конференции посвящаются наиболее существенным и обобщающим вопр., вытекающим из изучения неск-ких родственных тем. Эти уроки призваны углублять и обогащать знания учащихся. Уроки проверки и оценки знаний проводятся после изучения крупных тем или разделов учебной программы. В них используются различные виды устного опроса и написание письменных контрольных работ. К современным моделям орг-ции обучения отн.:
Они явл. составной частью процесса обучения, дополняют, расширяют осн. формы учебной работы и наз. внеклассной или внеурочной формой, т.к проходят в более непринужденной по сравнению с уроком обстановке. Предметные кружки способствуют развитию творч. способ-тей и познават. д-ти уч-ся. Их содержание разнообразно: конструирование; моделирование; углубленное изучение отдельных предметов; вопросы культуры и искусства и т. д. Факультативы и предметы по выбору имеют цель развития познават. интересов и способ-тей уч-ся, расширения и углубления знаний, приобретения новых умений и навыков. Их орг-ция обычно согласовывается с родителями уч-ся. Содержание факультативных занятий опр-ся спец. учебными программами, согласованными с программами обязательных предметов. Экскурсии позволяют уч-ся наблюдать изучаемые объекты в их натуральном виде и естественном окружении, что обеспечивает реализацию важного дид. принципа - связи теории и практики. 18.Учет, контроль и оценка в современном учебном процессе. Функции, содержание, виды контроля и оценки результатов обучения Контроль - это важнейший компонент педагогической системы и часть учебного процесса. Результатом педагогического контроля является оценка успеваемости учащихся. Оценка определяет соответствие деятельности учащихся требованиям конкретной педагогической системы и всей системы образования. Проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся является важным структурным компонентом процесса обучения и в соответствии с принципами систематичности, последовательности и прочности обучения должна осуществляться в течение всего периода обучения. Этим обусловливаются различные виды проверки и оценки знаний. Основными из них являются следующие: а) текущая проверка и оценка знаний, проводимая в ходе повседневных учебных занятий; б) четвертная проверка и оценка знаний, которая проводится в конце каждой учебной четверти; в) годовая оценка знаний, т.е. оценка успеваемости учащихся за год; г) выпускные и переводные экзамены Методы и формы контроля. Методы контроля — это способы диагностической деятельности, обеспечивающие обратную связь в процессе обучения с целью получения данных об успешности обучения, эффективности учебного процесса. Методы устного контроля — это беседа, рассказ ученика, объяснение, чтение текста, технологической карты, схемы, сообщение об опыте и др.Основу устного контроля составляет монологический ответ и вопросно-ответная форма — беседа. Кроме того, применяется ответ по карточкам, игры, технические средства. Письменный контроль — контрольные работы, изложение, сочинение, диктант. Практические работы — проведение лабораторных опытов, изготовление несложных изделий, монтаж и демонтаж, выполнение отдельных операций и др. Дидактические тесты — это набор стандартизованных заданий по определенному материалу, устанавливающий степень усвоения его учащимися. Необходимо, чтобы тест отвечал следующим требованиям: надежность, валидность, наглядность, объективность. Надежность теста означает, что он показывает те же результаты неоднократно, в сходных условиях. Валидность означает, что тест обнаруживает и измеряет уровень усвоения именно тех знаний, которые хочет измерить разработчик теста. Функции контроля. Общие замечания. Контролирующая функция. Диагностическая функция. Обучающая функция. Воспитывающая и мотивирующая функции. Развивающая функция. Информационная функция. Сравнительная функция. Прогностическая функция.
|