Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Формирование правовой, политической культуры и национального самосознания учащихся в современной школе (с анализом передового опыта).
Подростковый возраст – возраст напряженной внутренней жизни человека, тонких рефлексий, заводящих подростка в такие глубины человеческой психики, что порой дух захватывает от диапазона образов, теснящихся во внутреннем мире потрясенного подростка. Благодаря рефлексии на себя и других подросток продвигается в направлении самопознания. Он стремится оценить себя самого. «Кто Я?» — основной вопрос возраста. Подросток стремится оценить себя как будущего юношу или девушку; определить для себя свое прошлое, значение личного настоящего, заглянуть в личное будущее; определиться в социальном пространстве – осмыслить свои права и обязанности.[5, c. 406] С развитием самосознания у человека непрерывно изменяется представление о себе в связи с результатом его деятельности, положением в коллективе, требованиями к нему общества. При этом основным показателем сформированности самосознания является объективная самооценка.[1, c. 41] При заниженной самооценке подросток недооценивает свои возможности, стремится к выполнению только самых простых задач, что мешает его развитию. При завышенной самооценке он переоценивает свои возможности, стремится выполнить то, с чем не в состоянии справиться, что также негативно сказывается на развитии его личности.[5, c. 411] Психологи и педагоги определяют самосознание как осознание человеком самого себя в системе отношений с обществом.[1, c. 41] Подростки стремятся к выработке собственных идеалов, определению жизненных целей, которые помогают найти место в жизни, выбрать профессию и реализовать себя как личность и индивидуальность. Основная масса современных юношей и девушек способна к глубокому освоению идеи гражданственности и политических демократических ценностей, к отстаиванию своих убеждений, к самостоятельной оценке политической информации.[3, c.295] Именно в подростковом возрасте ребенку нужен совет взрослого, ненавязчивая подсказка как выйти из ситуации, когда хочется одного, а точно знаешь, что нужно другое. Формирование мировоззрения невозможно без развития понятийного мышления, освоения терминологии, а это можно сделать только при правильно поставленном просвещении по самым разнообразным вопросам культуры. Подростки не лишены чувства коллективизма и понимания силы общественности, но ценности, нормы референтной группы часто доминируют над общеколлективными. Весь характер воспитательной работы, ее содержание должны быть соотносимы с целями и задачами самовоспитания школьников. Только через личную деятельность и стремление молодого человека овладеть собственным положительным опытом развивается индивид с активной жизненной позицией.[8, c. 48-50]
|