Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Б)информационные договоры.






Договорами, содействующими торговле, являются договоры:
1) на создание рекламной продукции;
2) на оказание рекламных и информационных услуг;
3) на выполнение маркетинговых исследований;
4) на хранение товаров;
5) дилерский;
6) дистрибьюторский и др.

Договор на выполнение маркетинговых работ(проведение маркетинговых исследований). По данным западной печати в маркетинговой деятельности занято более ¼ работников хозяйственной сферы. По американской статистике затраты на маркетинг занимают до 50% цены товаров. В стоимости того, что мы носим американского – половину составляют расходы на маркетинг.

Если это преувеличено раз в 10, как и любая статистика, все-равно очевидны огромные масштабы маркетинга. Очевидно, что маркетинг – дорогостоящее дело.В США после великой депрессии 1929-1932 гг.они получили большое суждение. Какой-то японец в начале 20 века что-то придумал –есть такие байки.Массовое развитие эти договоры получили с 30-ых годов. Именно маркетингу принадлежит главная роль в снятии казавшейся неразрешимой проблемы несбалансированности между производством и потреблением в рыночном хозяйстве. Маркс и Энгельс в своем коммунстическом манифесте открыли, как им померещилось, главный закон – несоответствия развития производительных сил и прозиводственных отношений при капитализме.

Отношения всегда отстают, оказываются сдерживающими, примерно, как прошлогодние штаны ребенка. Возможность предолоения этого несоответствия они видели в революции, ликвидации частной собственности. Эта теория оказалась очередная утопия, которыми вымощена история политических учений.Договор маркетинга решил эту проблему без переворотов, массового истребления людей. Маркетинг предполагает общее изменение идеологии хозяйствования. До 30-ых годов, предприниматели исходили из верхвовенства производства.Т.е. сначала изготавливали товар, а потом прилагали всевозможные усилия, чтобы его продать. С 50-ых годов господствующей стала концепция маркетинга, которые требуют первоначального определения запросов в товаре и выявлении круга потребителей и лишь затем изготовление необходимых товаров. Всеобщее следование этому требованию и позволило полностью исключить кризисы перепроизводства! В современных условиях маркетинг стал обязательным этапом любой производственной и торговой деятельности и приобрел комплексный характер. Он не только обеспечивает приспобосление производства к запросам покупателей, но также включает в себя разработку способов стимулирования сбыта, активизации продаж.В России маркетинговые исследования находятся в начальном состоянии. Реальный анализ рынка и выработку стратегии производства и продаж обычно подменяют услугами по поиску покупателей для определенной партии товара. Почти все договоры на маркетинг фактически являются договорами торгового агентирования, т.е. подыскания по заказу продавца покупателей его товара. В результате наши производственники и оптовики работают как бы вслепую, с завязанными глазами.ГК РФ не упоминает договор маркетинга. Поэтому при заключении таких договоров стороны должны руководствоваться общими положениями о договорах и применять по аналогии нормы, регулирующие сходные виды договорных обязательств.

Отказ от централизованного планирования производства и распределения товаров предполагает взамен предоставление производителям инструментов, обеспечивающих точное определение того, что и сколько нужно производить, с кем налаживать договорные связи. Нужны правовые и организационные средства, позволяющие перестроить производство под сбыт, под продажу. Инструментом решения этих задач служит договор на маркетинговые работы.Можно дать следующее определение данного договора. По договору на выполнение маркетинговых работ исполнитель обязуется в соответствии с заданием заказчика провести исследование возможностей продаж товара и передать заказчику полученный результат, а заказчик обязуется принять результат исследования и оплатить стоимость работ.Интересен вопрос о классификации маркетинговых договоров. В отечественной юридической литературе их обычно относят к договорам на оказание услуг, что нельзя признавать верным. Маркетинговые договоры входят в группу подрядных договоров на выполнение работ. Они имеют некоторое сходство с договорами на выполнение научно-исследовательских работ. Однако это лишь внешнее сходство. Договор маркетинга — это самостоятельный вид договора. Его содержанием является не научное, а прикладное исследование. Научное исследование может иметь отрицательный результат. В отличие от этого маркетинговый договор всегда имеет конкретный позитивный результат. Это может быть неутешительный для заказчика результат, однако это будет ответ, а не вывод о невозможности ответа.В большей степени договор маркетинга сходен с договором на выполнение проектно-изыскательских работ. Их различия определяются сферой применения, методами выполнения и характером результата исследований. Если договор на выполнение проектно-изыскательских работ применяется в сфере капитального строительства, ирригации и т.п., то договор на выполнение маркетинговых работ — в области производства товаров и их реализации.Для сторон важно конкретно и четко определить задачи маркетингового исследования. Расплывчатое или неправильное определение проблемы может повлечь лишь значительные расходы, не дав желаемого результата. Поэтому в большинстве случаев заключению маркетингового договора должно предшествовать составление задания на проведение исследования. Заказчик зачастую не в состоянии сформулировать свои проблемы, он видит лишь негативные проявления, состоящие в затруднительности сбыта товара или в падении продаж. Поэтому более продуктивно, когда задание разрабатывается самим исполнителем при участии заказчика и утверждается последним.

Задание должно включать:

1) направление и цели исследования, т. е. общую формулировку задач, которые должны быть решены;

2) определение методов исследования: наблюдение, эксперимент, опросы, экспертные оценки и др.;

3) масштабы изучения материала;

4) допустимые величины погрешностей и другие моменты.

Разработка задания позволяет определить сроки исполнения и стоимость самого маркетингового исследования. Нередко при разработке задания выясняется, что затраты на исследование превысят ценность их результатов, что влечет отказ заказчика от продолжения отношений. Поэтому разработку проекта задания следует оформлять самостоятельным договором на оказание консультационных услуг с отдельной оплатой.В самом договоре маркетинга должен быть определен его предмет. Это — наименование работы с отсылкой к заданию и с указанием того, какие результаты должны быть получены. Должны быть указаны конкретные документы, в соответствии с которыми выполняется работа. Это прежде всего задание на проведение маркетингового исследования, а когда сторонами установлены этапы, то также программа выполнения работ с указанием сроков, содержания и результатов каждого этапа. Устанавливается общий срок выполнения работ, порядок сдачи работ, требования, предъявляемые к отчету исполнителя. Результатом работ являются выводы и рекомендации, подготовленные исполнителем на основе исследования и излагаемые в отчете. В договоре также определяется стоимость работ и порядок расчетов. Спецификой маркетинговых работ является конфиденциальный характер, недопустимость передачи результатов исследования другим лицам.Выводы и рекомендации, содержащиеся в отчете исполнителя, могут касаться общих объемов возможных продаж определенных видов товаров, динамики колебаний спроса в будущие периоды, указания перспективных регионов сбыта и групп потенциальных покупателей товара, желательных изменений ассортимента и качественных характеристик изделий, необходимых рекламных и информационных мер, создания сетей сервисного и гарантийного обслуживания и т.п.Необходимым требованием к результатам маркетингового исследования является достаточность содержащегося в отчете объема информации для принятия решения заказчиком о выпуске конкретного товара, его качественных показателях и потребительских свойствах, уровне цен. Кроме того, заказчик должен иметь возможность для определения направлений и способов дальнейшего продвижения товара.Как и всякие работы, маркетинговые исследования должны обеспечиваться гарантией достоверности, надежности, результатов. Для этого может предусматриваться ответственность маркетологов, например в виде обязанности возврата части полученной платы при недостижении спрогнозированных результатов. Вместе с тем приходится учитывать, что достижение ожидаемого результата в виде соответствующего увеличения продаж товара зависит не только от достоверности выводов маркетолога, но и от множества других факторов, в том числе от правильности действий самого заказчика. Поэтому критерии и размеры ответственности исполнителей в маркетинговых договорах должны определяться очень взвешенно.Важное значение для осуществления коммерческой деятельности имеют договоры на рекламу.Рекламой применительно к коммерческой деятельности признается распространяемая в любой форме и с помощью любых средств информация о товарах либо о юридическом лице (предпринимателе), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим товарам или юридическому лицу и способствовать реализации товаров.Отношения в области рекламы регулируются специальными законами и иными нормативными актами, в частности Федеральным законом от 18.07.95 № 108-ФЗ «О рекламе»*. В рекламной деятельности подлежат учету нормы авторского права, законодательства о конкуренции и других смежных отношениях. Существуют развитые обычаи делового оборота по рекламе. Международной торговой палатой в 1937 г. был принят Международный кодекс рекламной практики, он существенно обновлен в 1986 г.

Договор на информационное обеспечение и обслуживание. Отношения по сбору, обработке, накоплению и предоставлению информации регулируются Федеральным законом от 20 февраля 1995 г. «Об информации, информатизации и защите информации». Согласно ст. 2 Закона, информация — сведения о лицах, предметах фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы представления.Информация не является имуществом и потому не входит в круг объектов коммерческого права. Вместе с тем использование информации представляет собой важный момент коммерческой деятельности.

По поводу информации могут заключаться договоры на:

а) оказание информационных услуг;

б) передачу информации;

в) переработку информации.

Передача деловой информации, используемой в торгово-предпринимательской деятельности, опосредуется договором купли-продажи.По договору об оказании информационных услуг исполнитель обязан по заданию заказчика оказать информационные услуги, под которыми понимается выполнение определенных действий или определенной деятельности, а заказчик обязуется оплатить эти услуги.Информационные услуги оказывают специализированные информационные агентства либо создаваемые в составе различных фирм структурные подразделения. Информационные услуги могут оказываться в различных формах:

- предоставление сведений по разовым запросам,

- систематическое предоставление информации определенного характера,

- подготовка и составление аналитических обзоров,

- налаживание информационной службой непосредственной связи между заказчиком и его потенциальными контрагентами.

Предоставляемая участникам рынка информация может касаться сведений о потенциальных продавцах или изготовителях определенного товара, их производственных возможностях, наличии имеющихся запасов товара, состояния конъюнктуры на товарных рынках, финансовой устойчивости и деловой репутации фирм и т. д. В договоре на информационное обслуживание стороны должны определить:

- характер предоставляемой информации,

- срок ее предоставления,

- объем передаваемых сведений,

- вид материального носителя, на котором предоставляется информация, и т.д.

В торговом обороте необходимым требованием для информационного обеспечения является документирование информации, т.е. фиксирование на материальном носителе с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать.

Документирование информации — обязательное условие включения информации в информационные ресурсы. Документ, полученный из автоматизированной информационной системы, приобретает юридическую силу после его подписания должностным лицом в порядке, предусмотренном законодательством РФ.Юридическая сила документа, хранимого, обрабатываемого и передаваемого с помощью автоматизированных информационных и телекоммуникационных систем, может подтверждаться электронной цифровой подписью. Последняя признается при наличии в автоматизированной информационной системе программно-технических средств, обеспечивающих идентификацию подписи, и соблюдении режима их использования. Право удостоверять идентичность электронной цифровой подписи осуществляется на основании лицензии (ст. 5 Закона «Об информации, информатизации и защите информации»).В законе имеет место нечеткость в определении видовой принадлежности отношений по предоставлению информации. В ст. 779 ГК РФ говорится лишь об информационных услугах, хотя в коммерческой сфере ведущее значение принадлежит договорам на продажу информации. Различия между услугой по предоставлению информации и ее продажей:

- Основной отличительный признак услуги — это совпадение во времени предоставления услуги и ее потребления. В отличие от этого получение за деньги сведений, которые будут использоваться коммерсантом в его деятельности, — это уже купля-продажа.

- Необходимых сведений у продавца в момент заключения договора может не быть, они только будут собираться. Также и приобретатель использует полученные сведения не одномоментно, как при услуге, а неограниченное время, когда они потребуются.

По договору продажи информации одна сторона, продавец, обязуется передать другой стороне, покупателю, требуемые сведения, закрепленные на соответствующем материальном носителе или выраженные иным доступным для восприятия способом, а покупатель обязуется оплатить стоимость этих сведений.Предоставление информации потребителям осуществляют специализированные информационные и консультационные фирмы. Они ведут работу по созданию, сбору, накоплению, обработке, хранению, распространению и предоставлению покупателям необходимой информации. Для этого они должны создавать банки данных и информационные системы с применением средств вычислительной техники, автоматизированных телекоммуникационных систем. Предмет договора выражается через характер сведений и цели, для которых предназначается приобретаемая информация. Объем сведений, которые могут быть представлены об объекте, зачастую безграничен. Поэтому без указания цели крайне трудно обеспечить сбор именно тех сведений, которые нужны потребителю. Качественными характеристиками информационного продукта служат достоверность и полнота. Достоверность отражает соответствие информации реальным фактам действительности. Полнота означает охват всех возможных по имеющимся источникам сведений об объекте.Важным моментом исполнения является определение материального носителя, на котором закрепляется информация. В случае передачи на носителе должна обеспечиваться пригодность этого носителя для ознакомления с содержащейся информацией. Вместе с тем особым свойством информации является возможность преобразования формы ее фиксирования, например, текстовой или магнитной записи в звуковую, передаваемую уже другим способом. Поэтому нельзя признать точными высказываемые в литературе утверждения о неразрывности связи информации с материальным носителем.

Порядок предоставления информационного продукта может привязываться в договоре не к носителю, а к способу передачи, например, по электронной почте, факсом, по телефону (телефонограммой), радиосвязью и т. п. В таких случаях важно, чтобы имеющиеся у потребителя приемные технические средства позволяли получать информацию и осуществлять ее использование.

Передача информации может производиться в различном порядке:

- путем предоставления сведений по разовым запросам покупателя,

- систематического предоставления информации определенного характера,

- периодической подготовки и передачи аналитических обзоров соответствующих данных

- подыскание информационной организацией по запросу покупателя соответствующих субъектов для установления хозяйственных связей и налаживание непосредственных контактов между ними. Так, в развитых странах действуют " электронные биржи", занимающиеся подбором для клиентов (продавцов и покупателей) возможных контрагентов и передающие им необходимую информацию друг о друге.

В договоре на реализацию информации стороны также определяют сроки (частоту) или точное время предоставления информации, объем передаваемых сведений и другие условия. Предусматриваются размеры платы и порядок ее внесения. Цена информации должна признаваться существенным условием ввиду специфики предмета договора и невозможности определения сопоставимой цены. Устанавливается взаимная ответственность сторон.Наряду с получением различных сведений коммерсантам требуется переработка и квалифицированный анализ информации о собственной деятельности и работе других участников рынка. Переработка деловой информации и составление на ее основе различных прогнозов и рекомендаций также могут поручаться специализированным организациям, сочетающим в своей деятельности информационные и консультационные функции. Договоры на переработку и анализ деловой информации относятся к типу договоров на выполнение работ. Их результатом является создание нового информационного продукта. Квалифицированно переработанная информация представляет большую ценность, она позволяет принимать более значимые и масштабные управленческие решения.Для организаций, осуществляющих коммерческую деятельность, необходимым требованием для информационного обеспечения служит документирование информации, осуществляемое в соответствии с обязательными правилами делопроизводства и стандартизации документов и их массивов. Документ, полученный от информационной организации, приобретает юридическое значение лишь в случае подписания его должностным лицом организации. Достоверность документа, обрабатываемого и передаваемого с помощью автоматизированных информационных и телекоммуникационных систем, может подтверждаться электронной цифровой подписью. Фамилии и должности лиц, уполномоченных удостоверять своей подписью передаваемую информацию, а также возможность использования при этом электронной цифровой подписи определяются в договоре.

4)Выработка условий торговых договоров. Договор представляет собой соглашение двух или нескольких лиц об установлении или прекращении гражданских прав и обязанностей. Исходя из содержания предпринимательской деятельности (абз.3 п.1 ст.2 ГК РФ) соответственно выделяются торговые договоры по продаже (реализации) товаров, передаче имущества в пользование, выполнению (производству) работ, оказанию услуг и некоторые другие. Для признания того или иного договора торговым необходимо выделить его признаки.

Во-первых, заключение торгового договора является средством продвижения товаров от изготовителей (а при приобретении сырья от предприятий, осуществляющих добычу и первичную переработку полезных ископаемых) к конечному потребителю: в организации розничной торговли и другим потребителям, использующим товары для предпринимательских и (или) хозяйственных целей.

Во-вторых, сторонами торгового договора являются юридические лица и граждане-предприниматели. Договоры, заключенные гражданином и не связанные с осуществлением им предпринимательской деятельности (в том числе и договор розничной купли-продажи), по своей правовой природе не являются торговыми.

В-третьих, договор заключается по поводу движимых вещей, не изъятых из оборота, следовательно, договоры по поводу недвижимости не входят в число торговых.

В-четвертых, продавец товара действует в целях извлечения прибыли. Что же касается покупателя, то договор может заключаться им как для последующей перепродажи товара (т. е. приобретатель действует с предпринимательской целью), так и для удовлетворения собственных потребностей. При этом товар приобретается для целей, связанных не с личным использованием, а с обеспечением деятельности покупателя организации или гражданина-предпринимателя (например, оргтехника, транспортные средства, материалы для ремонтных работ, мебель для детского сада, сырье, оборудование и т. п.). Однако, если указанные товары приобретаются у продавца, осуществляющего предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, отношения сторон регулируются нормами о розничной купле-продаже, а не о договоре поставки. К торговым договорам применяется общее правило: договоры между юридическими лицами заключаются в простой письменной форме.

К торговым договорам относятся:

  1. договоры поставки, в том числе для государственных нужд;
  2. договоры оптовой купли-продажи (несмотря на то что законодатель не выделяет указанный договор в самостоятельный вид, статьи ГК РФ, посвященные правовому регулированию купли-продажи, в большей степени относятся к приобретению товаров в определенном (значительном) количестве, а не одной конкретной вещи);
  3. государственный контракт на поставку товаров для государственных нужд;
  4. договоры контрактации, в том числе договор о закупке и поставке сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд;
  5. договор товарного кредита (денежное обязательство в рамках торгового договора).

Исполнение торговых договоров неразрывно связано с перемещением товаров. Продвижение товаров к покупателям может осуществляться одной из сторон торгового договора с использованием собственных или арендованных транспортных средств. Однако в подавляющем большинстве случаев стороны прибегают к услугам перевозчика путем заключения договора перевозки груза. Торговые договоры по реализации товаров имеют исключительно важное значение для предпринимательского оборота, так как развитая цивилизованная торговая деятельность является основой полноценного предпринимательства, стимулирующей производственную, посредническую и иные виды предпринимательской деятельности.В основе заключения договора лежит принцип свободы договора. Граждане и юридические лица вступают в договорные отношения своей волей и в своем интересе, они свободны в установлении своих прав и обязанностей и в определении любых, не противоречащих законодательству условий договора. Не все из них относятся к нормам, регулирующим собственно гражданско-правовые отношения и подчиняющимся правилам ГК РФ. В оптовой торговле приходится учитывать и публично-правовые предписания.Условно можно выделить три группы правовых норм, требующих учета при формировании условий торгового договора. Это нормы, содержащие:

1) общие условия о договоре;

2) положения о договоре отдельного вида;

3) положения о предпринимательской деятельности, в частности о производстве или оптовой торговле, в связи с которыми и заключается договор.

Значительное число норм о договорах имеет диспозитивный характер. Они устанавливают вариант поведения на случай, если сами стороны не определили его в договоре. При формировании условий, обеспеченных содержащимся в законе запасным вариантом поведения, участники обязательства в целом обладают теми же возможностями, что и при выработке инициативных условий. Однако данное обстоятельство не устраняет необходимости принятия сторонами самостоятельных решений при выработке желаемого способа действий. Особый случай диспозитивного регулирования образует нормы, разрешающие субъектам отступать в договорах от предписаний, но лишь в строго определенном направлении.Условия, на которых достигнуто соглашение сторон, составляют содержание договора. По своему юридическому значению традиционно все условия делятся на существенные, обычные и случайные.Существенными признаются условия, которые необходимы и достаточны для заключения договора. Для того чтобы договор считался заключенным, необходимо согласовать все его существенные условия. Договор не будет заключен до тех пор, пока не будет согласовано хотя бы одно из его существенных условий. Поэтому важно четко определить, какие условия для данного договора являются существенными. Круг существенных условий зависит от особенностей конкретного договора.

По общему правилу к числу существенных, во-первых, относятся условия о предмете договора (п. 1 ст. 432 ГК РФ). Без определения того, что является предметом договора, невозможно заключить ни один договор. Во-вторых, к числу существенных относятся те условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные. В-третьих, существенными признаются те условия, которые необходимы для договоров данного вида. Например, договор простого товарищества немыслим без определения сторонами общей хозяйственной или иной цели, для достижения которой они обязуются совместно действовать. Договор страхования невозможен без определения страхового случая и т.д. И, в-четвертых, существенными считаются и все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. В отличие от существенных, обычные условия не нуждаются в согласовании сторон. Обычные условия предусмотрены в соответствующих нормативных актах и автоматически вступают в действие в момент заключения договора. Это не означает, что обычные условия действуют вопреки воле сторон в договоре. Как и другие условия договора, обычные условия основываются на соглашении сторон. Только в данном случае соглашение сторон подчинить договор обычным условиям, содержащимся в нормативных актах, выражается в самом факте заключения договора данного вида. Предполагается, что если стороны достигли соглашения заключить данный договор, то тем самым они согласились и с теми условиями, которые содержатся в законодательстве об этом договоре.К числу обычных условий возмездных договоров следует в настоящее время относить цену в договоре, если иное не указано в законе и иных правовых актах и примерные условия, разработанные для договоров соответствующего вида и опубликованные в печати, если в договоре имеется отсылка к этим примерным условиям. Если такой отсылки не содержится в договоре, такие примерные условия применяются к отношениям сторон в качестве обычаев делового оборота, если они отвечают требованиям, предъявляемым гражданским законодательством к обычаям делового оборота (ст. 5 и п. 5 ст. 421 ГК РФ). Примерные условия могут быть изложены в форме примерного договора или иного документа, содержащего эти условия (ст. 427 ГК РФ). К числу обычных условий относятся и те обычаи делового оборота, применимые к отношениям сторон, которые вступают в действие, если условие договора не определено сторонами или диспозитивной нормой (п. 5 ст. 421 ГК РФ).Случайными называют такие условия, которые изменяют либо дополняют обычные условия. Они включаются в текст договора по усмотрению сторон. Их отсутствие, так же как и отсутствие обычных условий, не влияет на действительность договора. Однако в отличие от обычных, они приобретают юридическую силу лишь в случае включения их в текст договора. В отличие от существенных, отсутствие случайного условия лишь в том случае влечет за собой признание данного договора незаключенным, если заинтересованная сторона докажет, что она требовала согласования данного условия. В противном случае договор считается заключенным без случайного условия.Иногда в содержание договора включают права и обязанности сторон. Между тем права и обязанности сторон составляют содержание обязательственного правоотношения, основанного на договоре, а не самого договора как юридического факта, породившего это обязательственное правоотношение.Для заключения договора необходимо согласовать все его существенные условия в требуемой в подлежащих случаях форме (п. 1 ст. 432 ГК РФ). ГК РФ следует традиционному двухчленному делению формы договоров (сделок). Соответственно в нем выделяются договоры устные и письменные — совершаемые в простой (прежнее наименование — домашней) или в нотариальной форме.Общая норма, закрепленная в п. 1 ст. 434 ГК РФ, установила, что сторонам предоставляется право заключать договор в любой форме, предусмотренной для совершения сделок, если определенная форма не предусмотрена законом для данного вида договоров. Таким образом, требование к форме означает лишь недопустимость выбора более простой формы по сравнению с предусмотренной законом.Торговая сделка не может быть совершена устно. Обязательная письменная форма вне зависимости от субъектного состава и суммы предусмотрена для договоров, возникающих по поводу лотерей, тотализаторов (взаимных пари) и других основанных на риске игр (п. 2 ст. 1063 ГК РФ), коммерческой концессии (п. 1 ст. 1028 ГК РФ), проката (п. 2 ст. 626 ГК РФ), аренды транспортных средств без экипажа и с экипажем (соответственно ст. 643 и 633 ГК РФ), банковского вклада (п. 1 ст. 836 ГК РФ), хранения с обязанностью хранителя принять вещь (п. 1 ст. 887 ГК РФ), страхования (п. 1 ст. 940 ГК РФ), найма жилых помещений (ст. 674 ГК РФ) и др.ГК РФ особо выделяет возможность устного совершения двух видов договоров. Прежде всего, договора, исполняемые при самом их совершении (например, при приобретении товара в розничных, а иногда и в оптовых магазинах его передача и оплата производятся одномоментно).В большинстве случаев осуществление коммерческой деятельности обусловливает необходимость формирования сложной структуры договорных отношений. Иногда имеет место двухуровневая система договорных связей между теми же сторонами — генеральный договор и заключаемые в его исполнение отдельные договоры. Такой может быть, например, система дистрибьюторского договора. Другая разновидность — договорные связи в виде цепочки договоров, один из которых является основным: это договоры генерального подряда и субподряда, комиссии и субкомиссии, аренды и субаренды. Конечно, в некоторых случаях коммерческие отношения могут быть выстроены и в рамках одного договора, например разовые поставки товаров.Коммерческий договор — весьма сложная юридическая конструкция. С помощью договора совершенствуется и процесс распределения произведенных в обществе материальных благ, поскольку договор позволяет доставить произведенный продукт тому, кто в нем нуждается.

5)Правовое регулирование приёмки и экспертизы товаров. Постоянное получение товаров, различных материальных ресурсов является необходимым условием осуществления дея­тельности любой организации. В связи с этим у руководите­лей и юридической службы каждой организации возникает задача организовать приемку получаемых материальных цен­ностей, проверку их количества и качественного состояния. В ряде случаев закон обязывает коммерческие организации про­вести приемку товаров. Так, в соответствии со ст. 909 и 911 ГК товарные склады при приеме товаров на хранение и при воз­вращении товаров обязаны произвести проверку и опреде­лить их количество и внешнее состояние.Целями организации приемки являются: 1) проверка соответствия количества и качества поступившего товара данным транспортных и расчетных документов для опри­ходования товаров; 2) выявление и фиксирование фактов недостачи или ненадлежащего качества товара для возме­щения потерь за счет виновных лиц; 3) ускорение и удешев­ление процедуры приемки.С учетом вида обязательства, регулирующего передачу имущества, необходимо различать: а) приемку товаров по­купателем непосредственно во взаимоотношениях с продав­цом и б) приемку товаров от органов транспорта.Порядок получения товара от органов транспорта ре­гулируется транспортными уставами и кодексами, а также правилами выдачи груза на соответствующем виде транспорта. Здесь надо различать случаи, когда проверка груза производится с обязательным участием перевозчика и ког­да перевозчик не должен участвовать в проверке сохранно­сти выдаваемого груза. Если груз выдается с участием представителя перевозчика, то порядок приемки целиком определяется транспортным законодательством.Если груз выдается с участием перевозчика, надо по­мнить о необходимости составления коммерческого акта (на автомобильном транспорте — проставления записи в товарно-транспортной накладной) для удостоверения не­сохранности груза, соблюдать порядок обжалования отказа в составлении такого акта.Приемка товара, непосредственно передаваемого про­давцом покупателю либо получаемого от органа транспор­та без участия представителя перевозчика, осуществляется в одинаковом режиме, по общим правилам.Пункт 2 ст. 513 ГК устанавливает, что покупатель обя­зан проверить количество и качество товаров в порядке и в сроки, установленные правовыми актами, договором и обычаями делового оборота. Общие правовые акты о приемке существуют в виде документов, фактически утративших силу. Положения о по­ставках продукции и товаров 1988 г. предусматривают (п. 38, 45; 31, -38), что порядок приемки по количеству и качеству ре­гулируется инструкциями, утвержденными Госарбитражем СССР. Имеются две не отмененные инструкции бывшего Гос­арбитража СССР. Это Инструкция о порядке приемки про­дукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству от 1965 г. № П-6 и Ин­струкция о порядке приемки продукций производственно-тех­нического назначения и товаров народного потребления по качеству от 1966 г. № П-7 (далее - Инструкция о приемке по количеству и Инструкция о приемке по качеству).Названные инструкции уже на момент их принятия были крайне несовершенны, нуждались в коренной переработке. Взамен им в 1991 г. были подготовлены хорошие проекты но­вых инструкций. Однако в связи с распадом СССР они не были приняты. Между тем проблема правового регулирова­ния порядка приемки остается и требует своего решения.Инструкции о порядке приемки продолжают применяться, но уже не в качестве обязательных правовых актов. Стороны вправе предусмотреть в договоре, что приемка товара будет производиться согласно инструкциям Госарбитража СССР как факультативно применяемым нормам. Даже если такое условие не включено в договор, но получатель провел прием­ку в соответствии с названными инструкциями, то состав­ленный акт приемки признается арбитражными судами над­лежащим доказательством по делу, поскольку никакого иного общего порядка приемки не существует. Таким обра­зом, хозяйственная и судебно-арбитражная практика при­знают действие инструкций Госарбитража СССР в качестве обычаев делового оборота. Отсюда необходимость учиты­вать и соблюдать требования этих инструкций, обучать работников проведению приемки и оформлению документов в соответствии с ними, а также умению устранять на основе договоров недостатки инструкций.Приемка согласно названным Инструкциям неэффек­тивна и неэкономична. Поэтому вместо ссылок на Инструк­ции, которые встречаются в договорах, целесообразнее ссы­латься на отдельные действительно полезные пункты Инструкций: о месте проведения приемки, сроках приемки, содержании актов приемки и др.

Госкомстатом РФ издан приказ от 25.12.1998 № 132 «Об утверждении унифицированных форм первичной документа­ции по учету торговых операций». Названным приказом пре­дусмотрено, что при приемке товара без участия органа транспорта получателем составляются акты согласно уста­навливаемым формам № Торг-1, Торг-2 и Торг-3. Их реквизи­ты соответствуют содержанию актов приемки, установленно­му Инструкциями № П-6 и П-7. Закрепляя формы актов приемки, приказ Госкомстата РФ № 132 не регламентирует саму процедуру приемки. Поэтому в отношении порядка про­ведения приемки надлежит руководствоваться Инструкциями о порядке приемки по количеству и качеству.Важно учитывать соотношение инструкций с другими нормативными документами и договором. В стандартах всех уровней (национальных стандартах, стандартах орга­низаций и др.) нередко предусматриваются отдельные тре­бования к порядку приемки. По общему правилу, если ка­кой-то вопрос в соответствующем стандарте решен иначе, чем в инструкции, то применяются нормы стандарта.Вместе с тем в самих стандартах процедура приемки обычно бывает урегулирована лишь частично. По отноше­нию к таким стандартам инструкции о порядке приемки по количеству и качеству выполняют субсидиарную роль, рег­ламентируя те вопросы приемки, которые не определены самим стандартом.

Согласно п. 4 ст. 474 ГК порядок и условия проверки ка­чества товара, применяемые продавцом и покупателем, дол­жны быть одинаковыми. Эта норма, воспроизводящая один из пунктов Принципов УНИДРУА, императивно закрепляет сложившийся торговый обычай. Это предполагает необходи­мость согласования в договорах, в том числе внешнеторговых, порядка проведения приемки товаров по качеству.В соответствии с п. 1 ст. 474 ГК условия договоров, опре­деляющие порядок приемки, должны соответствовать тре­бованиям стандартов и других обязательных правил. Вместе с тем с учетом установленного в настоящее время положения о добровольности применения стандартов и возможности их изменения и дополнения в договорах требование о соответ­ствии условий договора показателям стандартов в части по­рядка приемки не является обязательным.Договору принадлежит приоритет над положениями инструкций о порядке приемки по количеству и качеству. Стороны вправе устанавливать в договоре любые требова­ния, касающиеся порядка проведения приемки. Целесо­образно предусматривать, что в вопросах, не урегулиро­ванных стандартами и договором, порядок приемки опреде­ляется вышеназванными инструкциями.

При этом надо учитывать, что приемка товара — это не совокупность правил, а вид правовой деятельности, сог­ласующейся с соответствующими правилами. Как и всякая деятельность, она должна организовываться руководством фирмы. Надлежит определять круг исполнителей, прово­дить их обучение, в том числе путем деловых игр, состав­лять образцы приемных документов, осуществлять конт­роль за соблюдением установленных требований. Ведение такой организационной работы должно возлагаться на конкретное руководящее лицо, при этом активное учас­тие в ней обязан принимать юрист фирмы.

Экспертиза качества товаров. Цели проведения отдельных видов экспертизы. В торговых отношениях нередко требуется экспертиза качества товаров. Под экспертизой принято понимать исследование каких-либо вопросов, решение которых требует специальных знаний, с представлением мотивированного заключения.В зависимости от целей различают несколько разновидностей экспертиз. Так, экологическая экспертиза используется для определения воздействия товара в процессе потребления на человека и окружающую среду. Экономическая экспертиза проводится для проверки правильности установления цены на товар в зависимости от величины производственных, транспортных и иных затрат. Технологическая экспертиза позволяет установить соответствие изделия технологическому режиму изготовления, соблюдение норм расходования сырья и дозирования компонентов. Товарная экспертиза определяет соответствие товара стандартам и условиям договора, данным маркировки и сопроводительных документов, фактической сортности (марке, артикулу и т.п.), причины брака или снижения качества. Нередко товары теряют свое качество из-за нарушения правил упаковки, неправильного хранения или транспортировки. Экспертиза позволяет установить такие причины и предложить способы предупреждения потерь.

По организационным признакам экспертизы подразделяются на первичные , т.е. назначаемые по соответствующим вопросам впервые, и повторные . Различаются также основная и дополнительные экспертизы , проводимые из-за неполноты или нечеткости основной экспертизы.Товарная экспертиза проводится бюро товарных экспертиз при Федеральной службе по защите прав потребителя и благополучия человека, экспертными отделами при торгово-промышленных палатах, специализированными экспертными организациями. Единая система экспертных учреждений в стране отсутствует. Деятельность по проведению экспертиз не подлежит лицензированию. Среди множества экспертных учреждений, как правило, выбирают имеющие высокую репутацию и опыт подготовки заключений по соответствующим вопросам.Экспертиза может назначаться по соглашению сторон либо по инициативе одной из них. Так, в соответствии с Инструкцией по приемке по качеству покупатель обязан вызвать эксперта для проверки качества товара, если:

1) продавец, находящийся в одном городе с покупателем, не направил своего представителя;

2) вызов представителя иногороднего продавца не предусмотрен договором либо на посланный покупателем вызов продавец в суточный срок не сообщил о направлении представителя. Получатель обязан пригласить эксперта для приемки поступившего импортного товара.

В связи с возбужденным делом экспертиза может назначаться определением арбитражного суда или постановлением следственного органа. Такая экспертиза поручается Федеральному центру судебных экспертиз при Министерстве юстиции РФ или иной экспертной организации.Результаты экспертизы оформляются экспертным заключением , подписываемым экспертом и заверяемым печатью экспертного учреждения.Допускается оспаривание актов экспертизы заявлением на имя руководителя экспертного учреждения с указанием конкретных недостатков, допущенных при проведении первичной экспертизы. Руководитель вправе при наличии оснований назначить повторную экспертизу, в том числе комиссионную, проводимую несколькими экспертами. Повторная экспертиза может назначаться по постановлению следственных и судебных органов.

Цели проведения отдельных видов экспертизы. Идентификационная экспертиза проводится с целью определения принадлежности товара к однородной группе товаров или контролируемому перечню товаров, установления индивидуальных признаков товара, соответствия товара установленным качественным характеристикам и техническому описанию и должна:

  • определять класс или группу однородных товаров, к которой относится данный товар;
  • определять наименование и принадлежность товара (неизвестного объекта), в том числе к изделиям (веществам), ввоз (вывоз) которых ограничен или они запрещены к обороту;
  • устанавливать соответствие товара качественным характеристикам и техническому описанию на него.

Химическая экспертиза проводится с целью установления химического состава, количественного соотношения различных химических соединений представленного на исследование объекта, и должна:

  • определять химический состав объекта;
  • определять, не содержатся ли в нем элементы, указывающие на принадлежность к определенным группам товаров, подлежащих особому контролю (драгоценные металлы, наркотические средства и сильнодействующие ядовитые вещества, озоноразрушаюшие вещества, спирт этиловый;
  • определять содержание компонентов в объекте;
  • идентифицировать товар (вещество) по химическому составу и соотношению компонентов в нем.

Сертификационная экспертиза проводится с целью установления качественных характеристик товара и должна:

  • определять марку, сорт, вид, натуральность представленного для исследования товара;
  • устанавливать, соответствует ли конкретному нормативно-техническому документу исследуемый объект;
  • устанавливать, соответствует ли исследуемый товар существующим стандартам;
  • устанавливать, соответствует ли качество товара представленной технической документации;
  • определять принадлежность отдельной единицы к одной группе.

Материаловедческая экспертиза проводится с целью определения принадлежности товара к конкретному классу веществ, изделий или материалов и должна определять:

  • материал, из которого изготовлено представленное для исследования изделие;
  • физические, химические и механические свойства материала;
  • технологические критерии, влияющие на классификацию исследуемого материала.

Товароведческая стоимостная экспертиза проводится с целью определения стоимости товара на основе его качественных показателей, его основных свойств и факторов и должна определять:

  • таможенное наименование товара согласно Товарной номенклатуры, применяемой во внешнеэкономической деятельности между странами-участниками СНГ;
  • качественные показатели товара, влияющие на его стоимость;
  • оптовую рыночную стоимость товара.

Оценочная экспертиза проводится с целью определения потребительской стоимости товаров, обращенных в федеральную собственность, и должна определять:

  • принадлежность и потребительские качества представленного на исследование товара;
  • товарные свойства в соответствии с нормативно-техническими документами;
  • оптовую рыночную цену представленного на исследование товара.

Экологическая экспертиза проводится с целью определения возможности ввоза (вывоза) товара или помещения товара под конкретный таможенный режим и должна определять:

  • экологическую или эксплуатационную безопасность товара;
  • соответствие качества товара требованиям ГОСТ и медико-биологическим требованиям;
  • наличие озоноразрушающих веществ;
  • принадлежность товара (вещества) к опасным отходам.

Минералогическая экспертиза проводится с целью установления природы драгоценных камней, категории их качества и стоимости, и должна определять, является ли товар природным, искусственным (синтетическим), реконструированным, ограненным или неограненным, драгоценным, полудрагоценным или поделочным камнем.

Согласно Федеральному закону от 2 января 2000 г. «О качестве и безопасности пищевых продуктов» , некачественные и опасные пищевые продукты, материалы и изделия, изъятые из оборота, подлежат соответствующей экспертизе (санитарно-эпидемиологической, ветеринарно-санитарной, товароведческой и др.), проводимой органами государственного надзора и контроля в соответствии со своей компетенцией, в целях определения возможности утилизации или уничтожения таких пищевых продуктов, материалов и изделий.Экспертизы товара могут назначаться при расследовании и судебном рассмотрении уголовных и гражданских дел в случае возникновения необходимости в применении специальных познаний в области товароведения, т.е. в судебно-товароведческой экспертизе.В рамках судебно-товароведческой экспертизы определяется круг задач, решение которых и составляет ее содержание:

  • установление соответствия (несоответствия) продукции по качеству и комплектности требованиям стандартов, технических условий или другой нормативной документации, сертификату качества либо эталонам — образцам;
  • установление сущности изменения качества продукции (установление наличия дефектов и их влияния на качество товара);
  • определение соответствия (несоответствия) фактических характеристик качества товара (артикула, размерных данных, сорта) маркировочным обозначениям, зафиксированным на ярлыке, этикетке;
  • определение принадлежности отдельных единиц или множества товара к одной группе (артикулу, марке, типу, виду);
  • установление соответствия (несоответствия) фактических товарных свойств товара показателям качества, содержащимся в сопроводительных документах на их реализацию;
  • установление соответствия (несоответствия) упаковки (способа, средства) нормативным требованиям;
  • установление соответствия (несоответствия) условий транспортирования продукции нормативным требованиям;
  • установление соответствия (несоответствия) сроков и условий хранения нормативным требованиям;
  • установление возможности влияния конкретных факторов на изменение качества продукции;
  • установление соответствия (несоответствия) порядка приемки и испытаний продукции по качеству и комплектности правилам, предусмотренным нормативной документацией.

6)Основные процедуры разрешения коммерческих споров.(переговоры, претензии, иски). Защита прав и законных интересов предпринимателей является одной из важнейших функций права. Возможность судебной защиты нарушенного права относится к числу основных начал гражданского законодательства.К сожалению, в результате осуществления предпринимательской деятельности возникает большое количество не-урегулированных сторонами самостоятельно хозяйственных споров. Ведущая роль в установлении порядка и регулировании разрешений коммерческих споров принадлежит Конституции РФ, ГК РФ и, конечно же, Арбитражному процессуальному кодексу РФ от 24 июля 2002 г. № 95-ФЗ, однако и в других нормативно-правовых актах присутствуют нормы, посвященные данной проблеме. Например, Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 122-ФЗ «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса», ФЗ «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» и другие нормативно-правовые акты.Права предпринимателей в нашей стране защищены законом. Выделяют следующие основные способы защиты.

-признания права;

-восстановления положения, существовавшего до нарушения прав и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения;

-признание оспоримой сделки недействительной и при-менения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки;

-признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления;

самозащиты права;

-присуждения к исполнению обязательства в натуре;

-возмещения убытков;

-взыскания неустойки;

-компенсации морального вреда;

-прекращения или изменения правоотношения;

-неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону.

Законодательство предоставляет лицу, чьи права нарушены или оспорены, возможность обратиться для их защиты в суд (арбитражный суд, третейский суд). ГК РФ в ст. 11 допускает установление в законе и другого способа защиты прав предпринимателей — в административном порядке. Потерпевшая сторона может, а если это предусмотрено законом, то и обязана обратиться со своими требованиями к административному органу. Однако если решение последнего будет неудовлетворительным, сохраняется право на обращение в суд.Естественно, что наиболее эффективным является использование способов защиты путем обращения в судебные органы, так как их решения должны быть исполнены в принуди-тельном порядке.Добровольный отказ от своего права на обращение в суд за защитой недействителен.Право на обращение в арбитражный суд конкретных субъектов правоотношений (право на предъявление иска) возникает лишь после проведения досудебных действия — предъявления претензии. С принятием нового АПК РФ соблюдение досудебного (претензионного) порядка урегулирования спора требуется только в случаях, предусмотренных законом для данной категории споров или договором (ст. 4 АПК). Например, практически детально регламентируются порядок, сроки предъявления и рассмотрения претензий к предприятиям транспорта в отношении перевозки груза (о чем уже говорилось ранее в соответствующей главе).


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.019 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал