Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Глава 2. Жизнеописание митрополита Филарета (Дроздова)
Жизнеописание митрополита Филарета (Дроздова) «Когда 26 декабря 1782 года, в г. Коломне, в семье дьякона Михаила Дроздова и молодой жены Дуни, рождается сын, то принимавшая бабка роды сказала «- Ой, не жилец...— вздохнула повитуха, отдыхая за самоваром после трудной ночи.... Человек предполагает, а Бог располагает. 1 января 1783 года в ближней Богоявленской церкви младенец был окрещен с именем Василия в честь святого Василия Великого. При святом таинстве восприемниками были друг отца соборный ключарь Петр Васильев и бабушка новорожденного Домника Прокопиевна. Нет ничего случайного на свете. Имя, нарекаемое человеку, связано не только со днем его появления на белый свет, не только призывает покровительство того святого, чья память празднуется и день рождения. По Вышнему Промыслу в том виден предугаданный путь человека, от свободной воли которого, правда, зависит, следовать ли сим путем»6 И Василий Дроздов выбрал этот путь – путь служению Богу. Воспитываясь в потомственной семье священников, он с самого раннего детства, впитал в себя - запах ладана, кротость, любовь к чтению, красоту молитвы и песнопений, храм для него стал домом, без которого он уже жить не мог. В декабре 1791 года Василия определяют в Коломенскую семинарию, но не закончил её, так как по указу Павла 1 в 1799 году с упразднением Коломенской епархии, закрывают и её. И вот в начале 1800 года, Василий с успехом зачисляется в Троице- Сергиевою семинарию. Здесь под покровом преподобного Сергия, Василий Дроздов раскрыл и приумножил все свои таланты. Он изучал всё – языки, философию, историю, риторику, психологию, медицину. Раскрывается поэтической, ораторский дар, на что сразу обращает внимание митрополит Платон Левшин († 1812), и берёт одарённого ученика под свою опеку. Проходя учёбу в философском и богословском классах с марта 1800-го и до ноября 1803 г., он заканчивает их с блестящим успехом, и после принятия у Василия экзамена самим митрополитом Платоном 21 ноября 1803 г., его определяют на должность учителя греческого и еврейского языков в той же лаврской семинарии. Во время обучения в семинарии и на первых порах учительства обнаружились необыкновенные духовные дарования Дроздова. Его тяга к учёбе, образцово-честное поведение сделало его одним из лучших выпускников семинарии. «Вы подлинно имеете драгоценный залог и свидетельство Божиего к вам благоволения в талантах, а паче в честном поведении сына вашего»7, писал к родителю Дроздова ректор лаврской семинарии архимандрит Евграф Музалевский-Платонов. Особенный стиль проповедей Дроздова, скоро выдвинул его из ряда других учителей и отразилось на быстроту продвижения его по службе. 12 января 1806 г. он произносит первую замечательную проповедь в Троицком соборе Сергиевой лавры, в день торжества освобождения лавры от поляков, и митрополит Платон от 4 марта того же года, по прочтении и одобрении проповеди, писал своему викарию, епископу Дмитровскому Августину (Виноградскому): «А у меня проявился отличнейший проповедник, учитель Дроздов. Я сообщу его проповедь, и удивитесь»8. В том же 1806 г., 30 августа, молодой учитель перемещен был на высший класс — поэзии и получил должность лаврского проповедника, а 14 января 1808 г. переведен на класс высшего красноречия и риторики, с оставлением в должности Проповедника. Все это делалось по распоряжению митрополита Платона, который прозрел великую будущность скромного учителя семинарии и видел его отличные дарования и высоконравственную жизнь. Так же Митрополит видел в Василии своего приемника, видел в нём будущего светильника Церкви, который принесёт пользу и отечеству, но нужно было встать на путь монашеской жизни, и митрополит Платон еще с 1806 г. стал увещевать Дроздова к постригу, хотя Василий и сам об этом думал, но 2 года испытывал себя, проверял. В письме к своим родителям, 21 декабря 1806 года, он писал -… «Не знаю точно, понравится ли Вам новость, которую скажу теперь.; впрочем, если в Ваших письмах говорит сердце, надеюсь, что я не оскорбил Вас и не поступил против Вашего соизволения, сделав один важный шаг по своей воле, по довольным смею сказать, размышлении. Батюшка! Василия скоро не будет, Вы не лишитесь сына, сына, который понимает, что Вам обязан более, нежели жизнью, чувствует важность воспитания и знает цену Вашего сердца...»9. И 16 ноября 1808 он принимает постриг с именем Филарета (в память св. праведного Филарета Милостивого, 1 дек.), в лаврской трапезной церкви. 21 ноября того же 1808 г. инок Филарет митрополитом Платоном рукоположен в иеродиакона. К сожалению, радость митрополита и новопостриженного инока, была нарушено приказом из Петербурга от Комиссии духовных училищ: направить в столицу из разных духовных училищ лучших преподавателей - из троицкой семинарии вызваны были несколько учителей, одним из них был и иеродиакон Филарет. Господь открывал перед ним новую стезю, новое поприще – призывая его на служение Церкви и Государству, начиналась, как многие скажут, «век Филарета».
|