Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Повышение качества и конкурентоспособности туристского продукта Российской Федерации на внутреннем и мировом рынках
Российская Федерация имеет значительный потенциал для роста внутреннего и въездного туризма, однако отечественный туристский продукт испытывает сильнейшую конкуренцию со стороны предложений международного рынка. В связи с этим необходимо разработать систему мер по повышению конкурентоспособности отечественного туристского продукта, включающих: обеспечение высокого качества туристских услуг; совершенствование профессионального образования в сфере туризма; Повышение качества туристских услуг сегодня является основной задачей всех участников отрасли. Российские и иностранные туристы, активно путешествующие по миру, накопили значительный туристский опыт, привыкли к мировым стандартам обслуживания. Отечественным туристским организациям приходится иметь дело с искушенным и требовательным потребителем. Одним из наиболее активно используемых инструментов по оценке качества туристских услуг сегодня является классификация объектов туристской инфраструктуры. Необходимо внедрить единую систему классификации объектов туристской индустрии, включающих гостиницы и иные средства размещения, горнолыжные трассы и пляжи, разработать процедуру оценки качества услуги и присвоения категории, а также механизм периодической переоценки и повышения или снижения уже присвоенной категории. В целях повышения качества туристского продукта Российской Федерации необходимо обеспечить широкий ассортимент предлагаемых на рынке туристских программ и периодическое их обновление. Это позволит повысить интерес потребителя к туристскому продукту и увеличить число повторных посещений курортов и объектов туристской инфраструктуры. Одной из основных составляющих системы обеспечения качества туристского обслуживания является подготовка кадров для этой сферы. Современная система профессионального образования в сфере туризма требует усовершенствования в части приведения в соответствие современным требованиям работодателей, большей ориентации образования на практику, разработки и внедрения профессиональных стандартов, повышения качества учебно-методических материалов, учета специфики организации туристской деятельности в регионах Российской Федерации при подготовке кадров. В первую очередь на федеральном и региональном уровнях необходимо установить требуемый профессиональный состав, структуру и количество специалистов в сфере туризма на среднесрочную перспективу с учетом планов развития туризма. Это послужит ориентиром для образовательных учреждений, существующих и будущих специалистов в сфере туризма, позволяющим определить состав и содержание образовательных программ и траекторию развития профессиональных компетенций. В настоящее время одной из важнейших проблем остается подготовка экскурсоводов, гидов-переводчиков, инструкторов- проводников. Необходимо для повышения качества туристских услуг совместно с органами исполнительной власти в сфере туризма субъектов Российской Федерации разработать и внедрить систему обеспечения и контроля осведомленности указанных категорий специалистов о специфике туристских ресурсов региона и их допуска к работе. В целях координации усилий различных сфер туристской деятельности, повышения качества и конкурентоспособности туристского продукта необходимо разработать и внедрить план мероприятий (" дорожную карту") по созданию благоприятных условий для развития конкуренции в сфере туристской деятельности. Такой план должен быть согласован с федеральными и региональными программами, а также учитывать уже накопленный опыт по стимулированию малого предпринимательства в сфере туризма. Для адаптации предложения туристских услуг к требованиям туристов необходимо обеспечить возможность применения современных методов маркетинга. Практика показывает, что многие туристские организации исходят чаще из своих возможностей и стереотипных представлений о потребностях клиентов, пренебрегая исследованиями рынка и определением своей целевой аудитории. Происходит это, с одной стороны, от инертности сознания руководителей, с другой стороны, по причине крайней ограниченности в средствах ввиду низкой доходности и отсутствия обеспечения для получения кредитов, особенно предприятий малого бизнеса. Поэтому для организации системной работы по повышению качества туристских услуг необходимо разработать централизованный подход к проведению маркетинговых исследований в сфере туризма и предоставления информации участникам туристского рынка. Уполномоченные органы исполнительной власти в сфере туризма на всех уровнях должны организовывать и координировать деятельность по сбору и анализу информации о состоянии туристского рынка, характеристиках потребительского спроса, возможностях сегментирования рынка, выявлять основные тенденции рынка и осуществлять сбор и анализ данных о состоянии отрасли. Результаты исследований должны быть доступны профессионалам туристского бизнеса и широкой общественности. Особенно активным сдерживающим фактором в развитии туризма сегодня является проблема высоких внутренних цен на услуги железнодорожного и авиационного транспорта в Российской Федерации. Решение этой проблемы требует как активных действий по изменению действующей системы налогообложения, регулирования внутренних цен на горюче-смазочные материалы, так и создания условий для формирования конкуренции на рынке внутренних пассажирских перевозок, разработки мер по созданию и развитию транспортных компаний, способных предложить сниженные цены. Понижение цен на внутренние пассажирские перевозки сегодня является центральной стратегической задачей, решение которой во многом определяет степень конкурентоспособности туристских услуг в России на внутреннем и международном туристском рынке. Также следует разработать мероприятия по созданию и развитию отечественных систем бронирования туристских услуг на внутреннем рынке. 3. Реализация и усиление социальной роли туризма Социальная роль туризма проявляется в его оздоровительной, просветительской, воспитательной функции. Развитие системы социального туризма с привлечением бюджетных и внебюджетных источников финансирования является сегодня одним из основных направлений реализации потребностей социально незащищенных групп населения Российской Федерации и повышения доступности туристских услуг. Каждый регион должен уделить пристальное внимание задаче развития социального туризма. Необходимо искать пути применения финансовых механизмов поощрения работодателей, являющихся спонсорами социальных туристских программ или компенсирующих своим работникам часть затрат на туристские услуги на территории Российской Федерации. Всячески следует поощрять любую инициативу поддержки программ социального туризма со стороны бизнес-сообщества. Важно добиться повышения доступности туристских услуг для наименее социально защищенных групп населения и учащихся. Туризм выполняет также важную функцию по восстановлению здоровья населения. В этой связи особое внимание следует уделять развитию лечебно-оздоровительного туризма, совершенствованию его материально-технической базы, подготовке и привлечению кадров в эту сферу и активному продвижению лечебно-оздоровительного туризма на внутреннем рынке, в том числе путем организации сотрудничества (ознакомительных и обучающих мероприятий) с медицинскими работниками. В работе с детьми и молодежью важную оздоравливающую роль играют туристские программы с активными способами передвижения по маршруту, к участию в которых необходимо привлекать учащихся образовательных учреждений. Перспективной задачей туризма является повышение уровня культуры, образования и просвещения общества. Этой задаче соответствуют все виды туризма, однако одним из наиболее узко направленных является культурно-познавательный туризм. Для развития культурно-познавательного туризма необходимы следующие специальные меры: разработка, внедрение и распространение новой концепции интерактивной экспозиции в учреждениях культуры (музеях, культурно-досуговых учреждениях, природно-ландшафтных комплексах) с применением элементов игровых технологий, приемов визуализации, ролевых методов вовлечения посетителя в процесс познания; создание и развитие смешанного типа учреждения культуры, эколого-культурных туристских комплексов, совмещающих музейную экспозицию, природно-ландшафтную территорию, мастерские традиционных ремесел, театрализованные представления, образовательную и просветительскую функцию, научно- исследовательский центр, торгово-ярмарочный комплекс. Такой комплексный подход способен привлечь и удержать интерес современной потребительской аудитории, а также дает возможность привлечения инвестиций для финансирования проектов по созданию новых или преобразованию уже действующих учреждений культуры за счет средств внебюджетных источников; внедрение практики активной маркетинговой деятельности учреждений культуры, включающей исследование рынка, анализ реальной и целевой потребительской аудитории, определение товарной политики и продвижение услуг на рынок, включая рекламу и деятельность по связям с общественностью, посредством объединения маркетинговых усилий всех объектов культуры на базе национального туристского портала и внедрения единой информационной системы по учету и анализу количества и характеристик посетителей, дающей возможность онлайн-бронирования и онлайн-продажи билетов; проведение обучения работников учреждений культуры и других предприятий, относящихся к объектам туристского показа, инновационным методам работы, маркетинговой деятельности и приемам составления интерактивных программ для туристов; ориентация на индивидуального туриста, принимающего решение о поездке (экскурсии) без предварительной подготовки с использованием услуг туристских компаний или полностью самостоятельно, предусматривающая информационную поддержку процесса выбора, заказа и потребления туристской услуги; решение проблемы транспортной доступности объектов культурно-познавательного туризма, включая организацию подъездных путей и парковочных мест для туристских автобусов и личного транспорта индивидуальных туристов; обновление культурно-познавательных туристских программ, регулярное внесение разнообразия в традиционные туристские маршруты для стимулирования повторных визитов; развитие краеведения, создание и развитие деятельности краеведческих клубов и музеев. Таким образом, культурно-познавательный туризм может внести существенный вклад в дело просвещения и нравственного оздоровления общества. Важно понимать значение разработки комплекса мер по развитию этого направления как наиболее конкурентоспособного, перспективного вида туризма, отвечающего общей государственной политике и национальным интересам Российской Федерации. Еще одним направлением реализации социальной функции туризма является развитие детского, юношеского и молодежного туризма. Следует разработать нормативно-правовое обеспечение этого направления туристской деятельности, определить и законодательно закрепить понятийный аппарат, принципы и стандарты обслуживания в сфере детского, юношеского и молодежного туризма. Одним из направлений развития детского, юношеского и молодежного туризма является более глубокая интеграция туристских программ в систему образования, позволяющая сформировать условия для патриотического воспитания и расширения кругозора учащихся. Сегодня все образовательные организации регулярно проводят экскурсии и другие виды выездных занятий. Однако на практике такая деятельность часто не имеет четкого плана. Лица, ответственные за экскурсионные и выездные мероприятия с учащимися, как правило, при выборе туристско-экскурсионных программ исходят из личного опыта, бюджета и рекомендаций учреждений культуры. Это значительно снижает качество и эффективность этой деятельности. Интеграция туристских программ в систему образования может быть достигнута путем объединения усилий заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и представителей туристского бизнеса по разработке туристскими организациями туристско-экскурсионных программ, соответствующих содержанию образовательных программ и специфике туристских ресурсов региона, а также по выработке механизма планирования содержания внеурочной работы образовательных организаций. Также туристско-экскурсионная форма может быть использована в дополнительных общеразвивающих программах дополнительного образования детей и взрослых, которые являются новацией Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ " Об образовании в Российской Федерации". Кроме того, расширение использования туристских программ как формы внеурочных занятий требует создания системы обучения работников образовательных организаций планированию и реализации выездных мероприятий в учебном и воспитательном процессе, а также повышения доступности туристских услуг для организованных групп. Также необходимо уделить внимание задаче развития туристской инфраструктуры в сфере детского, юношеского и молодежного туризма путем создания и развития туристских кластеров, специализирующихся на обслуживании такой категории потребителей. Затем необходимо провести работу по подготовке и реализации конкретных инвестиционных проектов по развитию в регионах Российской Федерации детского, юношеского и молодежного туризма в рамках создаваемых кластеров. Повышение эффективности системы управления и статистического учета в сфере туризма для обеспечения социально-экономического развития и роста качества жизни населения регионов Российской Федерации Совершенствование системы управления в сфере туризма должно осуществляться в следующих направлениях: повышение эффективности межрегионального сотрудничества при организации туристской деятельности; В соответствии с этим необходимо обеспечить достижение указанных целей при составлении и реализации планов развития туризма в регионах Российской Федерации. В Положении об организации системы федеральных статистических наблюдений по социально-демографическим проблемам и мониторинга экономических потерь от смертности, заболеваемости и инвалидизации населения, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2010 г. N 946 " Об организации в Российской Федерации системы федеральных статистических наблюдений по социально-демографическим проблемам и мониторинга экономических потерь от смертности, заболеваемости и инвалидизации населения", предусмотрены показатели качества жизни населения - условия проживания, доступность и качество социальных услуг, уровень и источники доходов населения, мотивация к труду и здоровому образу жизни, репродуктивные планы. Туризм в состоянии оказать влияние практически на все эти показатели. Развитие туристской инфраструктуры приводит к улучшению транспортной доступности региона, увеличению количества рабочих мест, появлению предприятий бытового обслуживания и культурно-досуговых учреждений. Туристские программы дают возможность учебным учреждениям применять новые формы и методы проведения занятий в рамках существующих образовательных программ (выездные лекции, практические занятия, посещение музеев и театров, экскурсии по теме урока). Регион становится интересен для инвесторов, повышается предпринимательская активность местных жителей, молодежь находит работу в своем регионе и перестает массово покидать дома, что улучшает демографическую ситуацию. Все эти положительные эффекты необходимо планировать и преумножать при планировании развития туризма. Чрезмерное повышение туристского потока в регион может иметь и такой негативный эффект, как ухудшение экологии, перегруженность транспортных узлов, повышение стоимости жизни в регионе, рост предпринимательского риска в связи с усилением конкуренции в результате прихода крупных федеральных игроков на региональный рынок, привнесение и насаждение элементов массовой культуры, изменяющей национальный колорит местной культурной среды, рост преступности, структурный перекос в развитии экономики региона с излишней специализацией на туризме. В большинстве регионов Российской Федерации можно наблюдать высокую сезонную дифференциацию потребительского спроса на туристские услуги, что приводит к появлению временных рабочих мест и риску снижения дохода местных жителей вне туристского сезона. Поэтому необходимо отслеживать и оценивать как положительный, так и отрицательный мультипликативный эффект от развития туризма в регионе, проводить замеры изменения показателей качества жизни населения в зависимости от роста туристского потока. При разработке планов развития туризма необходимо стремиться к обеспечению учета следующих интересов местных жителей: создание рабочих мест; Участие местных жителей и получение ими доходов от туристской деятельности может быть обеспечено следующими путями: получение экономической выгоды от развития туристской деятельности через создание новых рабочих мест и оказание преференций при приеме на работу местным жителям, закупка продуктов питания, сувенирной и другой продукции местного производства; В целом развитие туризма должно обеспечивать значительный вклад в устойчивое развитие экономики региона путем увеличения налоговых платежей в местный бюджет, повышения качества жизни населения, обеспечения дополнительного финансирования программ по защите и восстановлению объектов культуры, исторического наследия и природы, проведения экологических программ, сохранения и развития социально-культурной среды региона. Совершенствование системы управления в сфере туризма требует создания эффективной системы статистического учета. В целях повышения информативности статистики туризма в регионах России и приближения ее к международным стандартам необходимо: обеспечить переход пограничной статистики, осуществляющей формирование официальной статистической информации о числе граждан России, выехавших за границу, и иностранных граждан, въехавших в Россию, на классификацию целей поездки в соответствии с Международными рекомендациями по статистике туризма 2008 года; Указанные меры позволят устранить различия в определении международных туристских понятий, отслеживать экономический эффект от туристской деятельности, количество занятых в сфере туризма, иметь актуальную и однозначную статистическую информацию. Система сбора, анализа и предоставления статистических данных в сфере туризма должна удовлетворять потребности органов управления, профессионалов, исследователей и общества в целом в актуальной, согласованной, точной, полной и доступной информации.
|