Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Предмет и специфика философии как теоретической дисциплины






Слово " философия" (от греч. phileo - люблю и sophia - мудрость) в буквальном переводе означает " любовь к мудрости" или " любомудрие". Считается, что слово " философ" впервые употребил Пифагор, которому приписывают следующее изречение: " Жизнь подобна игрищам: иные приходят на них состязаться, иные - торговать, а самые счастливые - смотреть; так и в жизни иные, подобно рабам, рождаются жадными до славы и наживы, между тем как философы - до единой только истины".Философия - это наука о наиболее общих законах существования природы, человека, общества и сознания, это наука о мире и об отношении человека к миру.

Теоретический характер философии заключается в следующем. Философское обобщение имеет гораздо более широкий потенциал, чем любое другое конкретное обобщение. Наука замкнута в рамках опыта, ограничена им. Философия есть такой способ мышления, при котором нет никаких опытных ограничений. Философия поистине универсальна, ибо открывает такие законы Бытия, которые проявляются во всех сферах жизни. С другой стороны, философия по своему характеру субстанциональна (от лат. substantia — сущность, нечто лежащее в основе). Субстанция — это предельное основание, позволяющее сводить чувственное многообразие вещей и изменчивость их свойств к чему-то постоянному, относительно устойчивому и самостоятельно существующему. Универсализм и субстанционализм как принципы тесно связаны друг с другом, ибо предельное обобщение выявляет субстанцию. Универсализм и субстанционализм характеризуют особенность философии как теоретической формы освоения действительности.

Специфичность философии заключается и в способе мышления. Для философской позиции характерно сомнение, которое, впрочем, не носит негативный характер. Философы ставят все под сомнение для того, чтобы проверить, насколько прочны человеческие установления, и отбросить те из них, которые отжили свой век, а также те, которые выдержали проверку, поставить на более прочный фундамент знания. Другими словами, сомнение стимулирует развитие. Это не всегда и не всеми принимается. Таким образом, философия с самого начала своего существования имеет духовно-практическую направленность.

Философия это не только способ мышления, это еще и наука. Как и всякая наука, философия обладает своим предметом, своим понятийным аппаратом, своей структурой.

Предмет философии — весь мир в его многообразии и взаимодействии всех его частей. Это бытие в полной форме своего выражения: реального или абстрактного, рационального или иррационального, объективного или субъективного. Для философии одинаково (если подходить принципиально) важны и бред сумасшедшего, и законы химии, и историческое движение, и способы закалки стали и т.д. Важной чертой предмета философии является то, что он может быть абсолютно умозрительным. Понятно, что философ не может один объять весь мир в его целостности. Поэтому философия разделяется на ряд отделов, каждый из которых в свою очередь может делиться дальше.

Онтология (от греч. ontos «сущее» и logos «понятие, разум») — отдел философии, изучающий основания мира, учение о Бытии как таковом. Выявляет и изучает наиболее общие сущности, предельные основания, фундаментальные принципы существования всего.

Гносеология (от греч. gnosis «знание») — отдел философии, изучающий природу познания, его формы, механизм, сущность.

Эпистемология (от греч. episteme «знание») — теория познания, отдел философии, изучающий проблему научного знания.

Аксиология (от греч. axia «ценность») — отдел философского знания, изучающий природу ценности, механизм ее проявления, функционирования.

Логика (от греч. logos «понятие, разум») — в философии — наука о правильном мышлении, учение о мышлении в понятиях. Служит повышению формальной точности сознания и выражения содержания мышления.

Эстетика (от греч. aisthetikos «чувствующий, чувственный») — учение о прекрасном, о законах и формах прекрасного, о его типах, его отношению к природе и искусству, о сущности прекрасного.

Этика (от греч. ethos «обычай, нравственный характер») — учение о нравственности, морали, о человеческом поведении, сообразуемом нравственными нормами, о характере этих норм и т.д. Термин впервые употреблен Аристотелем.

Антропология (от греч. anthropos «человек») — наука о человеке, о его происхождении и эволюции. С точки зрения естествознания антропология изучает отличия человека от других живых организмов, изучает его телесную организацию на анатомическом, физиологическом, расовом и т.д. уровнях. Философская антропология охватывает реальное человеческое существования во всей его полноте, определяет его место и отношение к окружающему миру.

История философии— отдел философии, изучающий становление философского знания, его формы, открытия. Осмысляет философию с точки зрения ее процессуальности. С одной стороны, история философии знакомит человека с философским опытом прошлого, с другой стороны, дает огромный материал для критического осмысления этого прошлого с целью дальнейшей успешной разработки тех или иных проблем.

Философия истории — философская дисциплина, изучающая сущность и типы исторического движения человеческого общества.

Развитие философского мышления, в конце концов, определило главный, или основной вопрос философии. Он в свою очередь делится на два.

Первая сторона вопроса выглядит следующим образом: что первично, а что вторично — бытие или мышление, природа или дух. В зависимости от решения этого вопроса все философы разделились на два лагеря: материалистов и идеалистов. Материалисты утверждают первичность, самодостаточность материи. Весь мир, бытие объясняется ими как продукт саморазвития материи. Этот мир не сотворим, вечен, бесконечен и постоянно развивается. Идеалисты же в качестве первоначала всего сущего называют духовное начало — личностное или безличностное (Бог). Те из идеалистов, которые в качестве первичного начала называют личностное, индивидуальное сознание, мышление, именуются субъективными идеалистами, а те, кто понимают духовное начало как надличностное —объективными идеалистами.

Вторая сторона основного вопроса философии формируется как вопрос о принципиальной познаваемости мира, то есть может ли дух, мышление, сознание без остатка, без границ постичь Бытие, отразить в понятиях все многообразие универсума. Большинство философов отвечают на этот вопрос положительно, в той или иной форме признавая возможность познания бытия. Здесь возникает проблема Абсолютности и Относительности истины, четко сформулированной в диалектике. Те же из философов, которые отрицают принципиальную возможность познания бытия, называются агностиками (от греч. gnosis — знание и отрицательной приставки а).

Этот вопрос имеет для философии универсальное значение и присутствует в том или ином модифицированном виде при решении множества иных философских проблем.

Как же соотнести науку и философию? С одной стороны, философия, как уже говорилось, сама является наукой. С другой стороны, философия является методологической базой всякой науки. Философия шире любой науки. Вместе с тем они не существуют по отдельности: напротив, научные достижения необходимы для философа как материал для дальнейшего обобщения. С другой стороны, философская концепция служит методологической базой научного знания.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.007 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал