Главная страница
Случайная страница
КАТЕГОРИИ:
АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Конституционные основы земельного права
законодательные и иные нормативные правовые акты, принятые и изданные компетентным государственным органом и содержащие правовые нормы, регулирующие земельные правотношения. Основной Закон РФ - Конституция Российской Федерации - предусматривает основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, федеративное устройство, полномочия главы государства, законодательных, исполнительных и судебных органов власти, являющихся самостоятельными, и органов местного самоуправления. Конституция РФ и федеральные законы имеют верховенство на всей территории РФ (п. 2 ст. 4 Конституции РФ). Положения и нормы Конституции России имеют высшую юридическую силу, им должны соответствовать и не противоречить все законодательные и иные правовые нормативные акты, которые принимаются всеми государственными органами в области земельных отношений. Конституцией РФ земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах, об охране окружающей среды отнесено к совместному ведению РФ и субъектов РФ (п. 1 ст. 72). Конституция РФ подразделяет земельное законодательство на федеральные правовые акты и правовые акты субъектов РФ. В этом проявляется их наиболее общая классификация. Основной Закон РФ - Конституция - содержит ряд положений, которые являются отправными, основополагающими для земельного законодательства. Так, непосредственно на регулирование земельных отношений направлены следующие статьи Конституции: 1) ст. 9 - о земле и иных природных ресурсах, находящихся в различных формах собственности; ст. Зб-о праве частной собственности на землю и регулировании условий и порядка пользования ею на основе федерального закона; ст. 42 - о праве каждого на благоприятную окружающую среду; ст. 58 - об обязанности каждого сохранять природу, бережно относиться к ее богатствам; ст. 72 - об отнесении к совместному ведению Федерации и ее субъектов земельного, водного, лесного законодательства, законодательства о недрах, об охране окружающей среды. Статья 36 {ч. 2) устанавливает, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если при этом не наносится ущерб окружающей среде и не нарушаются права и законные интересы иных лиц. Статья 72 определяет, что в совместном ведении РФ и ее субъектов находится земельное законодательство (п. «к»), а также вопросы владения, пользования и распоряжения земельным участком (п. «в»). Несомненную значимость для регулирования земельных правоотношений представляют собой также положения Конституции РФ: 1)о гарантировании единства экономического пространства, поддержки конкуренции, свободы экономической деятельности (ст. 8); о равенстве всех перед законом и судом (ст. 19); 2) об обязанности каждого платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57) и некоторые другие. к) Федеральный закон от.7 мая 2001 г. 49-ФЗ «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ»; л)Федеральный закон от 16 июля 1998 г. 101 -ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения»; законы РФ, например Закон РФ от 11 октября 1991 г. 1738-1 «О плате за землю»; указы Президента РФ: а) Указ Президента РФ *О государственном земельном кадастре и регистрации документов о правах на недвижимость» от 11 декабря 1993 г. 2130; б)Указ Президента РФ «О праве собственности граждан и юридических лиц на земельные участки под объектами недвижимости в сельской местности» от 14 февраля 1996 г. 198; постановления Правительства РФ: а)постановление Правительства РФ «О порядке определения нормативной цены земли» от 15 марта 1997 г. 1319; б)постановление Правительства РФ от 2 октября 2002 г. 830 «Об утверждении Положения о порядке консервации земель с изъятием их из оборота»; в)постановление Правительства РФ от 19 ноября 2002 г. 833 «О государственном земельном контроле»; нормативные правовые акты субъектов Федерации и органов местного самоуправления; общие принципы права; t) нормативные договоры; международные договоры, заключенные с иностранными государствами; некоторые обладающие юридической силой обычаи. рассчитанной лишь на восстановление нарушенного права. Структурные части земельно-правовой нормы (гипотеза, диспозиция, санкция) излагаются в статьях, пунктах, подпунктах того или иного нормативного акта по-разному. Особенности земельно-правовых норм. Поскольку нормы земельного права действуют в определенной логической взаимосвязи, т. е. одни из них регулируют позитивные (положительные) действия людей, другие - правоохранительные - охраняют их от нарушений, то в законодательной практике допускается раздельное их формулирование. Во избежание нежелательных повторений в земельном законодательстве имеются также отсылочные статьи - нормы, которые не излагают полностью их содержания, а отсылают к другим статьям данного или иного нормативного акта. Применяется и прямой способ изложения тех или иных элементов правовой нормы - без отсылки к другим статьям нормативного акта.
Данная страница нарушает авторские права?
|