Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сонатная форма.






Сона́ тная фо́ рма — музыкальная форма, состоящая из трёх основных разделов, где в первом разделе (экспозиции) противопоставляются главная и побочная партии, во втором (разработке) эти темы развиваются, в третьем (репризе) повторяется экспозиция с тональными (и, возможно, иными) изменениями.

СФ даёт возможность объединить самый разнообразный материал, иногда на очень большом временном пространстве. Отличие СФ от всех других заключается в том, что развивающий раздел (разработка) является центральным по своему значению, в нем проявляется основная идея СФ — конфликтность и динамика развития.

СФ стала наиболее полным выражением идей европейского классицизма. В ней имеет место конфликтное сопоставление двух образов (главная партия и побочная партия), развитие конфликта в разработке и его результат в репризе и коде.

СФ стала единственной, в которой драма была выражена чисто музыкальными средствами, без привлечения каких-либо иных (как, например, текста в опере).

СФ чрезвычайно быстро достигла своих вершин (в позднем творчестве Гайдна, Моцарта, Бетховена). Этот процесс занял менее 50 лет. В творчестве Моцарта представлено огромное количество модификаций СФ. Бетховен продолжил этот процесс и вывел его на новый уровень, дав толчок к последующему разрушению чистой СФ и обогащению её за счёт других принципов формообразования. Композиторы следующей исторической эпохи понимали, что Бетховен довёл саму идею СФ до своего абсолюта, и были вынуждены искать пути обновления формы.

Cхема сонатной формы: (ГП — главная партия, ПП — побочная партия, СП — связующая партия, ЗП — заключительная партия; в квадратные скобки заключены разделы, которые в различных вариантах формы могут опускаться).

[Вступление] Экспозиция [Разработка] Реприза [Кода]
ГП [СП] ПП [ЗП] [ГП] [СП] [ПП] [ЗП]
T   D   T   T  

СФ применяется в основном в первых частях сонатно-симфонических циклов (этот тип формы принято называть формой сонатного allegro), реже — в финалах и медленных частях. Также в СФ могут быть написаны одночастные произведения (особенное распространение они получили в эпоху романтизма).

Поскольку в наиболее чистом виде СФ применяется именно в первых частях циклов, этот тип выделяют как основной. В других частях цикла и в одночастных произведениях СФ трансформируется в соответствии с жанром, иногда утрачивая основную идею формы (конфликт и развитие). Существуют другие разновидности СФ, тоже связанные с определённым жанром: СФ в концерте с солистом (с двойной экспозицией) и сонатина.

3 основных класса СФ:

1. Форма сонатного allegro.

2. СФ в иных частях цикла и иных жанрах.

3. Разновидности сонатной формы (сонатная форма с двойной экспозицией и сонатина).

1) Экспозицией называется начальный раздел формы (не считая вступления, если оно есть). Экспозиция состоит из главной партии в главной тональности, связующей партии (в которой происходит модуляция), побочной партии в новой тональности и с новым образным наполнением, и заключительной партии, которая завершает экспозицию.

Партиями называются различные участки экспозиции, обособленные гармонически. Так, ГП выдержана в главной тональности, СП представляет собой неустойчивый ход, ПП выдержана в новой тональности. Нужно заметить, что партии не тождественны темам. Партии — это участки формы, и в них могут находиться по нескольку тем.

Главная партия — чрезвычайно важная составляющая экспозиции. Она — основа будущего конфликта и развития. Тема ГП в большинстве примеров выражает основную мысль произведения. Она часто состоит из двух или более контрастных элементов, взаимодействие которых в сжатом виде воспроизводит конфликтность всей формы. В большинстве случаев форма ГП это период или большое предложение.

Связующая партия — неустойчивый раздел, в этом она противопоставляется главной. Роль СП — совершить переход от ГП к побочной.

Побочная партия появляется в результате развития материала ГП. ПП во всем противостоит ГП: в гармонии, тематизме, образности. Она часто длится дольше, чем ГП, но при этом не перевешивает её по смысловой нагрузке. Ядро СФ все равно остаётся заключённым в ГП. Форма ПП свободна и допускает множество вариантов. Чаще других это большое предложение или простая двухчастная форма. Под влиянием относительной гармонической свободы эти формы часто лишаются квадратности благодаря дополнениям и т. п.

Функция заключительной партии — закрепить достигнутое в экспозиции, прежде всего в тональном отношении. ЗП в некоторой степени обобщает весь материал экспозиции, её заключительное действие шире, чем простое закрепление тоники в дополнении или каденции.

2) Разработка — второй большой раздел формы. В ней происходит развитие тем в условиях тональной и гармонической неустойчивости. В процессе развития возможно видоизменение тем, вплоть до их переосмысления. Постоянная неустойчивость — главное свойство разработки. Неустойчивость выражается в гармоническом строении (постоянные модуляции), в метрике (отсутствие квадратности) и в тематизме (темы существуют не в полном виде, а в виде вычлененных мотивов).

3) Реприза — третий крупный раздел формы. В целом она повторяет экспозицию, но обязательным является перенос побочной партии в главную (или одноимённую ей) тональность, гораздо реже в другую тональность. При этом побочная партия в репризе никогда не звучит в той же тональности, в какой она звучала в экспозиции. Это уничтожило бы «идею» сонатной формы, так как в таком случае развитие не имело бы результата.

Реприза снимает или ослабляет конфликт и завершает форму. Это достигается путём её тонального объединения: реприза начинается и заканчивается в основной тональности, хотя побочная партия и может проводиться не в главной тональности. Благодаря этому, реприза обычно менее динамична, чем все другие разделы (хотя возможны исключения).

4) Кода — дополнительный раздел формы. Её функция — это обобщение материала, высказывание результата, «вывода» всего произведения. Она часто отсутствует в камерной музыке, камерных ансамблях и сонатах, но почти всегда имеет место в симфониях — симфония наиболее сложный и глубокий жанр, требует окончательного обобщения и более весомого заключения. Строение коды не регламентировано, она может быть построена на одной или нескольких темах любой из партий. Изредка кода может иметь новую тему (в особенно крупных произведениях).

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал