Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Вокруг Слов Суфьяна ибн Уейна
Часть восьмая
«Говорит имам Суфьян ибн Уейна как это от него передано в книге имама Ахмада Сунна-, стр.745. раздел – Аль-Иман и Опровержение МУРДЖИИТАМ – …Совершение запретных дел (харамов) без того чтобы считать это дозволенным (без истихляля)- является грехом. Однако оставление фарзов намеренно, зная об обязательности их и без оправдания – Куфр. Возразил оппонент аргументацию этим сообщением тем что в его иснаде слабый человекпо имени Сууайд. Затем были приведены высказывания ученых по этому поводу. Однако если бы оппонент внимательно посмотрел на те слова, которые он привел от ибн Кайма в отношении этого человека, то с помощью Аллаха, не стал бы возражать в этом вопросе. Сказал оппонет: Прекрасный ответ на это дал шейх Ибн аль-Къайим, сказавший: “То, что имам Муслим приводил в своем Сахихе хадисы Сууайда сделали упреком в отношении Муслима. Однако Муслим передавал от него хадисы только в том случае, если его хадисы подтверждались другими свидетельствами и он не был единственным кто его передает, и если его хадисы не были отвергаемыми или отклоненными”. См. “Задуль-ма’ад” 4/251. Ответ: Нет сомнения в том что смысл слов Ибн Уяйна подкрепляется не только другими высказываниями Салаф, а также Иджма имама аш-Шафии о котором скоро пойдет речь, с позволения Аллаха, а также Коранические тексты, и тексты из Сунны которые уже упоминались. То есть тот смысл который заложен в сообщении Суфьяна ибн Уяйна – является смыслом мутауатир, и в таком случае не вредит небольшая слабость в его иснаде, ведь Сууайд не лгун, и никто его не обвинял в этом. Поэтому это возражение неуместно здесь. Однако оппонент возразил следующими возражениями сказав:
1) Во-вторых, даже если это сообщение и достоверно, то необходимо его правильно понимать. Ведь внешне это сообщение указывает на то, что мнением Ибн ‘Уяйны было то, что оставление любой обязанности даже по лени делает человека кафиром, а такое понимание является заблуждением и противоречием основам ахлю-Сунна! Ответ: 1) В словах Ибн Уяйны нет указания на то что оставление любой обязанности делает человека неверным. И если так, то нельзя сказать что это понимается оттуда так. 2) Внешне это сообщение указывает на то что оставление всех обязательств будет неверием т.е. оставление обязательных дел. Доказательство этому его слово: «Оставление обязательств». Как известно, что такая форма присоединения слов[1] в арабском языке указывает на обобщенность. Это и есть внешний смысл, и нет, никакого препятствия так понять его слова. Возражение: 2) И необходимо отметить, что под «оставлениями фардов», что не пояснили Абдуллах и Ибрахим, речь идет именно о столпах Ислама, как намаз, закят, пост и хадж, как это разъяснил хафиз Ибн Раджаб, который после того, как привел эти слова Ибн ‘Уяйны и слова некоторых имамов, считавших оставление столпов Ислама большим неверием, сказал: “Их слова указывают на то, что они считают неверным за оставление этих столпов”. Ответ: К сожалению, оппонент, поспешил с обвинениями. Так как ибн Ражаб на слова которого они ссылается в этом случае, хотя сам их не привел (т.е. слова ибн Раджаба как утверждал), сказал после приведения слов ибн Уяйны и других имамов: «И передал Харб от Исхака его слова: «Чрезмерствуют муржииты, так что стали говорить: «Кто оставит обязательные молитвы, пост Рамадан, закат, Хадж и остальные обязательства (или в общем обязательств و ع ا م ة ا ل ف ر ا ئ ض, без отрицания, то мы не делаем ему такфир, и предоставляем его дело Аллаху, так как он признает их. И эти – нет сомнения в них. Т.е. то что они муржииты…» После этих слов ибн Ражаб сказал слова: “Внешне эти слова указывают на то, что он считает неверным за оставление этих обязательств و ظ ا ه ر ه ذ ا: أ ن ه ي ك ف ر ب ت ر ك ه ذ ه ا ل ف ر ا ئ ض. См.Фатхуль Бари ибн Ражаб 10\1
Оригинал текста:
و ن ق ل ح ر ب ع ن إ س ح ا ق ق ا ل: غ ل ت ا ل م ر ج ئ ة ح ت ى ص ا ر م ن ق و ل ه م: إ ن ق و م ا ي ق و ل و ن: م ن ت ر ك ا ل ص ل و ا ت ا ل م ك ت و ب ا ت و ص و م ر م ض ا ن و ا ل ز ك ا ة و ا ل ح ج و ع ا م ة ا ل ف ر ا ئ ض م ن غ ي ر ج ح و د ل ه ا ل ا ن ك ف ر ه ، ي ر ج ى أ م ر ه إ ل ى ا ل ل ه ب ع د ، إ ذ ه و م ق ر ، ف ه ؤ ل ا ء ا ل ذ ي ن ل ا ش ك ف ي ه م - ي ع ن ي ف ي أ ن ه م م ر ج ئ ة. و ظ ا ه ر ه ذ ا: أ ن ه ي ك ف ر ب ت ر ك ه ذ ه ا ل ف ر ا ئ ض.
Оппонент же после того как сказал: « Хафиз Ибн Раджаб, который после того, как привел эти слова Ибн ‘Уяйны и слова некоторых имамов, считавших оставление столпов Ислама большим неверием, сказал»: “Перевел слова Ибн Раджаба”: «“Их слова указывают на то, что они считают неверным за оставление этих столпов”» Ответ: Т.е. смысл получается как будто Ибн Раджаб говорит о том, что они делали такфир за оставление намаза, заката, поста, хаджжа только. И если в другом месте это может не иметь решающее значение, однако, не здесь. Так как слова ибн Ражаба возвращаются на все то, что было сказано, а там были упомянуты другие обязательства кроме 4-ех столпов. Он сказал свои слова в противоположность слов Исхака: «Кто оставит обязательные молитвы, пост Рамадан, закат, Хадж и остальные обязательства (или в общем обязательства) و ع ا م ة ا ل ف ر ا ئ ض …» После этих слов ибн Ражаб сказал слова: “Внешне эти слова указывают на то, что он считает неверным за оставление этих обязательств و ظ ا ه ر ه ذ ا: أ ن ه ي ك ف ر ب ت ر ك ه ذ ه ا ل ف ر ا ئ ض .» Обязательств, которые упомянул Исхак, а ведь он не ограничился только четырьмя столпами. Затем, даже если все так как говорит оппонент, что это меняет? Речь как раз и идет о ситуации, когда человек не выполняет абсолютно ничего из столпов. Не делает намаза, ни поста, не дает закят, не едет в хадж. Как раз о такой ситуации и идет здесь речь, а не о положении когда, например человек совершает намаз, но не дает закат, или совершает пост, но оставляет намаз и т.д. Поэтому непонятно что изменилось для оппонента? Важно здесь то, что Исхак имеет в виду тоже, что и Суфьян, а это неверие оставляющего обязательные дела. И называет противоположное этому мнению чрезмерностью муржиитов. Поэтому слова ибн Ражаба лишь подтверждение правильного понимания слов Суфьяна авторами “Саляфия или муржия”. Значит, оппонент обвинил их в том, что сам совершил.
Возражение оппонента: 3) Даже если это сообщение достоверно, то из него следует, что имам Суфьян ибн ‘Уяйна был из числа тех имамов, кто считал оставление хоть одного из пяти столпов Ислама большим неверием. А как известно относительно оставления столпов Ислама помимо двух свидетельств есть разногласие среди ахлю-Сунна с давних пор. Шейхуль-Ислам Ибн Таймия говорил: “Мусульмане единогласны в том, что не произнесший два свидетельства является кафиром! А что касается остальных четырех столпов Ислама, то они разошлись в этом вопросе ”. См. “Маджму’уль-фатауа” 7/302. Ответ: Что касается разницы между вопросом оставления столпов и оставления дел, то по воле Аллаха этому будет посвящена отдельная тема. Однако уже здесь ясно, что это разные вещи. Что же касается мнения Суфьяна Уяйны то он как раз и говорит о положении полного оставления фардов, а не об оставлении одного из них. Однако оппонент пытается исказить его слова. Возражение оппонента:
4) В-третьих, для того чтобы правильно понять слова Ибн ‘Уяйны, которыми аргументировались Абдуллах и Ибрахим, следует привести их полностью, а не частично. Ибн ‘Уяйна говорил: “Мурджииты гарантируют Рай тому, кто сказал: «ля иляха илля-Ллах», даже если он упорствует своим сердцем в оставлении обязанностей ( م ص ر ا ً ب ق ل ب ه ع ل ى ت ر ك ا ل ف ر ا ئ ض ), и мурджииты именуют оставление обязанностей (т.е. столпов Ислама) грехом, подобно совершению запретного. Однако это не одно и то же, поскольку совершение запретного без дозволения этого является грехом, а оставление столпов не по незнанию и без веской причины, является куфром”. Но почему-то авторы не привели полные слова Ибн ‘Уяйны, который сказал: «Мурджииты гарантируют Рай тому, кто сказал: «ля иляха илля-Ллах», даже если он упорствует в своем сердце в оставлении обязанностей». Эти слова очень важны в понимании того, о чем идет речь! Если не вырывать эти слова кусками, то становится ясно, что Ибн ‘Уяйна опровергает гъуляту-мурджиа – мурджиитов, впавших в крайность, которые гарантируют Рай за простое произнесение слов шахады, даже без убеждения.
Ответ: Непонятно какая польза оппоненту от таких высказываний, ведь авторы “Салафия или мурджия” привели в своей работе следующие слова и они идентичны по смыслу: «--- Мурджииты говорят об обязательности зайти в рай человеку кто говорит ля иляха илля Ллах оставляя настойчиво сердцем все фарзы---» Затем: 1) В словах Суфьяна нет никакого указания на то, что он отвечает муржиитам такого типа, кто же заявляет обратное, то должен это доказать. 2) Контекст его слов указывают на то, что порицание он опускает именно на оставление дел, а не убеждений. Так как он сказал затем: «мурджииты именуют оставление обязанностей грехом, подобно совершению запретного. Однако это не одно и то же, поскольку совершение запретного без дозволения этого является грехом, а оставление столпов не по незнанию и без веской причины, является куфром.» Ведь он не сказал: «Мурджииты говорят: «кто оставляет убеждения» Однако сказал: «мурджииты именуют оставление обязанностей». И предельно очевидно, что между словом “убеждения” и “обязанности” есть разница. И это внешний смысл его слов, а внешний смысл не оставляется кроме как по доказательству. Более того понимание оппонента полностью противоречит контексту. 3) Очевидно что оппонент имеет в виду группу мурджиитов – “карамитов”, о которых передается что иман у них лишь слово. Также очевидно, что оппонент не знаком с их настоящим мнением. Говорит Шейх аль-Ислам: «Необходимо разделять между положениями верующих внешне, посредством которых судится в отношении людей в этой жизни, и их положениями в следующей жизни в отношении награды и наказания. Так как верующий достойный вхождения в Рай должен быть верующим внутри по единогласному согласию всех относящихся к Кибле. Даже Карамиты которые называют лицемера верующим и говорят то что иман это слово, они говорят что не поможет ему в следующей жизни кроме как вера внутри. И некоторые передали от них то, что они делают лицемеров из людей Рая, и это ошибка в отношении них». См. Мажмуа Фатауа 7\216Также говорит: «Карамиты не отрицают обязательность познания (альмарифа), и сердечного подтверждения (тасдик), однако они не вводят это в иман из-за боязни его разделения. Так как они посчитали, что не может уйти часть и остаться часть». См. Мажмуа Фатауа 7\393 Поэтому здесь возникает вопрос: Что оппонент имеет в виду под словом: «…которые гарантируют Рай за простое произнесение слов шахады, даже без убеждения»? И как это можно применить к словам Суфьяна Уейны? То, что они оставляют убеждение обязательности этих фардов? Даже карамиты не говорят, что такой войдет в Рай, так как такой человек если внешне говорит шахаду то он лицемер. Значит не остается кроме как понять что слово: «упорствует в своем сердце в оставлении обязанностей». Как нежелание делать с убеждением обязательности. И этот смысл полностью соответствует словам Исхака которые приводились.[2] Здесь для полноты пользы в том, что касается сообщения от Суфьяна ибн Уейна, хотел бы привести ответ, которым мне пришлось ответить одному брату, на его возражение относительно понимание этого сообщения. Говорит возражающий: Нам передал Сувейд ибн Са'ид Аль-Харави, который сказал: мы спросили Суфьяна Ибн 'Уйайна о ирджа, он ответил: Что касается Адама, Аллах Велик Он и Всемогущ, запретил ему есть (плод) с дерева, сделал его запретным для него, он же намерено поел его, желая стать ангелом, или чтоб стать бессмертным, и был назван (из-за этого) тем, кто ослушался, без (элемента) куфра. Что касается Иблиса, да проклянет его Аллах, то ему было вменено в обязанность совершить один земной поклон и он намерено стал отрицать его, и был назван кафиром (по этой причине). Что касается иудейских ученых, то они знали пророка и что он пророк и посланник, как знают своих сыновей, и они подтвердили это своим языком, но не последовали за его шариатом, и Аллах, Велик Он и Всемогущ, назвал их кафирами. Совершивший запретное подобное [в данном случаи не имеется ввиду полное подобие, автор просто указывает на некоторое сходство] греху [ошибки] Адаму, мир ему, и некоторым другим пророкам, тот же, кто оставил обязательности, отрицая их – стал кафиром, подобно тому, как стал кафиром Иблис, да проклянет его Аллах, а оставляющий познания, без отрицание – стал кафиром, подобно тому, как стали кафирами иудейские ученые. А Аллах знает лучше". Закончились полные слова ибн Уяйны. И суть этого возражения в том, что отрицающий обязательность - кафир по иджма'. Это и имеет, введу Суфьян, рахимахуЛЛах, ведь он сам дальше поясняет. А не выполняющий 4 столпа по лени, жадности и т.д., не отрицая их обязательность, зная, что за это полагается наказание - не кафир по одному из мнений ученых ахлу-с-сунна. Ответ: Брат немного поторопился с выводами относительно понимания контекста слов Суфьяна ибн Уейны - да смилуется над ним Аллах. Нет сомнения в том, что контекст слов имеет огромное значение в правильном понимании смысла говорящего, однако иногда может произойти как раз ошибка в понимании, определении смысла самого контекста, его тематике и предмета. Это также касается возражения невежественного в вопросах убеждений оппонента. Ведь такого рода оставление требует твердого желания и намерения. Ведь не очень легко жить среди мусульман, которые молятся, постятся, дают закат, делают хадж, и не делать с ними ничего из этого! Для того что бы " быть крепким в том чтобы не размягчится и не поддаться влиянию", и хоть несколько раз " не согрешить", совершив несколько фарзов, для этого нужно иметь твердое намерение и решимость и стойкость! Имам очень четко и ясно обозначил точку разногласия, сказав: " оставление столпов не по незнанию и без веской причины, является куфром." Ты брат выделил слова " намеренно стал отрицать".... В арабском оригинале имам использовал слово - джухуд - так любимого современными муржиитам: ف ج ح د ه ا م ت ع م د ا ف س م ي ك ا ف ر ا Я конечно не обвиняю тебя ни в чем, просто констатирую факт. То что речь здесь идет о тех кто признает истинность сердцем и языком, однако у него нет следования, совершения дел в соответствие с его знанием. Т.е. совершая джухуд. Разве Иблис отрицал что то языком или сердцем? Разве иудеи, о которых говорит Суфьян ибн Уейна, отрицали что-то языком или сердцем? Разве о чем-то из описаний этих существ говорил Суфьян в течение своего разговора о них? После чего его убили как муртада, так как его поведение явно указывает на неверие в сердце. Либо вступить в ясное противоречие с разумом, шариатом и действительностью и сказать, что человек не будет неверным в обоих случаях. Говорит шейх: «Нет разногласия в том, что необходимо, чтобы таухид был как в сердце, так и проявлялся в соответствующих делах и словах. Если же чего - то не будет из этого, то не будет человек муслимом. Даже если человек признает таухид сердцем, но не будет это выражаться в его словах и делах, то такой будет непокорным кафиром, такой же как фараон, иблис и похожие на них». См. ад-Дурар ас-Сания 2\124. Однако вернемся к возражениям оппонента.
Возражение: 5) И именно так нужно понимать слова этого имама, даже если допустить, что это сообщение достоверное, поскольку в таком случае это будет соответствовать другому высказыванию самого Суфьяна ибн ‘Уяйны, который говорил: “Тот, кто оставит часть из частей имана, отвергая это (джахидан), тот для нас кафир. А тот, кто оставит это по лени и халатности, того мы будем увещевать, и он для нас тот, кто с неполноценным иманом! ” См. “аш-Шари’а” 1/124, аль-Аджурри и “аль-Ибана ” 2/855, Ибн Батта. Ответ: Как это понятно, этот вывод оппонент построил, во-первых, на неправильной посылке, которая была разъяснена. А это то, что нельзя понять слова Суфьяна ибн Уяйна в соответствие с их внешним смыслом. Во-вторых, на слабом понимании вопроса ясности “мухкам” и неясности «муташабих” в текстах. Так он сделал первые слова Суфьяна из раздела “муташабих”, несмотря на их ясность, в то время как эти внешне неясные его слова сделал ясными “мухкам”. Разъяснение этого в том, что внешний смысл последних слов Суфьяна ибн Уяйна указывает на то, что тот, кто оставит, например слово, но не будет отрицать его, то он будет просто грешником? Ведь слово часть веры! Да, такой человек будет верующим у Аллаха, однако по мазхабу Джахмитов! Ведь Суфьян ибн Уяйна обобщает слово иман, который нет сомнения, включает в себя не только дела. Поэтому, на каком основании оппонент упустил это и конкретизировал его слово: «Тот, кто оставит часть из частей имана» - только в делах? Однако нужно понять его слова, что речь идет об оставлении тех частей имана, оставление которых не делает человека неверным. А это нет сомнения, какие-то дела, какие-то слова или даже какие-то убеждения. И так мы сохраняем внешний смысл слов Суфьяна ибн Уяйна, однако понимаем их в свете других доказательств. Т.е. его слова из раздела обобщенного текста, по которым подразумевается частный смысл. И это ясно, и нет никакого противоречия между его словами. Поэтому с помощью Аллаха стал полностью понятен его мазхаб, и то, что возражения оппонента не имеют основания. Откуда же этот имам все это взял? Говорит Суфьян ибн Уъейна: " Вера это слово и дело. Взяли мы это от того кто был до нас, а это дело, и то что не будет слово кроме как с Делом ". Сунна 1\346, аш-Шария 1\271 Ведь Суфьян ибн Уяйна, Исхак, АбдуЛлах Тастури – все они часть этого Иджма.
ا ل م ض ا ف و ا ل م ض ا ف إ ل ي ه [1] [2]Кто оставит обязательные молитвы, пост Рамадан, [2] закат, Хадж и остальные обязательства (или в общем обязательства), без отрицания, то мы не делаем ему такфир, предостовляем его дело Аллаху, так как он признает их.
|