Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Курсовая работа






по Административному праву

 

на тему: Акцизный налог: правовая природа и основы установления и администрирования

 

 

Студента 4 курса

Группы БУ – 42

направления подготовки 6.030504

специальности «Экономика предприятия»

Васильева Максима Сергеевича

 

Руководитель: старший преподаватель кафедры

Кравчина Ирина Борисовна

 

 

Национальная шкала _______________

Количество баллов: __

Оценка: ECTS ___

 

Члены комиссии __________________

(подпись) (Ф.И.О.)

________

(подпись) (Ф.И.О.)

 

г. Харьков – 2016 год


 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………………………...3

1. Система налогообложения в Украине…………………………………………………4

1.1 Понятие налога………………………………………………………………………...4

1.2 Классификация налогов и сборов…………………………………………………….6

1.3 Налоговое законодательство………………………………………………………...12

2. Акцизный налог в Украине……………………………………………………………16

2.1 Этапы формирования системы акцизного налогообложения……………………...16

2.2 Плательщики, объекты, база начисления акциза и акцизные товары……………..20

Выводы...............................................................................................................................26

Список использованной литературы................................................................................28

 


 

ВВЕДЕНИЕ

 

Налоговое право является сложным финансово-правовым институтом, регулирующим основы формирования доходной части бюджетной системы страны, то есть регулирует только отношения, связанные с движением денежных средств от плательщиков налогов и сборов в бюджеты соответствующего уровня. Налоговое право взаимодействует со всеми институтами финансового права. Его нормы обусловлены публичностью государственных финансов и регулируют деятельность по взиманию налоговых платежей для общегосударственных и региональных потребностей. Налоговое право - это один из основных институтов финансового права.

Сложная сущность налога, объединяет экономические и правовые его характеристики, предопределяет юридическую суть налоговых норм, характер их взаимодействия. Поскольку налоговая система государства является системой распределительных и перераспределительных отношений в обществе, она детерминирует юридическую природу налогово-правовой нормы. Подобно другим правовых норм, налогово-правовые нормы содержат правила поведения, установленные государством и обеспеченные силой ее принуждения. С другой стороны, специфика предмета налогового права определяет и специфику юридической природы налогово-правовых норм. их содержанием является установление правил поведения участников особого вида общественных отношений - налоговых отношений, то есть поведения, всегда связана с распределением или перераспределением государством в ее интересах части собственности других юридических и физических лиц.


1. СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В УКРАИНЕ

 

 

1.1 Понятие налога

 

 

Налог - с одной стороны, философская и экономическая категория, а с другой - одновременно вступает конкретной форме правовых взаимоотношений, которые закрепляются законодательством при наполнении доходами бюджетной системы. Анализ сущности налога как экономической категории базируется на исследовании закономерностей расширенного воспроизводства, его отдельных фаз, особенно распределения и перераспределения денежной формы стоимости. В свою очередь исследования налоговых форм должны выходить из положений теории государства и права. Налог как конкретная форма принудительного изъятия части совокупного дохода общества в казну государства отражает все положительные и отрицательные черты данного экономического пространства и данной системы государственного устройства и государственного управления. В зависимости от состояния налоговых правоотношений в государстве можно судить о ее прогрессивное развитие или регресс [6].

Налог - это установленный законом для достижения общегосударственных или местного значения целей обязательный индивидуально безвозмездный денежный платеж, который вносится юридическими и физическими лицами в Государственный или местного бюджета при наличии материальных предпосылок (дохода, прибыли или имущества) в четко определенные сроки и в предусмотренных законодательством размерах и не предназначен для конкретных расходов.

Налоги связанные с существованием государства, хотя возникли они значительно позже, чем появились первые государства, финансовая деятельность которых сопровождалась сбором таможенных пошлин в современном их понимании. Системы налогообложения в разных странах мира различаются друг от друга по структуре, набором налогов, сборов и обязательных платежей, методами их взыскания, налоговыми ставками (нормативами), фискальными полномочиями органов разных уровней власти, налоговой базой и налоговыми льготами. Такое положение является закономерным, поскольку налоговые системы формируются под влиянием различных экономических, политических и социальных факторов.

Непосредственно налоги как источник доходов государственного бюджета в их современном понимании насчитывают несколько сотен лет. Первым понятие «налог» раскрыл А. Смит в труде " О богатстве народов" (1770), в которой налог был определен как бремя, налагаемое государством в форме закона, который предусматривает и его размер и порядок уплаты [5, с. 16].

Налогам присущи такие черты, как обязательность платежа, преимущественно переход права собственности при уплате налога, индивидуальная безвозмездность, регулярность взыскания.

Налоги выполняют ряд функций, которые вытекают из их экономической природы и которые в свою очередь являются определяющими при формировании налоговой системы страны. Функции налогов и налоговой системы в целом как финансовой категории вытекают из функций финансов - распределительной и контрольной. Налоги непосредственно связаны с распределительной функцией в части перераспределения стоимости созданного ВВП между государством и юридическими и физическими лицами. В то же время они выступают методом централизации ВВП в бюджете на нужды, выполняя таким образом фискальную функцию.

Налоговое право, в свою очередь, как финансово-правовой институт представляет собой совокупность норм, регулирующих общественные отношения в сфере взимания налогов и обязательных платежей в бюджеты и государственные целевые фонды, устанавливая при этом права, обязанности и ответственность сторон.

Институт налогового права является обособленным комплексом юридических норм, обеспечивающих целевое регулирование разновидности отношений, связанных с поступлением в бюджеты налогов и сборов. Налоговое право - относительно самостоятельный сектор финансового права и занимает автономное положение относительно других институтов этой отрасли.

Предметом налогового права является группа однородных общественных отношений, определяющих поступления денежных средств от плательщиков в бюджеты в форме налогов и сборов. Характерной чертой налоговых отношений является их четко выраженный властно-имущественный характер. По методу правового регулирования, то он является характерным для финансового права в целом, то есть это - метод государственно-властных предписаний, подкрепляется возможностью применить санкции со стороны государства.

В то же время указанный метод имеет особый механизм регулирования, взаимосвязь норм, юридический режим. Императивный метод регулирования четко устанавливает границы поведения подчиненных субъектов.

В зависимости от содержания налогово-правовые нормы делятся на материальные и процессуальные. В свою очередь в зависимости от характера воздействия на поведение субъектов налоговых правоотношений все материальные налогово-правовые нормы делятся на обязывающие, запрещающие и управомочивающие. Объективный разделение финансово-правовых норм на указанные виды обусловливают следующие факторы:

а) функции налоговых норм;

б) специализация налоговых норм;

в) способы правового регулирования [19, c. 51].

 

 

1.2 Классификация налогов и сборов

 

 

Классификация налогов и сборов является предметом многих исследований. Преимущественно в основу их распределения закладывается критерий действующего законодательства. Однако существуют и другие. Вся совокупность обязательных платежей налогового характера может быть классифицирована по нескольким основаниям [2].

В зависимости от формы налогообложения:

- прямые (приходно-имущественные) - налоги, которые взимаются в процессе получения и аккумуляции материальных благ, определяются размером объекта налогообложения, включаются в цену товара и уплачиваются производителем или собственником. Прямые налоги, в свою очередь, подразделяются на:

а) личные - налоги, уплачиваемые налогоплательщиком за счет и в зависимости от полученного им дохода (прибыли) и учитывают платежеспособность плательщика;

б) реальные (англ. real - имущество) - налоги, уплачиваемые с имущества, в основе которых лежит не реальный, а предполагаемый средний доход.

- косвенные (на потребление) - налоги, которые взимаются в процессе расходования материальных благ, определяются размером потребления, включаются в виде надбавки к цене реализации товара и оплачиваются потребителем. При косвенном налогообложении формальным плательщиком является продавец товара (работ, услуг), который выступает посредником между государством и потребителем товара (работ, услуг). Последний же является плательщиком реального. Именно критерий совпадения юридического и фактического плательщика является одним из основных при разграничении налогов на прямые и косвенные. При прямом налогообложении - юридический и фактический плательщики совпадают, при косвенном - нет.

Еще одно важное обстоятельство следует учитывать при разграничении прямых и косвенных налогов - их участие в образовании цены. Если прямые налоги закладываются в цену на стадии производства (у производителя), то косвенные - только на стадии реализации и как надбавка к цене производства товара.

2. В зависимости от компетенции органа, регулирующего вид налога:

- общегосударственные - налоги и сборы, устанавливаемые высшими органами государственной власти и действуют на всей территории страны;

- местные - налоги и сборы, которые могут устанавливаться как высшими органами законодательной власти, так и органами местного самоуправления, но вводятся только решением компетентного органа местного самоуправления, действующих на соответствующей территории и поступают в местный бюджет.

Согласно НКУ (и ст. 14 Закона Украины " О системе налогообложения" закона утратившего силу 02.12.2010 и замененного Налоговым Кодексом [2]) к общегосударственным принадлежали такие налоги и сборы (обязательные платежи):

1) налог на добавленную стоимость;

2) акцизный сбор;

3) налог на прибыль предприятий, в том числе дивиденды, уплачиваемые в бюджет государственными некорпоратизированными, казенными или коммунальными предприятиями;

4) налог на доходы физических лиц;

5) пошлина

6) государственная пошлина;

7) налог на недвижимое имущество (недвижимость);

8) плата за землю (земельный налог, а также арендная плата за земельные участки государственной и коммунальной собственности);

9) рентные платежи;

10) налог с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов;

11) налог на промысел;

12) сбор за геологоразведочные работы, выполненные за счет государственного бюджета;

13) сбор за специальное использование природных ресурсов;

14) сбор за загрязнение окружающей природной среды;

15) сбор в Фонд для осуществления мероприятий по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы и социальной защиты населения;

16) сбор на обязательное государственное пенсионное страхование;

17) сбор в Государственный инновационный фонд;

18) плата за торговый патент на некоторые виды предпринимательской деятельности;

19) фиксированный сельскохозяйственный налог;

20) сбор на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства;

21) гербовый сбор (применяется до 1 января 2000 года);

22) единый сбор, взимаемый в пунктах пропуска через государственную границу Украины;

23) сбор за использование радиочастотного ресурса Украины;

24) сборы в Фонд гарантирования вкладов физических лиц (начальный, регулярный, специальный);

25) сбор в виде целевой надбавки к действующему тарифу на электрическую и тепловую энергию, кроме электроэнергии, произведенной квалифицированными когенерационными установками;

26) сбор за проведение гастрольных мероприятий;

27) судебный сбор;

28) сбор в виде целевой надбавки к утвержденному тарифу на природный газ для потребителей всех форм собственности;

29) сбор на социально-экономическую компенсацию риска населения, проживающего на территории зоны наблюдения [2, ст. 9].

Согласно НКУ (и ст. 15 Закона Украины " О системе налогообложения" закона утратившего силу 02.12.2010 и замененного Налоговым Кодексом [2]) к местным налогам относятся:

1) налог с рекламы;

2) коммунальный налог.

К местным сборам (обязательным платежам) относятся:

1) сбор за парковку автотранспорта;

2) рыночный сбор;

3) сбор за выдачу ордера на квартиру;

4) курортный сбор;

5) сбор за участие в бегах на ипподроме;

6) сбор за выигрыш на бегах на ипподроме;

7) сбор с лиц, которые принимают участие в игре на тотализаторе на ипподроме;

8) сбор за право использования местной символики;

9) сбор за право проведения кино- и телесъемок;

10) сбор за проведение местного аукциона, конкурсной распродажи и лотерей;

11) сбор за выдачу разрешения на размещение объектов торговли и сферы услуг;

12) сбор с владельцев собак;

13) сбор за право использования субъектами предпринимательской деятельности помещений, связанных с их деятельностью, которые находятся в центральной части населенного пункта и в зданиях, являющихся памятниками истории и культуры и др [2, ст. 10].

3. В зависимости от плательщика (субъекта налогообложения):

- Такие, взимаемые с юридических лиц (налог на прибыль и др.);

- Такие, взимаемые с физических лиц (подоходный налог, налог на промысел и др.);

- Смешанные - налоги, предполагающие в качестве плательщиков и юридических, так и физических лиц (налог с владельцев транспортных средств, земельные налоги и др.). При этом смешанные налоги можно разделить на:

а) налоги, которые определяются наличием определенных материальных благ (транспортные средства, участок земли);

б) налоги, которые определяются деятельностью плательщиков (налог на добавленную стоимость, акцизный сбор).

Подробно эта классификация будет рассматриваться в следующих подразделах данной темы.

4. В зависимости от канала поступления:

- Закрепленные - непосредственно и вполне поступают в конкретный бюджет или внебюджетный фонд. Среди закрепленных налогов выделяют налоги, которые поступают в Государственный и местный бюджеты.

- Регулирующие (разноуровневые) - поступают одновременно в бюджеты различных уровней в пропорциях, соответствующих бюджетному законодательству. Суммы отчислений по таким налогам, которые зачислены непосредственно в Государственный бюджет и бюджеты других уровней, определяются при утверждении каждого бюджета.

Можно несколько детализировать эту группу налогов, дифференцировав их на подгруппы:

а) государственные - налоги, полностью поступают в государственный бюджет;

б) местные - налоги, полностью поступающие в местные бюджеты;

в) пропорциональные - налоги, которые распределяются между Государственным и местными бюджетами в определенной пропорции;

г) внебюджетные - налоги, поступающие в определенные фонды (в некоторых случаях они должны пройти через бюджет).

5. В зависимости от характера использования:

- Общего назначения - налоги, которые используются на общую цель, без конкретизации мероприятий или затрат, на которые они расходуются (фактически это и есть действительно налоги).

- Целевые - налоги, зачисляемые во внебюджетные целевые фонды и предназначены для целевого использования. Фактически одним из основных признаков налогов является нецелевой характер, однако подобные платежи имеют ряд положительных моментов: психологический; зависимость расходов и доходов от отдельных видов деятельности; определенная независимость конкретного государственного органа [19, c. 88].

6. В зависимости от периодичности взимания:

- Разовые - налоги, уплачиваемые один раз в течение определенного времени (чаще всего - налогового периода) при совершении определенных действий (налог с владельцев транспортных средств, налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения). Эта разновидность налогов имеет наибольшее сходство со сборами.

- Систематические (регулярные) - налоги, взимаемые регулярно, через определенные промежутки времени и в течение всего периода владения или деятельности плательщика (ежемесячно, ежеквартально).

7. В зависимости от учета налогового платежа (от источника оплаты):

- Налоги, финансируемых потребителем (налог на добавленную стоимость, акциз)

- Налоги, включаемые в себестоимость (налог с владельцев транспортных средств, земельный налог);

- Налоги, которые финансируются за счет балансовой прибыли, то есть прибыли до уплаты налога на прибыль (налог на имущество, налог на рекламу);

- Налоги, которые финансируется за счет чистой прибыли, то есть прибыли после уплаты налога на прибыль.

Законодательство большинства стран мира, в том числе и в Украине, запрещает использовать в фискальной сфере инструменты непосредственной демократии. Конституция Украины прямо запрещает референдум относительно законопроектов по вопросам налогов [1].

 

1.3 Налоговое законодательство

 

Методы налогового права имеют обязательное законодательное закрепление, что предусмотрено ст. 92 Конституции Украины, согласно которой " Исключительно законами Украины устанавливаются... система налогообложения, налоги и сборы" [1].

Основным актом, закрепляющим основы построения налоговой системы Украины, порядок установления и введения в действие налогов, виды налогов, права и обязанности налогоплательщиков, порядок распределения налогов между бюджетами разных уровней и контроль за соблюдением налогового законодательства, является Налоговый Кодекс Украины с изменениями и дополнениями [2].

Налоговое законодательство - это система законодательных актов, содержащих правовые нормы, устанавливающие правила поведения сторон в налоговой сфере. Налоговое законодательство выступает формой реализации налогового права и содержит достаточно широкий круг нормативных актов, регулирующих налогообложение.

Принципы налогового законодательства:

- Объединение интересов государства, органов местного самоуправления и плательщиков;

- Установление налогов только законами;

- Приоритет налогового закона над неналоговым;

- Защита от незаконного налогообложения плательщиков;

- Наличие всех элементов налогового механизма в налоговом законе.

Налоговое законодательство должно персонифицированный и срочный характер.

Налоговый долг, не выполненный в полном объеме и в установленный срок, порождает налоговый долг. Для полного погашения налогового долга в случае необходимости закон предусматривает применение дополнительных процедур: налоговый долг, налоговый залог и арест активов, рассрочки и отсрочки уплаты, а также финансовую ответственность и др.

Совокупность налогов и сборов (обязательных платежей) в бюджеты и государственные целевые фонды, взимаемых в установленном законами Украины порядке, составляет систему налогообложения [7, c. 10].

Следует отметить, что важным условием создания качественно новой системы налогообложения Украины является устранение коллизий и конкуренции норм законодательства, регулирующих налоговые правоотношения, разработка налоговых законов, которые не содержат двузначных положений, совершенствование правового механизма регулирования налоговых правоотношений, а также взаимный контроль за выполнением возложенных функций в рамках установленных принципов.

Закрепленный в Налоговом Кодексе Украины принцип единого подхода, который предусматривает обеспечение единого подхода к разработке налоговых законов с обязательным определением плательщика налога и сбора, объекта налогообложения, источника уплаты налога и сбора, налогового периода, ставок налога и сбора, сроков и порядка уплаты налога, оснований для предоставления налоговых льгот. То есть налоговые правоотношения возникают только на основании законодательного акта, принятого в соответствии со ст. 92 Конституции Украины и Налоговым Кодексом Украины, в котором обязательно должны быть определены приведенные выше элементы.

Принципы системы налогообложения согласно Налогового Кодекса Украины [2]:

- Стимулирование научно-технического прогресса, технологического обновления производства, выхода отечественного товаропроизводителя на мировой рынок высокотехнологичной продукции;

- Стимулирование предпринимательской производственной деятельности и инвестиционной активности - введение льгот по налогообложению прибыли (дохода), направленного на развитие производства;

- Обязательность - внедрение норм относительно уплаты налогов и сборов (обязательных платежей), определенных на основании достоверных данных об объектах налогообложения за отчетный период, и установление ответственности налогоплательщиков за нарушение налогового законодательства;

- Равнозначность и пропорциональность - взимание налогов с юридических лиц осуществляется в определенной доле от полученной прибыли и обеспечения уплаты равных налогов и сборов (обязательных платежей) на уровне прибыли и пропорционально больших налогов и сборов (обязательных платежей) - на большие доходы;

- Равенство, недопущение любых проявлений налоговой дискриминации - обеспечение одинакового подхода к субъектам хозяйствования (юридических и физических лиц, включая нерезидентов) при определении обязанностей по уплате налогов и сборов (обязательных платежей) [7 c. 45];

- Социальная справедливость - обеспечение социальной поддержки малообеспеченных слоев населения путем введения экономически обоснованного необлагаемого минимума доходов граждан и применения дифференцированного и прогрессивного налогообложения граждан, получающих высокие и сверхвысокие доходы;

- Стабильность - обеспечение неизменности налогов и сборов (обязательных платежей) и их ставок, а также налоговых льгот в течение бюджетного года;

- Экономическая обоснованность - установление налогов и сборов (обязательных платежей) на основании показателей развития национальной экономики и финансовых возможностей с учетом необходимости достижения сбалансированности расходов бюджета с его доходами;

- Равномерность уплаты - установление сроков уплаты налогов и сборов (обязательных платежей) исходя из необходимости обеспечения своевременного поступления средств в бюджет для финансирования расходов;

- Компетенция - установление и отмена налогов и сборов (обязательных платежей), а также льгот их плательщикам осуществляются в соответствии с законодательством о налогообложении исключительно Верховной Радой Украины, Верховной Радой Автономной Республики Крым и сельскими, поселковыми, городскими советами;

- Единый подход - обеспечение единого подхода к разработке налоговых законов с обязательным определением плательщика налога и сбора (обязательного платежа), объекта налогообложения, источника уплаты налога и сбора (обязательного платежа), налогового периода, ставок налога и сбора (обязательного платежа), сроков и порядка уплаты налога, оснований для предоставления налоговых льгот;

- Доступность - обеспечение доходчивости норм налогового законодательства для плательщиков налогов и сборов (обязательных платежей) [4, c. 69].


 

2. АКЦИЗНЫЙ НАЛОГ В УКРАИНЕ

 

2.1 Этапы формирования системы акцизного налогообложения

 

Одним из неотъемлемых элементов налоговых систем стран мира является индивидуальный (потоварний) акциз, который в Украине имеет свое воплощение в функционировании такого налога как акцизный.

Термин " акциз" происходит от старофранцузького слова " accise", что означает " оценка для налогообложения". Также срок акциз может иметь происхождение от латинского " accidere", что означает " вырезать" специальные насечки на специальном измерительном устройстве, который показывал количество алкогольного напитка в бутылке с целью его налогообложения. Акциз наряду с пошлиной является одной из наиболее ранних форм налогообложения [4, c. 156].

Акцизный налог (до 2011 г. - акцизный сбор) - это разновидность косвенных налогов, которым облагаются высокорентабельные и монопольные товары, который включается в цену товара и плательщиками которого выступают конечные потребители товара, на который начисляется акциз.

В независимой Украине акцизный сбор был введен Законом Украины " Об акцизном сборе" от 18.12.1991 г. № 1996-XII, который введен в действие с 1992 г. Вместе с налогом на добавленную стоимость они заменили налог с оборота на отдельные виды товаров. При этом, украинские акцизы ориентировались не столько на международную практику и опыт акцизного налогообложения, сколько на предыдущую практику функционирования налога с оборота. Так, в перечень подакцизных товаров вошло 27 товарных позиций, где главными критериями для отнесения тех или иных групп товаров к подакцизным были сравнительно высокие ставки налога с оборота в предыдущие годы. Таким образом, в 1992 г. в перечень традиционных подакцизных товаров - алкогольных и табачных изделий - были добавлены, так называемые, предметы роскоши: ковры и хрусталь, икру и рыбные деликатесы, шоколад и автомобильные шины, изделия из меха, одежда из натуральной кожи.

Вопреки мировой практике, которая сложилась исторически, в течение 1992 г. плательщиками акцизного сбора было определено субъектов предпринимательской деятельности, которые реализуют на территории Украины подакцизные товары (ст. 2 Закона Украины " Об акцизном сборе"). Такая организация налогообложения довольно быстро оказалась неэффективной. Во-первых, действенный контроль за полнотой уплаты сбора усложнился в связи с большим количеством плательщиков; во-вторых, ставка акцизного сбора в данном случае существенно влияла на ценообразование на каждом этапе обращения товара, что негативно отражалось на деловой активности. Указанный закон действовал лишь в течение года.

26 декабря 1992 г. Правительством принят Декрет Кабинета Министров Украины " Об акцизном сборе" № 18-92, который действовал до 2011 г. С введением его в действие (с 01.01.1993 г.), систему администрирования акцизного сбора было переориентировано - плательщиками определены субъектов предпринимательской деятельности, которые производят или импортируют на таможенную территорию Украины подакцизные товары. Таким образом, значительно упрощен механизм контроля за взиманием акцизного сбора ограниченным кругом плательщиков.

В первые годы после введения акцизов, несмотря на высокий темп роста цен, было признано целесообразным применять исключительно адвалорные ставки акцизного сбора. Однако такое решение породило другие проблемы: адвалорные ставки, с одной стороны, позволяли использовать весьма эффективные в условиях Украины способы уклонения от налогообложения; с другой - создавали дополнительные трудности для производителей подакцизной продукции относительно ее улучшения и совершенствования [5, c. 102].

Механизмы уклонения от налогообложения в условиях применения адвалорных акцизных ставок были основаны, главным образом, на переносе момента получения основной прибыли с производства и первичной реализации на перепродажу произведенных подакцизных товаров. Производителю таких товаров достаточно создать дочернюю или зависимую торговую компанию, чтобы продавать ей свою продукцию по минимально возможным ценам (с минимальными акцизами), получая минимальную прибыль или даже убытки. За счет дальнейшей торговой надбавки (не облагаемой акцизами) торговая компания может довести цены на эту продукцию до рыночного уровня и получить максимально возможные прибыли при минимальных налогах.

Отсутствие в Украине на то время каких-либо правил контроля за трансфертным ценообразованием при операциях между связанными лицами, а также процедуры пересмотра налоговыми органами величины налоговых обязательств участников таких операций позволяло эффективно минимизировать налоги. Особенно активно подобные механизмы использовались в алкогольном производстве.

Негативное влияние указанных проблем нейтрализовано постепенной заменой адвалорных акцизных ставок на основные группы товаров специфическими течение 1996 г. В результате удалось перевести на единый режим налогообложения импорт и внутреннее производство аналогичных подакцизных товаров. Была ликвидирована возможность уклонения от уплаты акцизного сбора с помощью трансфертного ценообразования. У производителей появились дополнительные возможности для улучшения своей продукции, ее дизайна и продвижения на рынок. Долю акцизов в более качественной продукции было снижено, что можно рассматривать как одно из проявлений налоговой политики, направленной на поощрение роста качества и потребительских свойств товаров.

Вообще, 1996 г. можно рассматривать как начальный этап в становлении рациональной системы акцизного налогообложения в Украине. В течение года принято четыре закона, которыми определен новый перечень товаров (продукции), на которые устанавливался акцизный сбор, и ставки этого сбора:

- " О ставках акцизного сбора и ввозной пошлины на табачные изделия" от 06.02.1996 г. № 30/96;

- " О ставках акцизного сбора и ввозной пошлины на спирт этиловый и алкогольные напитки" от 07.05.1996 г. № 178/96;

- " О ставках акцизного сбора и ввозной пошлины на транспортные средства" от 24.05.1996 г. № 216/96;

- " О ставках акцизного сбора и ввозной пошлины на некоторые товары (продукцию)" от 11.07.1996 г. № 313/96.

Сформирована система акцизного налогообложения выглядела довольно сложной, поскольку в перечень подакцизных товаров были включены более 70 товарных позиций. Однако из этого перечня около 20 товаров освобождались от обложения акцизным сбором в случае их изготовления на украинских предприятиях, что указывало на направленность рычагов налоговой политики на поощрение отечественных производителей и улучшения внешнеторгового баланса путем создания более благоприятных условий для производства отечественной продукции по сравнению с импортом.

Конечную стадию эволюции акцизного налогообложения в Украине условно можно разбить на три этапа, начиная с 1996 г.:

- первый этап - в период с 1996 по 2000 гг. акцизным сбором еще облагался широкий перечень товаров, который включал в себя круг высокорентабельных и монопольных товаров, уже знакомых ранее по высоким ставкам налога с оборота;

- второй этап - в 2000 г. из перечня подакцизных исключено 14 условных товарных групп. Система акцизов приобрела черты, присущие оптимальной организации налогообложения - фактически ее состав ограничился следующими товарами: алкогольные напитки, табачные изделия, нефтепродукты, автомобили и ювелирные изделия;

- третий этап - с 2003 г. из состава подакцизной продукции исключены ювелирные изделия - последнюю позицию по товарам, на которые установлены адвалорные акцизные ставки. Кроме того, впервые в практике украинского акцизного налогообложения введены смешанные ставки акцизного сбора (которые сочетают налогообложения по специфическим и адвалорным ставкам) - на табачные изделия. С целью усиления государственного контроля за оборотом подакцизной продукции и полнотой уплаты акцизного сбора, в 2003-2004 гг. в перечень подакцизных отдельно выделены такие товары: вина виноградные с содержанием сахара более 0, 3% и высокооктановые кислородосодержащие добавки к моторным бензинам [4, c. 177].

 

2.2 Плательщики, объекты, база начисления акциза и акцизные товары

 

Плательщиками налога являются:

- Лицо, что производит подакцизные товары (продукцию) на таможенной территории Украины, в том числе из давальческого сырья.

- Лицо - субъект хозяйствования, которая ввозит подакцизные товары (продукцию) на таможенную территорию Украины.

- Физическое лицо - резидент или нерезидент, которая ввозит подакцизные товары (продукцию) на таможенную территорию Украины в объемах, подлежащих налогообложению в соответствии с таможенным законодательством.

- Лицо, реализующее конфискованы подакцизные товары (продукцию), подакцизные товары (продукцию), признанные бесхозными, подакцизные товары (продукцию), за которыми не обратился владелец до конца срока хранения, и подакцизные товары (продукцию), которые по праву наследования или на других законных основаниях переходят в собственность государства, если эти товары (продукция) подлежат реализации (продажи) в установленном законодательством порядке [2, cт. 213].

- Лицо, что реализует или передает во владение, пользование или распоряжение подакцизные товары (продукцию), которые были ввезены на таможенную территорию Украины с освобождением от налогообложения до истечения срока, определенного законом в соответствии с пунктом 213.3 статьи 213 настоящего Кодекса.

- Лицо, на которое возлагается соблюдение требований таможенных режимов, предусматривающих освобождение от налогообложения, в случае нарушения таких требований.

- Лицо, на которое возлагается выполнение условий по целевому использованию подакцизных товаров (продукции), на которые установлена ​ ​ ставка налога 0 гривен за 1 литр 100-процентного спирта, 0 евро за 1000 кг нефтепродуктов в случае нарушения таких условий.

- Лицо, на которое при осуществлении операций с подакцизными товарами (продукцией), не подлежащих налогообложению или освобождаются от налогообложения, возлагается выполнение условий по целевому использованию подакцизных товаров (продукции) в случае нарушения таких условий.

Плательщиками особого налога на операции по отчуждению ценных бумаг и операций с деривативами является физическое или юридическое лицо - резидент или нерезидент (в том числе их обособленные подразделения), которые проводят операции с деривативами или продажи, обмена или других способов отчуждения ценных бумаг, кроме случаев, предусмотренных пунктом 213.2 статьи 213 Кодекса.

Не являются плательщиками особого налога на операции по отчуждению ценных бумаг и операций с деривативами центральные органы исполнительной власти и их территориальные органы, государственные учреждения и организации - субъекты предпринимательской деятельности.

Не являются плательщиками особого налога на операции по отчуждению ценных бумаг и операций с деривативами физические или юридические лица - резиденты или нерезиденты (в том числе их обособленные подразделения), которые проводят операции по отчуждению акций сберегательных (депозитных) сертификатов, акций частных акционерных обществ, корпоративных прав в другой, чем ценные бумаги, форме, ценных бумаг, корпоративных прав в другой, чем ценные бумаги, форме, эмитированных нерезидентами [2, ст. 212].

Объектами налогообложения являются операции по:

- Реализации произведенных в Украине подакцизных товаров (продукции);

- Реализации (передачи) подакцизных товаров (продукции) с целью собственного потребления, промышленной переработки, осуществление взносов в уставный капитал, а также своим работникам;

- Ввоз подакцизных товаров (продукции) на таможенную территорию Украины;

- Реализация конфискованных подакцизных товаров (продукции), подакцизных товаров (продукции), признанных бесхозными, подакцизных товаров (продукции), за которыми не обратился владелец до конца срока хранения, и подакцизных товаров (продукции), которые по праву наследования или на других законных основаниях переходят в собственность государства;

- Реализация или передача во владение, пользование или распоряжение подакцизных товаров (продукции), которые были ввезены на таможенную территорию Украины с освобождением от налогообложения до истечения срока, определенного законодательством, в соответствии с пунктом 213.3 статьи 213 Кодекса;

- Объемы и стоимость утраченных подакцизных товаров (продукции), превышающие установленные нормы потерь с учетом пункта 214.6 статьи 214 Кодекса;

- Операции по продаже, обмену или других способов отчуждения ценных бумаг, где происходит переход права собственности на ценные бумаги, и операции с деривативами, кроме операций, совершаемых на межбанковском рынке деривативов [2, ст. 213].

Существуют операции с подакцизными товарами, которые не подлежат налогообложению и которые освобождаются от налогообложения. Полный список этих операций можно найти в налоговом кодексе Украины [2, ст. 213].

При исчислении налога с применением адвалорных ставок базой налогообложения являются:

- Стоимость реализованного товара (продукции), произведенного на таможенной территории Украины, по установленным производителем максимальным розничным ценам без налога на добавленную стоимость и с учетом акцизного налога [9];

- Стоимость товаров (продукции), ввозимых на таможенную территорию Украины, по установленным импортером максимальным розничным ценам на товары (продукцию), которые он импортирует, без налога на добавленную стоимость и с учетом акцизного налога.

При определении базы налогообложения перерасчет иностранной валюты на национальную валюту осуществляется по официальному курсу гривны к иностранной валюте, установленному Национальным банком Украины, действующему на дату представления в таможенный орган таможенной декларации к таможенному оформлению.

Таможенная стоимость товаров, ввозимых на таможенную территорию Украины, определяется в соответствии с Таможенным кодексом Украины.

При исчислении налога с применением специфических ставок с произведенных на таможенной территории Украины или ввезенных на таможенную территорию Украины подакцизных товаров (продукции) базой налогообложения является их величина, определенная в единицах измерения веса, объема, количества товара (продукции), объема цилиндров двигателя автомобиля или в других натуральных показателях [12].

При исчислении налога с применением одновременно адвалорных и специфических ставок налога базой налогообложения является база, определенная в соответствии с пунктами 214.1 и 214.4 НК.

При наличии сверхнормативных потерь спирта этилового, коньячного и плодового, спирта этилового ректифицированного виноградного, спирта этилового ректифицированного плодового, спирта-сырца виноградного, спирта-сырца плодового и алкогольных напитков, допущенных по вине производителя во время производства подакцизных товаров (продукции), базой налогообложения является стоимость (количество) этих товаров, которые можно было бы произвести из сверхнормативно утраченных товаров (продукции).

Нормы потерь и выхода спирта этилового, коньячного и плодового, спирта этилового ректифицированного виноградного, спирта этилового ректифицированного плодового, спирта-сырца виноградного, спирта-сырца плодового и алкогольных напитков утверждаются в порядке, который определяется Кабинетом Министров Украины [6].

При порче, уничтожении, потере подакцизных товаров (продукции), кроме случаев, предусмотренных в пункте 216.3 статьи 216 настоящего Кодекса, базой налогообложения является стоимость и объемы утраченных товаров (продукции), превышающие установленные нормы потерь согласно пункту 214.6 статьи 214 Кодекса.

Базой налогообложения особого налога на операции по отчуждению ценных бумаг и операций с деривативами является договорная стоимость ценных бумаг или деривативов, определена в первичных бухгалтерских документах по любой операции по продаже, обмену или других способов их отчуждения [8, 9].

Датой возникновения налоговых обязательств по подакцизным товарам (продукции), произведенных на таможенной территории Украины, является дата их реализации лицом, которое их производит, независимо от целей и направлений дальнейшего использования таких товаров (продукции).

Датой возникновения налогового обязательства по испорченного, уничтоженного, утраченного подакцизного товара (продукции) является дата составления соответствующего акта [4, c. 78].

Потерянным является товар (продукция), местонахождение которого налогоплательщик не может установить.

Налоговое обязательство относительно утраченного подакцизного товара (продукции) не возникает, если:

а) налогоплательщик документально зафиксировал эти потери и предоставил контролирующим органам необходимые доказательства того, что соответствующий подакцизные товары (продукцию) утрачено вследствие аварии, пожара, наводнения или других форс-мажорных обстоятельств и использования на таможенной территории Украины является невозможным;

б) подакцизных товаров (продукции) утрачено вследствие испарения в процессе производства, обработки, переработки, хранения или транспортировки такого товара (продукции) или по другой причине, связанной с естественным результатом. Это требование применяется в случае потери подакцизных товаров (продукции) в пределах нормативов потерь, утверждаемых в порядке, определяемом Кабинетом Министров Украины.

Датой возникновения налоговых обязательств при ввозе подакцизных товаров (продукции) на таможенную территорию Украины является дата представления таможенному органу таможенной декларации для таможенного оформления или дата начисления такого налогового обязательства таможенным органом в определенных законодательством случаях.

При передаче подакцизных товаров (продукции), произведенных из давальческого сырья, датой возникновения налоговых обязательств является дата их отгрузки производителем заказчику или по его поручению другому лицу.

При использовании подакцизных товаров (продукции) для собственных производственных нужд датой возникновения налоговых обязательств является дата их передачи для такого использования, кроме использования для производства подакцизных товаров (продукции) [4, c. 96].

 

 


 

ВЫВОДЫ

 

Налоговые правоотношения - отношения, возникающие на основании налоговых норм, которые устанавливают, изменяют или отменяют налоговые платежи, и в связи с юридическими фактами, участники которых наделены субъективными правами и несут юридические обязанности, связанные с уплатой налогов и сборов в бюджеты и целевые фонды и представлению налоговой отчетности. Эти отношения существуют только после оформления их в соответствующую правовую форму.

Налоговым правоотношениям свойственны общие характерные черты, присущие любым другим правовым отношениям. В то же время правоотношения каждой отрасли права имеют собственную неповторимую специфику. Так, самая главная особенность финансовых, в том числе и налоговых, правоотношений состоит в том, что они возникают в процессе финансовой деятельности государства. Важной отраслевой особенностью финансовых правоотношений, в частности налоговых, является тот факт, что одной из сторон всегда выступает государство.

В свою очередь рассматривая налогообложение Украины, а в частности акциз как косвенный налог, необходимо заметить, что он играет важную роль в системе налогообложения Украины.

Акцизы - это разновидность непрямых налогов на товары и услуги, включаемые в их цену или тариф, но в отличие от налога на добавленную стоимость ограничены определенными их видами и группами. Акцизный налог в Украине взимается с таких товаров: спирт этиловый и другие спиртовые дистилляты, алкогольные напитки, пиво, табачные изделия, табак и промышленные заменители табака, нефтепродукты, сжиженный газ, автомобили легковые, кузова к ним, прицепы и полуприцепы, мотоциклы.

По своей сути акцизный сбор — это налог на потребление, который относится к разряду косвенных налогов, т.е. на самом деле плательщиком акциза является потребитель подакцизного товара, а продавцы или производители выступают лишь в качестве налоговых агентов, которые учитывают этот налог в составе цены продаваемого подакцизного товара, а затем просто перечисляют его в бюджет.

Природа акцизного сбора такова, что он относится к экономическим налогам, основное предназначение которого– это регулирование потребления. Например, акциз на сигареты призван, по своей сути, регулировать потребление табачных изделий. Однако, в Украине акциз потерял свою суть и превратился в фискальный сбор, целью которого является исключительно, собственно, как и все налоги в Украине, наполнение бюджета.

Начисление и уплата акцизного сбора в Украине регулируется разделом VI НКУ.


 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Конституція України: Прийнята на п'ятій сесії Верховної Ради України 28 червня 1996 р. - К., 1996.

2. Налоговый кодекс Украины с изменениями на 01.02.2016 г. – К. 2016.

3. Закон Украины от 24 декабря 2015 № 909-VIII " О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины относительно обеспечения сбалансированности бюджетных поступлений в 2016 году"

4. Нечипорук, Н. А. Акцизы на товары народного потребления / Н.А. Нечипорук, И.А. Давыдова. - М.: Книжная редакция `Финансы`, 2001. - 144 c.

5. 1915 г. Статистика производств, облагаемых акцизом / Коллектив авторов. - М.: Книга по Требованию, 2012. - 246 c.

6. Электронный ресурс https://minfin.com.ua/

7. Пушкарева, В. М. История финансовой мысли и политики налогов / В.М. Пушкарева. - М.: Финансы и статистика, 2005. - 256 c.

8. Наказ ДПАУ від 24.12.2010 р. №1030 " Про затвердження форми Декларації акцизного податку, Порядку заповнення та подання Декларації акцизного податку (порядок)"

9. Постанова КМУ від 27.12.2010 р. №1260 " Про затвердження Порядку проведення розрахунку суми зменшення акцизного податку (порядок)"

10. Постанова КМУ від 27.12.2010 р. №1215 " Про затвердження Порядку випуску, обігу та погашення податкових векселів, авальованих банком (податкових розписок), які видаються до отримання або ввезення на митну територію України легких та важких дистилятів для використання як сировини для виробництва етилену (порядок)"

11. Постанова КМУ від 27.12.2010 р. №1251 " Про затвердження Положення про виготовлення, зберігання, продаж марок акцизного податку та маркування алкогольних напоїв і тютюнових виробів (положення)"

12. Постанова КМУ від 27.12.2010 р. №1257 " Про затвердження Порядку випуску, обігу та погашення податкових векселів, авальованих банком (податкових розписок), що видаються до отримання з акцизного складу (порядок)"

13. Постанова КМУ від 16.02.2011 р. №113 " Про отримання, ввезення на митну територію України легких та важких дистилятів для використання як сировини для виробництва етилену у 2011 році "

14. Постанова КМУ від 05.01.2011 р. №19 " Питання використання спирту етилового для виробництва лікарських засобів (щорічні квоти)"

15. Наказ ДПАУ від 24.12.2010 р. №1021 " Про затвердження форм заявок-розрахунків на виготовлення та придбання марок акцизного податку, звіту про використання марок акцизного податку та журналів для обліку марок акцизного податку"

16. Наказ ДПАУ-ДМСУ від 24.12.2010 р. №1535 " Про затвердження форми Декларації про максимальні роздрібні ціни на підакцизні товари (продукцію), Порядку складання та подання декларації про максимальні роздрібні ціни на підакцизні товари (декларація)"

17. Наказ ДПАУ від 11.01.2011 р. №14 " Про затвердження Порядку роботи представників органів державної податкової служби на акцизних складах та податкових постах (порядок)"

18. Наказ ДПАУ від 19.01.2011 р. №33 " Про затвердження Порядку роботи податкових постів, установлених на підприємствах суб'єктів господарювання, що використовують легкі та важкі дистиляти за нульовою ставкою акцизного податку або ввезені на митну територію України без сплати акцизного податку для виробництва етилену (порядок)"

19. Анищенко, Ф.В. Кредиты и займы: учет и налоги / Ф.В. Анищенко. - М.: Налог-Инфо, 2009. - 248 c.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.042 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал