Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Придворные карты масти Дисков: Паж, Рыцарь, Королева, Король






 

 

Масть Дисков (Пентаклей) в современной системе Таро связана с Землей. Если Числовые карты – единственная часть, которая изображает реальные ситуации, в отличие от идеи и принципов Старших арканов и ролей Придворных карт, то именно масть Дисков самая реальная из них. Если Жезлы можно возбудить или погасить, Чаши – вдохновить или разочаровать, Мечи – убелить, разубедить, контролировать, то с Дисками это не пройдет. Они – сама безусловная реальность. Их невозможно «отвлечь» как обычно, присущим масти способом. Можно развить или загубить, но не «переключить», они слишком инертны, материальны. Они – данность.

Масть Дисков обозначает производство, переработку и вложение жизненных и материальных ресурсов, потому под ее властью денежные и имущественные дела, трудовые вопросы, физическое здоровье. Мир из масти Дисков видится материально-инструментальным. Это ориентация на бытовое, прежде всего материальное, совершенно явное (от слова «Явь» в противоположность «Нави»). При отсутствии развития других мастей это, разумеется, дает определенную культурную и эмоциональную, интеллектуальную ограниченность, волевую фиксацию, в отличие от решительности (легче упорно делать так, как привычно, чем что-то менять, даже если это необходимо).

Масть Дисков (Пентаклей, Монет) издавна ассоциировалась с крестьянами и ежедневным физическим трудом. В дальнейшем, уже после принципиального изменения иконографии Числовых карт Таро Уэйтом, ее стали рассматривать более в денежных делах: хорошо одетые герои карт оперируют монетами как символом своего состояния. В настоящее время Диски не являются прерогативой того или иного социального сословия, хотя в определенных стратах влияние этого принципа чрезвычайно велико: по-прежнему это деревенские жители, рабочие, бизнесмены, ремесленники, как ни странно – военные (в нашей стране, в силу материальном неустроенности в сочетании с материальной ответственностью) и более предсказуемо – заключенные (физическая безопасность является сверхценностью и единственным собственным «ресурсом»).

 

Паж Дисков только осваивается в своей масти. Проще начать его описание с проявления принципа этой карты в отрочестве. Первоначально это обретение практических навыков, любых и связанных с физическим трудом или трансформацией, собственно – продолжение самого удовольствия ребенка оттого, что он что-то делает сам. В детстве это обслуживание себя и помощь родителям, в юности – прикладное творчество, имеющее смысл в социальных отношениях. Отсюда – поделки моделей самолетов и кораблей, в наше время – солдатиков, рыцарей и эльфов; коллекционирование монет и марок, даже натуральный обмен и торговля предметами своего собирательства. Это эксперименты и опыты по трансформации материи, очень важные для дальнейшего развития принципа масти. Гораздо менее популярными остаются попытки приучить подрастающее чадо к порядку в доме, уборке своего рабочего места, личной гигиене – однако и это становится тем необходимым фоном бытовых привычек, которые сформируют дальнейшее существование и образ индивида.

Во взрослую пору проявления Пажа Дисков это уже скорее роли и умения, физические навыки: уборка в доме, садовые работы – то, что связано именно с поддержанием имеющейся формы или обустройством новых начинаний. Профессиональные заботы мелких клерков, операционистов, работающих с чужими деньгами, вне собственных целей, по имеющейся инструкции, также относятся к Пажу Дисков. Это мелкий и быстрый бизнес: приобрел, быстро продал, получил наличные. Роль тут обычно либо подчиненная, либо не имеющая определенного статуса, но заинтересованная в материальной поддержке.

Мне очень нравится Паж Дисков «Сказочного Таро». Карта связана с солдатом, героем сказки Х. К. Андерсена «Огниво». Бедный солдат внезапно встречает ведьму, и они отправляются похищать сокровища. Однако он решает не делиться с ней и убивает старую женщину, отрубая ей голову. Метафорически это очень характерное поведение для Пажа, который не в состоянии вычислить далекие последствия своих поступков. В данном случае Паж Дисков не имеет большого интереса к моральной стороне этого дела, его также мало волнуют последствия, которые он не способен предугадать. «Быстро стырил и ушел, называется, нашел» – это тоже про Пажа Дисков. Его кругозор ограничен, но он способен проявить чудеса ловкости в своем диапазоне. Паж Дисков может удивительно потребительски относиться к окружающим и миру в целом; и тогда он – его голодное хитрое дитя. В иных случаях и при другом уровне развития того же пажа Дисков он будет честно пытаться заработать.

Принцесса Дисков колоды Тота Кроули беременна и стоит, опустив лицо к земле, будто пытаясь постигнуть тайну грядущей трансформации. Для Кроули это жрица Деметры, богини плодородия и земледелия.

Мать Деметра одна из основных фигур древних элевсинских мистерий, другая героиня – Кора, ее дочь, столь похожая на юную Принцессу Дисков и похищенная Аидом, богом смерти. Античные мистерии состояли из драматических представлений священных мифов. Кроме самой драмы происходила некая передача знания, недоступного профанам. Хлебный колос служил в элевсинских мистериях символом смены жизни и смерти, возвращения от смерти к новой жизни. Древние считали, что мистерии способствуют смягчению нравов людей и улучшению нравственности. В мистериях люди получали некое знание, дополняющее религиозные доктрины, некое мистическое понимание порядка вещей. В руке у Принцессы Дисков находится атрибут масти, украшенный символом равновесия сил в мире, инь и ян. Глядя на эту карту, мы можем говорить о равновесии, генеративности и трансформации, основанных на сфере влияния масти Дисков; очень мягкая и естественная форма изменений и роста, плодотворных начинаний, происходящих – как мы помним – не столько сознательным, сколь природным, стихийным путем.

 

Рыцарь Дисков представляет собой союз двух враждебных стихий, Воздуха и Земли. Если конфликт его «коллеги», Пажа Мечей (Земли Воздуха), достаточно очевиден, вполне контролируем, то есть Паж способен достаточно быстро перестраиваться по Мечам и быть исполнительным по Земле, то Рыцарю Дисков сложно делать что-то не так, как он привык, вне зависимости от окружающих обстоятельств. Рыцари вообще всегда ориентированы на индивидуально понятую цель, инстинктивно и самостоятельно находят свой способ действий – и дальше помешать Рыцарю не способен уже никто. Он либо достигнет своей цели или прекрасной формы, или нет. Целью Рыцаря Дисков является постоянство и устойчивость по масти, в то время степень его побуждает быть активным, стремительным, настойчивым. Потому лучше всего у него получается методичная настойчивость и привычная неторопливая целеустремленность. Он привык делать все именно так: «Я не ем рыбу». – «Почему? Ты же ее ни разу пробовал». – «Поэтому я ее и не ем». В качестве личностной характеристики его часто определяют как зануду. Иногда это забавно, но излишнее постоянство, одинаковость и временами преувеличенная настойчивость могут вызывать скуку или досаду. Состояние и роль Рыцаря Дисков хорошо подходит разного рода ремесленникам: это дает возможность не только упорно делать похожие вещи, но и совершенствоваться в своем мастерстве или хотя бы не терять квалификацию. Наиболее талантливые способны начать чувствовать тот материал, с которым работают, и интуитивно приспосабливать свои методы к объекту воздействия или даже подбирать клиентам «именно то, что нужно». Принцип этой карты хорош для разнообразной грязной» работы: фокусированность на стихии Земли дает способность ее слишком чутко реагировать на стимулы отвращения, брезгливости. Без этого была бы невозможна, например, медицина.

В качестве временного полезного ресурса Рыцарь Дисков способен помочь в разработке и развитии рабочего плана. Он дает детальность и тщательность, усидчивость и терпение, определенный очень конкретный перфекционизм, ориентированный не на самоощущение (Чаши) или похвалу (Жезлы), а на уверенность в совершенстве сотворенной формы.

Принц Дисков колоды Тота Кроули, по аналогии со жрицей Деметры в Принцессе Дисков той же колоды, здесь мне напоминает Триптолема. Царский сын, которому благоволила Деметра, подарила ему колесницу (здесь Принц на колеснице) и драконов к ней и научила заниматься земледелием, а он научил этому остальные народы. Деятельное внедрение своего опыта в мир – очень похоже на этот принцип. Кроули отмечает также исполнение практических задач, выносливость, энергичность, настойчивость, терпение хорошего работника и способного управителя. Очень понравилось описание Принца Дисков как не то чтобы эмоционально туповатого, а именно не тратящего свои душевные силы на то, что вне его компетенции. Это, впрочем, можно сказать о любом Рыцаре (или Принце в этой системе), сконцентрированном лишь на своей воплощенной стихии.

 

Королева Дисков напоминает Императрицу в ее сниженной, бытовой и практичной форме. Обустройство своей территории влияния, ориентированность на бытовую целесообразность или комфорт – ее приоритеты. Очень земная и очень женственная карта, проявление которой в человеке (или сообществе) привлекает своей материнской силой и надежностью. Намеренно не употребляю здесь слов «доброта», «забота», «уют», потому что это свойство не всякой Королевы Земли (или Дисков). Как всякая Королева, она может быть добра или зла, но, как правило, она все-таки добра к своим и грозна к чужим: свои и чужие здесь определяются либо по крови, либо по вхожести в дом – последнее является тем более основным инструментом влияния. Процитирую тут стих Вероники Долиной, с характерной идеализацией именно высокого принципа Королевы Дисков:

Когда б мы жили без затей,

Я нарожала бы детей

От всех, кого любила, –

Всех видов и мастей.

 

И, гладя головы птенцов,

Я вспоминала б их отцов,

Одних – отцов семейства,

Других – совсем юнцов.

 

Их не коснулась бы нужда,

Междоусобная вражда –

Уж слишком были б непохожи

Птенцы того гнезда…

(«Когда б мы жили без затей…»)

Королева Дисков колоды Тота Кроули восседает на растительном престоле, очевидно в одном из оазисов, посреди пустыни. Ее спутником оказывается козел, стоящий на шаре, а ее собственный головной убор украшен винтовыми рогами. Королева Дисков системы Кроули олицетворяет «стремление материи принять участие в великой работе Творения».

 

Король Дисков – вершина развития масти. Именно он умеет добывать ресурсы, вкладывать их, использовать, тратить, возобновлять и все это делать в выстроенной им самим (или другими) системе. Крупный диапазон влияния даст большую иерархическую систему с делегированными полномочиями и ступенчатым подчинением, совсем небольшой охват может быть ориентирован лишь на одного человека с переменой исполняемых функций, напомним еще раз, что ни одна карта не может описать человека целиком, лишь зафиксировать некоторые его роли. Поэтому человек из Краснодара, продающий в советские времена в Петрозаводске ведро кизила, что окупало его перелет туда и обратно, был в этом своем предприятии вполне Королем Дисков (с небольшим охватом влияния). Чтобы расширить свою территорию, вероятнее всего ему пришлось бы «спуститься вниз по степеням» и начать освоение нового участка в Паже или в Рыцаре, если бы он перешел в прямое подчинение к иному Королю. Мы можем узнать Короля по определенной целостности и самодостаточности его «государства» (системы, хозяйства) и по тому, что именно он определяет основные потоки направления ресурсов. В негативном проявлении Короля Дисков он будет ненасытным потребителем всех ресурсов, до которых только способен дотянуться.

И тут добавим интересную деталь, касающуюся всех Королей и их женщин. Если мужчина – Король, то для него важна Королева как супруга или как система, сообщество, его поддерживающее, потому что это часть его системы, доказательство, что он не какой-то проходимец. Это и есть его страна. Другое дело, что если конкретные люди, мужчины или женщины, не подходят для выстроенной им системы – то они заменяемы.

Рыцарь Дисков колоды Тота Кроули, как мы уже говорили, недостаточно патриархален для степени Короля, несмотря на то, что стоит на его месте, скорее это перезрелый, устойчивый Рыцарь. Интересно, что эта карта Управляет в рамках самой системы Tapo Семеркой Жезлов (с ее сопротивлением влиянию), Восьмеркой Дисков (с ее сбалансированностью системы) и Девяткой Дисков (как целостностью и достатком). А. Кроули приписывает этой карте выразительные и негативные черты Рыцаря в общей системе Tapo: трудолюбие и косность, инертность, примитивность. В этом нам видится недостаток самой системы Придворных карт колоды Тота.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.01 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал