Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Числовые карты: масть Дисков
Масть Дисков обозначает производство, переработку и вложение жизненных и материальных ресурсов. В ее сфере денежные и имущественные дела, трудовые вопросы, физическое здоровье. Продукт Дисков как создается, так и разрушается достаточно медленно, но способен «портиться» или «тратиться» достаточно быстро – потому требует постоянных усилий и внимания. Тепло, еда, сон, другие телесные потребности, отсутствие которых станет невыносимым или постоянно назойливым напоминанием, – это та самая необходимая реальность, без которой человек не может существовать.
Туз Дисков – средоточие и корень всей масти, ее похищал. Он может быть удачным для определения материальных перспектив. Это некая фиксированная точка проявления принципа шести в жизни кверента. методичный труд. Неожиданный и весомый подарок. Акцент на физическом здоровье. Физиологическое влечение. Встреча с обеспеченным человеком (мечта девушек). День, поглощенный мелким бытом и уборками. Важно обратить внимание на то, что это еще развитие процесса, а только его семя. Это высвеченное световое пятно в калейдоскопе жизни, отражающее силу масти. Туз Дисков в системе Уэйта повторяет иконографию всех Тузов: из облака выходит рука, держащая символ масти. Внизу изображается ландшафт, атрибутирующий стихию. В данном случае рука держит круг с изображенной на нем пентаграммой, а внизу расположена цветущая изгородь с аркой. Как указывается в учебниках по этой колоде, карта «указывает на дела практические, конкретные и чисто материальные». Отметим лишь то, что это не сами эти дела, а их потенциал, возможность развития. Благоприятные начинания, но не гарантии. Туз Дисков в системе Тота Кроули продолжает традицию Золотой Зари, в которой карта именуется «Корень сил Земли», это само зарождение силы этой стихии. Для А. Кроули принципиально важным было избавление о представлении, об инертности, пассивности и пагубности (греховности) стихии Земли, поэтому он возвращает ей изумрудные цвета Исиды (у ироничного интерпретатора колоды Лона Майло Дюкетта зеленый цвет – уже цвет долларов), весны зарождения нового эона, нового этапа в жизни мира. Производители старинных колод ставили свое клеймо на Тузе Монет, этому же следовали и некоторые поздние создатели колод Tapo. Использовал этот обычай и А. Кроули. Туз Дисков украшен его магическим прозвищем «То Mega Therion» – «Великий Зверь», а в самом центре размещена личная печать Кроули, фаллическая «метка Зверя», окруженная гептаграммой. Диски колоды Кроули соответствуют пентаклям, не просто названию масти, а магическим печатям. Они заключают в себе принципы древнейших символов Креста и Круга, пространства и границ – а также силы, действующей в них и через них. В работе с картами, ориентированной исключительно на отгадку, разъяснение текущей неизвестности, это мало проявлено. Однако при определенном мистическом восприятии мира принцип этой масти становится могучей данностью, мощной движущей силой мира. Это заметно в Тузе и Двойке Дисков Туз Дисков в колоде Хайндля – очень красивая и величественная карта. На ней мы видим огромный каменный шар, катящийся по земле (той же структуры, как будто это такой же огромный шар). Он окружен радугой, и приземляется на него – или же сопровождает в движении – большой орел. Это дает нам идею накопления и получения ресурса. Однако же мы тут видим также одухотворенность материи Воздухом (орел) и Водой, падающие звезды, как символ Огня, радугу как квинтэссенцию стихий. Вновь Хайндль, по своему обыкновению, сделал Туз знаком взаимовлияния стихийных начал. Туз Дисков в колоде «Декамерон» я выбрала по прошлым приятным впечатлениям. Это несистемная колода (ни в рамках традиции Золотой Зари, ни в рамках авторской логики развития Числовых карт), поэтому мы ее практически не рассматриваем в этой книге. Однако Туз Дисков в ней очень хорош: золотая монета стоит на стопке золотых и серебряных монет, на ее ребре опрокинутая «мостиком» женщина, которую игриво и неспешно ласкает мужчина. В этой карте есть постоянство процесса, свойственное Дискам, уверенность в прошлом и будущем и наслаждение актуальной данностью. Туз Дисков в «Сказочном Таро» посвящен китайской сказке «Лучшая в мире мышка». Она о превратностях судьбы, о богатстве и достатке, сменяющихся бедностью и личным тяжелым трудом, и о счастливом шансе, который дается добрым людям. Здесь это была «лучшая в мире мышка» с необычным окрасом, благодаря которой героиня нашла клад и разбогатела. Это в большей степени легенда, нежели волшебная сказка, — здесь нет чудес, все может быть объяснено реальными причинами. История, очень подходящая для масти, с ее обыденной практичностью, определенным достоинством реального дела и самым простым чудом. Туз Дисков Таро «Колесо Изменений» представляет изображение Земли, какой она видится из космоса. Планета заключена в квадрат, каждая сторона которого воплощает принцип одного из четырех сезонов года: весны, лета, осени и зимы. Таким образом, общая картина напоминает мандалу, символ целостности и завершенности, которая покоится на образе масти – изображении гор и скал уже в форме мандорлы (миндального семечка), классической формы проявления Божественного начала в сакральном искусстве.
Двойка Дисков необычная карта. Она неожиданно придает масти Дисков движение, ускорение, развитие. Казалось бы, этого не стоило ожидать в женском, четном, инертном числе, Двойке, но основные современные традиции, Уэйта и Кроули, сходятся в признании этого процесса. Эта карта представляет собой начавшееся движение материи, материального процесса, реальности, неостановимой и неотвратимой, как сдвиги тектонических плит. Благоприятная карта и для развития дела, и для того, чтобы как-то успеть присоединиться к этому действию. Двойка Дисков в системе Уэйта простовата, на ней изображен жонглер с двумя монетами. Змей, свивающийся лемнискатой, присутствует уже в традиции Золотой Зари, откуда «восьмерка» в изображении манипуляции монетами была позаимствована художницей Уэйта – Памелой Колман Смит. К сожалению, карта часто дает фиксацию на персонаж, делая его сигнификацией человека. Ее интерпретируют как некий сниженный вариант роли «Мага» в сочетании с качествами Пажа Жезлов. Это ошибочный ход, прежде всего потому, что Числовые карты не могут быть ролями и масками, они дают принцип процесса или этапа развития. В оракульно-ассоциативном прочтении карта может интерпретироваться действительно как мошенничество, ловкий ход, трюк, манипуляции.
Принцесса Жезлов Рыцарь Жезлов Королева Жезлов (Мать Огня) «Таро Хайндля» «Сказочного Таро» «Таро Элементов»
Король Жезлов (Отец Огня) Король Жезлов Туз Жезлов «Таро Элементов» «Алхимического Тара» «Алхимического Таро»
Двойка Жезлов Двойка Жезлов Тройка Жезлов Таро «Колесо Изменений» «Сказочного Таро» «Сказочного Таро»
Четверка Жезлов Таро Пятерка Жезлов Таро Шестерка Жезлов «Романтическая Викториана» «Фантастический Зверинец» «Сказочного Таро»
Семерка Жезлов Таро Восьмерка Жезлов Девятка Жезлов Таро «Богемские Барочные коты» «Сказочного Таро» «Романтическая Викториана»
Десятка Жезлов Таро Рыцарь Чаш (Сын Воды) Рыцарь Чаш «Романтическая Викториана» «Таро Элементов» «Таро Хайндля»
Королева Чаш Король Чаш Король Чаш (Отец Воды) «Пражского Таро» «Сказочного Таро» «Таро Элементов»
Туз Чаш Туз Чаш Таро Двойка Чаш «Алхимического Таро» «Сол Инвиктус» «Таро Хайндля»
Тройка Чаш «Богемского Четверка Чаш Пятерка Чаш Готического Таро» «Алхимического Таро» «Пражского Таро»
Шестерка Чаш Таро Семерка Чаш «Богемского Восьмерка Чаш Таро «Романтическая Викториана» Готического Таро» «Фантастический Зверинец»
Девятка Чаш Таро Десятка Чаш Таро Принцесса Чаш Таро «Богемские Барочные коты» «Романтическая Викториана» «Колесо Изменений»
Паж Мечей (Принцесса Мечей) Рыцарь Мечей Королева Мечей «Богемского «Сказочного Таро» «Пражского Таро» Готического Таро»
Король Мечей Таро Туз Мечей Таро Туз Мечей Таро «Богемские Барочные коты» «Сол Инвиктус» «Фантастический Зверинец»
Двойка Мечей Двойка Мечей Таро Тройка Мечей «Сказочного Таро» «Сол Инвиктус» «Таро Хайндля
Четверка Мечей Пятерка Мечей Таро Пятерка Мечей Таро «Сказочного Таро» «Романтическая Викториана» «Сол Инвиктус»
Шестерка Мечей Шестерка Мечей Семерка Мечей «Богемского «Сказочного Таро» «Сол Инвиктус» Готического Таро»
Восьмерка Мечей Девятка Мечей Таро Десятка Мечей «Алхимического Таро» «Романтическая Викториана» «Алхимического Таро»
Принцесса Дисков Рыцарь Дисков Королева Дисков (Мать Земли) «Таро Хайндля» «Сказочного Таро» «Таро Элементов»
Королева Дисков Король Дисков «Богемского Туз Дисков Таро «Колесо Изменений» Готического Таро» «Пражского Таро»
Двойка Дисков Таро Двойка Дисков Тройка Дисков Таро «Сол Инвиктус» «Алхимического Таро» «Сол Инвиктус»
Тройка Дисков «Богемского Тройка Дисков Пятерка Дисков Таро Готического Таро» Таро «Колесо Изменений» «Богемские Барочные коты»
Пятерка Дисков Пятерка Дисков Шестерка Дисков «Алхимического Таро» Таро «Сол Инвиктус» «Пражского Таро»
Семерка Дисков Таро Семерка Дисков Таро Восьмерка Дисков Таро «Фантастический Зверинец» «Колесо Изменений» «Богемские Барочные коты»
Восьмерка Мечей Девятка Пентаклей «Богемского Десятка Пентаклей Таро «Сол Инвиктус» Готического Таро» «Пражского Таро»
Двойка Дисков в системе Тота Кроули – одни из моих любимых карт этой колоды. В системе Золотой Зари она называлась «Владыка гармоничной перемены», но А. Кроули придает ей глобальный масштаб и драматическую окраску. У него она именуемся уже «Владыка перемен» или «перемены». Он ее видит как образ «проявленной Вселенной в ее динамическом аспекте». На карте изображены два Диска в виде удвоенных символов ян и инь (символических диаграмм), которые обвиты лемнискатой коронованного пятнистого змея, кусающею свой хвост, Уробороса алхимиков (и мы можем вспомнить также Ёрмунганда древних скандинавов, который был для них «поясом мира», грозной границей всего сущего). Значение этой Двойки Дисков часто оказывается глубоким процессом движения, планомерной динамикой развития существующей реальности, вне зависимости от наших действий, идей или желаний. Двойка Дисков в колоде Хайндля называется «Гармония». Удивительное изображение двух камней, расположенных на карте так же, как символы инь-ян в карте колоды Кроули. Однако вместо змея здесь как будто легкая полупрозрачная полосатая ткань, струящаяся волнами и складками через всю карту. Она напоминает мне пляшущие на ветру паруса викингов, культуру походов, движения и большого стремления к укрепленности своих позиций. По большому счету северные скандинавы, уходящие в походы, искали себе новые земли, где жизнь будет надежна и хороша. Гармония в этой карте проявлена за счет контраста в сочетании тяжеловесности камней и воздушности и легкости ткани, а, кроме того - ее чередующегося рисунка, темного и светлого, прозрачного и плотного. Это чередование и равновесие противоположных сил, также своего рода «гравитационные» поля реальности. Двойка Дисков в «Сказочном Таро» иронично представлена сказкой «Муж на хозяйстве" - классическим фольклорным сюжетом о том, как муж упрекал жену за бездеятельность и легкость работы («Ведь сидит дома»). Когда же они поменялись местами, он не справился с домашним хозяйством. Это, конечно, смешливый перепев «фокусника» Таро Уэйта. Двойка Дисков Таро «Колесо Изменений» также дублирует основные позиции карты в колоде Кроули, но верхнюю сферу показывает как Землю, а нижнюю – как Солнце, поэтому символическим змеем (которого напрямую нет в этой карте, но остается лемниската в месте контакта солнечных лучей с планетой) является сама орбита Земли вокруг Солнца. Очень красивая изобразительная интерпретация идеи вечного движения жизни.
Тройка Дисков. Тройка как продуктивный этап всякой масти в Дисках дает труд, мастерство или кооперацию. Здесь подходящей оказывается атрибутация карты в Золотой Заре как Марса во втором деканате Козерога, где он является и управителем деканата, и экзальтантом самого знака. Марс как движущая сила, энергия, активность, агрессия, напор в ориентированном на структуру знаке Козерога дает последовательность и настойчивость, системность усилий, видение цели и ровный напор. Это очень хороший способ работать. Тройка Дисков в системе Уэйта изображает трех мастеров под сводами готического храма, украшенного, впрочем, пентаграммами и розой с крестом, что в целом дает намек на масонских каменщиков – строителей. Иногда различают в этих фигурах монаха, каменщика – мастера и подмастерье. В традиции Золотой Зари карта называлась «Владыка материальных трудов». Обычно она обозначает здесь рабочее сотрудничество, а также навыки мастерства. Продолжая рассказ о Тройках как разновидности любовных треугольников, отметим, что Тройка Дисков может иметь отношение к рабочим контактам, в которых может быть смешано все – эротическое влечение, секс, романтическая восторженность, флирт, очарованность, ревность, зависть, обида. Но все это остается в рамках деловой игры и ее правил, приоритетом являются те условия и правила, которые задают должности, обязанности, права и преимущества на работе. Отсюда личные взаимоотношения из-за выгоды или по слабости, в очаровании властью. Еще раз отметим, что это достаточно редкий случай проявления Тройки Дисков, однако стоит – и очень интересно – его учесть. Тройка Дисков в системе Тота Кроули называется «Работа» и подразумевает определенность свершения некоем задачи. Эта система стоит, как правило, выше большинства колод по уровню абстрактности описания процесса, что позволяет нам быть более точными в интерпретации, если, конечно, мы умеем переводить язык символов II абстракций на язык обыденный. Карта демонстрирует и тут достаточно очевидные принципы: созидательная энергия, строительство некоем конструкции или системы. На карте изображена пирамида, в ракурсе сверху, стоящая посреди воли на трех красноватых колесах, которые автором колоды ассоциируются с тремя индийскими гунами, основными началами материальной природы (благости, страсти и невежества). Три колеса намекают нам на связь этой карты с Колесом Фортуны, но именно на человеческие усилия попытках возвыситься или не упасть, в надежде на благодарность Фортуны. Тройка Дисков в колоде Хайндля называется «Творческий труд». Здесь три округлых камня смещены вниз по центру карты, на фоне огромного дерева, причем не видно ни его основания, ни вершины. И ближе к верху карты вновь просвечивает нам прозрачная сфера, которая у Хайндля связана с возвышенностью и духовностью. На фоне просвечивает прозрачная сфера намного большего размера, как будто охватывающая весь изображаемый мир. Этот аспект отличает колоды – творения истинных художников, они делают труд Тройки Дисков творческим и возвышенным, иного не предлагая или призывая как раз к такому развивающему процессу. И здесь Хайндль, равно как в Двойке, утверждает принцип гармонии – не просто время работать и время отдыхать, а необходимость насыщать свою работу вдохновением. И тогда на стыке этих двух процессов расцветет истинное творчество. Тройка Дисков в «Пражском Таро», еще одном творении художников, являет нам самого юного подростка Моцарта на фоне пражского дома, где жили мастера музыкальных инструментов. По легенде, трое сыновей мастера должны были, по его мнению, продолжить его дело, однако третий сын отказался – и потому одна из трех скрипок на доме расположена тыльной стороной к зрителю, символически она не играет, не видно ее струн. Странноватая карта – немного про талант и способности, про вдохновение, про достижение высшей степени мастерства в своем деле, но и немного про хрупкость этого искусственного мира.
Четверка Дисков в системах, развитых по следам Золотой Зари, ориентируется на представлении о материальности масти Дисков и основательности числа четыре, связанного с квадратом, крайне устойчивой формой. Четверки всегда представляют первичную форму масти, и здесь, в медленно развивающейся, малоизменчивой стихии Земли, процесс получается очень основательным и почти застывшим. Обычным значением этой карты является собственничество, непосредственная власть на своей территории как распоряжение всеми ресурсами, также может быть прижимистость, жадность, скупость. Это то, что называется «свое добро». В Золотой Заре карта называлась «Владыка земной власти», и полагают, что это земной аспект «Императора» число Старшего аркана которого тоже IV. В целом можно говорить о Четверках как об аспектах развитого «Императора», что, правда, подтверждает неуместность апатичного и скучающего героя Четверки Чаш системы Уэйта и впавшего в сон героя Четверки Мечей. Потому что нельзя брать для соответствий лишь одну часть уровня, если сравнение идет именно по принципу, объединяющему исходный источник и признак целого уровня, в данном случае число Четыре в Старших арканах и Числовых. Однако если брать за основу систему Tapo Кроули, то все Четверки подходят для отражения устойчивой власти «Императора». Четверка Дисков в системе Уэйт а представляет собой человека, держащего монетки пентаклей у себя под ногами, в руках и даже на голове. Позади него расположен достаточно развитый город с башнями. Астрологической атрибутацией полагают Солнце в последнем деканате Козерога, где оно является управителем этого деканата, что не дает нам ничего особенного или нового, кроме Сатурна как управителя знака Козерога. Однако хотя Сатурн и связан с землей, недвижимостью, но Козерог не настолько ориентирован на «простые формы», а в большей степени на системы и структуры, потому Четверка Для него будет несколько простовата. Четверка Дисков в системе Тота Кроули называется «Мощь». Образом карты является укрепленная цитадель в виде сверху. Автор видит в этом символ «Закона и Порядка, опирающихся на твердую власть и неусыпную бдительность». В этом колода, как обычно, видит принцип карты гораздо более возвышенно и абстрактно, нежели система Уэйта и ее последователи. В Четверке Дисков этой колоды мы видим «закон и правила» именно Устойчивости Дисков как масти, то, что дает ей форму и постоянство. Некие простые и важные условия, которые исполняются или должны исполняться для надежности системы. Похоже на правила в тюрьме или же расписание садово-огородных работ: где-то увлечешься, забудешь или поленишься – и все пропало. Башни цитадели на карте обозначены символами четырех стихий, таким образом, намекая на целостность мандалы, но также и на идею изменений, в том числе смены циклов. И хотя А. Кроули ассоциативно рассуждает о солнцестоянии, приходящемся на положение Солнца в Козероге как поворотной точке, а, следовательно, постоянном движении внутри неподвижной незыблемости, но мы не можем воспринимать эти амплификации полностью. Потому остановимся на том, что определенная внутренняя динамика в карте существует именно для того, чтобы поддерживать постоянство. Однако же идею об особой силе Солнца в этот период отложим в сторону. Во-первых, потому, что зимой Солнце отнюдь не в самом сильном своем положении и это объективная реальность. Во-вторых, потому, что зимнее солнцестояние – это поворотная точка, а не кульминация положения и силы светила как в календарных праздниках, так и в астрологии. И, в-третьих, астрологическая атрибутация карты в этой системе относится к последнему деканату Козерога, а зимнее солнцестояние – к самому началу первого деканата. Система не состыковывается, потому мы ее всерьез тут не воспринимаем. Четверка Дисков в колоде Хайндля называется «Мышь Земли». На ней изображены корни могучего дерева и основание его ствола, на фоне которых расположены четыре камня, цветовые оттенки которых напоминают о четырех стихиях. В этом Хайндль следует традиции Кроули. В верхней части карты ствол дерева зрительно пересекают два тонких ствола, обозначая определенные границы и пределы. В наибольшей степени объясняет значение карты ее название, а изобразительный ряд дополняет ощущение. Не цветущая сила растительности, не живость фауны, именно могучие корни живого или уже отжившего, но, тем не менее, существующего в реальности здесь являются доминирующей силой. Это сам факт естества и данности. Это и прочность, и мертвенность. Четверка Дисков в колоде «Фантастический Зверинец» – одна из самых лукавых и озорных Четверок Дисков, что я встречала. Колода «Фантастический Зверинец» составлена из политической и социальной карикатуры Гранвилля (французского художника XIX века). На карте изображена очень удачливая и счастливая мышка, живущая в головке сыра, которая способна предоставлять или не предоставлять свой съедобный ресурс остальным мышам. Другие или способны ей отплатить за продукт, или же нет, но все, жаждущие получить кусочек, зависимы от ее воли и желания. Четверка Дисков в «Сказочном Таро» связана со сказкой «О рыбаке и его жене» братьев Гримм, сюжет которой мы знаем по сказке A. C. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». Жадность жены рыбака приводит вначале к богатству и знатности, а затем к привычной уже бедности в потерях всего обретенного. Она связана с темой использования партнера в своих корыстных целях, скорее для удержания того, что есть, и приобретения еще большего. Водная стихия, имеющая большую силу в этой сказке, корректирует и смысл карты. Потому это образная жадность до эмоций и впечатлений, в использовании других людей. Нередко она обозначает плату эмоциями и чувствами за социальные блага, торговлю эмоциональным ради телесного (когда за привязанность платят телесной близостью, чтобы не быть одиноким), эмоции на износ. Четверка Дисков в «Богемском Готическом Таро» – прекрасная портретная карта. На ней вдалеке изображен к хороший дом, а близко – пожилая женщина. Очень ухоженная, накрашенная, в богатых одеждах и увешанная драгоценностями старуха с несколько жабьим лицом. Возможно, в молодости она была красива, старость оставила на ней след, но и напряженность злобы, подозрительность, жадность, хитрость. Четверка Дисков в «Средневековом Tapo Скапини» изображает монахиню с каким-то тайным свертком (У Эттейлы эта карта называлась «Подарок».) Слева от нее таинственный эликсир, а справа – цветок асфодели (растения лугов Преисподней). Четыре монеты несут образы Луны, Лебедя при свете луны, крепостной стены и кота в корзине. Как мы видим, тут карте приданы всевозможные лунные ассоциации. Следовательно, и интерпретации будут ориентированы на лунную природу, архетипы Селены (лунной богини, которая прятала своего возлюбленного Эндимиона от других и от самой жизни, погрузив в вечный сон), Персефоны. Это закрытость в своем собственном внутреннем мире, как оберегание дорогого и ценного. Чувство собственной безопасности и тщательное старание его сохранить. Кроме того, это может быть скупость и отсутствие щедрости, прижимистость – как и в наиболее популярном значении карты. Луна, однако, может давать здесь и прихотливость личных бытовых правил. Эта карта похожа на сочетание обычной Четверки Дисков с «Луной» Старших арканов.
Пятерка Дисков. Пятерка, как обычно, преподносит первый серьезный кризис масти. В Дисках это особенно ощутимо, как в самой «реальной» данности существования. Это крах успешного быта, привычной действительности, неприятности в материальных делах, деньгах или здоровье, физическая неудовлетворенность, сама неспособность быть довольным тем, что имеешь, бедность или страх бедности, тревога ожиданий плохого. Очень интересно перевернутое положение этой карты, описанное у Мэри Грир в книге «Полная книга перевернутых карт Tapo». Она видит ее как возможность преодоления напасти, как вызов в испытании, например, когда болезни оказываются духовным вызовом для человека, причиной трансформации его жизни и отношения к миру. Это же значение мы можем увидеть и в прямом положении, если сфокусируемся на карте как на испытании. Кроме того, некоторые колоды намеренно дают эту возможность выйти из неприятности, найти помощь или преодолеть себя. Пятерка Дисков в системе Уэйта иллюстрирует жизнь несчастных людей, нищих калек, ковыляющих под окнами церкви в метель и стужу. В системе Золотой Зари эта карта называлась «Владыка материальных невзгод». У карты было и достаточно очевидное эзотерическое значение «нищих духом» обывателей, бредущих мимо сакральных истин, собранных оккультистами. Пятерка Дисков в системе Тота Кроули называется «Тревога». Пять дисков сложены на карте в перевернутую пентаграмму, нестабильность самой материи. Общая напряженность карты подчеркивается красно-желтым неприятным фоном. Указывается и на безвыходность в этой инертности Дисков как затянувшееся бездействие субъекта. Обратим внимание на то, что в разных системах тут все же подчеркивается и тупик ситуации, и призыв к каким-то переменам, возможно способным произойти именно в кризис. На пяти дисках карты изображены символы пяти индийских таттв (стихий): красный треугольник Огня, серебряный полумесяц Воды, голубой круг Воздуха, желтый квадрат Земли и черное яйцо Духа. Расположение пентаграммы стороной Духа вниз говорит о преобладании материи над духом. Пятерка Дисков в колоде Хайндля называется «Потерянный порядок». Камни, окрашенные кровавым оттенком снизу, будто взмыли здесь вверх над землей, неупорядоченно и очень странно. Некоторым наблюдателям кажется, что они летят прямо на них. Растущие деревья из «хайндлевской материи» показывают свои кровавые раны от отрубленных веток. В самом низу карты видна застывшая, будто замерзающая вода. А вверху плещется белое полотнище, напоминающее парус или замерший лед. Очень странное сочетание очевидных ран и мгновения неподвижности, замерзания и полета вверх. В результате полученных ран наш мир обычно замирает, замерзает и будто отсекает душу от тела, появляется бесчувственность, но свобода души. Это мгновение, которое тоже нужно ценить, сохранить от него самое лучшее, чтобы, вернувшись обратно «к телу», не растерять себя и то ценное, что было приобретено. Пятерка Дисков в «Сказочном Таро» связана со сказкой «О багдадце, который видел сон». В ней рассказывается о человеке, который был богат, но совершенно растратился, и тогда ему приснился сон о том, как в другом городе, в Каире, он найдет достаток. Когда же он туда приехал, то его случайно приняли за вора, избили и отправили в тюрьму, в камеру предварительного заключения. Когда же он сообщил судье о том, что приехал в Каир только из-за сна, судья рассмеялся и сказал, что ему тоже снятся сны о том, что в том же самом Багдаде, в таком-то доме лежит клад, но он, умный человек, туда не едет. Багдадец же понял, что речь идет о его собственном доме, вернулся, нашел клад и разбогател. Карта этой колоды говорит о превратностях судьбы, об определенной запутанности в стратегии, об истинных и ложных советчиках и совершенной непредсказуемости. Пятерка Дисков в «Богемском Готическом Таро». Женщина здесь гордо стоит у открытой двери храма, но не входит в него. На одной руке у нее маленький ребенок, и еще одна маленькая девочка стоит рядом и цепляется за вторую руку. На ступенях церкви оглядываются вороны, которые совершенно не стесняются подбирать пищу. Карта для меня оказывается иллюстрацией самоограничений в достижении материального если не достатка, то комфорта, в инертности, пассивности или даже гордыне. Это может касаться не только денег и материальных благ, а значимых ресурсов вообще. Как пелось в песне на стихи И. Шаферана: …Сняла решительно пиджак наброшенный, Казаться гордою хватило сил. Ему сказала я: «Всего хорошего», А он прощения не попросил. Ему сказала я: «Всего хорошего», А он прощения не попросил. Ромашки спрятались, поникли лютики, Вода холодная в реке рябит. Зачем вы, девочки, красивых любите, Одни страдания от той любви.
Шестерка Дисков. Шестерки обычно представляют собой восстановление после кризиса Пятерки, в соответствии с принципом масти и обычно путем обращения к уже наработанному ресурсу. Шестерка Дисков очень удачно отображена в системе Уэйта, как предоставление и получение ресурсов. Это новое умение в цикле развития масти: не просто производить и накапливать ресурсы, как это делалось на уровне Тройки и Четверки, но и вкладывать их, предоставлять или получать благодаря социальным взаимоотношениям, а не прямым трудовым усилиям. Здесь отношения становятся ресурсом как социальный капитал, что делает масть глубже и мощнее. В некоторых тематических колодах, впрочем, карта представлена просто как торговая сделка. Шестерка Дисков в системе Уэйта. В системе Золотой Зари карта называлась «Владыка материального успеха» На ней изображен мужчина в добротной одежду, который в одной руке держит весы, другой рукой сыпет монетки нищему. Расположение у весов еще одного бедняка, которому ничего не достается, придает смыслу карты определенный морализаторский оттенок необходимости заслуги благодеяния. Интерпретаторы также намекают на эзотерический смысл карты, в которой монеты не что иное, как эзотерическое учение, недоступное профанам, но предлагаемое лишь достойным. Клоны и потомки колоды Уэйта-Смит, убрав с карты товарища, которому ничего не достается, равно как и инструмент оценки – весы, сделали ее смысл более терпимым, милосердным. Здесь преимущество получают и нуждающийся в ресурсах, и тот, кто их предоставляет. Это отсылает нас к теме ресурсов, которые должны быть вложены, денег, которые не будут мертвым «пассивом», иных благ. Шестерка Пентаклей этой системы учит нас необходимости и важности своевременного вклада в то, что будет переработано, а потом вырастет во что-то новое и полезное. В колоде Хансон-Робертс, например, добрый дядюшка отмеривает на весах монетки и раздает их радостным детишкам, очевидно не оставляя обездоленных. Шестерка Дисков в системе Тота Кроули – редкий случай, когда карта этой системы, включая интерпретацию автора, менее выразительна, чем та же карта системы Уэйта. Возможно, это была не самая интересная карта для А. Кроули. Она называется «Успех» и, с одной стороны, сулит благоприятное развитие дел, с другой – непостоянство этого благоприятствования. Более интересным является аспект Шестерок в системе Кроули как понятного и очевидного проявления принципа масти (который был выражен Тузом). При таком подходе мы можем увидеть в Шестерке Дисков материальную удачу как самое очевидное и доступное проявление Дисков. Шестерка Дисков в колоде Хайндля называется «Успех (результат, итог)». Здесь мы видим шесть гармонично расположенных камней, дублирующих позиции пентаклей в колоде Кроули, на фоне уже поддавшейся формированию каменистой материи. В центре композиции сквозь круглое отверстие виден просвет воздуха, а внизу заметен слой синеющей воды, что в Таро дает нам намек на эмоциональное содержание и поддержку. Отличие этой Шестерки в том, что она предполагает более сложную и гибкую организацию «принципа материального*. Это уже не будет просто «раздача ресурсов» или «недолгий материальный успех». В этой карте есть сочетание упорядоченности материи, гармонии и разнообразия формы с определенными уступками и допущениями. Также прослеживается идея, что без правильного распределения ресурсов невозможно увидеть настоящую и достижимую цель. Шестерка Дисков в «Средневековом Таро Скапини», несмотря на то, что колода в целом несистемная, дает интересный аспект общего смысла этой карты. Шесть монет на ней представляют шесть видов взаимоотношения с ресурсами: сцена милостыни и благотворительности: сцена воровства; образ розы как идеала, совершенства, гармонии; колесница Юпитера как удача; «бедный дурак», не имеющий ничего, и «богатый дурак», сорящий деньгами. Автор колоды опирался не только на современные издания версий после Золотой Зари, но и на старинные интерпретации Эттейлы, в которых Шестерка Дисков (Монет) – это «Подарок, милостыня, щедрость». Общим значением этой карты в русском языке была бы пословица «От сумы и от тюрьмы не зарекайся»; блага земные, их наличие или отсутствие, а советом был бы призыв к бдительности и готовности к изменениям. Интересно, что это значение в большой степени перекликается с интерпретацией карты у А. Кроули.
Семерка Дисков. Интересно, что еще у Эттейлы эта карта обозначала «деньги» сами по себе, как прагматическую данность. Хотя от Семерки Дисков мы ожидаем, как от всех других Семерок, новых авантюр, но в сфере Сериальных свершений эту возможность дают нам не & се колоды. В большинстве случаев среди потомков колоды Уэйта карта представляет собой «пожинание плодов», какими бы они ни были. Кто видит унылое разочарование, кто смирение, кто удовлетворение – в зависимости от степени личного оптимизма в этой сфере у автора колоды. Семерка Дисков в системе Уэйта в оригинальном значении Золотой Зари должна называться «Владыка недостигнутого успеха» и обозначать малую плату за большой труд, своего рода тщетность усилий при значительных физических или энергетических затратах. Однако в колоде Уэйта–Смит это значение приглушено, смягчено. А. Костенко полагает, что исходным рисунком для этой карты мог быть «Нищий» колоды Мантения, однако у нас нет тому прямых доказательств. И большинство современных интерпретаторов расходятся во мнении, насколько удачны или неудачны усилия героя карты. Так, М. Грир считает, что основным значением Семерки Пентаклей в колоде Уэйта является терпение и труд, которые помогут как в рискованных мероприятиях, так и во вполне мирных, в то время как только перевернутая Семерка Пентаклей будет говорить о тревоге и потерях. При работе только с прямыми значениями карт приходится полагаться лишь на интуицию и расспросы кверента. Семерка Дисков в системе Тота Кроули наполнена тягостной атмосферой уныния и гниения и называется «Неудача». Диски – здесь свинцовые, «фальшивые» монеты Сатурна (свинец – металл Сатурна) – расположены в положении неблагоприятной геомантической фигуры «Рубеус», которая пагубна для всех хороших дел и благоприятна для дурных. Сочетание силы Сатурна, владыки Козерога, с общим настроением карты способно родить у поколения Рунета ассоциацию с определением «унылое говно», что будет не слишком далеко от правды в интерпретации этой карты в системе Кроули. Состояние печали, уныния и ощущение фатальной обреченности «лузерства», вне зависимости от реальных достижений и успехов. Семерка Дисков в колоде Хайндля называется «Стагнация, застой», однако изображенная картина далека от унылой стабильности и постоянства. Скошенная, разламывающаяся, неуравновешенная «материя Хайндля», с проломами и сломами, кровоточащими вмятинами. На ее фоне в неупорядоченном строю не то падают, не то парят разного размера камни. Ассоциации, вызванные этой картой, говорят скорее о медленном падении построенного, вызывая память о «Башне» (XVI аркане), о нарушенном порядке, отсутствии структуры и именно о тщетности (прекрасное определение для всех Семерок) надежды на постоянство материи, об обидах и ошибках. Это также небеспочвенная тревога. И метафорой к этой карте может быть землетрясение как искажение реальности. Семерка Дисков в «Средневековом Таро Скапини» следует за определением Эттейлы этой карты как «Деньги». На ней изображены игроки в карты: четыре пажа разных мастей Таро играют в карты на Марсельской колоде вместе с неизвестным выигравшим героем. Паж Мечей, Бригелла (ловкий и хитрый герой итальянской комедии дель арте), проиграл. Паж кубков скрывает карты и предлагает одну монетку. Паж монет не отрывает глаз от потока золотых монет в руках выигравшего и показывает карту, с которой проиграл. Паж Жезлов смотрит на карты и, очевидно, переживает, хотя автор колоды утверждает, что он-то как раз справится. Монетки, изображенные на карте, несут на себе отдельные образы: это спящее дитя, сундук с золотом, душа в чистилище, колесница Сатурна, полная луна, лилия как символ безупречности, плодоносящее дерево. Семерка Дисков этой колоды говорит о надежде на лучшее, азарте, сомнительных играх. Она не страшна и не фатальна, но в ней есть большая степень риска, и можно проиграть больше, чем рассчитывал. Здесь неискушенность приносит больше вреда, чем пользы, и новичкам явно не везет (как не может им везти почти в конце масти). Потому очевиден вывод о необходимости компетентности.
Восьмерка Дисков. Восьмерки являются развитой формой всякой масти. Восьмерка Дисков – более совершенная система добычи, усвоения, переработки и возобновления ресурсов, нежели Четверка. Вместо обычной добычи и простого накопления, здесь работает многоходовый процесс с различными дифференцированными функциями. Потому Восьмерка Дисков легко обозначает производственный процесс, организацию или рабочую структуру с множеством людей. Если Четверка Дисков, как и всякая Четверка, стремилась сохранить свое постоянство в некоей статичности, то Восьмерка уже способна регулировать различные внутренние состояния системы как сбалансированный целостный организм. Восьмерка Дисков в системе Уэйта как будто пытается нас одурачить. Здесь мы видим ремесленника-одиночку, который, впрочем, сделал уже много вывешенных на карте монеток и позади него виднеется городской ландшафт. Последнее говорит нам о социальной востребованности мастера, одиночество же – возможно, о достаточном умении обходиться без ценных советов или подмоги. В этой колоде Восьмерка Дисков иконографически связывается скорее с Тройкой, а не Четверкой Дисков, благодаря общему сюжету сцен с ремесленниками. В системе Золотой Зари карта называлась «Владыка благоразумия» и формально в большей степени идет в русле традиции колода Тота Кроули. Однако благодаря стойкости сценических образов система Tapo после Уэйта стала существовать и развиваться сама по себе, через многочисленные клонирования, подражания, ассоциации. Достаточно часто Восьмерка Дисков потомков колоды Уэйта отражает развитие мастерства Тройки Дисков. И являет собой ту самую рабочую систему и взаимосвязанность. Восьмерка Дисков в системе Тота Кроули называется «Благоразумие», что здесь представляется разумом, направленным на материальные дела, особенно связанные со сложными системами и четкой последовательностью действий. Семь дисков расположены здесь в виде цветов на ветвях дерева, в геомантической фигуре «Народ». А. Кроули указывает, что эта карта являет собой «интересы простого народа». Она дает такие качества, как неторопливость и последовательность. Восьмерка Дисков в колоде Хайндля называется «Благоразумие, смышленость, толк». Очень глубокая, примечательная карта. Камни расположены здесь очень симметрично: два внизу, один в самом центре и четыре наверху, однако пятый заменяет та самая прозрачная сфера, образ возвышенной духовности в этой колоде. (Очевидно, необходимая часть развитой системы в мировоззрении Г. Хайндля.) Фоном карты служит каменистая «материя Хайндля», выделившая из самой себя ствол могучего дерева. На фоне же каменной материи слева чудятся образы слоновьего стада. Мы видим в этом некий «опыт системы». Образы деревьев, скальной породы, земли и слонов очень красиво подчеркивают тему стабильности в дисках и слаженной системы Восьмерок. Это все дает уникальность восприятия и послания именно этой колоды – тонкий и точный намек на медленное движение и развитие, естественность процесса, созревание системы. Восьмерка Дисков в «Пражском Таро» изображает решетку с орлом наверху. Здесь к обычному значению взаимосвязанной системы добавляется ограждающая функция, что хорошо отражает, например, социальные функции государственных правоохранительных организаций. Восьмерка Дисков в «Средневековом Таро Скапини», с одной стороны, следует видению карты в современной системе Таро, с другой – обыгрывает нехитрую интерпретацию Эттейлы этой карты как «Брюнетки». Автор, Луиджи Скапини, изображает здесь «семью художника»: себя самого, рисующего «Мага» Таро, жену, дочь и кошку. На уже «изображенных» им монетах мы видим Папессу, Императрицу, Императора, Силу, Звезду, Суд и Мир. Карта обозначает самореализацию, творческое развитие с опорой на «жизненные тылы», семейную поддержку, кроме того – семейный бизнес с его подводными течениями, камнями и водоворотами.
Девятка Дисков. Девятка как наиболее полное созревание масти в Дисках дает достаточно благоприятную картину. В системе Золотой Зари карта называлась «Владыка материального достатка». И действительно, она часто обозначает наибольшую наполненность, максимальное усвоение материального ресурса: достаток, физический комфорт, в целом полное удовлетворение самим собой как физическим организмом. Точнее, наиболее полное удовлетворение на данном этапе индивидуального цикла работы с ресурсами. Всегда, наверное, будет так, что кому-то есть нечего, а кому-то жемчуг мелок. Девятка Дисков – это для первых хороший обед, а для вторых круглый крупный морской жемчуг. А потом ситуация может измениться. Девятка Дисков в системе Уэйта изображает женщину в цветущем саду. На руке у нее сидит охотничий сокол. Выбор женской фигуры здесь мог быть обусловлен астрологической атрибутацией Венеры в своем деканате знака Девы. Общее значение – довольство, достаток, благополучие. Девятка Дисков в «Средневековом Таро Скапини» предлагает необычный рассказ о пути, путешествии по извилистой дороге вдоль яблоневых и грушевых деревьев, ведущей, однако, к грозе и ненастью. По дороге идет Бригелла, потерявший драгоценное кольцо, навстречу ему спускается та самая «леди с ястребом» с колоды Уэйта, а некая фигура в черном мокнет под дождем, едва спасаясь под зонтиком. При этом значение карты у Эт-тейлы, на которого обычно оглядывался Скапини, всего лишь «Результат, эффект». А значением карты будут планы и цели, сценарий движения и ход событий своим чередом, то, что цели не достигаются без потерь, впрочем, как и без известной удачи. Девятка Дисков в системе Тота Кроули называется «Цель, прибыль». Вновь речь идет о достаточно очевидном принципе успеха в материальных делах, покровительства, удачи как формы благоволения окружающего мира. В отличие от сложных, двусмысленных и конфликтных карт тут сложно сказать что-то новое и вряд ли нужно объяснять многословно. Девятка Дисков в колоде Хайндля называется «Удовлетворение от бытия». На карте много воздуха и пространства, появляется баланс стихий Воды, Воздуха и Земли, которые плавно переходят одна в другую. Камни воздушно и невесомо парят в воздухе, касаются краем земли, стоят в воде. Ассоциации с этой картой так же ясны и просты, как и приятны. Это спокойствие, удовлетворенность, свобода от забот. Хайндль здесь выходит за рамки интерпретации карты как сугубо материального достатка и успеха. Это скорее мир со всем миром.
Десятка Дисков. Десятки в современной системе Tapo Дают увядание масти. Это проявляется в художественных интерпретациях даже системы Уэйта, явно чувствуется в системе Кроули и нередко дается в авторских системных или несистемных колодах. Конец цикла всегда должен быть обозначен как конец. Обычное общее значение карты «конец цикла» в наиболее реальной его форме. Его невозможно не заметить: ресурсы закончились, больше не добываются, и все переработаны, вкладывать нечего, получать тоже. Десятка Дисков в системе Уэйта дает не очень понятную, но многажды дублируемую потомками картину. Мужчина и женщина стоят перед аркой, как будто решаясь вступить в некий новый мир. Их сопровождает ребенок (очевидно, плод союза в данном цикле) и собаки. Собаки заинтересованы седым одиноким стариком. На лицо преемственность поколений, различие в приоритетах и ценностях. Все получили или получают то, к чему стремились, или то, что выпало на их долю естественным образом. Названием карты в Золотой Заре было «Владыка богатства». И тут она преподносится метафорически Род семья, дети, домашние как ресурс и богатство. В некоторых колодах системы Уэйта богатый одинокий старик более отчетливо противопоставляется молодым, а собака – то его единственный друг (как в «Пражском Tapo», где на этой карте изображен немолодой военный с верным псом), то друг молодой пары. Значение карты при такой иконографии становится отчасти оракульным: в ней мы можем увидеть тоску по прошлому и тому, что не сбылось. Конфликт сторон или способность пройти мимо конфликта. Там, где наиболее ярко выражена тема перехода и ухода, вызовом всегда будет «оставить прошлое за спиной» и не горевать о нем. Десятка Дисков в колоде «Средневековое Tapo Скапини» ориентируется на значение Эттейлы этой карты как «Дома» и на современную общую традицию Tapo. На карте изображено генеалогическое древо, и ее значениями будут род, цитадель семьи, клан, предки и потомки, преемственность поколений, оплот стабильности, привычка. Десятка Дисков в системе Тота Кроули называется «Богатство», но представляет достаточно тяжелую, тягостную картину. Астрологическая атрибутация здесь (Меркурий в своем деканате в Деве, знаке, которым он управляет) совершенно противоречит карте, и ее значение «притянуто за уши», якобы все богатство будет не то растрачено, не то, наоборот, инертно копиться и потому все равно окажется растрачено. Это один из досадных примеров, когда даже прекрасный перевод не делает мысль автора определеннее. Общее же значение карты действительно связано с инертностью, медлительностью движения ресурсов (что противоречит астрологическим характеристикам быстрого Меркурия), потому упадком процесса. Это предельное погружение нисхождения в материю, откуда единственный путь – наверх, к духу. Лон Майло Дюкетт остроумно сравнивает эту карту с образом «вселенского запора» как застоявшейся энергии, опыта, материи. Потому единственным «слабительным» здесь может послужить именно Меркурий, как Тот-Гермес или «Маг» Старших арканов. Именно его символы Фрида Харрис нанесла на монеты в этой карте. Только «великий космический филантроп» способен возродить новую жизнь на новом цикле. Обратим внимание на фигуру «проводника», которая присутствует даже в некоторых колодах системы Уэйта: странный волшебный старичок в «Романтической Викториане», продающий проходящим людям яблочки, и т.д. Фигуры, переводящей через предел, нет в других Десятках Таро, но она присутствует именно в Дисках. Десятка Дисков в колоде Хайндля называется «Богатство Земли». Мощная и грозная карта. В скалистой расщелине клокочет водопад, будто раскидывая камни, символы масти, по всей карте. И сквозь эту расщелину видно, как светит пронзительно-белое солнце. Безупречная и огромная сила, нечеловеческая данность реальности – вот что видно в этой карте. Прозрачная сфера предыдущих карт превратилась здесь в огромный светящийся шар Солнца, став наполненной светом и источником самой жизни. Это голодная «черная весна», когда уже не осталось ресурсов. Уже есть новое движение и развитие.
|