направление
| период, дата
| произведение
| Автор
|
Культура домонгольской Руси
· Складывалась как синтетическая, т.е. находящаяся под влиянием различных культурных направлений, стилей, традиций.
· Оказало значительное влияние двоеверие
· Развитие письменности
· Книги писались на коже телят – пергаменте, их украшали небольшие рисунки – миниатюры, рисованные заставки
|
Литература
| Середина XI«Остромирово Евангелие» - книга религиозного содержания
Русская Правда – первый свод древнерусских законов.
| Для новгородского посадника Остромира
|
Жития – испытания, выпавшие на долю героя
| Около 1088 г. «Житие Феодосия Печёрского»
«Сказание о Борисе и Глебе»
|
|
Слово – поучение, похвала, письмо
| 40-е гг. XIв. «Слово о законе и благодати» - основная идея – равноправие Руси с другими христианскими государствами
1050 г. – «Слово о погибели русской земли»
После 1187г. «Слово о полку Игореве»- неудачный поход новгород-северского князя Игоря Святославича против половцев в 1185 году
| Митрополит Иларион
Призыв к князьям прекратить усобицы и объединиться против внешнего врага. Оказало большое влияние на русскую культуру.
|
Поучения – принципы поучающего характера
| 1117 г. «Поучение детям»
| Владимир Мономах
|
Хождения – записки путешественника
| «Хождение Даниила»
| описание путешествия игумена Даниила в Палестину
|
Летописание – хроники событий
| Начало XIIвека «Повесть временных лет»
1377 г. Лаврентьевская летопись – хроника событий в Северо-Восточной Руси до 1305 г.
Начало XVв. Ипатьевская летопись – хроника событий в Киеве, Галиче и Волыни до 1292 г.
| Нестор-летописец
Монах Лаврений писал для суздальско-нижегородского князя
Обнаружена в Ипатьевском монастыре в Костроме
|
Былины – героический эпос
|
|
|
Архитектура
| 989-996 гг. – церковь Успения Богородицы (Десятинная церковь)
1031-1036 гг. – Спасо-Преображенский собор в Чернигове
1037-1041 гг. – Софийский собор и Золотые ворота в Киеве
1062 г. – Основание Киево-Печёрского монастыря
1045-1050 гг. - храм Святой Софии в Новгороде
1158-1160гг. – Успенский собор и Золотые ворота во Владимире
1165 г. – церковь Покрова на Нерли неподалёку от Боголюбово
1194-1197 гг. – Дмитриевский собор во Владимире
1198г. – церковь Спаса на Нередице в Новгороде
| В основу древнерусских храмов лёг греческий (византийский) крестово-купольный тип храма. Оформление соборов Киевской Руси способствовало развитию монументальной живописи. Она существовала в виде двух техник: фреска- техника живописи по сырой штукатурке, мозаика – техника живописи из кусочков цветного непрозрачного стекла – смальты.
|
Живопись
| Начало XII в. икона Владимирской Богоматери
«Богоматерь Оранта» в Софийском соборе Киева
«Ангел Златые Власы», «Дмитрий Солунский»
| самая почитаемая на Руси икона, выполненная неизвестным греческим иконописцем.
|
Ремесло
| Скань – кружевное плетение из прволоки
Филигрань – техника, по которой проволоку подрезали под разными углами, полировали, и в итоге они напоминали блестящие камешки и узоры.
Чернь – травление серебра
Зернь– на металлическую поверхность напаивали десятки мелких металлических отполированных шариков.
Перегородчатая эмаль – мастер напаивал на основу тонкие перегородки (контуры рисунка), а затем между ними заливалась стеклообразная непрозрачная масса.
| Настоящие произведения искусства создавали древнерусские ремесленники, которые владели различными видами обработки цветных металлов. Эти техники использовались для изготовления ювелирных изделий, а также икон, окладов книг, крестов.
|