Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Живопись. Задача - правдивое изображение социальных проблем, отказ от эстетических функций






Задача - правдивое изображение социальных проблем, отказ от эстетических функций. Проблемы - критика действительности, идеализация крестьянства, поиски смысла жизни и идеалов. Развитие жанровой живописи.

Перов - сострадание " униженным и оскорбленным" - " Проводы покойника", " Последний кабак у заставы", " Тройка". Критика духовенства - " Сельский крестный ход на Пасхе", " Чаепитие в Мытищах".

 

" Товарищество передвижных художественных выставок ", (ТПХВ).

· бунт " четырнадцати" - выпускники Академии Художеств отказались писать дипломную работу на мифологический сюжет.

· 1870 - организация ТПХВ, руководитель - И. Крамской.

· 1871 - Первая выставка, где были представлены - Саврасов " Грачи прилетели", Ге " Петр I допрашивает царевича Алексея в Петергофе".

 

Крамской - " Христос в пустыне", Портреты Некрасова, Гончарова, Салтыкова-Щедрина, Толстого, Третьякова.

 

Ге - " Тайная вечеря", " Что есть истина? (Христос перед Пилатом)". Современное звучание евангельских сюжетов Ге. Дружба и влияние идей Толстого. Религиозно-нравственные искания художника.

 

Появление нового героя - пролетариата - в картинах Н. Ярошенко - " Кочегар", " Заключенный", " Всюду жизнь". Образы учащейся молодежи в картинах " Студент" и " Курсистка".

 

Верещагин - " Апофеоз войны" как предостережение потомкам. Символика образа.

 

Русский пейзаж. Лирический пейзаж в творчестве Саврасова. Романтический пейзаж у Васильева. Эпическая мощь лесов И. Шишкина. Куинджи - мастер света, оптические иллюзии. Патриархальный быт в " Московском дворике" Поленова. Левитан - основоположник пейзажа-настроения, ученик Саврасова. Исторический пейзаж " Владимирка". Философский пейзаж " Над вечным покоем". Последняя работа " Озеро. Русь".

Музыкальность русского пейзажа, взаимодействие живописи и музыки. Чайковский - фортепианный цикл " Времена года". " Вечерний звон" Левитана, " Весна - большая вода" и Тютчев, романсы Рахманинова.

 

И. Е. Репин

· широта творческих интересов художника. Роль портрета в его творчестве. Серия портретов знаменитых людей России - Мусоргский, Глинка, Толстой, Третьяков. Групповой портрет " Торжественное заседание Государственного Совета" - грандиозный замысел и воплощение. Многие видные деятели: Победоносцев, Витте, Семенов-Тян-Шанский, Николай II.

· Социальные мотивы в его творчестве - Бурлаки на Волге", " Крестный ход в Курской губернии" - " Вся Россия двинулась...."

· Революционеры в его творчестве - " Не ждали", " Арест пропагандиста", " Отказ от исповеди".

· Исторические полотна - " Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1561 года" - самая кровавая картина в русской живописи". " Запорожцы пишут письмо турецкому султану" как апофеоз смеха.

 

В. И. Суриков - исторический живописец. Родился в Красноярске.

Изображение переломных моментов русской истории

Трилогия " Боярыня Морозова", " Утро стрелецкой казни", " Меншиков в Березове".

Страницы русской истории в его творчестве - " Покорение Сибири Ермаком", " Переход Суворова через Альпы", " Стенька Разин".

 

В. М. Васнецов - художник-сказочник.

" После побоища Игоря Святославича с половцами", " Аленушка", " Богатыри".

Проект здания Третьяковской галереи.

Васнецов-архитектор - церковь в Абрамцево.

Буденновка - эскиз новой формы для Красной Армии.

 

П. М. Третьяков - купец-меценат, коллекционер. Отдал в дар городу Москве. Третьяковская галерея.

1898 - Русский музей в Петербурге. Михайловский дворец (автор К. Росси).

 

Открытие двух музеев, посвященных русскому искусству подвело итоги развития русской культуры второй половины XIX века.

 

Итоги

1. Утверждение демократической культуры.

2. Утверждение национальных форм и традиций в искусстве.

3. Русская культура получила всемирное признание и развивается в общем русле мирового художественного процесса.

4. Наполняется новым гражданственным содержанием.

Литература

 

 

1. Алленов М. М. и др. Русское искусство Х - начала ХХ века. - М.: Искусство, 1989 - 479 с.

2. Георгиева Т. С. История русской культуры: история и современность. - М.: Юрайт, 1998. - 576 с.

3. Зотов А. И. Русское искусство с древних времен до начала ХХ века. - М.: Искусство, 1979.

4. Ивлев С. А. Художественная культура XIX и ХХ веков. Материалы для учителя МХК. - М.: ООО " Фирма МХК", 2001. - 198 с.

5. Ильина Т. В. История искусств: отечественное искусство. – М.: Высшая школа, 2000. – 457 с.

6. Культурология под ред. А. А. Радугина. – М.: Центр, 1999. – 411 с.

7. Островский Г. Рассказ о русской живописи. – М.: Изобразительное искусство, 1987.

8. Очерки по русскому и советскому искусству. – М.: Советский художник, 1965. – 357 с.

9. Сарабьянов Д. В. История русского искусства второй половины XIX века. – М.: изд-во Московского университета, 1993. – 319 с.

10. Стернин Г. Ю. Русская художественная культура второй половины XIX – начала ХХ века. – М.: Советский художник, 1984. – 296 с.

 


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.008 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал