![]() Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Вопрос 121. Логистический подход к организации транспортного процесса.
Существуют два основных подхода к организации транспортного процесса: 1) традиционный; 2) логистический с участием оператора мультимодальной перевозки. При традиционном подходе единая функция управления сквозным материальным потокм отсутствует. Согласованность звеньев в вопросах продвижения информации и финансов низка, так как некому координировать их действия. Традиционный подход к смешанной перевозке представлен на рис. 29 При логистическом подходе к смешанной перевозке появляется новый участник транспортного процесса — единый оператор мультимодальной перевозки. Наличие такого оператора создает возможность планировать продвижение материального потока и добиваться заданных параметров на выходе (рис. 30).
Условные обозначения:
Рис. 30. Логистический подход к смешанной транспортировке.
Таблица 15
Время зависит от многих факторов, в том числе от сроков доставки продукции различными видами транспорта: - автомобильный транспорт:
где:
- железнодорожный транспорт:
где:
- речной транспорт:
- морской транспорт:
где:
Органическими частями транспортной сети являются железные дороги, морские и судоходные речные пути, автомобильные дороги, трубопроводы для транспортирования нефти и газа, сеть воздушных линий. Помимо путей сообщения, транспорт располагает и средствами для перемещения продукции – это автомобили, локомотивы, вагоны, суда и другой подвижной состав. К техническим устройствам и сооружениям транспорта относят станции, депо, мастерские, ремонтные заводы, предприятия технического обслуживания и т.д. В зависимости от стратегии и задач фирмы, компании производят выбор транспорта для доставки продукции. При этом учитывают размещение производства, технико-экономические особенности различных видов транспорта, определяющие сферы их рационального использования. Технико-экономические особенности различных видов транспорта и их сферы рационального использования систематизированы ниже. Выбор транспорта решается в о взаимной связи с другими задачами логистики: создание и поддержание оптимального уровня запасов, выбор вида упаковки и др. На выбор транспортных средств будут влиять: • характер груза (вес, объем, консистенция); • количество отправляемых партий (используемый контейнер); • срочность доставки груза заказчику; • местонахождение пункта назначения с учетом погодных, климатических, сезонных характеристик; • расстояние, на которое перевозится груз; • ценность груза (страхование); • близость расположения точки доставки к транспортным коммуникациям; • сохранность груза, невыполнение поставок. Основой выбора вида транспорта, оптимального для конкретной перевозки, служит информация о характерных особенностях различных видов транспорта (автомобильного, железнодорожного, морского, внутреннего водного, воздушного и трубопроводного). Рассмотрим преимущества и недостатки использования транспортных средств, с точки зрения логистики. 1. Автомобильный транспорт. Преимущества: - высокая маневренность, груз доставляется «от дверей до дверей»; - высокая регулярность поставок; - предъявление менее жестких требований к упаковке (по сравнению с другими видами транспорта); - небольшие капиталовложения в освоение малого грузооборота на короткие расстояния. Недостатки: - сравнительно высокая себестоимость перевозок, плата за которые обычно взимается по максимальной грузоподъемности автомобиля; - срочность разгрузки; - сравнительно малая грузоподъемность; - возможность хищений; - плохое состояние дорожной сети; - низкая производительность труда. 2. Железнодорожный транспорт. Преимущества: - перевозки при любых погодных условиях; - регулярность; - невысокая себестоимость; - возможность эффективно организовать выполнение погрузочно-разгрузочных работ; - возможность перевозок больших объемов. Недостатки: - сравнительно низкая скорость; - большие капиталовложения на развитие сети; - маршруты доставки ограничены наличием железнодорожных путей. 3. Морской транспорт. Преимущества: - массовые межконтинентальные перевозки грузов; - низкие грузовые тарифы и низкая себестоимость; - высокая провозная способность. Недостатки: - низкая скорость; - жесткие требования к упаковке и креплению грузов; - малая частота отправок; - низкая доступность в географическом плане. 4. Внутренний водный транспорт. Преимущества и недостатки практически те же, что и у морского. В качестве определенного преимущества стоит отметить гораздо меньшие капиталовложения в организацию судоходства, а в качестве недостатка – сезонность работы. 5. Воздушный транспорт. Преимущества: - высокая скорость; - возможность достижения отдаленных районов. Недостатки: - высокие грузовые тарифы; - зависимость от метеоусловий. В логистике имеет место идея оказания согласованных услуг, т. е. использование нескольких видов транспорта за одну перевозку. Например, грузовики перевозятся на борту самолета, железнодорожные составы едут на пароходе и т.д. Согласованные услуги обычно обеспечивают эксплуатационные характеристики и уровень затрат, соответствующие промежуточным значениям показателей комбинируемых видов транспорта. Самым распространенным является сочетание железнодорожного и автомобильного транспорта. Для определения основного вида транспорта выделяют шесть главных факторов, влияющих на принятие решения: 1) время доставки; 2) стоимость перевозки; 3) надежность соблюдения графика доставки груза; 4) частота отправлений; 5) способность перевозить разные грузы; 6) способность доставить груз в любую точку. Правильность сделанного выбора должна быть подтверждена технико-экономическими расчетами, основанными на анализе всех расходов, связанных с транспортировкой различных видов транспорта. Оценка различных видов транспорта по каждому из факторов приведена в табл. 2.2 (единице соответствует наилучшее значение). Экспертная оценка значимости различных факторов показала, что при выборе транспорта в первую очередь принимают во внимание: • надежность соблюдения графика доставки; • время доставки; • стоимость доставки. Эти данные могут служить лишь приблизительным ориентиром для оценки соответствия того или иного вида транспорта условиям конкретной перевозки.
Таблица 16
|