Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Познание как предмет философского анализа
Познание — процесс получения сведений о еще неизвестных свойствах природы. В процессе п. чел. реализует свои внеприродные способности. П. начинается с чувственного: ощущения -> восприятие (целостное отображение объектов) -> представления. Все чувств. п. — результат обществ. практики. Абстрактно-логическое п.: элемент. форма — понятие (несет смысл). Главный вопрос: отношение знания о мире к самому миру. Агностицизм: познание возможно лишь как знание о явлениях или собств. чувствах. Гносеология: источник познания — сущ. независимо от сознания объект. реальность. Результат любого п. — образ — идеальное обобщение сущностных отношений объекта. П. — активный процесс. Проблема п. — получение адекватных знаний или истины. Истина: абсолютная (те знания, к-рые никогда не меняются) — относительная (подчеркивает уровень знаний на сегодняшний день); объективная — субъективная. Познанием называется усвоение чувственного содержания испытываемого, переживаемого, положения вещей, состояний, процессов с целью нахождения истины. С точки зрения философии познание бывает: чувственное; рациональное; житейское; научное; интуитивное; художественное и др. Человечество во все времена стремилось к приобретению новых знаний. Овладение тайнами бытия является выражением высших устремлений творческой активности разума, который составляет гордость человека и человечества. Знание образует сложную систему, выступающую в виде социальной памяти, богатства ее передаются от поколения к поколению, от народа к народу с помощью механизма социальной наследственности, культуры. Теория познания – специальное исследование познания, которое делится: – на критику познания, отталкивающуюся от существовавшего до сих пор типа познания, в котором она критически отказывает наличному знанию; – на теорию познания в узком смысле, предметом которой является этот тип познания. Проблемы, которые изучает теория познания: – природа познания; – возможности и границы познания; – отношение знания и реальности; – соотношение субъекта и объекта познания; – предпосылки познавательного процесса; – условия достоверности знания; – критерии истинности знания; – формы и уровни познания и др. Теория познания с самого начала развивается во взаимодействии с наукой: – одни ученые изучают объективную реальность, а другие – саму реальность исследования: это жизненно необходимое разделение духовного производства; – одни находят знания, а другие – знания о знании, которые важны и для самой науки, и для практики, и для выработки целостного мировоззрения. Теория познания также называется гносеологией, или эпистемологией. Эти термины происходят из греческого языка: – gnosis – познавание, узнавание (познание, знание); – episteme – знание, умение, наука. В русском языке термин «познание» имеет два основных значения: – знание как данность, добытый факт; – процесс узнавания, добычи знания в первом смысле. Основной задачей гносеологии является исследование природы «готового» знания, а не методов его получения. Поскольку истина является объективной стороной знания, которая состоит в отношении с субъективной его стороной, постольку гносеология в своем развитии определяет предмет психологии знания. Теория познания должна: – обосновывать всякое знание, в том числе естественно-научное и философское; – объяснять саму возможность такого знания, его сущность, содержание понятия истины, ее критерии. Теория познания: – исследует природу человеческого познания; – исследует формы и закономерности перехода от поверхностного представления о вещах (мнения) к постижению их сущности (истинного знания); – рассматривает вопрос о путях достижения истины, о ее критериях; – исследует то, как человек впадает в заблуждения и каким образом преодолевает их. Основным вопросом для гносеологии был и остается вопрос о том, какой практический, жизненный смысл имеет достоверное знание о мире, о самом человеке и человеческом обществе.
|