Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Региональная экономическая политика и ее составляющие
Региональная политика (РП) — охватывает комплекс различных законодательных, административных и экономических мероприятий, проводимых как центральными, так и местными органами власти и направленных на регулирование процессов размещения производительных сил. Региональная политика государства — это сфера деятельности по управлению экономическим, социальным и политическим развитием страны в пространственном, региональном аспекте, т. е. связанная с взаимоотношениями между государством и районами, а также районов между собой. Региональная политика представляет собой составную часть национальной стратегии социально-экономического развития и охватывает следующие основные направления: 1) определение соотношения движущихся сил регионального развития и обеспечение их взаимодействия (государственный и частный сектора экономики, внутренние и внешние факторы развития региона и средства); 2) соотношение общегосударственного и регионального аспектов развития, центрального и регионального уровней управления экономикой; 3) подъем экономики отсталых районов и освоение новых районов и ресурсов; 4) национально-экономические вопросы (в условиях многонационального государства); 5) проблемы урбанизации. К направлениям региональной политики следует отнести также региональные аспекты демографической, аграрной политики и другие мероприятия государственной власти. Региональная политика играет значительную роль, в наиболее развитых странах, хотя в менее развитых странах региональные проблемы часто оказываются более острыми. Это связано с тем, что проведение региональной политики требует значительных средств. Задачи и содержание р.п. Из за природно-географических различий, социально-демографических, экономических и других условий на территории России региональная экономика имеет исключительно важное значение. В современных условиях, в период перехода к рыночным отношениям, роль региональной политики еще более возрастает. Это обусловлено: -необходимостью учета специфики регионов при проведении экономической реформы, переноса ряда направлений реформы на региональный уровень, учет отличающихся стартовых условий регионов; -усилением центробежных, сепаратистских настроений в регионах, дезинтеграцией экономического пространства; -незавершенностью и противоречивостью преобразования национально-государственного устройства России и разграничения компетенций федеральных и региональных органов управления; -политической нестабильностью и межэтнической напряженностью в ряде регионов; -геополитическими и социально-экономическими последствиями распада СССР; экономическим кризисом, острыми проблемами в регионах. Почти вся территория России относится теперь к разного рода проблемным регионам. В региональной политике акценты переместились с освоения новых районов на стабилизацию в них и преодоление депрессивного состояния старых регионов, с ограничения роста крупных городов — на возрождение малых городов и сельских поселений; изменилось соотношение центрального и регионального уровней управления появились новые проблемы — безработица, достигающая в некоторых регионах критического уровня; беженцы и вынужденные переселенцы; резкое ухудшение социально-экономической ситуации во многих регионах. 32. Свободные экономические зоны: понятие, классификация. Шпаргалка Государственное регулирование свободных экономических зон. Роль СЭЗ в экономическом развитии страны и региона. СЭЗ представляет собой ограниченный район, часть территории страны, в пределах которой действует льготный режим хозяйствования и внешнеэкономической деятельности, предприятиям предоставлена более широкая свобода экономических действий. Правительства различных стран, создавая СЭЗ, преследуют самые разнообразные цели. К таким относятся: активизация деятельности предприятий, расположенных на их территории; модернизация промышленности; насыщение внутреннего рынка высококачественными товарами; развитие внешнеэкономических связей; расширение экспорта и импорта; привлечение иностранных инвестиций; освоение новых технологий; развитие экономически отсталых районов; повышение квалификации рабочей силы и т. д. Для СЭЗ устанавливаются специальные, облегченные таможенные, торговые режимы, предоставляется широкая свобода перемещения капитала, товаров и специалистов, применяется льготный режим налогообложения предприятий. В зависимости от профиля деятельности, целей создания зон и характера предоставления свободы различают следующие зоны: – свободные таможенные территории (освобождаются от таможенных пошлин на ввоз и вывоз товаров); – экспортные промышленные зоны (создаются для развития в них промышленности, производящей продукцию на экспорт); – зоны свободной торговли (характеризуются снятием ограничений на торговлю); – зоны совместного предпринимательства (предназначены для осуществления бизнеса с участием предпринимателей из разных стран); – свободные «открытые» зоны (характеризуются высокой степенью доступа в них граждан других стран для ведения экономической деятельности); – технологические зоны (ставят своей целью развитие прогрессивных технологий); – комплексные зоны (сочетают свойства остальных). Зоны этого вида создаются, как правило, в непосредственной близости от крупных международных морских портов, аэропортов, железнодорожных узлов. Такие зоны не требуют крупных финансовых и материальных ресурсов. Они способствуют повышению эффективности внешних экономических связей. Роль государственного регулирования СЭЗ сводится к организации работ, определению приоритетов в типах зон, в выборе регионов, подготовке и обеспечении организационно-правовой базы. Сфера государственного регулирования СЭЗ охватывает все финансовые, организационно-экономические, нормативно-правовые проблемы, предвидеть и решить которые на более низком уровне хозяйствования объективно невозможно. В подобной регламентации нуждается широкий спектр отношений между хозяйствующими субъектами всех уровней: финансовых, организационно-экономических, нормативно-правовых и др. Процесс государственного регулирования СЭЗ можно рассматривать на нескольких уровнях: межгосударственном и государственном, внутризональном. 33.Соотношение понятий «региональная экономики», «региональная политика (цели, стратегии, задачи). Обоснование приоритетов в развитии экономики регионов. Региональная экономика Областью исследования региональной экономики является закономерность функционирования экономики страны как система взаимодействующих экономических регионов, зон, районов, субъектов федерации, территориально-производственных комплексов, промышленных узлов, городских агломераций; рациональное распределение экономических ресурсов Цели стратегии поступательного и стабилизационного развития; разработка долгосрочных программ по отдельным отраслям региона; конкретные тактические задачи по развитию служб региона
|