Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Структура метода гипотезы.






1. Ознакомление с эмпирическим материалом, подлежащим теоретическому объяснению.

2. Выдвижение догадки или предположения о причинах и закономерностях данных явлений.

3. Оценка серьезности предположения и отбор из множества догадок наиболее вероятной (проверяется прежде всего на логическую непротиворечивость).

4. Разворачивание выдвинутого предположения и дедуктивное выведение из него эмпирически проверяемых следствий.

5. Экспериментальная проверка выведенных из теории следствий. Статус объясняющего з-на, принципа или теории получает лучшая по результатам проверки из предложенных гипотез. От такой гипотезы требуется максимальная объяснительная и предсказательная сила.

Метод гипотезы – сложный комплексный метод познания, включающий в себя многообразие его форм и направлений на установление законов, принципов, теорий.

Виды гипотез:

1. объяснительные;

2. экзистенциальные – предположения о существовании неизвестных науке элементарных частиц и т.п.;

3. основные/вспомогательные;

4. математическая (сначала для объяснения количественных зависимостей подбирается из смежных областей науки подходящее уравнение, что часто предполагает и его видоизменение, а затем этому уравнению пытаются дать содержательное истолкование).

ДИНАМИКА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ на примере физики (Из Стёпина)

Подход к научному исследованию как к исторически развивающемуся процессу означает, что сама структура научного знания и процедуры его формирования должны рассматриваться как исторически изменяющиеся.

Основные ситуации, характеризующие процесс развития научных знаний:

1. взаимодействие картины мира и опытных фактов,

2. формирование первичных теоретических схем и законов,

3. становление развитой теории (в классическом и современном вариантах).

1. Взаимодействие научной картины мира и опыта может реализовываться в двух вариантах.

1. на этапе становления новой области научного знания (научной дисциплины) и,

2. в теоретически развитых дисциплинах при эмпирическом обнаружении и исследовании принципиально новых явлений, которые не вписываются в уже имеющиеся теории.

Сит. 1: в этих условиях эмпирическое исследование целенаправлено сложившимися идеалами науки и формирующейся специальной научной картиной мира (картиной исследуемой реальности). Последняя образует тот специфический слой теоретических представлений, который обеспечивает постановку задач эмпирического исследования, видение ситуаций наблюдения и эксперимента и интерпретацию их результатов.

Специальные картины мира как особая форма теоретических знаний являются продуктом длительного исторического развития науки. Целенаправляя наблюдения и эксперименты, картина мира всегда испытывает их обратное воздействие. Полученные из наблюдения факты могут не только видоизменять сложившуюся картину мира, но и привести к противоречиям в ней и потребовать ее перестройки. Лишь пройдя длительный этап развития, картина мира очищается от натурфилософских наслоений и превращается в специальную картину мира, конструкты которой (в отличие от натурфилософских схем) вводятся по признакам, имеющим опытное обоснование.

Напр.: механическая картина мира в физике вконце XVI - первой половине XVII в. Важнейшую роль в построении механической картины мира сыграли: принцип материального единства мира, исключающий схоластическое разделение на земной и небесный мир, принцип причинности и закономерности природных процессов, принципы экспериментального обоснования знания и установка на соединение экспериментального исследования природы с описанием ее законов на языке математики. Обеспечив построение механической картины мира, эти принципы превратились в ее философское обоснование

Сит.2: Ситуация взаимодействия картины мира и эмпирического материала, характерная для ранних стадий формирования научной дисциплины, воспроизводится и на более поздних этапах научного познания. Даже тогда, когда наука сформировала слой конкретных теорий, эксперимент и наблюдение способны обнаружить объекты, не объясняемые в рамках существующих теоретических представлений. Тогда новые объекты изучаются эмпирическими средствами, и картина мира начинает регулировать процесс такого исследования, испытывая обратное воздействие его результатов.

Регулятивная функция картины мира по отношению к процессу наблюдения: она помогает не только сформулировать первичные гипотезы, которые целенаправляли наблюдения, но и помогала найти правильную интерпретацию соответствующих данных, обеспечивая переход от данных наблюдения к фактам науки.

Таким образом, первичная ситуация, характеризующая взаимодействие картины мира с наблюдениями и экспериментами, не отмирает с возникновением в науке конкретных теорий, а сохраняет свои основные характеристики как особый случай развития знания в условиях, когда исследование эмпирически обнаруживает новые объекты, для которых еще не создано адекватной теории.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.005 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал