Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Структура метода гипотезы.
1. Ознакомление с эмпирическим материалом, подлежащим теоретическому объяснению. 2. Выдвижение догадки или предположения о причинах и закономерностях данных явлений. 3. Оценка серьезности предположения и отбор из множества догадок наиболее вероятной (проверяется прежде всего на логическую непротиворечивость). 4. Разворачивание выдвинутого предположения и дедуктивное выведение из него эмпирически проверяемых следствий. 5. Экспериментальная проверка выведенных из теории следствий. Статус объясняющего з-на, принципа или теории получает лучшая по результатам проверки из предложенных гипотез. От такой гипотезы требуется максимальная объяснительная и предсказательная сила. Метод гипотезы – сложный комплексный метод познания, включающий в себя многообразие его форм и направлений на установление законов, принципов, теорий. Виды гипотез: 1. объяснительные; 2. экзистенциальные – предположения о существовании неизвестных науке элементарных частиц и т.п.; 3. основные/вспомогательные; 4. математическая (сначала для объяснения количественных зависимостей подбирается из смежных областей науки подходящее уравнение, что часто предполагает и его видоизменение, а затем этому уравнению пытаются дать содержательное истолкование). ДИНАМИКА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ на примере физики (Из Стёпина) Подход к научному исследованию как к исторически развивающемуся процессу означает, что сама структура научного знания и процедуры его формирования должны рассматриваться как исторически изменяющиеся. Основные ситуации, характеризующие процесс развития научных знаний: 1. взаимодействие картины мира и опытных фактов, 2. формирование первичных теоретических схем и законов, 3. становление развитой теории (в классическом и современном вариантах). 1. Взаимодействие научной картины мира и опыта может реализовываться в двух вариантах. 1. на этапе становления новой области научного знания (научной дисциплины) и, 2. в теоретически развитых дисциплинах при эмпирическом обнаружении и исследовании принципиально новых явлений, которые не вписываются в уже имеющиеся теории. Сит. 1: в этих условиях эмпирическое исследование целенаправлено сложившимися идеалами науки и формирующейся специальной научной картиной мира (картиной исследуемой реальности). Последняя образует тот специфический слой теоретических представлений, который обеспечивает постановку задач эмпирического исследования, видение ситуаций наблюдения и эксперимента и интерпретацию их результатов. Специальные картины мира как особая форма теоретических знаний являются продуктом длительного исторического развития науки. Целенаправляя наблюдения и эксперименты, картина мира всегда испытывает их обратное воздействие. Полученные из наблюдения факты могут не только видоизменять сложившуюся картину мира, но и привести к противоречиям в ней и потребовать ее перестройки. Лишь пройдя длительный этап развития, картина мира очищается от натурфилософских наслоений и превращается в специальную картину мира, конструкты которой (в отличие от натурфилософских схем) вводятся по признакам, имеющим опытное обоснование. Напр.: механическая картина мира в физике вконце XVI - первой половине XVII в. Важнейшую роль в построении механической картины мира сыграли: принцип материального единства мира, исключающий схоластическое разделение на земной и небесный мир, принцип причинности и закономерности природных процессов, принципы экспериментального обоснования знания и установка на соединение экспериментального исследования природы с описанием ее законов на языке математики. Обеспечив построение механической картины мира, эти принципы превратились в ее философское обоснование Сит.2: Ситуация взаимодействия картины мира и эмпирического материала, характерная для ранних стадий формирования научной дисциплины, воспроизводится и на более поздних этапах научного познания. Даже тогда, когда наука сформировала слой конкретных теорий, эксперимент и наблюдение способны обнаружить объекты, не объясняемые в рамках существующих теоретических представлений. Тогда новые объекты изучаются эмпирическими средствами, и картина мира начинает регулировать процесс такого исследования, испытывая обратное воздействие его результатов. Регулятивная функция картины мира по отношению к процессу наблюдения: она помогает не только сформулировать первичные гипотезы, которые целенаправляли наблюдения, но и помогала найти правильную интерпретацию соответствующих данных, обеспечивая переход от данных наблюдения к фактам науки. Таким образом, первичная ситуация, характеризующая взаимодействие картины мира с наблюдениями и экспериментами, не отмирает с возникновением в науке конкретных теорий, а сохраняет свои основные характеристики как особый случай развития знания в условиях, когда исследование эмпирически обнаруживает новые объекты, для которых еще не создано адекватной теории.
|