Студопедия

Главная страница Случайная страница

КАТЕГОРИИ:

АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника






Компетенция Конституционного Суда Республики Беларусь.






Конституционный Суд Республики Беларусь рассматривает дела и дает заключения по предложениям Президента Республики Беларусь, Национального Собрания Республики Беларусь, Верховного Суда Республики Беларусь, Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь в следующих случаях:

- о соответствии законов, декретов, указов Президента, международных договоров и иных обязательств Республики Беларусь Конституции и международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь;

- о соответствии актов межгосударственных образований, в которые входит Республика Беларусь, указов Президента, изданных во исполнение закона, Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь; законам и декретам;

- о соответствии постановлений Совета Министров, актов Верховно­го Суда, Высшего Хозяйственного Суда, Генерального прокурора Консти­туции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам;

- в случаях, предусмотренных Конституцией и Законом о «Конституционном Суде Республики Беларусь», Конституционный Суд по предложению Президента дает заключение о наличии фактов систематического или грубого нарушения палатами Парламента Конституции Республики Беларусь.

Конституционный Суд Республики Беларусь готовит ежегодные послания Президенту и палатам Парламента о состоянии конституционной законности в стране.

Порядок рассмотрения дел Конституционным Судом Республики Беларусь.

Предложения, которые поступают на рассмотрение Конституционного Суда Республики Беларусь, подлежат пред­варительному изучению в Секретариате Конституционного Суда. После это­го изучения Председатель Конституционного Суда вправе принять решение о возбуждении дела, его отклонении, возвращении инициатору для устранения недостатков.

Решение Конституционного Суда - различные по своей форме правовые акты, посредством которых Конституционный Суд реализует свою волю.

В Регламенте Конституционного Суда Республики Беларусь содержится перечень видов его решений. Главное место занимают заключения Конституционного Суда Республики Беларусь. Помимо решений, принимаемых данным судом в порядке проверки конституционности нормативных актов, могут приниматься также решения по вопросам организационного характера.

Прежде чем принять заключение, Конституционный Суд Республики Беларусь анализирует обычно широкий круг нормативных актов Республики Беларусь, международных документов, правоприменительную практику, так как без этого трудно сформировать согласованную позицию Конституционного Суда Республики Беларусь.

По итогам рассмотрения дела в зависимости от субъекта, обратившегося в Конституционный Суд Республики Беларусь, председательствующий объявляет об окончании слушания дела и указывает дату вынесения заключения, которое выносится на закрытом заседании, где судьи Конституционного Суда имеют право высказывать свое мнение по рассматриваемому вопросу, просить других судей уточнить свою точку зрения по данному вопросу.

Решения Конституционного Суда Республики Беларусь принимаются голосованием путем поименного опроса судей. Они голосуют «за» или «против» и не имеют права воздержаться или не принимать участия в голосовании. Решение считается принятым, если за него проголосовало большинство судей от полного состава Конституционного Суда Республики Беларусь.

Решения Конституционного Суда Республики Беларусь оформляются в виде отдельного документа или протокола.

Заключение Конституционного Суда Республики Беларусь объявляется не позднее чем через 15 дней после окончания слушания дела. Оно может быть опубликовано в журнале «Вестник Конституционного Суда Республики Беларусь».

В 3-дневный срок после объявления заключение направляется:

- Президенту Республики Беларусь;

- Национальному собранию Республики Беларусь (обеим палатам);

- Премьер-министру Республики Беларусь;

- Председателю Верховного Суда Республики Беларусь;

- Председателю Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь;

- Генеральному Прокурору Республики Беларусь;

- Министру юстиции Республики Беларусь;

- сторонам по делу;

- иным государственным органам и служебным лицам.

Признание нормативного акта либо отдельных его положений не соответствующими Конституции Республики Беларусь или акта обладающим более высокой юридической силой является основанием для отмены в установленном порядке положений других нормативных актов, основанных на таком акте или на его отдельных положениях либо воспроизводящих его или содержащих эти положения.

Если же признанные неконституционными положения содержатся в другом, обладающем более высокой юридической силой акте, чем проверяемый акт, то Конституционный Суд обязан также предложить компетентному органу принять меры для приведения его в соответствие с Конституцией Республики Беларусь.


Поделиться с друзьями:

mylektsii.su - Мои Лекции - 2015-2024 год. (0.006 сек.)Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав Пожаловаться на материал