Главная страница Случайная страница КАТЕГОРИИ: АвтомобилиАстрономияБиологияГеографияДом и садДругие языкиДругоеИнформатикаИсторияКультураЛитератураЛогикаМатематикаМедицинаМеталлургияМеханикаОбразованиеОхрана трудаПедагогикаПолитикаПравоПсихологияРелигияРиторикаСоциологияСпортСтроительствоТехнологияТуризмФизикаФилософияФинансыХимияЧерчениеЭкологияЭкономикаЭлектроника |
II. Змей, сын Зари и Падение ангелов
Серьезное исследование каббалистических размышлений на тему устройства сообщества ангелов, истории падения ангелов и иерархии в мире демонов, сложившейся вследствие этого, должно начинаться с Талмуда и само по себе предприятие исключительной важности, поскольку за этой литературой стоит все верование Востока. Я не пытаюсь делать вид, будто знаю, что остается сказать на сей счет, помня об уже существующих объемных историях, начиная, скажем, с труда Ван Дейла, написанного в конце XIX в.1 К счастью, подобное исследование не входит в нашу задачу, поскольку в Зогаре и у его толкователей не так уж много материала, относящегося к этому предмету с позиции Тайной Доктрины, хотя есть масса курьезнейших спекуляций и суеверных домыслов. Было бы неблагодарным трудом пытаться собрать их без должного истолкования, а поскольку некоторые схемы были уже приведены в предыдущей Книге, я ограничусь несколькими общими выкладками с целью прояснить ряд моментов, приведших к Падению человека и последствиям этого судьбоносного события. Полагаю, что прежде всего надо сказать несколько слов о самой теме зла и о том, как она освещена в тексте. Есть немало высказываний, часть из которых мы уже приводили в разных местах, где в явной или завуалированной форме проводится мысль о том, что Бог Творец и зла2. Предлагается система, в которой не только все вещи исходят от Бога, но Он имманентен всему сущему; таким образом, нет ничего противоестественного в приятии последствий такого положения как данности без возражений и поправок, а потому эта проблема не является камнем преткновения для каббалистов. В их сознание не входила мысль апостола Павла о том, что вся тварь стенает и мучается, идея о том, что вся Природа и все живое страдает, была чужда им, несмотря на присущее им обостренное сознание тяжелого бремени избранничества, возложенного на Израиль. Без всяких колебаний допускается, – и эта мысль проходит красной нитью через многие высказывания, – что Святой Благословенный создал и праведников и грешников3, или, еще прозрачнее, что он создал человека из духа добра и духа зла. Оправдание в том факте, что зло служит добру, потому что добро привлекает зло к ответу4. Кроме того, Бог создал определенное Древо, вкушение от которого означало, что в бытие человека входит полное осознание злой стороны вещей; но исключающая оговорка здесь в том, что это одновременно наделило его знанием добра. Не подлежит сомнению – и мы в этом уже убедились, – что с этой точки зрения Древо Греха синоним или образ Письменного Закона, ибо он есть запрет над всеми вещами и дает определение зла и отделяет все то, что так определено, от того, что понимается как добро. Вместе с тем понимается, что это определение формальное и не затрагивает сути вещей5. В Зогаре нет четкой схемы иерархического устройства сообщества Благословенных Ангелов, но то здесь, то там мы читаем о великих силах небесных, об ангельских сонмах и воинствах, тьмах стражей, призванных, как правило, чтить Своего Создателя, – например, когда ангелы сопровождают Шхину в некоторых ее миссиях6, – и есть еще множества посланцев. Из их среды выделяется Метатрон: он вождь Невидимого Воинства, ему отведено место непосредственно под Престолом Божиим7; но ничего подобного четкой схеме из девяти ангельских чинов, как это мы находим у Дионисия Ареопагита8, здесь нет и в помине, хотя нечто близкое встречается в поздней Каббале. Что касается устройства сообщества демонов, то есть разные категории или чины, состоящие из ангелов, не удержавшихся в своей первобытной святости, и из демонов, различных по своему происхождению9. Они, как сообщается, составляют десять ступеней или венцов внизу10 в зеркальном соответствии с многочисленными иерархическими градациями наверху11, различаются по внешнему виду, но сообщаются друг с другом, будучи ответвлениями одного древа. Есть десять венцов справа и десять слева12, потому что в царстве демонов есть правая и левая сторона по образу Царства Божьего13. Есть даже инфернальная триада по принципу Святой Троицы в Высшем Мире, и ритуал поедания пасхального Агнца установлен с целью разрушить ее силу14. Есть и нечистые Серафим в обличье змея, эманировавшие из злого змея15. Есть, наконец, и нечистые Дворцы, с одной стороны, с точностью до наоборот отражающие устройство небесных Дворцов, а с другой – соответствующие семи именам, усваиваемым духу-искусителю, а именно: Сатан, Нечистый, Враг, Камень Преткновения, Не-обрезанный, Злой, Лукавый16. Метафизическое, как я бы назвал, истолкование следующее. Когда пассивный свет, означенный как тьма в Писании, соединился с активным светом правой стороны17, следуя принятому устроению Древа сфирот, многие небесные воинства – из чего можно заключить наличие некоего антагонизма между ангельскими чинами – вместо предустановленной гармонии или равновесия, обеспечиваемого Срединным Столпом, – выступили на стороне левого света и были готовы восстать против правого. Когда Срединный Столп явил Совершенное Единство Бога, добрые воинства отказались от борьбы и подчинились, а злые18 упорствовали, и следствием этой непримиримости было создание ада. Таким образом, раздор был привнесен в мир обеих сторон, и смысл этого текста сводится, как можно предполагать, к тому, что какие-то отзвуки этой распри сохранились в силах добра, хотя о духе мятежа нет и речи. Опорный текст Писания таков: «И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью»19; этот стих имеет множество истолкований, а в данном случае означает, что Он отделил раздор, причина которого была в ангелах, не сумевших устоять в своем первозданном состоянии, от раздора, который привнесли в мир те, кто был низвергнут в бездну. Оба нестроения имели последствия внизу; но нестроение первой категории способствовало небесной славе, ибо именно слава Божия была его конечной целью, и, когда эта цель была достигнута, оно изжило себя. Но все это относится к одной категории душ, свергнутых с небес и скованных в бездне. Был другой класс, и его падение связано с моментом, когда Святой призвал сонмы высших ангелов и сообщил им, что Он замыслил сотворить человека и советовался с ними о целесообразности этого замысла20. Они ответили словами Псалмопевца: «Но человек в чести не пребудет; он уподобится животным, которые погибают»21. Тогда Святой Благословенный простер перст и сжег эти благословенные воинства, после чего призвал в Свое присутствие другие и обратился к ним с тем же сообщением, на что те в свой черед ответили вопросом: «Что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что Ты посещаешь его?»22 Господь объяснил, что человек должен быть создан по Его образу и что он будет превосходить тех, к кому Он обращается. Какова участь этих ангелов, не сообщается23. Были, наконец, и еще Сыны Божии, которые «увидели дочерей человеческих, что они красивы»24, в их число входили Узза и Азаэль, которые вступили в спор со Шхиной в вопросе о целесообразности сотворения Адама, провидя, что он совершит грехопадение со своей женой, на что Шхина отвечала, что прежде, чем выдвигать обвинение подобного рода, им лучше самим позаботиться о сохранении своей непорочности25. Это было сказано, так сказать, к злобе дня, но сыны Божии действительно были увлечены дочерями человеческими и «брали их себе в жены, какую кто избрал»26, вследствие чего Шхина лишила их святости и причастности к вечному блаженству27, как это было с мятежными ангелами первой категории: их участь – вечно гореть в Шеоле28. По другой версии, встречающейся в другом месте в Зогаре, Узза и Азаэль были очарованы злыми дочерями Каина29, но в другом месте сказано, что Сыны Элохима, или Бога, были в действительности сынами Каина. В вопросах не очень принципиальных мы можем позволить себе выбор из предлагаемых вариантов. Еще в одном месте читаем, что до развращения мира все люди именовались Сынами Элохима30. Когда Узза и Азаэль были низвергнуты на землю, они приняли человеческое обличье, которое стало для них тюрьмой31. Это уже после того – по этой версии – их соблазнили женщины, и они и по сей день живут в этом мире, обучая людей искусству магии, которому они стали учить их сразу же после своего схождения на землю. Они были прикованы к неким черным горам, которые часто посещали Лаван и Валаам, чтобы научиться у них запретному искусству32. Судя по всему, было всего пять чинов умных сущностей, низверженных на землю, причем некоторые из них обладали человеческими телами33. Это были исполины из Книги Бытия, Нефилим, потомки Амалика, Самозванца Талмуда и т. д. Есть замечание о том, что они якобы были причиной разрушения Храма. В одном месте в Зогаре делается различие между змеем, о котором идет речь в Книге Бытия, и змеем, который действует потом. Эта змея женского рода, и ее же называют Блудницей34. Она жена того, кто ездит на ее спине35, а это Самаэль, ангел смерти. В таком же духе получается, что на демонической стороне есть мужское и женское, как и на стороне святости36, хотя в грубом и обобщенном смысле правая сторона считается мужской, а левая женской. Самаэль – это дух-искуситель, назначение которого испытывать человека, и его другое имя – Конец Тьмы, что равнозначно «концу всякой плоти»37. Однако когда в Зогаре речь идет о духе зла в родовом плане, то там утверждается, что это некто старый и неразумный38, – совсем в духе европейского фольклора, где Сатана всегда бедное и глуповатое создание, которое легко обвести вокруг пальца, чем и заканчиваются обычно подобные сюжеты. Когда Господь проклял змея и повелел ему впредь ходить на чреве своем, это означало, что Он отнял у него те конечности, что служат опорой телу, и здесь каббалистический текст преподносит нам одно из своих откровений, продолжая эти слова следующим замечанием: «Но Израиль, лишенный опоры Закона, который был создан, чтобы поддерживать его, как холмы вокруг Иерусалима, отдал свои ноги змее, чтобы поддерживать ее». Как есть змей внизу, продолжающий свое дело в мире, так есть священный змей в Высшем Мире, и он бдит человечество на всех дорогах и путях и сдерживает власть нечистой змеи. Он – одно из украшений небесного престола. Судя по тому, что говорится об особенностях связи Самаэля и злой змеи, они легко переходят друг в друга, и, вероятно, именно таким образом узнаем мы о великом змее – драконе поздней Каббалы, – который был низвергнут в бездну вместе с его воинствами, когда впервые было высечено Святое Имя из сорока двух букв на печати Бога. Но бездна впоследствии выпустила демонов, и поверхность земли была покрыта тьмой до тех пор, пока небесный свет не осветил мир40. Этот дух зла имел в своем распоряжении вождей и посланцев, которые вмешивались во все дела человеческие; но змей мог только совращать души, соблазняя их оправданием неправедных деяний41. Вследствие этого Израиль по сю пору страдает из-за нечестий, исшедших со стороны этого первого змея; от нечестий злотворных духов и от беззаконий демонов; но более всего от злых действий того конкретного гада, имя которого «иной бог» и которого отождествляют с Амаликом42. Считается, что он причина всех нестроений, творящихся в мире, во всех его ступенях. Судя по всему, он на мужской стороне и, как таковой, убийца, а его жена смертоносный яд, поскольку она склоняет к идолопоклонничеству. Любопытно в этом отношении, что имя Самаэль – ^К'аа – означает, как считается, «яд Божий». Он же Ангел Смерти, умерщвляющий людей одной каплей яда. Амалик, очевидно, его синоним. В то же время говорится, что есть два демона, sub voce Амалик, и Божье проклятие, наложенное на первого змея, относится к обоим. В остальном демоны суть отбросы земли и обозначаются словом «Тоху», тогда как Боху называется чистая от демонов область земли43. Далее следует, что первобытное состояние – это и есть инфернальные сонмы, в такой степени смешавшиеся с материей, что представляют собой единое тело с ней. Разделение совершилось благодаря огню, который назван в Писании «тьма над бездной»44. Для окончательного очищения Святой Дух парил над водами45. Еще добавляется, что до окончательного завершения очищения дух демона вклинивался между небом и материей и лишал человека возможности чистого видения Бога46 – еще один намек на то, что история творения – это одно из состояний души. К сожалению, Зогар – при всем изобилии спорадических высказываний такого рода – не предлагает и одного процента материалов, необходимых для того, чтобы составить четкое представление об этом учении, и такое же замечание приложимо к общей истории избранничества, частью которого оно является, отчего эту фазу Тайной Доктрины не удается развить в последовательную и завершенную систему. Мы еще встретимся со Змеей и Самаэлем в следующей главе и выявим, каким образом они причастны к Тайне пола. В заключение этой части следует сказать, что зогарический князь демонов никогда не сравнивается с утренней звездой или каким-то иным небесным светилом. Не могу припомнить ни одного места, где бы в Зогаре встречалось слово ^'Л = = Дневная Звезда = Люцифер в качестве синонима Сатаны. И наконец, мир не избавится от змеи, пока не придет Мессия-Царь, который навсегда победит смерть47. Что же касается ее дальнейшей участи, то здесь мнения мудрецов разделяются, что, впрочем, почти с неизбежностью случается всегда, как только речь заходит о проблемах эсхатологии. Здесь, волей-неволей, нам придется, так сказать, сложить в сердца наши все примитивные формы мышления, чтобы смириться с идеей о том, что Святой, да будет Он благословен, создал духа-искусителя, дабы Он мог испытывать человека48; но таков, как мы видели, один из тезисов, и за ним следует, что «и он служитель Бога». Может быть, на этом основывается совет не оскорблять демона, поскольку в силу наложенного на него служения он будет спасен как исполнитель Божьей кары. Кроме того, поскольку инфернальное мужское и женское начало символизирует Тайну пола в глубинах развращенности, мы не должны упускать из виду, что даже в этих глубинах подобное состояние по-своему отражает Божественную Тайну, и говорить, что в этом не может не быть элемента внутренней возможности искупления, – значит все же увязывать проблему с истинным положением вещей, направленным на оправдание Божьих Путей во всех концах вселенной49. Si descendero ad infernum, ades. Вот почему в одном из фрагментарных текстов, введенных в основной Зогар, утверждается, что даже злой дух будет спасен в конце дней50. Такой вывод сделан со свойственной Зогару произвольностью из слов: «И возвратил все имущество и Лота, сродника своего»51. Подобное обоснование от Писания не должно смущать, поскольку дело не в нем, а вот значение сформулированного истолкования трудно переоценить. Я уже говорил, что зогарическая экзегеза зачата и рождена в доме отчаяния.
|